Кафедральный собор Рождества Богородицы в Красноярске
Крупное,сложенное из кирпича двухэтажное здание кафедрального собора Рождества Богородицы располагалось в центре обширной Новособорной площади, разбитой по генеральному плану Красноярска 1828 года. На протяжении длительного времени собор играл роль главной градостроительной доминанты Красноярска.
Здание собора имело продольно-осевую трехчастную структуру, состоявшую из прямоугольного в плане (в сплошных линиях боковых фасадов) объема собственно церкви с полукруглой алтарной апсидой и притвора, а также примыкающей с запада колокольни. Главный объем собора (собственно храм) завершался пятью покрытыми металлом шатрами на вертикально вытянутых восьмигранных барабанах. Ребра барабанов были оформлены полуколонками с капителями. Барабан центральной главы был прорезан восемью арочными оконными проемами и имел более крупный размер. На осевых гранях остальных барабанов, поднимавшихся над углами храмового объема, располагались арочные окна меньшего размера.
Основания шатров храмового пятиглавия были прикрыты поясами кокошников килевидной формы. В тимпанах кокошников помещались выполненные гризайлью панно с растительным орнаментом. На шатры были водружены небольшие луковичные главы с восьмигранными шеями, в основании которых также находились пояса килевидных кокошников. Главы были увенчаны массивными металлическими крестами. В отличие от шатров периферийных глав пятиглавия, каждая грань шатра центральной главы была прорезана слуховым окном круглой формы. Два нижних яруса высокой завершенной шатром соборной колокольни были четырехгранными, равновеликими в плане. На них был установлен невысокий восьмерик звона. Крупно профилированные пролеты звона были оформлены архивольтами килевидного очертания. На ребрах восьмерика звона выделялисьспаренные пилястры с капителями.
В основании граней шатра колокольни находилось два яруса расположенных «вперебежку» кокошников килевидной формы. Тело шатра было разбито на два яруса, из которых нижний был прорезан восемью узкими арочными окнами, уложенными в плоскости граней шатра, а верхний – имел металлическое покрытие. Колокольня увенчивалась небольшой луковичной главой на граненом барабане, в основании которого находился пояс килевидных кокошников. На северной и южной стене четверика колокольни располагалось по одному крупному оконному проему с колончатыми наличниками, верх которых был оформлен разорванным треугольным фронтончиком. Выше этих окон находились небольшие проемы восьмигранной формы.
Входы в здание располагались на западном, северном и южном фасадах. При входах были устроены широкие двухъярусные трехмаршевые крыльца, выполненные из чугуна.Площадки крылец были вымощены природным камнем. Высокие порталы входов были оформлены полукруглыми профилированными архивольтами и колоннами с капителями. Боковые фасады главного объема Рождественского собора были расчленены на пять прясел спаренными высокими на пьедесталах полукруглыми колоннами с развитыми капителями композитного ордера. Три центральных прясла южного и северного фасадов (среднее из них более широкое) завершались треугольными щипцами. Эти же архитектурные элементы были использованы в завершении стен восточной и западной части здания.
Поверхности стен щипцов были украшены живописными изображениями христианских святых, помещенными в круглые клейма. Высоко расположенные крупные оконные проемы с полуциркульными перемычками имели колончатые наличники с завершениями в виде разорванного треугольного фронтончика. На центральных осях северного и южного фасадов над входами в здание находились крупного размера оконные проемы венецианского типа. Окно такой же формы располагалось в колокольне над западным входом в здание. Внутреннее пространство главного объема собора было разделено четырьмя парами крестообразных столбов на три продольных нефа.
Основной продольный неф и трансепт былизначительно шире боковых нефов. Подпружные арки, перекинутые между столбами, несли кирпичные крестовые своды (в основном нефе и трансепте) и световые кольца барабанов периферийных глав храмового пятиглавия. Конструктивный переход от подпружных арок столбов к стенам барабана центральной главы храма осуществлялся при помощи парусов.При устройстве стен основания барабана центральной храмовой главы был использован редкий прием, усиливавший эффект вертикального развития подкупольного пространства: стены барабана над парусами имели наклон внутрь здания. Барабан перекрывался сомкнутым восьмигранным сводом,в связи с чем, шатер центральной главы имел декоративное значение.
Помещения нижнего этажа собора, судя по аналогичным церковным постройкам К.А.Тона, могли иметь плоские перекрытия по балкам. Нижний ярус колокольни имел плоское перекрытие, остальные ярусы были перекрыты кирпичными сводами. В толще южной стены колокольни была устроена двухмаршевая лестница для выхода на хоры и попадания на ярус звона. В алтарной апсиде главного храма располагалась полукруглая в плане лестница для сообщения с нижним этажом собора. Главной доминантойвнутреннего убранства собора служил выполненный в русском стиле трехъярусный иконостас с иконами, написанными в Москве.
В декоративном оформлении интерьера былашироко использованапозолоченная лепнина с элементами растительного орнамента. Стены собора были расписаны масляными красками и гризайлью. На своде главного алтаря помещалось большеразмерное изображение Богородицы с младенцем в окружении ангелов. Поверхности стен парусов в основании центрального барабана храма имели изображения фигур апостолов. Выше них находились поясные изображения различных христианских святых, в частности почитаемого в лике священномучеников Власия. Полы в главном объеме собора были покрыты мраморными плитами; в алтарях, ризницах и в нижнем этаже - из плит серого камня.
Габариты здания : длина – 55,46 м., ширина – 23,46 м., высота внутри – 40,53 м.
Фрагменты проекта воссоздания Кафедрального собора в Красноярске
Подскажите пожалуйста, где можно увидеть чертежи эскизного проекта?
Кроме фотографий исторические чертежи этого собора никогда не публиковались. На основе чего сделан этот проект, насколько вид собора соответствует историческому. Кто может прокомментировать?
Подскажите пожалуйста, где можно проголосовать против?
вообще его старое место площадь революции
Он стоял там где сейчас стоит краевая администрация, так что его на старом месте не поставить.
Кто-нибудь знает, сколько это всё будет стоить и на чьи деньги строиться? Не задумывались об этом? Какую пользу это принесёт населению? Не надо только петь про очищение души и прочее. На эти деньги можно излечить ОЧЕНЬ много больных детей. Вот это было бы очищение.
Зря вы так ребята, против Храма божьего нельзя возражать, и выглядит он очень даже неплохо, считай на пустыре сделают. При этом куда администрацию - то девать? И храмов много не бывает.
- Памятники архитектуры и другие достопримечательности в Риме
in-rome.ru