Архитектурные проекты Л.А. Чернышева для курорта на озере Шира
В начале ХХ века курорт на озере Шира был едва ли ни единственным местом организованного лечения и отдыха для жителей Красноярского и Минусинского округов Енисейской губернии. Доктор клиники томского университета К.Н. Завадовский в 1905 г. в своей брошюре писал об озере Шира как «наиболее благоустроенном и доступном из сибирских курортов»(1). История курорта такова, что еще в начале 1870-х томский золотопромышленник Захарий Михайлович Цыбульский обратил внимание на целебные свойства воды озера Шира, взял в аренду участок около озера и построил на нем небольшой курортный поселок, состоящий из ряда бревенчатых юрт татарского типа. Вблизи озера также находились небольшие поселения местных инородцев минусинских татар, которые издавна использовали воду и грязь из озера Шира и расположенного по соседству озера Шунет для собственного лечения и лечения скота.
В 1891 г. озеро Шира перешло в казну и получило статус казенного водогрязелечебного курорта, однако условия жизни посетителей курорта оставляли желать лучшего. Специально для малообеспеченных больных приезжающих лечиться на курорт в 1894 году был образован Комитет по устройству и содержанию приюта для бедных на озере Шира, в который вошли доктора медицины А.Г. Куркутов и П.Н. Коновалов, врачи Р.К. Пикок и П.М. Попов и другие специалисты. В летний сезон 1895 г. приют для бедных больных был открыт. Он разместился в большой юрте пожертвованной золотопромышленником Иваном Матвеевичем Иваницким (преемником З.М. Цыбульского) и в доме, который пожертвовал местный богатый качинец Егор Петрович Спирин (2). В 1897 году озеро Шира поступило в ведение Управления Государственных имуществ Енисейской губернии, и при содействии вышеозначенного комитета, наконец, началось улучшение условий проживания и лечения посетителей курорта. К 1900 году на курорте были построены: деревянный ванный корпус, купальни при озере, приемный покой и павильон для питья ширинской воды. В 1903 г. на Шира был открыт санаторий для народных учителей Министерства народного Просвещения, который был рассчитан на 30 человек (15 учителей и 15 учительниц), причем 14 мест предоставлены Енисейскому обществу учащих, 10 мест – Иркутскому обществу и 6 мест – Томскому.
Изначально типичной постройкой на озере Шира была татарская бревенчатая юрта, но со временем на курорте стали появляться одноэтажные и двухэтажные деревянные постройки по типу загородных дач, которые в летние месяцы сдавались посетителям курорта. Состоятельные люди имели возможность построить или купить на курорте свой собственный домик для летнего отдыха, Своими домиками на курорте обзавелись известные купцы Александр Петрович Кузнецов и Геннадий Васильевич Юдин, также личные дома на курорте были у известных семейств Кытмановых, Сайлотовых и др.
В брошюре 1908 года застройка курорта описывалась таким образом: «В огромном большинстве постройки деревянные и имеют тип дачных домиков незатейливой архитектуры и легкой постройки; частью постройки более солидного типа, напоминающие деревенские зажиточные избы; наконец, имеется несколько домиков из камня, из которых выделяется солидное здание учительской санатории и 2-х этажный домик Александра Петровича Кузнецова. Старого типа построек в виде татарских юрт сейчас почти нет. Их осталось не более десятка у частных лиц для личных надобностей (3).
С 1907 г. на курорте Шира начался в своем роде строительный бум – по отдельным ходатайствам Управления земледелия и госимуществ из средств горного департамента были отпущены денежные средства, благодаря чему по проектам красноярского архитектора Леонида Александровича Чернышева были выстроены в камне сразу три новых объекта: ванный корпус, приемный покой и больница для заразных больных. Кроме того, были построены курзал (для проведения мероприятий), постоянный водопровод, купальни и другие объекты инфраструктуры курорта.
В первую очередь Л.А. Чернышевым было спроектировано каменное здание нового ванного корпуса. К сожалению, до настоящего времени ни в фондах КККМ, ни в документах ГАКК не удалось найти проект ванного корпуса. Старый деревянный ванный корпус был построен еще в 1898 г. «на берегу озера в 35 саженях (78 метрах) от воды и расположен против середины поселка» (4). Он состоял лишь из двух отделений мужского и женского на 4 номера каждое, с общей приемной и помещением для нагрева воды. По соседству со старым ванным корпусом в 1907 г. и был построен новый ванный корпус рассчитанный на 12 ванн (5).
Здание, запроектированное в стиле современной архитектуры модерна совершенно выбивалось из общей застройки курорта, причем не только своими архитектурными формами, но и цветовым решением (выложенные из местного бутового камня стены были оштукатурены и выкрашены в белый цвет, а кровля – в красный; расположенное по соседству здание старого ванного корпуса было выкрашено аналогичным образом). Причем эти же цвета были выбраны Л.А. Чернышевым и для последующих проектов для курорта Шира. В этом проекте проявились такие характерные черты архитектуры модерна как асимметричность (фасада и плана здания), рационализм (водонапорная башня встроена в общий объем здания), причудливость форм.
Очевидно также, что уже в этом проекте, одном из первых в обширном наследии архитектора Л.А. Чернышева, проявился его интерес к египетской архитектуре, который в данном случае выразился в монументальности и геометричности архитектурных форм постройки, а также в придании водонапорной башни и центральному объему здания формы пилонов (усеченных пирамид). Решение сугубо функционального по сути здания ванного корпуса в стилистике современной архитектуры модерна могло восприниматься в начале ХХ века как вызов не только общественному вкусу, но и сложившимся традициям застройки курорта Шира.
Закономерным образом необычное здание ванного корпуса стало объектов внимания приезжающих на курорт художников и фотографов. Летом 1908 года на озере Шира находились фотографы Людвиг Юльевич Вонаго6 и Николай Васильевич Федоров (7), которые вели фотосъемку видов курорта и его окрестностей. Для поездки на Шира Л.Ю. Вонаго специально взял двухмесячный отпуск с 24 июня по 24 августа (8). С этой поездки в фондах КККМ сохранилась небольшая коллекция его фотографий (9) и негативов. В свою очередь в фондах Минусинского краеведческого музея сохранились негативы с видами курорта Шира, выполненные Н.В. Федоровым, в том числе в 1908 году. Закономерным образом, новый ванный корпус несколько раз попал в объектив фотографа Л.Ю. Вонаго, который определенно знал толк в архитектурных постройках (в 1907 г. им было отснято около 20 различных зданий в г. Красноярске для альбома фототипий «Красноярск и его окрестности», а также для издания их в виде открыток).
Уроженец Красноярка, знаменитый художник Василий Иванович Суриков впервые побывал в окрестностях озера Шира еще в 1894 г. Ко времени его повторного приезда на Шира летом 1909 года обстановка курорта заметным образом преобразилась, в том числе на курорте появились новые здания, построенные по проектам Л.А. Чернышева. Так что свои слова «Чернышев много интересных домов понастроил в Красноярске, так что вид у него стал другой теперь» В.И. Сурикова мог распространить и в отношении курорта Шира.
В этот приезд В.И. Сурикова сопровождала младшая дочь Елена, вместе с которой они пробыли на курорте в течение всего июля месяца и в Красноярск возвратились 4 августа. На самом курорте и в его окрестностях художник выполнял этюды, часть из которых была использована им при разработке картины "Княгиня Ольга встречает тело Игоря" (к сожалению, картина так и не была написана художником, сохранилось лишь несколько эскизов и этюдов к ней) (10). В этот же приезд художник выполнил этюд с курортными постройками, на котором зафиксировал несколько деревянных домиков и юрту, а также здания старого и нового ванных корпусов.
В настоящее время эта небольшая работа хранится в Омском областном музее изобразительных искусств (11). Вместе с В.И. Суриковым в 1909 г. на курорте работал красноярский художник-любитель Александр Федорович Ефремов12, который также выполнял этюды с видами курорта Шира. Впоследствии в своем творчестве А.Ф. Ефремов еще несколько раз возвращался к образам Шира, а в июле 1915 года на курорте даже состоялась его совместная с художником Константином Поляшовым выставка. В Минусинском краеведческом музее хранится этюд А.Ф. Ефремова «Ванный корпус на курорте озеро Шира» (13). Он не имеет датировки. но для нас он ценен тем, что на нем также как и в работе В.И. Сурикова запечатлен новый ванный корпус, построенный по проекту Л.А. Чернышева. Благодаря работам В.И. Сурикова и А.Ф. Ефремова, мы видим как ярко красная кровля и белые стены зданий нового и старого ванных корпусов сочетались с зеленой травой, голубым небом и синей гладью озера.
Вслед за спроектированным ванным корпусом в 1907 г. Леонид Александрович создал акварель с проектом приемного покоя для курорта Шира (14). Этот проект развивал архитектурный образ ванного корпуса, дополняя его элементами мавританской архитектуры – в оформлении окон и входа использовалась подковообразная (мавританская арка), верхняя часть фасада была оформлена в виде зубцов (мерлонов). (Илл.1)
Вероятным источником вдохновения при создании проекта здания приемного покоя для Л.А. Чернышева стала т.н. «Дача артиста Н.А. Шевелева», которая была построена в Сочи в формах мавританской архитектуры в самом начале ХХ века. Вид дачи Н.А. Шевелева был растиражирован на открытках, кроме того Чернышев мог узнать об этом проекте из выписываемых им журналов по архитектуре и строительству. В апреле следующего 1908 г. Чернышев подготовил полный проект здания, который был рассмотрен и одобрен по протоколу Строительного отделения Енисейского губернского управления.
В чрезвычайно сжатые сроки к началу летнего сезона 1908 г. в центре курорта было выстроено здание приемного покоя в «мавританском стиле»(15). (илл.2,3,4) Удивительным образом, именно здание приемного покоя не было снесено в советское время, когда вся территория курорта планомерно застраивалась новыми курортными корпусами и другими объектами развивающейся инфраструктуры курорта. В 1920-е годы в здании располагалось гинекологическое отделение поликлиники, а в настоящее время здание перестроено и является гостевым домиком для приезжающих на курорт.(илл.5)
Одновременно с разработкой проектов для курорта Шира Л.А.Чернышев, развивая идеи проекта приемного покоя на озере Шира, создал два варианта проекта фасада особняка для красноярского нотариуса Иосифа Абрамовича Ицына (оба проекта сохранились в фонда КККМ). По итогу архитектором был выбран второй вариант фасада особняка, и здание было построено ориентировочно в 1909-1911 гг. в переулке Театральном (точных сведений и материалов о постройке особняка до настоящего времени выявить не удалось). В отличие от ширинских построек, здание было выстроено из кирпича.
В 1909 г. Л.А. Чернышевым было спроектировано здание каменной больницы для курорта Шира. В феврале 1910 г. проект был рассмотрен и одобрен по протоколу Строительного отделения Енисейского губернского управления. Здание ориентировочно было построено в 1910-1911 гг. В 1920-е годы в здании находилась амбулатория для сельского населения курорта озеро Шира.
Кроме того, в 1910 г. Л.А. Чернышевым был составлен проект каменной казенной гостиницы при курорте Шира, а в 1911 г. он подготовил план и смету на постройку санатория для чинов Главного управления землеустройства и земледелия. Оба проекта были одобрены строительным отделением Енисейского губернского управления, но каких-либо материалов об их постройке найдено не было, вероятно из-за начала Первой мировой войны эти проекты так и не были осуществлены. Предположительно, Л.А. Чернышев может также иметь отношение к проектированию здания вокзала на станции Шира, которое было построено в начале 1920-х. Как и в здании ванного корпуса, в здании вокзала используются формы пилонов (усеченных пирамид) для выделения объемов здания (центрального и боковых) и для декоративного обрамления окон и дверей.
Вероятно, Леонид Александрович Чернышев сразу замыслил, чтобы все проектируемые им здания для курорта Шира имели общую стилистику, т.к. их сходство бесспорно, и все они вместе (а также проект особняка Ицына) составляют в некотором роде серию. Установление новой «ширинской» страницы в творчестве Л.А. Чернышева заметно расширяет наши представления о его архитектурном наследии. Сохранившееся и обнаруженное на Шира здание бывшего приемного покоя может быть отнесено к вновь выявленным объектам культурного наследия, и логичным представляется решение вопроса о его сохранении и восстановлении.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Завадовский К.Н. Озеро Шира. Целебные свойства. Наблюдения результатов лечения. Условия жизни и пользования курортом. Справочные сведения. Томск, 1905. С. 33.
2 Отчет комитета по устройству и содержанию приюта для бедных на озере Шира. 1894-1898. Составил член Комитета, доктор А.Г. Куркутов. Красноярск. 1899. С. 2.
3 Озеро Шира как местный водолечебный курорт Енисейской губернии. Краткие сведения. Красноярск. 1908. С.12-13.
4 Отчет комитета по устройству и содержанию приюта для бедных на озере Шира. 1894-1898. Составил член Комитета, доктор А.Г. Куркутов. Красноярск. 1899.
5 Озеро Шира как местный водолечебный курорт Енисейской губернии. Краткие сведения. Красноярск. 1908. С.15
6 Вонаго Людвиг Юрьевич (1872–1935), известный красноярский фотограф, лесной кондуктор Управления государственными имуществами Енисейской губернии (1902–1910), топограф Енисейской землеотводной партии (с 1911 года). Коллекция его стеклянных негативов сохранилась в фондах Красноярского краевого краеведческого музея.
7 Федоров Николай Васильевич (1878– 1918), известный минусинский фотограф, издатель открыток с видами Минусинска и курорта Шира. Занимался съемкой этнографических типов Южной Сибири. Имел награды всероссийских фотографических выставок. Коллекция его стеклянных негативов сохранилась в фондах Минусинского краеведческого музея им. Н.М. Мартьянова.
8 ГАКК ф. 401, оп.1, д. 118. Переписка с красноярским лесничеством о назначении канцелярского служителя Вонаго лесным кондуктором. 1902–1911
9 Серии фотографий по курорту Шира поступили в музей лично от фотографа в 1915-1916 гг.
10 Подробнее о работе В.И. Сурикова на курорте Шира см. книгу Чебодаевой М.П. «Хакасия в творчестве В.И. Сурикова», Санкт-Петербург, 2011
11 Подробнее о работе см. Резвых Т.А. Произведения В.И. Сурикова в музеях РФ: атрибуции, датировки, уточнения (по результатам работы над сводным каталогом произведений В.И. Сурикова) // Суриковские чтения. Научно-практическая конференция. 2011. Красноярск. 2012
12 Ефремов Александр Федорович (1875-1936), родился в Томске, кончил курс Томской классической гимназии. В 1910-е учился в красноярской городской рисовальной школе.
13 МКМ в/ф 287
14 КККМ о/ф 8777/16, г 882
15 Озеро Шира как местный водолечебный курорт Енисейской губернии. Краткие сведения. Красноярск. 1908. С.15
Статья опубликована в сборнике научно-практической конференции Суриковские чтения- 2016. Красноярск, 2017.
- Памятники архитектуры и другие достопримечательности в Риме
in-rome.ru