История клуба им.Карла Либкнехта (Карлуша) в Красноярске
Активизация художественной жизни и бурное развитие музыкальной культуры Красноярска конца 19 – начала 20 вв. сопровождалось ростом музыкального любительства, зарождением клубов (собраний), любительских обществ. Они создавались с целью эстетического образования жителей города и в начале 20 века стали центрами художественной жизни.
При клубах создавались струнные и духовые оркестры, музыкальные и драматические секции, в которых проводилось начальное музыкальное обучение. Для этой цели привлекались профессиональные музыканты или талантливые исполнители на народных инструментах, способные организовать творческий и учебный процесс.
В начале 20 века в городе появилось два клуба, имевших большую популярность среди красноярцев: клуб при Вольно-Пожарном обществе и Железнодорожный клуб – «Железнодорожное собрание», «железка», «Карлуша» все это один и тот же клуб, впоследствии клуб имени Карла Либкнехта, Инициатором строительства клуба стал первый начальник Главных железнодорожных мастерских Владислав Евгеньевич Клочковский, предложивший на общем собрании устроить для рабочих кружки – оркестровый и хоровой. Решили построить на добровольные пожертвования в Николаевке клуб с залом на 450 мест.
В сентябре 1900 года руководство железной дороги поместило в газете «Енисей» сообщение: «Постройка здания театра при Железнодорожных мастерских производится безостановочно... Новый хор любителей создан по инициативе начальника Железнодорожных мастерских г. Клочковского из служащих и мастеровых. Для успешной постановки дела приглашен опытный регент, который будет занят 2-3 раза в неделю... Кроме сего, организуется оркестр музыкантов тоже из числа служащих и мастеровых. Музыкальные инструменты уже выписаны из России. Вскоре при железной дороге откроется театр и клуб, для чего отстраивается здание против дома начальника мастерских». Торжественное открытие железнодорожного собрания состоялось 22 ноября 1900 года, были даны спектакль по пьесе Н.В. Гоголя «Женитьба» и музыкальный концерт.
Созданным при клубе оркестром, которым в разные годы руководили Тюрнев, Г. Стригуновский и М.П. Гвозденко, в 1916 году оркестр и хоровой коллектив железнодорожного клуба возглавил П.А. Гудим-Левкович.
Большой популярностью пользовалась также школа-театр, в которой учеба театральному мастерству соединялась с вечерними представлениями на сцене театра. Выступления любителей имели исключительно благотворительный характер. В любительских постановках участвовали порой и профессиональные артисты. Непосредственное общение артистов-любителей и профессионалов способствовало совершенствованию творческого дарования местных любителей театра, воспитывало уважение к профессиональному актерскому труду.
В театральной афише Железнодорожного театра значились и оперные спектакли. Самым любимым оперным спектаклем по праву можно назвать оперу С. Гулака-Артемовского «Запорожец за Дунаем», с участием в ней одаренного молодого рабочего Рязанцева. Газета «Сибирский край» сообщала: «Рязанцев известен в Красноярске как хороший артист, любитель, обладающий недюжинными голосовыми средствами и врожденной способностью к сценической деятельности. Случайные (проездом через Красноярск) слушатели его, избалованные игрой лучших артистов, с трудом верили, что Султана в «Запорожце за Дунаем» играет рабочий наших железнодорожных мастерских, – так умело, с таким неподдельным чувством провел он вокальные свои номера». Благодаря поддержке любительского театра, Рязанцев сумел поступить в Петербургскую консерваторию.
Талантливый самородок Василий Евгеньевич Авксентьев организовал при клубе кружок игры на народных инструментах, в котором, помимо подготовки концертных выступлений, обучал желающих игре на народных инструментах. Пути В.Е. Авксентьева, будущего руководителя Первого Сибирского великорусского оркестра, и рабочего клуба еще не раз будут сходиться и расходиться…. Железнодорожный клуб стал для жителей окраин города культурным центром. В нем можно было провести время, участвуя в работе художественных секций, а также получить начальное музыкальное и театральное образование.
В сложные для страны военные и революционные годы здание Железнодорожного собрания было отведено под госпиталь. Только в 1918 году оно вернулось в ведение Совета старейшин завода. Вновь пришлось заниматься организацией кружков и творческих коллективов. В 1920 году был проведен набор в ряд кружков: сценического искусства, хорового пения, а также музыки и литературы, в спортивных секциях занимались шахматисты, хоккеисты, футболисты, столбисты, штангисты, радиолюбители, планеристы.
О новостях железнодорожники узнавали из своей «Живгазеты», предшественницы синеблузников. И, кстати, именно красноярские железнодорожники стали инициаторами этого движения на всей части магистрали после Урала. Синяя блуза – традиционная одежда рабочих-металлистов – стала символом рабочей одежды вообще и униформой агитационных бригад.
Передвижной вагон с кинопередвижкой и крохотной сценой появлялся на всех дальних станциях отделения дороги. Частушки, агитационные плакаты и карикатуры, острые сатирические интермедии, злободневные одноактные пьесы – все это вызывало интерес у сельчан. Но еще большее удивление и благодарность у них вызывала практическая помощь синеблузников. После выступления артисты шли на кузню и помогали ремонтировать инвентарь, налаживали сельхозтехнику.
Чтобы по всему Красноярскому участку Транссиба любой стрелочник или сцепщик смог выбрать и прочитать книгу себе по вкусу, клуб пустил по рельсам библиотеки-передвижки. В 1923 году была создана музыкально-оперная секция (37 музыкантов, 48 вокалистов), ставили «Фауста» Ш. Гуно, «Русалку» Даргомыжского.
В 1925 году С.И. Прокофьев, драматург, режиссер новаторски ставит с синеблузниками «Горе от ума» А.С. Грибоедова, пьеса идет с оглушительным успехом.
В 1927 в клубе выступает первый в Сибири организованный «Рабтемаст» (новая Рабочая театральная мастерская). Молодой революционный театр стал лицом рабочей аудитории. Ставили пьесы «Шторм» В.Н. Билль-Белоцерковского, «На дне» М. Горького. По словам народного артиста РСФСР Н. Колофидина: «…думаю, что мне повезло: от полуграмотного котельщика из Красноярска, от сатирических куплетов в концертах синеблузников вырасти до …Отелло».
В 1928 году любительский коллектив клуба реорганизован в профессиональную труппу и дает свой первый спектакль «Рельсы гудят» В.М. Киршона на сцене драмтеатра им Пушкина. Там же, в декабре, с коллективом встречается нарком просвещения В.В. Луначарский.
В 1936 году на Николаевском пустыре был создан парк железнодорожников, где построили летнюю эстраду и танцевальную площадку. Сколько коллективов танцевальных и хоровых, ансамблей баянистов и народных инструментов, лекций услышали и увидели красноярцы!
В День Победы 1945 года духовой оркестр клуба, в котором занимались учащиеся ТУ № 1 под руководством Балуевой, собрал учащихся ПВРЗ и торжественно прошествовал по проспекту на площадь у парка им. Горького.
Оркестр играл на танцевальных вечерах клуба для молодежи, обслуживал торжественные мероприятия завода и района, так как клуб оставался единственным культурным центром того времени. До середины 1980 гг. продолжал свою деятельность клуб (здание его снесли в октябре 1984 года). Около двухсот рабочих ЭВРЗ занимались в различных кружках и студиях клуба: в духовом оркестре, танцевальном кружке, инструментальном ансамбле, творческом джазовом объединении. Возглавлял всю эту работу известный музыкант Я. Айзенберг.
Как и прежде, в клубе, помимо концертов, проводились тематические вечера, посвященные Дню железнодорожника, с 1974 года стало традицией в клубе проводить вечера трудовой славы, смотры-конкурсы заводских талантов, занятия университетов культуры. Руководителями многих кружков были рабочие и служащие, к примеру, в духовом оркестре главным дирижером В.Н.Громов, рабочий ВСЦ; танцевальным коллективом «Енисей» руководил В.М. Михлин, вокально-инструментальным ансамблем – А.А. Сахаров, инженер ЭВРЗ.
Любовь к искусству как эстафета передается от учителя к ученику, благодаря чему рождаются новые таланты. Например, Андрей Гудин, солист и руководитель хореографического коллектива, оставил немало учеников по всей России, бас-балалайка, Константин Иофель, передал любовь к музыке своей дочери, Екатерине, талантливому музыкальному педагогу, профессору, заслуженному деятелю искусств России, которая, в свою очередь, воспитала известных всему миру учеников.
Клуб, задуманный в начале прошлого века инженером В.Е. Клочковским, стал перекрестком в истории Красноярска: дороги одаренных людей и множества коллективов – ярких, самобытных – пролегли через его сцену. О клубе до сих пор с теплотой вспоминают старожилы города.
Автор - Исаева Н.С.
- Памятники архитектуры и другие достопримечательности в Риме
in-rome.ru