Спасская церковь в с. Есаулово, Красноярского края

Обновлено 11.04.2018, добавлена 12.04.2018
Спасская церковь в Есаулово в конце XIX века
Спасская церковь в Есаулово в конце XIX века
Историческая справка:Здание Спасской церкви строилось с 1796 года на средства прихожан взамен прежнего пришедшего в негодность деревянного двухэтажного трехпрестольного храма, срубленного в 1770-х годах. Строительство церкви осуществлялось приглашенными из Енисейска мастерами во главе с С.О.Дудиным. Основные работы завершены к маю 1804 года. В последующее время были достроены верхние ярусы церковной колокольни. Придельный храм Николая чудотворца был освящен 16 октября 1804 года. Освящение Прокопьевского придела состоялось пятого декабря этого же года. Главный холодный храм освящен 18 августа 1826 года. Первоначальное тесовое покрытие колокольни в 1833 году было заменено металлическим. Во второй половине XIX века у северного фасада колокольни появилась небольшая имевшая хозяйственное назначение одноэтажная постройка. Кирпичная с металлическими решетками церковная ограда появилась во второй половине XIX века.
Датировка:XVIII век
Современный адрес:Россия, Красноярский край, Березовский район, село Есаулово
Описание объекта:

Здание церкви имело трехчастную планировочную структуру. С востока на запад вдоль продольной оси последовательно располагались: помещение храмового четверика с полукруглой алтарной апсидой, широтно скомпонованная трапезная, изначально пространственно объединенная с двумя оттянутыми с востока боковыми приделами, и основание церковной колокольни. К северному фасаду колокольни примыкало небольшое помещение поздней пристройки. Боковые фасады храмового четверика имели по три оси оконных проемов, расположенных в два яруса; в апсиде холодного храма находились три окна. Северный и южный придел имели по четыре окна, два из которых располагались в алтарных апсидах. Входы в здание находились на западном фасаде колокольни и на центральных осях боковых фасадов храмового четверика.

Объемная композиция церкви отличалась хорошо выверенным соотношением архитектурных масс храмовой части и колокольни. Каждая грань пятиглавого, покрытого восьмигранным куполом храмового четверика завершалась лекально изогнутым щипцом с ложным окном-квадрифолием. Над углами четверика поднимались высокие в один со щипцами уровень фигурные фронтоны – люкарны с ложными круглыми окнами. Вместе с щипцами они образовывали сложную композицию храмового венчания. Центральная глава храмового пятиглавия была установлена на трехъярусный восьмигранный барабан. Его основанием служила восьмигранной формы трибуна – выложенный из кирпича объем, перебивавший свод четверика. Особую выразительность силуэту барабана центральной главы придавала вычурная колоколообразная форма его купола и фигурные кронштейны-волюты, оформлявшие каждую из его граней. Такими же кронштейнами-волютами были обработаны и грани восьмигранных барабанов периферийных глав храмового венчания, установленных на объемы фронтонов - люкарн. Фасады четверика завершались широкими сильного выноса мелкопрофилированными карнизами, повторявшими сложный абрис щипцов. Углы четверика закреплялись лопатками, пластически обработанными в нижней зоне рустовкой, в верхней - накладными фигурными досками.

Двухъярусный восьмерик высокой (около 33 метров) колокольни покоился на двухэтажном четверике и перекрывался высоким восьмигранным сводом, скрытым металлическим куполом. Грани яруса звона (по сторонам света) завершались фигурными полуглавиями с ложными окнами круглой формы. Пластичные формы полуглавий обеспечивали визуальную слитность объемных форм восьмигранного яруса колокольни с ее куполом. Объем колокольни завершался массивным восьмигранным барабаном, ребра которого были обработаны кронштейнами-волютами с сильно развитым низом. Барабан нес небольшую граненую главку на фигурной шее. Ребра восьмигранных объемов колокольни были обработаны огибающими их лопатками, по которым раскреповывались мелкопрофилированные карнизы. Углы четырехгранных объемов колокольни имели различную пластическую обработку: в нижнем ярусе –рустом, во втором ярусе – лопатками с наложенными на них фигурными филенками.

В декоративном уборе фасадов здания выделялись нарядные единообразные по форме оконные обрамления. Заглубленные уступами в толщу стен проемы окон были фланкированы набранными из кирпичных деталей декоративными стойками и увенчаны изящными бровками омегообразной формы. Аналогичным по форме декоративным мотивом был украшен портал западного фасада здания. Фасады здания белились по известковой обмазке. Крыша имела металлическое покрытие.

Описание составлено архитектором Шумовым К.Ю. в 2010 году.

Перестройки и утраты:Здание Спасской церкви было полностью разобрано в 1930-х годах. По ряду сведений сохранился фундамент постройки, вытесанный из природного камня.
Значимость памятника:Спасская церковь представляла собой выдающееся произведение сибирского каменного церковного зодчества рубежа XVIII-XIXв. Отличалась гармоничным взаимодействием архитектурных форм в духе елизаветинского барокко (завершение храмового объема) с традиционными чертами более ранних приенисейских храмов (в планировочной структуре, приемах организации фасадов и декоративном убранстве). Один из лучших образцов творческой деятельности представителей цеха мастеров каменных дел Енисейска последней четверти XVIII века.
Раздел: Березовский район
Просмотров: 2049 Комментариев: 0
Имя (Псевдоним):   E-Mail:
Секретный код: сменить цифры   Повторите код:
Полужирный
Наклонный текст
Подчеркнутый текст
Вставка смайликов
Вставка картинки
Вставка цитаты
You Tube
Flash
Разрыв страницы
Закрыть все открытые теги





Кафедра ЮНЕСКО в Красноярске


Старые фотографии
Партнерские проекты
  • Памятники архитектуры и другие достопримечательности в Риме
    in-rome.ru