Контора фирмы братьев Эльворти в Омске. К вопросу атрибуции памятника архитектуры.
Здание конторы братьев Роберта и Томаса Эльворти, находящееся в Омске на углу ул. Тарской, 6 и ул. Павла Морозова, является одним из лучших образцов стиля модерн в городе. Малый архитектурный ансамбль построек Акционерного общества сельскохозяйственных машин «Эльворти» состоит из трехэтажного углового здания конторы и четырехэтажного склада, которые своими западными фасадами формируют восточную сторону Соборной площади (рис. 1).
Анализ архивных фотоснимков этой территории показывает, что автор проекта зданий Эльворти не ставил задачи вписать свое творение в сложившуюся архитектурную среду, - наоборот, сам формировал её, придерживаясь обычных условий Омской городской Думы, касающихся новостроек в центре города – «строить не ниже двух этажей, из кирпича, в срок не более четырёх лет».
Имя автора проекта Комплекса Эльворти не было известно, но некоторые предположения, как говорится, «витали в воздухе». Представлялось вполне закономерным, что проект капитального здания создал тот же архитектор, что и павильон для фирмы Эльворти на 1-й Западно-Сибирской промышленной и сельскохозяйственной выставке, проходившей летом 1911 года в Омске. Но сличение обликов временного павильона и здания на ул. Тарской не давало никаких оснований приписать их одному автору, – так мало общего между этими вариациями модерна (рис. 2). Разве что кованый козырек был перенесен с деревянного павильона на главный вход конторы со стороны улицы Базарной, ныне улицы П. Морозова.
Как известно, проектами павильонов для Западно-Сибирской выставки занимались: омский областной архитектор В. К. Терлецкий,1 Г. А. Сизиков, красноярский архитектор Л. А. Чернышев. Одно время выставочным архитектором числился и городской архитектор П. Ф. Горбачев,2 выполнивший генплан размещения построек в Загородной роще, сметы и чертежи; но через три месяца после назначения, в 1909 году он отказался от этой чести, будучи загруженным штатной работой.
С начала 1910 года разработку проектов главного и дополнительного павильонов, генплана и смет вел гражданский инженер из Петербурга – Владимир Константинович Терлецкий. Однако неприятие его генерального плана выставки (в центре Омска, за Московскими торговыми рядами),3 а также то обстоятельство, что павильоны планировались временными, а не каменными (с последующей передачей их городу), побудило В. К. Терлецкого также отказаться от работы [1].
В июле 1910 года главным архитектором Западно-Сибирской выставки становится красноярец Леонид Александрович Чернышев (1875-1932). Несколько слов об этом мастере, волей судьбы ставшим «пионером» омского модерна.
Л.А. Чернышев родился в Енисейской губернии, в небедной крестьянской семье, через пять лет после его рождения перебравшейся в Красноярск. Благодаря знакомству своего отца с В.И. Суриковым, рано заметившим одаренного мальчика, Леонид в 1892 году поступает на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, которое заканчивает в 1901 году с серебряной медалью и званием неклассного художника.
Желание продолжить свое образование привело Л. А. Чернышова в Художественное училище при Петербургской Академии Художеств, куда он был принят вольнослушателем в январе 1904 года в класс профессора А.Н. Померанцева — одного из крупнейших русских зодчих рубежа XIX-XX вв. Учебу в Академии Л. А. Чернышов сочетает с творческой деятельностью под руководством известных русских архитекторов.
В 1904 году в качестве практиканта Чернышов принимает участие в строительстве и отделке одного из блоков московской гостиницы «Метрополь» архитектора В.Ф. Валькотта. Здесь он познакомился буквально со всеми особенностями строительного искусства «на уровне современных возможностей». В Петербурге молодой художник усиленно изучает различные типы зданий, много рисует, посещает стройки крупнейших городских объектов в формах «нового стиля».
В 1907 году Л. А. Чернышев возвращается в Красноярск и поступает на службу в Училищную комиссию при красноярской городской Управе. Его заказчиками становятся городская управа, различные ведомства и организации, частные лица.
В 1910-1911 годах Чернышев проживает в Омске, на ул. Учебной, 32, в доме Попова [2]. Здесь его захватывает масштабная работа на упомянутой промышленной выставке: он переделывает проект Главного павильона Терлецкого, проектирует Научный («Египетский») павильон; Молочный, Машинный, Переселенческий, «Альфа-Нобель», «Бавария», а также «мавританский» Театр-ресторан и Главный вход. Огромный объем работ им был выполнен менее чем за год - со второй половины 1910 года по середину 1911 года. Среди заказчиков Л. А. Чернышева – известнейшая английская фирма по продаже сельскохозяйственных орудий братьев Эльворти.
Сведения об омских работах Л. А. Чернышева по частным заказам обнаружились в автобиографии мастера, составленной в 1926 году и хранящейся в Государственном архиве Красноярского края: [3] «В период постройки выставки в Омске я вел постройки Эльворти и Вогау, запроектировал земледельческое училище». Имелись в виду именно павильоны, так строительство каменного 3-этажного здания для Эльворти началось сразу после окончания выставки – в августе 1911 года [4] (рис. 3). Относительно авторства Чернышева в отношении здания фирмы «Вогау и Ко» имеются сомнения, требующие дальнейших исследований, - осенью 1910 года заказчик был уже готов вести строительство4 (значит, проект имелся, и вряд ли «чернышевский»); здание Вогау и Ко было полностью выстроено в 1912 году на ул. Гасфортовской (ныне ул. К. Либкнехта, 5) [5].
Возвращаясь к вопросу о заказчике здания по ул. Тарской, 6, необходимо привести некоторые данные об акционерном Обществе сельскохозяйственных машин «Эльворти». Оно основано братьями англичанами Робертом (1846-1925) и Томасом Эльворти (1847-1892). Их первый завод на территории России открылся в 1874 году в Елизаветграде Херсонской губернии, где он стал градообразующим. К началу ХХ в. огромное и успешное предприятие сельхозтехники имело представительства в 32 городах России [6].
В Омске представительство фирмы Эльворти открылось не позднее 1911 года. В преддверии выставки Акционерное Общество немедленно озаботилось своим закреплением в регионе, перспективном с точки зрения рынка сбыта.
В апреле 1911 года АО пожелало приобрести в собственность 800 квадратных саженей земли между театром и мужской гимназией (современные адреса – ул. Ленина, д. 8а и д. 4), на Базарной площади [7] (там, где в 1920-е гг. будет разбит существующий театральный сквер). Но на это место претендовало Товарищество «Работник». Обоим конкурентам место не досталось – «Работник» отстроился на углу Базарной и Скорбященской, у городской аптеки, там, где уже находились его склады, а Эльворти пришлось купить небольшой участок у провизора А. Ф. Розенплетера, на углу Базарной и Тарской улицы, размером всего 547 квадратных саженей вместо желаемых 800 саженей [8].
В фотофонде Историко-краеведческого музея Омска имеется ранее не публиковавшаяся фотография проекта южного фасада конторы «Эльворти», датированная 1910-м годом.5 Подписи нет, но стилистика изображения сходна с графикой проекта машинного павильона Л. А. Чернышева (рис. 4).
В краеведческом музее Красноярска научным сотрудником музея И. В. Куклинским в 2011 году в фонде Чернышова была обнаружена неатрибутированная фотография конторы Эльворти, сделанная зимой из Соборного сада. Не известно, был ли Чернышов в Омске после 1913 года, но тот факт, что он интересовался именно этим зданием (а возможно, и сфотографировал его), также свидетельствует о вероятности его авторства.
Последний довод в пользу авторства Леонида Чернышова находится в Красноярске на проспекте Мира, 98. Это бывший доходный дом Духовного ведомства (рис. 5). В сентябре 1910 года для увеличения своих доходов оно пожелало выстроить 3-этажный дом в красную линию Воскресенской улицы на месте курдонёра старого духовного училища 1885 года постройки. Однако прошение и проект Доходного дома, разработанный Чернышевым к декабрю 1910 года, Синодом был отклонен. Несогласие Синод мотивировал тем, что новостройка затенит старое здание, слишком близко расположенное [9].
В январе 1912 года Чернышев представил новый проект с уменьшенной высотой и шириной торговых и конторских помещений. Технический комитет хозяйственного управления Синода не имел претензий к архитектурно-художественному облику будущей постройки. Поэтому можно считать, что фасад Доходного дома Духовного ведомства возведен по проекту 1910 года
(или очень близко к нему). Таким образом, именно он являлся предшественником Омского здания Эльворти, несмотря то, что был окончательно выстроен позднее – в 1914 году.
В архитектуре доходного дома множество деталей, повторенных потом в конторе Эльворти. Это и широкая «волна» карниза, «остановленная» двумя фланговыми ризалитами («реплика» гостиницы «Метрополь»), и две женские гермы, словно наяды, покачивающиеся на этой «волне». Это и ковровый цветочный орнамент полукруглого тимпана, и декор ризалитов. Главная отличительная особенность красноярского здания в том, что оно, размещаясь на длинном узком участке, вытянуто на 50 метров перед старым зданием училища, став своеобразной «ширмой» (рис. 6). Это линейное построение объема очень отличается от облика омского здания Эльворти, размещённого в стесненных условиях на углу двух улиц. Впрочем, это компенсировано прекрасными условиями для восприятия строений Эльворти – со стороны Соборной площади вплоть до улицы Красный путь.
Здание конторы Эльворти кубическое, краевые ризалиты обрели почти башенный облик. Интересно, что один ризалит на западном фасаде словно «поглощен» с севера четырехэтажной постройкой складов (напомним, что комплексу построек Эльворти недоставало 250 саженей земли). Только этим и можно объяснить странное на первый взгляд «наложение» зданий конторы и складов друг на друга: к симметричному южному фасаду складов «приткнулся» объем конторы с вынужденной асимметрией западного фасада. Наличие 2-этажного флигеля с правой стороны участка, пристроенного опять-таки к складам, немного уравновесило композицию, объединенную изящной кованой оградой на столбиках, в стиле модерн (флигель снесен в начале 1970-х годов, ограда – еще раньше, в 1930-е годы.).
Красноярское здание плоскостное, несколько аморфное, главный фасад малорельефен. Омское же – компактное, с энергичным подъемом той же, но более «крутой волны», с большей концентрацией декора (рис. 7). Это различие в восприятии мешало установить «родственную связь» между постройками одного автора – А.Л. Чернышева.
В том же красноярском краеведческом музее в экспозиции Енисейской губернии находится чертеж с центральным фрагментом Доходного дома, подписанный Чернышевым. Авторство Чернышева в отношении Доходного дома в Красноярске не подвергается сомнению, и теперь перечень произведений этого замечательного сибирского архитектора можно считать дополненным.
Примечания
1. ИАОО, Ф.119, Оп.1, Д.13, Л.58.
2. ИАОО, Ф.119, ОП.1, Д.13, Л.46.
3. ИАОО, Ф.119, ОП.1, Д.13, Л.52-53.
4. ГАОО, Ф.172, ОП.1, Д.135. .Л. 332. (13 сентября 1910 г.)
5. Омский государственный историко-краеведческий музей. Фотофонд. Альбом ОМК VI-27, № 769 «Дом акц. Общества «Эльворти» 1910 г.
Библиографический список
1. Гуменюк. А. Н. Первая Западно-Сибирская выставка 1911 года. Модерн и “поп-арт”. К вопросу стилеобразования в архитектуре провинции./ Омский научный вестник – 2007. - № 4 (58), июль-август. – С.213-218.
2. Справочник-указатель «Весь Омск» на 1911 год. - Омск, 1911. - С.139
3. В.И. Царев, В.И. Крушлинский. Красноярск. История и развитие градостроительства. - Красноярск, Кларетианум,- 2 001, - Л.237 .
4. Омский телеграф – 1911. – 4 августа
5. Омский вестник. – 1912 – 19 августа.
6. Сага об Эльворти. http://www.shukach.com/ru/content/pamyatniki-kirovograda-bratya-elvorti-1820 (Дата обр.: 01.02.2012 )
7. Вестник Омского городского общественного Управления (ВОГОУ) на 1911 год. – 1911. - № 13, апрель. - С.11.
8. Вестник Омского городского общественного управления (ВОГОУ) на 1912 год. - Омск, 1913. - С.143.
9. Из истории Красноярска. http://naov.ru/articles/44_dohodniyi-dom-duhovnogo-bratstva-istoriya-stroitelstva.html
- Памятники архитектуры и другие достопримечательности в Риме
in-rome.ru