24-25 марта сего года в Самаре состоялся VI Съезд российских градозащитников. Активисты-градозащитники Красноярска следили за работой Съезда, сожалея о том, что поздно узнали о мероприятии, в связи с чем, не смогли принять в нем непосредственное участие. Общаясь в он лайне. Съезд показал, что традиционная система охраны памятников является не эффективной в целом по России.
Анализируя ситуацию с сохранением ОКН (объектов культурного наследия) по Самаре проф. Е.А.Репина (Самара) сказала, что охрана ОКН осложняют не только бизнесмены-девелоперы и чиновники (потому, что у них нет средств для реконструкции), но и жители домов, которым присвоен охранный статус (потому что это их очень ограничивает и обременяет). Противников так много, что Самара по части истребления своего наследия превзошла все крупные города России. В сложившейся ситуации никто не знает что делать, поэтому ведут себя в соответствии со своей инициативой и совестью.
Девелоперский подход к развитию территорий - «вложил рубль – получи – два». Снесем двухэтажное здание построим четырех, снесем четырехэтажное- построим восьми и так далее – вот и весь экономический эффект, вот такая «машинка». Культура принятия решений настолько низкая, что никаких обсуждений вообще не проводится. Иногда агенты с альбомами засылаются в органы власти, но результатов пока нет. Не выработаны Принципы взаимодействия с региональными и городскими органами власти. Видимо, от отчаяния и появилось такое добровольческое (волонтерское) движение как «Том Сойер фест».
Освящен блок вопросов, связанных с историческими городами федерального значения. В 90-х годах таковых было около 500, но министр культуры Авдеев секвестрировал его сократив в 11 раз. Осталось только 41 населенное место, в чем выразилась позиция руководства страны на тот момент.
Сегодня ситуация изменилась. В соответствии со ст.59. федерального законодательства руководителям городов дано право на инициативное присвоение своим городам статуса «исторических городов регионального значения». Плюсы и минусы присвоения такого статуса активно дискутируются для внесения соответствующих поправок в генпланы городов и регулировки хозяйственной деятельности в пределах их исторических частей. Отрицательная сторона статуса – серьезные ограничения нового строительства.
Плюсом является то, что по поручению президента страны начала формироваться программа финансовой поддержки малых городов, получающих статус исторического поселения (вопрос важен для развития таких городов как Канск, Ачинск, Минусинск). Имеется конкретный положительный пример — статус исторического поселения регионального значения уже получила Сызрань — малый город в Саратовской области. Город преображается на глазах.
Развивается новое культурное явление «Нематериальное наследие ЮНЕСКО». В 2003 году была принята Конвенция по защите нематериального культурного наследия. «Нематериальное культурное наследие» включает обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, — а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, — признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Такое нематериальное культурное наследие рождает у людей чувство самобытности и преемственности, поощряет культурное многообразие. Их проявления: · устные традиции и формы выражения, в том числе язык как носитель нематериального культурного наследия; · исполнительские искусства, в том числе актёрская игра, музицирование, пение, танцы и прочее;
· обычаи, обряды, праздники;
· знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной;
В нематериальное наследие можно записывать все, что угодно – пельмени, татарский чак-чак и т.п. и охранять, музеефицировать.
С большим вниманием активисты-градозащитники Красноярска следили за работой Съезда, сожалея о том, что поздно узнали о мероприятии, в связи с чем, не смогли принять в нем непосредственное участие. Общаясь в он лайн режиме сообщили, что интеллектуальным вкладом в жизнь Красноярска, культурной инвестицией и восстановлением исторической справедливости будет присвоение кварталу Вейнбаума – Марковского – Перенсона – Ленина статуса «достопримечательного места».
Квартал между реками Енисеем и Качей – в пятой куртине исторического плана Красноярска насыщен редкими памятниками казачьей истории и дорог жителям города. Назовем лишь наиболее яркие из них.
Усадьба казаков Абалаковых. Проживавшие там братья Абалаковы, потомки енисейского казачества, известные на весь мир альпинисты, участники обороны Кавказа в 1942, покорившие более 50 вершин Памира и Тян-Шаня. Один из братьев — Виктор Михайлович Абалаков – художник, почетный гражданин города Красноярска.
Находящийся в руинированном виде дом Потехиных-Потылицыных. Там жил в годы Великой Отечественной войны Святитель Лука (В.Ф. Войно-Ясенецкий) — великий хирург, спасший тысячи жизней и душ, получивший Сталинскую премию за научный труд, и позже признанный святым Русской Православной Церковью. Эта усадьба в 2011г. была снята с охраны методом «невнесения в реестр», как и рядом – по адресу ул. Вейнбаума, 23 (до 1826г.! усадьба Юшковых) и под давлением общественности в 2017г. опять присвоен статус исторического объекта, но продолжающемуся разрушению дома с анфиладным расположением залов памятника архитектуры никто не препятствует!
Усадьба урядника Евсея Кузьмича Ермолаева, дом учителя Д.Д.Мацвеева –прогремевшие на весь Красноярский край серией градозащитных акций.
Недавно горожанам стало известно, что при реконструкции территории бывшего комбайнового завода серьезно пострадало железнодорожное училище имени Николая II (ул. Профсоюзов, 3), — выявленный объект культурного наследия, в стенах которого учились шесть героев Советского Союза.
Сведения о стиле работы красноярской службы охраны культурного наследия в отношении объектов по адресам ул. Перенсона, 32, 34, Вейнбаума, 23 и 32, а также Профсоюзов, 3 включены в текст Резолюции шестого всероссийского съезда градозащитников. Соответствующие данные поступят в Министерство культуры, ВООПИК России, Службы по охране наследия всех уровней.
От имени и по поручению градозащитного Общественного движения Красноярска, кандидат философских наук, архитектор Баркова Ольга Ивановна.