Красноярский краeведческий музей по ул.Дубровинского, 84 в Красноярске

Обновлено 26.04.2014, добавлена 27.04.2014
Краеведческий музей в 2011 году.
Краеведческий музей в 2011 году.
Краеведческий музей в 1986 году.
Краеведческий музей в 1986 году.
Краеведческий музей в 20-е годы XX века.
Краеведческий музей в 20-е годы XX века.
Историческая справка:Красноярский краевой краеведческий музей (музей Приенисейского края) – один из крупнейших музеев Российской Федерации – основан в 1889 г. по инициативе И.А. и Ю.П. Матвеевых, наследников купца Крутовского; в их доме он первоначально и был размещен (ул. Каратанова,11). В 1895 г. музей переведен в дом Светлакова (ул. Дубровинского, 72), а в 1904 г. занял часть бывших гостиных рядов на старобазарной площади. С 1903 г. по 1925 г. он находился в ведении Красноярского подотдела Восточно – Сибирского отдела Императорского Русского Географического общества. В это время музеем заведовал А.Я. Тугаринов, консерватор музея Саратовского общества естествоиспытателей (впоследствии крупный ученый, доктор биологических наук); при нем началась работа по накоплению естественных коллекций по этнографии, археологии, которые и сейчас имеют большую научную ценность. В связи с быстрым ростом фондов, уже в начале 1910 гг. встал вопрос о постройке специального обширного здания. 23 января 1913 г. на заседании городской думы было решено: «в ознаменование юбилея 300-летия царствующего дома Романовых построить здание для Городского музея» и избрать комиссию для выбора места строительства и изыскания средств. Главным источником средств должны были стать «добровольные пожертвования населения города и губернии». В конце 1913 – нач. 1914 гг. был выделен участок площадью 1200 кв. саженей, на углу Береговой улицы (Дубровинского) и Гимназического переулка (ул. Вейнбаума). В течение 1913 г. Строительный комитет (председатель комитета – Енисейский губернатор И.И. Крафт; в составе: гор. голова П.С. Смирнов, Л.А. Чернышев и др.) рассмотрел ряд проектов. Большинство их было выполнено на основе стилизации – обыгрывались формы чумов, юрт, скал пригородных Столбов и прочее. Наибольшей оригинальностью и цельностью отличался проект Л.А. Чернышева, навеянный формами древнеегипетской храмовой архитектуры. Ему и была поручена детальная разработка (в т.ч. проект генплана и сметы на постройку музея, включая обстановку) и руководство строительством. По предварительным данным, представленным архитектором, стоимость здания должна была составить 90 тыс. руб. Проект и контроль, за всем ходом работ, автор предложил безвозмездно, как дар родному городу. Авторские чертежи, хранящиеся в научном архиве музея, датированы декабрем 1912 г., т.е. работу над проектом Чернышев начал еще до официальной компании по его постройке. Подрядчиком, в результате соревнования между видными красноярскими промышленниками, был выбран М.С. Телегин. Из-за начавшейся в августе первой мировой войны строительство музея было приостановлено. 3 февраля 1915 г. Чернышев сообщает, что в 1914 г. «стены возведены до крыши, уложены балки над проемами и прогоны перекрытия 1-го этажа. Уложены балки полов и черного потолка, установлены стропила, обрешетка». Т.е. начальный этап был достаточно успешным, но дальнейшие работы полностью прекратились. Недостроенное здание было переоборудовано под солдатские казармы. В годы революции и гражданской войны в нем устраивается военный госпиталь. В 1920 г. здание было освобождено. Красноярский музей, перешедший в ведение отдела народного образования, после проведения дезинфекции должен был занять новые помещения. Но при окуривании их серой произошел сильный пожар. Остался лишь кирпичный остов. Только в конце 1924 г. был снова поставлен вопрос о достройке музея. Лишь 24 марта 1926 г. комиссия в составе окружного архитектора Л.А. Чернышева, городского инженера С.Г. Дриженко, представителя музея А.Л. Яворского и др. произвела осмотр здания и составила акт о его состоянии. Было решено не откладывать ремонт. Чернышев составил план работ на 1926 – 30 гг., который и был осуществлен в эти сроки. При достройке здания первоначальный замысел автора был несколько изменен: из-за недостатка средств и материалов пришлось отказаться от остекленных крыш–фонарей над центральным (двухъярусным) и боковыми (на уровне второго этажа) залами, которые получили простые глухие перекрытия; отказались также от балкона в аудитории, упрощены были переплеты окон, цокольный этаж и верхний ярус получили большое количество дополнительных перегородок. Не осуществлены были росписи в интерьерах. Фасадные же росписи угловых башен были близки к самому первоначальному варианту 1912 г. В 1930 г. строительство завершилось, была открыта первая экспозиция. Но уже в середине 30-х гг. встал вопрос о серьезном ремонте. Основным дефектом была недостаточно надежная гидрофобизация, особенно изоляция кровли. В связи с намечавшимся капитальным ремонтом был поставлен вопрос о возвращении к первоначально задуманному архитектором типу перекрытия центрального зала. Дирекция обратилась в крайисполком с ходатайством о выделении на это средств. Крайисполком отказался выделить деньги из-за отсутствия на эту цель соответствующих лимитов. В годы Отечественной войны музей находился в состоянии консервации.
Датировка:Начало XX века
Современный адрес:Красноярский край, г. Красноярск, ул. Дубровинского, 84
Описание объекта:

Здание музея размещено в ряду застройки набережной р. Енисей в границах исторического центра. Главный южный фасад обращен к реке, он имитирует пилоны египетского храма с размещенным по оси 4-х колонным портиком. Вытянутый с севера на юг прямоугольник в плане усложнен выступами угловых башен.

Здание 2-х этажное с высоким цокольным этажом. Кровля железная, сложной конфигурации, над центральной частью двухскатная (по проекту – частично остекленная), над башнями – вогнутая. Как пилоны в египетских храмах, так и башни в облике музея играют ведущую композиционную роль. Они сужаются к верху, включают по 1 оси, над крышей на внутренних гранях имеют окна и двери. Боковые корпуса основного объема прорезаны крупными, почти квадратными окнами (нижние окна – выше), включают по 6 осей. Между окнами широкие пилястры, оформленные, как и квадратного сечения колонны портика упрощенными, стилизованными под цветы лотоса капителями и цветными условными «каннелюрами», фризы и окна башен обрамлены валиком.

Большую роль в облике здания играют росписи фасадов, выполненные в технике фресок с врезанным контуром по гладким оштукатуренным поверхностям. Над южным и северным входом помещены крылатые солнечные диски и головы священных змей. Широкие фризы боковых фасадов и башен, переходящие плавным скруглением в небольшие карнизы, заполнены полихромными чередующимися стеблями и цветами лотоса и папируса.

На башнях под этими фризами 4 широкие пояса с тематическими росписями, представляющими сцены из жизни древних египтян. Колорит фресок сочный, включает белые пятна одежд, хорошо сочетается с коричневым цветом стен. Планировка симметричного здания периметрально – анфиладная, хорошо отвечает назначению здания, организации движения. Основные этажи расчленены стенами на крупные помещения, окружающие центральный зал. На втором этаже по проекту должна была проходить галерея, отделенная от боковых залов массивными столбами, расписанными как и фасад, но это не было осуществлено и предполагается заданием на реконструкцию вернуться к первоначальному замыслу автора.

В здание ведут 3 входа – главный с юга, он с широкой крутой лестницей – крыльцом; служебные входы – с севера и востока. Верхний ярус башен занят хранилищами. Две лестницы размещены в южной части здания, отличаются монументальностью конструкций и ограждения – простой кованой решетки, заключенной между массивными тумбами – обелисками. С юга и запада сохранилась ограда усадьбы из легких металлических звеньев между массивными тумбами с шарами. Звенья высокого цоколя оформлены филенками и меняют высоту по рельефу.

 

Планы Краеведческого музея

План 1 этажа.
План 1 этажа.
План 2 этажа.
План 2 этажа.
План мезонинов.
План мезонинов.
План подвала.
План подвала.
План цокольного этажа.
План цокольного этажа.
Перестройки и утраты:Утрачена былая градостроительная роль здания из-за близко расположенного моста и изменения окружающей застройки.
Техническое состояние:Здание в удовлетворительном техническом состоянии.
Значимость памятника:Крупное общественное здание, с удачным использованием места на берегу Енисея. Памятник архитектуры нач. XX в. в редких формах модерна стилизующего образы египетского храма (ориенталь).
Раздел: Красноярск
Просмотров: 4243 Комментариев: 0
Имя (Псевдоним):   E-Mail:
Секретный код: сменить цифры   Повторите код:
Полужирный
Наклонный текст
Подчеркнутый текст
Вставка смайликов
Вставка картинки
Вставка цитаты
You Tube
Flash
Разрыв страницы
Закрыть все открытые теги





Кафедра ЮНЕСКО в Красноярске


Старые фотографии
Партнерские проекты
  • Памятники архитектуры и другие достопримечательности в Риме
    in-rome.ru