Основная информация о Фонде всемирного наследия под эгидой Конвенции о всемирном наследии
Фонд всемирного наследия создан в 1972 году под эгидой Конвенции о всемирном наследии. Цель Фонда - содействие государствам - сторонам Конвенции в выявлении, охране и развитии объектов всемирного наследия.
Взносы в Фонд вносятся государствами-сторонами в обязательном порядке либо добровольно. Обязательный взнос составляет 1% от суммы их ежегодных отчислений в ЮНЕСКО, в то время как добровольные пожертвования вносятся регулярно, по меньшей мере раз в два года, и должны быть не меньше, чем взносы, определяемые положениями, устанавливающими размер обязательных отчислений. Другими источниками денежных поступлений являются иные добровольные взносы, целевые фонды, выделяемые странами на решение конкретных задач, а также партнерские программы, доходы от реализации изданий по тематике всемирного наследия и частные пожертвования.
Ежегодно Фонд всемирного наследия получает около 4 миллионов долларов - сумма, недостаточная для того, чтобы справиться с растущими потребностями и удовлетворить все запросы на международное финансовое содействие.
Международное содействие
Работа по идентификации, сохранению и защите, связанная с объектами всемирного наследия, является дорогостоящей, и не все запросы о предоставлении финансовой помощи могут быть удовлетворены силами Фонда всемирного наследия. Комитет всемирного наследия распределяет средства на приоритетной основе, уделяя особое внимание объектам, находящимся в наиболее тяжелом положении, включая объекты из Списка всемирного наследия, находящегося под угрозой, а также объекты, расположенные в развивающихся странах.
По состоянию на январь 2008 г. запросы государств- сторон на оказание содействия должны подпадать под одну из трех четко установленных категорий:
Предварительное содействие - предусматривает помощь в составлении списков потенциальных объектов всемирного наследия (Предварительных списков), в подготовке номинаций объектов на включение в Список всемирного наследия и запросов на техническое сотрудничество, в том числе на проведение обучающих курсов.
Экстренная помощь - предоставляется объектам, оказавшимся в опасности из-за серьезного ущерба, понесенного в результате непредвиденных событий, таких как проседание почвы, пожар, наводнение или вспыхнувшая война. Экстренная помощь подразумевает содействие в разработке плана срочных действий по спасению объекта, или принятие иных чрезвычайных мер для его защиты.
Помощь в сохранении и рациональном управлении выделяется для целого ряда дисциплин, связанных с мониторингом, сохранением и рациональным управлением Всемирным наследием. К ним относятся подготовка специалистов, проведение исследований по научно-техническим проблемам, обеспечение оборудованием, организация программ и встреч для продвижения Конвенции об охране всемирного наследия, особенно среди молодежи.
Формы запросов на предоставление международной помощи доступны в Центре всемирного наследия ЮНЕСКО и на веб-сайте Центра.
Только страны, подписавшие Конвенцию о всемирном наследии и тем самым принявшие обязательство сохранять свое природное и культурное наследие, могут объекты, расположенные на их территории, номинировать на включение в Список всемирного наследия.
Предварительный список
Первый шаг, который необходимо сделать государству, - составить «инвентарный перечень» важнейших природных и культурных объектов, расположенных в границах этого государства. Такой перечень называется Предварительным списком. Он включает объекты, которые государство рассматривает в качестве наиболее вероятных кандидатов на соискание статуса всемирного наследия в ближайшие 5-10 лет. Предварительный список может обновляться в любое время. Это важный шаг, так как Комитет не рассматривает номинации объектов, если они ранее не были заявлены в Предварительном списке государства - стороны Конвенции.
Досье номинации
Составляя Предварительный список и выбирая из него объекты для номинирования, государство - сторона Конвенции может планировать сроки подачи пакета документов по выбранному объекту. Центр всемирного наследия предлагает государствам-сторонам консультационную помощь и содействие в подготовке досье номинации, которое должно быть по возможности исчерпывающим и содержать всю необходимую документацию, в том числе картографическую. Досье номинации представляют на рассмотрение в Центр всемирного наследия, где проверяется полнота его содержания. Если в досье имеется вся необходимая информация, Центр передает его соответствующим консультативным органам для оценки представленных данных.
Консультативные органы
Независимая экспертиза номинируемого объекта проводится двумя консультативными органами, уполномоченными Конвенцией о всемирном наследии:
Международным советом по охране памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС/ICOMOS) и Всемирным союзом охраны природы (МС0П/1Ю), которые оценивают, соответственно, культурные и природные номинации. Третьим консультативным органом является Международный исследовательский центр по сохранению и реставрации культурных ценностей (ИККРОМ/ ICCR0M) - межправительственная организация, которая консультирует Центр всемирного наследия по вопросам сохранения культурных объектов и обучения.
Комитет всемирного наследия
После того как номинируемый объект получил экспертную оценку, Комитет всемирного наследия принимает окончательное решение относительно его включения в Список. Один раз в год Комитет собирается, чтобы определить, какие объекты будут внесены в Список всемирного наследия. Комитет может отложить решение и попросить государство - сторону Конвенции предоставить дополнительную информацию об объекте или же отказать во включении объекта в Список.
Критерии отбора
Чтобы получить статус всемирного наследия, объект должен представлять собой выдающуюся общечеловеческую ценность и удовлетворять, как минимум, одному из 10 критериев отбора. Перечисление и разъяснение критериев содержится в Руководстве по применению Конвенции о всемирном наследии, которое, наряду с Конвенцией, является основным рабочим инструментом в области всемирного наследия. Критерии регулярно пересматриваются Комитетом, чтобы надлежащим образом отражать эволюцию концепции всемирного наследия.
До 2004 года объекты всемирного наследия выбирались на основе б культурных и 4 природных критериев. Сегодня, после вступления в силу пересмотренного и исправленного Руководства, действует единый перечень из 10 критериев.
Номинируемый объект должен:
-
являться шедевром творческого гения человека;
-
отражать существенное влияние взаимообмена общечеловеческими ценностями в пределах определенного периода времени или определенного культурного района мира,на развитие архитектуры или технологии, монументального искусства, градостроительства или планирования ландшафтов;
-
являться уникальным или по меньшей мере исключительным свидетельством культурной традиции или цивилизации, существующей или исчезнувшей;
-
представлять выдающийся пример типа строения, архитектурного или технологического ансамбля или ландшафта, иллюстрирующего важный этап (этапы) в истории человечества;
-
представлять выдающийся пример традиционного человеческого поселения или землепользования, характерного для культуры (или культур) или взаимодействия человека с окружающей средой, особенно если они разрушаются под воздействием неотвратимых факторов;
-
быть прямо или косвенно связанным с событиями или жизненными традициями, идеями или верованиями, произведениями литературы и искусства, представляющими выдающееся мировое достояние. (Комитет считает, что данный критерий должен использоваться, главным образом, в сочетании с другими критериями);
-
включать уникальные природные явления или территории исключительной природной красоты и эстетического значения;
-
представлять выдающиеся примеры основных этапов истории Земли, включая следы древней жизни, серьезные геологические процессы, которые продолжают происходить в развитии форм земной поверхности, существенные геоморфологические или физико-географические особенности рельефа;
-
представлять выдающиеся примеры важных, протекающих и в настоящее время экологических и биологических процессов в эволюции и развитии земных, пресноводных, прибрежных и морских экосистем и сообществ растений и животных;
-
включать природные ареалы большой важности для сохранения в них биологического разнообразия, в том числе ареалы исчезающих видов, представляющие выдающееся мировое достояние с точки зрения науки или сохранения природы.
Охрана, управление, подлинность и целостность объекта также являются важными факторами, которые учитываются при его оценке.
Начиная с 1992 года существенные и значимые результаты взаимодействия человека и окружающей его природной среды рассматриваются в категории «культурный ландшафт».
Постоянное обязательство
Включение объекта в Список всемирного наследия не конец истории. Администрация объекта и местные власти постоянно ведут работу по совершенствованию управления, мониторингу и охране объекта.
Государства-стороны обязаны регулярно отчитываться о состоянии сохранности и различных охранных мерах, осуществляемых на принадлежащих им объектах всемирного наследия. Эти отчеты позволяют Комитету всемирного наследия следить за состоянием объектов и, в конечном счете, определять необходимость принятия конкретных мер для решения насущных проблем, вплоть до включения объекта в Список всемирного наследия, находящегося под угрозой.
Периодическая отчетность позволяет оценить, как соблюдается Конвенция о всемирном наследии государствами-сторонами. Она также предоставляет актуальную информацию об объектах, что позволяет фиксировать возможные изменения в их сохранности. Периодические отчеты, предоставляемые непосредственно государствами-сторонами, составляются по региональному принципу и проверяются Комитетом всемирного наследия в соответствии с предварительно утвержденным графиком в рамках 6-летнего цикла. Результаты проверки включаются в отчет Комитета всемирного наследия для Генеральной конференции ЮНЕСКО.
В 1994 году Комитет всемирного наследия приступил к реализации глобальной стратегии формирования сбалансированного, репрезентативного и достоверного Списка всемирного наследия. Список всемирного наследия, составленный за двадцать два года существования Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, оказался несбалансированным в отношении типологии внесенных в него объектов и географического расположения представленных в нем территорий. Действительно, из 410 внесенных в Список объектов 304 являлись культурными, лишь 90 - природными и 16 - смешанными; большинство объектов располагалось в развитых регионах мира, преимущественно в Европе.
Цели глобальной стратегии
Комитет всемирного наследия принял глобальную стратегию с намерением расширить понятие всемирного наследия с тем, чтобы в нем нашел свое отражение весь спектр мирового культурного и природного достояния, а также обеспечить всестороннюю основу и практическую методологию для реализации Конвенции о всемирном наследии.
Этот новый взгляд выходит за рамки узкой трактовки наследия и означает признание и сохранение объектов, которые являются выдающимися примерами сосуществования человека и Земли, взаимодействия человека с человеком, взаимодействия культур, выражения духовного и творческого начал.
Ключевым моментом глобальной стратегии является деятельность по привлечению государств к ратификации Конвенции, подготовке предварительных списков и номинаций объектов в категориях и регионах, на данный момент недостаточно представленных в Списке всемирного наследия.
Анализ
Глобальное исследование, проведенное ИКОМОС в период с 1987 по 1993 год, выявило, что исторические города и религиозные памятники Европы, христианство, исторические периоды и «элитарная» архитектура (в сопоставлении с народной) представлены в Списке чрезвычайно широко, в то время как все ныне существующие культуры, прежде всего «традиционные», оказались недопредставленными.
В 2004 году на 28-й сессии Комитета всемирного наследия были проанализированы результаты изучения Списка всемирного наследия и предварительных списков, проведенного ИКОМОС и МСОП. Исследование выполнялось по региональному, хронологическому, географическому и тематическому принципам с целью оценить достижения глобальной стратегии.
Исследование, проведенное ИКОМОС, установило, что причины образования «пустот» в Списке относятся к двум категориям: структурные - связанные с процессом номинирования объектов, а также с управлением и защитой культурных объектов и качественные - связанные со способом идентификации и оценки объектов.
Исследования МСОП показали, что включенные в Список природные и смешанные объекты представляют практически все регионы и ареалы нашей планеты и распределены относительно равномерно. Однако в Списке до сих пор имеются значительные пробелы в отношении таких природных систем, как тропические/умеренные луга, саванны, озерные системы, тундра и полярные системы, холодные пустыни.
Текущая деятельность
Со времени принятия глобальной стратегии к Конвенции о всемирном наследии присоединились 46 новых государств. Среди них - небольшие островные тихоокеанские государства, арабские государства, государства Восточной Европы и Африки.
Общее число государств, подписавших Конвенцию, за последние 10 лет выросло со 155 до 185 (188 в 2011 г. - Прим. ред.). Почти все государства - стороны Конвенции представили предварительные списки. Для объектов всемирного наследия были установлены новые категории, такие, как культурный ландшафт, маршрут, индустриальное наследие, пустыни, морские прибрежные и малые островные объекты и транснациональные номинации.
Важные конференции и тематические исследования с целью реализации глобальной стратегии были проведены в Африке, субрегионах Тихого океана и Анд, Арабском и Карибском регионах, Центральной и Юго-Восточной Азии. Это целенаправленное изучение способствовало успешной реализации Конвенции о всемирном наследии в перечисленных регионах.
Стремясь улучшить ситуацию с недопредставленными категориями и расширить географию объектов, Комитет всемирного наследия принял решение ограничить число номинаций, представляемых на рассмотрение одним государством - стороной Конвенции, и число номинаций, рассматриваемых в течение одной сессии Комитета.
Комитет всемирного наследия работает в тесном сотрудничестве со всеми государствами - сторонами Конвенции о всемирном наследии, а также с тремя консультативными органами: ИКОМОС, МСОП и ИККРОМ - с целью достичь большего успеха в работе, добиваясь разнообразия, сбалансированности и репрезентативности Списка всемирного наследия.
- Памятники архитектуры и другие достопримечательности в Риме
in-rome.ru