Клуб железнодорожников имени Карла Либкнехта
Кто был архитектором, неизвестно, но можно предположить, что как и абсолютное большинство станционных построек, вокзалов, депо и других сооружений, связанных с железной дорогой, проект выполнен инженерами-путейцами со свойственным им функциональным подходом, типизацией и поверхностным пониманием архитектурных стилей.
В построении объема и фасадов ощутима унаследованная от классицизма симметрия, но тем не менее, здание представляет собой яркий пример эклектики. Одноэтажное деревянное здание сложной композиционно-пространственной структуры на бутовом фундаменте. Основной фасад здания (восточный) — трехчастный с симметричным решением. Силуэт обогащают два центральных фронтона треугольной формы, расположенных один над одним: над объемом сценической коробки и второй — пониже — над основным объемом здания, расположенным крестом в плане.
Объемы остальных прилегающих помещений были выполнены еще несколько ниже. Небольшие треугольники трех фронтончиков на главном фасаде дополняют общую симметричную композицию. Пристройка, расположенная по центру фасада, со своей кровелькой, имела глухой фасад, и была оштукатурена. Пристроена она, скорее всего, несколько позже и имела чисто утилитарное назначение, так как расположение ее на главном входе в здание носит откровенно случайный характер.
Нам думается, что с ее появлением на главном фасаде связан перенос центрального входа в клуб в левый угол фасада, что абсолютно не вяжется с общей симметричной композицией и плана, и фасадов здания. После революции пристройка эта еще раз перестраивалась, стала несколько шире и окончательно перекрыла собой все три центральных двери. Здание рублено из бревен в «обло», на главном восточном фасаде стены обшиты тесом горизонтально «под руст» и на фронтонах традиционная обшивка «в елочку». Особо выделена декором венчающая часть фасадов с орнаментальным фризом и карнизом с большим выносом, украшенным резным ажурным подзором. Яркой деталью форм фронтонов являются конструктивно-декоративные детали, поддерживающие скаты кровель. Все они покрыты резным узором.
Декоративное заполнение и украшение фронтонов — резные детали крупного рисунка. Углы фронтонов и пересечения конструктивно-декоративных деталей акцентированы резными полотенцами с серьгами. Фасад прорезан арочными окнами, имеющими стройные, вытянутые пропорции и простое филенчатое обрамление. Окна снабжены деревянными ставнями. Над дверными проемами центрального входа тоже полуциркульные завершения. Крыша покрыта кровельным железом, коньки ее венчают вентиляционные башенки со шпилями.
Полезная площадь здания — 1675,5 кв.м.
Здание клуба стояло на балансе электро-вагоноремонтного завода как клуб железнодорожников имени Карла Либкнехта.
30 октября 1984 года здание клуба снесено по указанию руководства Красноярска. Сносили, как впоминает М.С. Петров, зам. Директора ЭВРЗ по капитальному строительству, 3 дня. Сносили, по официальной версии, чтобы построить новый цех для ЭВРЗ. Но цех так и не появился… Сейчас там частная автостоянка – злая собака у ворот и с десяток автомашин.
Описание составлено в 2012 году архитектором Разваляевым Е.О.
Планы клуба им.Карла Либкнехта
- Памятники архитектуры и другие достопримечательности в Риме
in-rome.ru