Декор Енисейских храмов XVIII века

Добавлена: 06.04.2018
Добавил: Admin
Объект:
Декор Енисейских храмов XVIII века

Становление и развитие каменной архитектуры Сибири в XVIII в. было органичной частью процесса эволюции общерусского монументального зодчества. Специфика социально-экономической и культурной жизни сибирского края, его значительная территориальная протяженность, особенности природно-климатической и этнографической среды оказали существенное влияние на привнесенные в Сибирь русские архитектурные традиции. Результатом этого стало возникновение здесь особой «восточной ветви» провинциального зодчества Русского государства с присущими ей локальными особенностями в каждом из исторических районов освоения этого обширного региона. Ряд исследователей выделяют две локальные школы: в Тобольске и Иркутске.

Настоящая работа посвящена формам оконных обрамлений храмов города Енисейска – одного из крупнейших центров каменного строительства в Сибири в XVIII в. Его архитектурное наследие до сих пор остается слабо изученным. В основу работы положены материалы натурного и архивного изучения, собранные автором в период экспедиций 1982-1987 гг. на территории Красноярского края (бывшая Енисейская губерния).

Ведущим типом оконных обрамлений, использованных в убранстве фасадов енисейских храмов, в XVIII в. был колончатый наличник с различными вариантами форм кокошника. В рассмотренных нами фасадных композициях наиболее часто наблюдается применение разновидностей «бухвостовского» наличника (в первой половине XVIII в. в 45% случаев, во второй половине – в 57%). (рис.1-4)

Такое предпочтение исторически было обусловлено влиянием московского и уральского «барокко», проводниками которого служили приезжавшие в Енисейск московские и уральские зодчие.

Вместе с тем, в ходе последовательного применения данная форма получила локальный отпечаток. В этой связи специфичными представляются завитки-«кудри», украшавшие волюты («калачи» в местной трактовке) наличника, балясины, венчающие приоконные колонки. (рис.2;рис.4,№12) Своеобразной деталью являются объемные керамические фигуры – «бутоны», помещенные в небольшие ниши, прерывающие течение карниза. (рис.4,№9) Тимпан навершия наличника украшают изразцовые розетки, «солярного» типа Воскресенской церкви (1735-1747гг.), Богоявленского собора (1737-1764гг.).

О популярности «бухвостовского» наличника говорят многочисленные примеры его использования в зданиях, возводимых енисейскими мастерами за пределами своего города в последней четверти XVIII в. Широкое распространение этой формы позволяет сделать вывод о ней, как об одном из отличительных признаков местных храмов. При отдалении от Енисейска количество случаев использования падает.

При сооружении Троицкой церкви (1772-1776гг.) в Енисейске впервые в практике местного каменного строительства появляется новый тип оконного обрамления – рамочный наличник со стрельчатым многолопастным рисунком линий, образующих навершие. (рис.5-7)

Подобный характер имеют кокошники некоторых наличников Спасской церкви в Тобольске и Троицкого собора в Тюмени, к которым В.В.Кириллов применяет термин «пламенеющие» и объясняет их происхождение азиатскими влияниями. (1) На наш взгляд, прообразы формы навершия енисейского наличника следует искать в храмовом зодчестве России второй половины XVII в. (подобный рисунок, например, имели кокошники второго яруса колокольни Троицкого монастыря в Муроме) (1642-1648гг.).

Ближайшим аналогом наличника Троицкой церкви является наличник Крестовоздвиженской церкви (1747-1758гг.) в Иркутске, которому, однако, присущ более геометризованный и жесткий характер формы. В композиции енисейского наличника использован тот же прием фланкирования рамы вертикальными цепями сдвоенных «триконхов». При этом цепи в отличие от полуколонок «бухвостовского» наличника имеют сугубо декоративную функцию. (рис.5)

Эта оригинальная форма и некоторые другие архитектурные детали (звездчатые филенки, «пламенеющие» киотцы), встречающиеся исключительно зодчестве Восточной Сибири, свидетельствуют об оживленных контактах и возможной строительной кооперации между иркутскими и енисейскими зодчими. Они строили Спасо-Преображенский собор (1773-1778гг.) Посольского монастыря в Прибайкалье, Благовещенскую церковь (1804-1822гг.) в Красноярске. (2)

Появление данного типа наличника знаменовало отход от традиций архитектуры московского «барокко» в сторону уплощения декоративных форм. Вместе с тем, измельченная пластика вертикальных цепей обнаруживает архаичный прием «штукового набора».

В дальнейшем применение этого наличника привело к появлению его разновидности, соединившей «бухвостовские» завитки-волюты и стрельчатое многолопастное завершение. Такими наличниками были украшены фасады Троицкой церкви (заложена в 1777г.) в с.Атаманово. (рис.7,№17) Подобное сочетание, но в еще более усложненном варианте широко использовалось при декорировании дверных порталов Покровской церкви (1785-1797гг.) в Красноярске (рис.6) , Введенской церкви (1770-1780-е гг.) в с.Балахта.

«Вспышка» узорочности декора енисейских храмов в последней четверти XVIII в. свидетельствует об известной консервативности творческих устремлений местных мастеров каменных дел. Наследственный статус профессии зодчего при отсутствии академически подготовленных кадров и ориентация на вкусы заказчиков – широких слоев посадских жителей – обусловливали следования архитектурным традициям предшествующего времени. (3)

Характерной чертой декоративного убранства енисейских храмов этого периода являлось органичное сочетание элементов декора уральской и иркутской архитектурных школ. Одна из причин этого явления заключалась в особенности сибирского народного орнаментального искусства - одновременном присутствии разнородных элементов в одном и том же предмете. (4) Неповторимое сочетание архитектурных деталей в системе фасадного убранства енисейских храмов дает повод говорить о местной архитектурной школе.

Конец 1770-х гг. стал этапным в развитии каменной архитектуры Приенисейского края. Строительство в Енисейске холодного Вознесенского храма, заложенного в 1779 году над существовавшем объемом Преображенской церкви, положило начало созданию построек, обладавших чертами европеизированного столичного барокко.

Происходившее в убранстве зданий противоборство объемного и плоскостного начал завершилось вытеснением объемных форм. В Енисейске впервые появляются рамочные «ушастые» наличники (рис.8,9) и оконные обрамления с рокайльными элементами. (рис.10,11) Ими были украшены фасады упомянутого Вознесенского храма (рис.9, №24; рис.11,№32) и кладбищенской Успенской церкви, выстроенной в 1793-1820-е гг. (рис.11,№30,31). Подобный тип оконных обрамлений прекрасно сочетался с динамичной композицией храмового пятиглавия, явно выполненного по образцу тобольской церкви Захария и Елизаветы.

Анализ построек, сохранившихся на территории Красноярского края, и собранного нами иконографического материала позволяет сделать вывод о весьма широком распространении такого типа наличников в системе декоративного убранства местных храмов на рубеже XVIII-XIX вв. Из тринадцати храмов, выстроенных в этот период, девять были украшены ими. Особой оригинальностью архитектурного декора отличалась Спасская церковь (1785-1792гг.) в с.Кежма. На стенах этого здания, вокруг порталов и окон располагались весьма своеобразные по форме наличники. (рис.11,№ 29)

Поиск истоков происхождения форм таких наличников приводит нас не только к архитектуре барокко обеих российских столиц, но и к украинскому зодчеству первой половины XVIII в., оказавшему, как известно, существенное влияние на художественную культуру сибиряков. Заимствованные мотивы получили у енисейцев самобытную трактовку, продиктованную местными традициями выкладки архитектурных деталей из лекального кирпича (в практике местного зодчества лепной декор отсутствовал). Особый художественный эффект зданиям придавала окраска контрастным цветом (зелено-голубой, бирюзовый) оконных обрамлений: такой прием смещения цветового акцента со стены на декор восходит к традициям архитектуры Востока и представляет собой специфически сибирское явление.

Картуши и рамочные наличники как неотъемлемая часть фасадного убранства продолжали широко применяться и в первой четверти XIX в. Это заставляет подвергнуть сомнению мысль Т.С.Проскуряковой о том, что эмблемой «сибирского барокко» является геометрический орнамент. (5) Отчасти это справедливо для некоторых районов Юго-Восточной Сибири, где близость стран Востока вызвала появление некоторых мотивов «монголизированного» характера. Доля геометрических элементов декора в системе убранства храмов Енисейска и Приенисейского края в целом мала.

В ходе сравнительного анализа енисейских и знаменитых тотемских картушей выявились значительные отличия в характере рисунка при сходстве приемов выкладки из лекального кирпича. Кроме того, енисейские картуши всегда выполняют функцию обрамления оконных проемов, а не заполнения стеновых поверхностей, как в Тотьме. В связи с этим следует признать не совсем верными заключения С.Зайцева, настаивавшего на полной преемственности декоративных мотивов Тотьмы в зодчестве Центральной и Восточной Сибири. (6)

Архитектура Енисейска, как часть общесибирского монументального зодчества прошла собственный путь развития, продемонстрировав яркую самобытность в декоре построек. Разнообразные интерпретации известных декоративных мотивов в сочетании с вновь создаваемыми элементами еще раз подтверждают мысль об исключительном богатстве творческой фантазии народных зодчих.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1.Кириллов В.В. Тобольск.М.:Искусство,1984,С.103;

2. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквях в России. М.1852,С.100; Госархив Красноярского края (ГАКК),ф.796,оп.1,д.4444,лл.96,196-197;

3. Институт губернских архитекторов в Сибири был внедрен в 1785г. В Енисейском крае первый архитектор появился лишь в 1822г.;

4. Болдырев-Казарин Д.А. Народное искусство в Сибири// Сибирская живая старина. Иркутск,1924,С.10;

5.Проскурякова Т.С. Особенности сибирского барокко. Архитектурное наследство. № 27,М.Стройиздат, 1979, С.150;

6.Зайцев С. «Клейма зделать как наилутче возможно…» Декоративное искусство. № 12, 1981, С.29;

1.Декоративные детали Богоявленского собора в Енисейске. Обмер Шумова К.Ю. чертеж Шумовой А.Г. 1988г.
1.Декоративные детали Богоявленского собора в Енисейске. Обмер Шумова К.Ю. чертеж Шумовой А.Г. 1988г.
2.Декоративные детали Воскресенской церкви в Енисейске. Обмер Шумова К.Ю.Чертеж Шумовой А.Г. 1988г.
2.Декоративные детали Воскресенской церкви в Енисейске. Обмер Шумова К.Ю.Чертеж Шумовой А.Г. 1988г.
3.Декоративные детали Спасского собора в Енисейске. Обмер Шумова К.Ю. Чертеж Шумовой А.Г. 1988г.
3.Декоративные детали Спасского собора в Енисейске. Обмер Шумова К.Ю. Чертеж Шумовой А.Г. 1988г.
4.Варианты наличников бухвостовского  типа приенисейских храмов XVIIIв. Чертеж Шумовой А.Г.1988г.
4.Варианты наличников бухвостовского типа приенисейских храмов XVIIIв. Чертеж Шумовой А.Г.1988г.
5.Декоративные детали Троицкой церкви в Енисейске.Обмер Шумова К.Ю. чертеж Шумовой А.Г. 1988г.
5.Декоративные детали Троицкой церкви в Енисейске.Обмер Шумова К.Ю. чертеж Шумовой А.Г. 1988г.
6.Декоративные детали Покровской церкви в Красноярске. Обмер Шумова К.Ю.Чертеж Шумовой А.Г.1988г.
6.Декоративные детали Покровской церкви в Красноярске. Обмер Шумова К.Ю.Чертеж Шумовой А.Г.1988г.
7. Варианты пламенеющих наличников приенисейских храмов XVIIIв. Чертеж Шумовой А.Г.
7. Варианты пламенеющих наличников приенисейских храмов XVIIIв. Чертеж Шумовой А.Г.
8.Декоративные детали Троицкой церкви Туруханского монастыря. Обмер Шумова К.Ю.Чертеж Шумовой А.Г. 1988г.
8.Декоративные детали Троицкой церкви Туруханского монастыря. Обмер Шумова К.Ю.Чертеж Шумовой А.Г. 1988г.
9.Варианты рамочных наличников приенисейских храмов XVIII в. Чертеж Шумовой А.Г.1988г.
9.Варианты рамочных наличников приенисейских храмов XVIII в. Чертеж Шумовой А.Г.1988г.
10.Обрамление окна Успенской церкви в Енисейске.Обмер Шумова К.Ю. 1988г.
10.Обрамление окна Успенской церкви в Енисейске.Обмер Шумова К.Ю. 1988г.
11..Обрамления окон рокайльного типа приенисейских храмов XVIII в. Чертеж Шумовой А.Г. 1988г.
11..Обрамления окон рокайльного типа приенисейских храмов XVIII в. Чертеж Шумовой А.Г. 1988г.
12.Оконные обрамления каменных храмов Приенисейского края XVIIIв.
12.Оконные обрамления каменных храмов Приенисейского края XVIIIв.
Имя (Псевдоним):   E-Mail:
Секретный код: сменить цифры   Повторите код:
Полужирный
Наклонный текст
Подчеркнутый текст
Вставка смайликов
Вставка картинки
Вставка цитаты
You Tube
Flash
Разрыв страницы
Закрыть все открытые теги





Кафедра ЮНЕСКО в Красноярске


Старые фотографии
Партнерские проекты
  • Памятники архитектуры и другие достопримечательности в Риме
    in-rome.ru