Спасская церковь в Кежме

Добавлена: 31.01.2018
Добавил: Admin
Объект:
Спасская церковь в Кежме

Одним из малоизвестных произведений архитектуры Центральной Сибири XVIII века является Спасская церковь в поселке Кежма – бывшей Кежемской (Нижнекежемской) слободе, основанной в 1665 году. Свое развитие этот населенный пункт получил, благодаря расположению на берегу Тунгуски (Ангары) - важнейшем в XVII-XVIII веках водном пути, по которому проходило активное движение товаров из европейской части России в Кяхту.(1)

Каменная Спасская церковь с южным придельным храмом Казанской богоматери была заложена в 1785 году, незадолго до вхождения Кежемского села в состав Енисейского уезда. (2) Здание строилось на средства енисейского купца Ивана Артемьевича Тулунина.(3) В 1792 году строительство здания было завершено.(4) Работы по оборудованию интерьеров холодного Спасского храма затянулись до конца 90-х годов ХУШ века. Известно, что в августе 1798 года купцом И.А.Тулуниным был заключен договор с енисейским цеховым Василием Петровичем Бутусиным и его сыном Прокопием.(5) В договоре значилось: «Мне Бутусину со своим сыном Иркутской Епархии Енисейской округи в Кежемском селе в каменной Спасской холодной церкви резной наподобие зделаннаго Христорождественской верхней церкви ломининой иконостас вышины 10 аршин 7 верхов ширины 10 аршин 1 верх в котором составляет четыре става, в кой написать святые образа…и покрыть лаком, а резьбу вверху резные образа и царские врата лица размалевать и вызолотить одинаковым золотом по всему иконостасу из его Тулунина золотом, а между резьбою гладкие места по серебру его Тулунина прикрыть…» (6) После завершения этих работ престол холодной церкви был освящен старым антиминсом, выданным более ста лет назад на освящение деревянной предшественницы (7)

В январе 1805 года прихожане Спасской церкви Нижнекежемской слободы Киренского заказа (8) во главе со священником Тимофеем

Межовым обратились к епископу Иркутскому и Нерчинскому Вениамину Багрянскому с прошением о пристройке к северному фасаду церкви придельного храма Иоанна Предтечи. По «благословенной» грамоте, выданной 16 января, придельный храм был заложен 27 августа 1805 года (9) Из рапорта священника Т.Межова в Иркутск становятся известными размеры придельного храма Иоанна Предтечи: «Означенной во имя Святаго пророка предтечи и крестителя господня Иоанна придел длиною на девяти саженях, а в обширности на семи аршинах». Освящение придельного храма состоялось в 1805 году (10)

Планировочная структура Спасской церкви характерна для каменного зодчества Сибири ХУШ века и построек «енисейского круга». По оси восток-запад последовательно расположены прямоугольное, вытянутое в меридианном направлении, помещение храма с полукруглой алтарной апсидой, трапезная с двумя оттянутыми с востока приделами и квадратное помещение церковной паперти. Северный придел вытянут на всю длину трапезной и паперти. Вытянутый в высоту храмовый четверик перекрывался восьмигранным лотковым сводом и завершался восьмигранным световым барабаном, увенчанным круглой главкой с крестом. Двухъярусная колокольня типа «восьмерик на четверике» завершалась шпилем на глухом барабане, ребра которого были оформлены традиционными для построек «енисейского круга» последней четверти XVIII века волютами с сильно выступающими нижними завитками и намеченными – верхними. Примечательной деталью колокольни был находившийся на ее западном фасаде деревянный балкон с козырьком.

Декоративное убранство фасадов Спасской церкви в Кежме типично для каменного зодчества Приенисейского края последней четверти XVIII века. Именно в этот период в творчестве енисейских мастеров каменных дел отчетливо проявилась смена художественных предпочтений: мотивы «уральского барокко», с характерным для него типом «бухвостовского» наличника уступили место принципиально иным декоративным формам на основе рокайльных элементов. (11) Так, оригинальные обрамления окон Спасской церкви в виде профилированных кирпичных тяг с S-образными элементами восходят к Вознесенскому летнему храму (1779-1804гг.) церкви Преображения (1747-1765гг.) в Енисейске. Различные вариации этого типа оконных обрамлений в дальнейшем нашли широкое применение в произведениях енисейских зодчих, например, таких, как Петропавловская церковь (90-е гг.XVIIIв.) в с. Богучаны, Успенская церковь (1793-1819гг.) в Енисейске, Успенская церковь (1798-1834гг.) в с.Верхнеимбатском. При этом необходимо отметить, что при сходстве приемов выкладки из лекального кирпича «рокайльные наличники» приенисейских храмов всегда выполняли функцию обрамления оконных и дверных проемов в отличие от знаменитых тотьменских картушей, использовавшихся как элементы заполнения стеновых поверхностей.

Другой характерной подробностью декоративного убранства фасадов кежемской Спасской церкви являются фигурные ниши в виде «пламенеющего» киота и квадрифолия усложненной формы, помещенные на широких стеновых лопатках. Форма этих ниш восходит к Троицкой церкви (1772-1778г.) в Енисейске – произведению, испытавшему сильнейшее влияние таких произведений иркутской архитектурной школы, как церковь Прокопия и Иоанна Устюжских Чудотворцев (1740-е – 1767гг.), Крестовоздвиженская церковь (1747-1760гг.) и Вознесенский собор (1749-1767гг.) одноименного монастыря.

При всей обусловленной устойчивым традиционализмом творческого мышления народных зодчих типичности архитектурно-конструктивных форм, Спасскую церковь, благодаря ее редким формам декоративного убранства, следует отнести к числу выдающихся памятников сибирского каменного зодчества XVIIIв.

ПРИМЕЧАНИЯ

1.Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащия. СПб., 1757, Т.5, С.120.

2.Поездка его преосвященства Преосвященнейшего Тихона епископа Енисейского и Красноярского в ангарский край для обозрения церквей летом 1891 года. Красноярск, 1891, С.31..

3.В заметке о кежемской Спасской церкви, помещенной в Кратком описании приходов Енисейской епархии, фамилия заказчика указана неверно (Краткое описание приходов Енисейской епархии С.211). Среди енисейских купцов последней четверти XVIII не было лиц с фамилией Тумкиш. (Буланков В.В., Шумов К.Ю. Енисейск, Красноярск,1999, С.131-134;) В исповедных росписях прихода енисейской Христорождественской церкви за 1796 год значится купец Иван Артемьевич Тулунин 47 лет (ГАКК.ф.819,оп.1,д.86, л.3об.)

4.Краткое описание приходов Енисейской епархии.Красноярск,1916, С.211.

5.Шумов К.Ю. Бутусины Енисейский энциклопедический словарь, Красноярск,1998, С.93.

6. Госархив Красноярского края (ГАКК),ф.796,оп.1,д.5002, л.1. 7.Левитский Е. Село Кежемское Енисейской епархии ЕЕВ, 1890, Отд.неофиц., С.259.

8. В 40 верстах от Братского острога существовала Кежемская деревня или Кежемский погост, известный с 1667 года с церковью святителя Николая.- Иркутские епархиальные ведомости. 1870г. № 44 Церковь Кежемская Николаевская,С.530.

9.ККМ, оф, 9669-1-2758. 17-1 Грамота на закладку северного каменного придела Иоанна Крестителя в слободе Нижнекежемской Киренского заказа.

10.Поездка его преосвященства…С.31.

11.Подробнее: Шумов К.Ю.Декор Енисейских храмов XVIII в. Архитектура. Межвуз. тематич. сб. СПб.,1992, С.40.

1.Спасская церковь в Кежме.Картина не известного художника.ККМ
1.Спасская церковь в Кежме.Картина не известного художника.ККМ
2. Спасская церковь в Кежме. 1988г.
2. Спасская церковь в Кежме. 1988г.
3.Вид с востока.фото Андреева Г.Ф. 2007г.
3.Вид с востока.фото Андреева Г.Ф. 2007г.
4.Вид с северо-востока. фото Андреева Г.Ф. 2007г.
4.Вид с северо-востока. фото Андреева Г.Ф. 2007г.
5.Вид с севера. фото Андреева Г.Ф. 2007г.
5.Вид с севера. фото Андреева Г.Ф. 2007г.
6.Вид с запада. фото Андреева Г.Ф. 2007г.
6.Вид с запада. фото Андреева Г.Ф. 2007г.
Имя (Псевдоним):   E-Mail:
Секретный код: сменить цифры   Повторите код:
Полужирный
Наклонный текст
Подчеркнутый текст
Вставка смайликов
Вставка картинки
Вставка цитаты
You Tube
Flash
Разрыв страницы
Закрыть все открытые теги





Кафедра ЮНЕСКО в Красноярске


Старые фотографии
Партнерские проекты
  • Памятники архитектуры и другие достопримечательности в Риме
    in-rome.ru