Всехсвятская церковь в Красноярске - история строительства

Добавлена: 24.01.2018
Добавил: Admin
Объект:
Всехсвятская церковь в Красноярске - история строительства

Строительная история Всехсвятской церкви в Красноярске неразрывно связана с историей одноименного кладбища, впервые появившегося на карте города в последней четверти XVIII века. Возникновение Всехсвятского кладбища было обусловлено процессом коренной реконструкции застройки Красноярска после опустошительного пожара 1773 года. По выполненному сотрудником тобольской чертежной палаты Петром Моисеевым генеральному плану, который впервые заложил принципы регулярной планировки Красноярска, за пределами городской территории было определено место для нового "кладбища мертвых тел". Участок под кладбище был выбран к западу от городской застройки, на опушке соснового бора (район современной территории фабрики "Квант"). (рис.1)

Из переписки последней четверти XVIII века между тобольской консисторией и протоиереем красноярского Воскресенского собора Алексеем Михайловским, исполнявшим должность "заказчика" церковного строительства красноярского округа, следует, что к октябрю 1774 года на территории кладбища была выстроена деревянная однопрестольная церковь Всех Святых.(1) Вскоре она была освящена присланным из Тобольска антиминсом.

Таким образом, начало функционирования Всехсвятского кладбища относится к концу 1774 года, когда его комплекс был полностью приготовлен для проведения погребальных обрядов. Записи метрических книг Всехсвятской церкви рубежа XVIII-XIX веков свидетельствуют, что территория Всехсвятского кладбища стала местом погребения коренной части жителей Красноярска.

В начале 1797 года здание Всехсвятской церкви погибло в пожаре. В октябре этого же года, по благословенной грамоте тобольского архиепископа Варлаама, на ее место перенесли деревянную церковь Благовещения, которая располагалась в районе пересечения современных улиц Ленина и 9 Января. (2) Перенос деревянной Благовещенской церкви стал возможен вследствии принятия решения о строительстве на ее месте одноименного каменного храма. В 1798 году новую деревянную кладбищенскую церковь переосвятили во Всехсвятскую (3).

В сентябре 1812 года, "в день вступления французских войск в Москву" и эта деревянная кладбищенская церковь сгорела. Красноярское духовное правление сообщало в Тобольск: "сего сентября 2 числа после полудня градокрасноярская кладбищенская Всехсвятская церковь со святым антиминсом и совсем имуществом, принадлежащим к благолепию церковному, сгорела, кроме трех колоколов, свалившихся на землю"(4). После этого события горожане приняли решение о сооружении взамен сгоревшего деревянного нового каменного храма. Сохранившиеся клировые ведомости и описи церковного имущества каменной Всехсвятской церкви подробно освещают ход строительства этого здания.

Церковь была заложена в апреле 1816 года в юго-западной части территории Всехсвятского кладбища (5). Строительство здания осуществлялось по проектным чертежам - "плану и фасаду", которые упоминаются в поздних документах изученного нами церковного архива

(6). Как показывает красноярская строительная практика начала XIX века, эти чертежи скорее всего были выполнены не академически обученными архитекторами, институт которых на территории Приенисейского края был учрежден только в 1822 году, а кем-то из лиц, непосредственно занятых в сфере строительства. На наш взгляд, автором проектных чертежей мог быть мастер иконостасных дел Григорий Бусыгин, по "планам" которого в Красноярске в 1804-1822 годах была выстроена Благовещенская церковь (7). Факт участия этого опытного резчика в строительстве и украшении Всехсвятской церкви, зафиксировал ряд церковных документов 20-30-х годов XIX века (8).

По данным историка А.Н.Копылова Г.Бусыгин был сыном отставного служилого из Тобольска Егора Михайловича Бусыгина, известного в последней четверти XVIII века многочислеными подрядами по изготовлению иконостасов на территории сибирских уездов (9).

Изученные нами материалы строительных подрядов и приходно-расходных книг из архивов ряда приенисейских церквей, позволяют сделать вывод о значительной профессиональной деятельности "сержантского сына" Г.Бусыгина на территории Приенисейского края в 1800-1830-х годах (10). Так, в 1800 году он работал на строительстве церкви Захария и Елизаветы в Енисейске, в 1804 году Троицкой церкви в селе Арейском и Спасского собора в Канском остроге (11).

На работах по возведению Всехсвятской церкви была занята строительная артель, в состав которой входили енисейские и красноярские ремесленники. Руководил артелью мастер Иван Ильич Огрысков, происходивший из семьи потомственных служителей енисейского Спасского монастыря (12). О высокой квалификации И.И.Огрыскова свидетельствует тот факт, что в 1811-1815 годах именно ему была поручена достройка каменной Благовещенской церкви в Красноярске, вместо непонравившегося прихожанам иркутского мастера И.Прохорова. Помимо И.И. Огрыскова в работах по возведению стен и сводов здания принимали участие красноярские каменщики братья Иван и Федор Быкасовы (13).

Как следует из документов церковного архива, после окончания строительных работ и завершения отделки интерьеров, освящение Всехсвятской церкви состоялось 22 мая 1820 года (14). Благодаря сохранившимся подробным описям мы можем представить себе размеры выстроенного здания. Длина церкви "от горнего места до западных врат" (т.е.продольный размер между внутренними поверхностями стены алтаря и западной стены притвора - К.Ш) составляла четырнадцать саженей один аршин (около 30м 57см).

Архитектура первоначального объема Всехсвятской церкви носила переходный характер, связанный с особенностями становления на территории Приенисейского края основ классицизма. При сохранении отголосков барочных традиций в объеме храмовой части здания, представлявшей собой монументальный со скошенными углами четверик, архитектурные массы колокольни были решены в формах раннего классицизма. (рис.4)

Четверик храмовой части Всехсвятской церкви перекрывался сводом, скрытым под изогнутой кровлей, и увенчивался небольшой граненой главкой на световом барабане. Особенностью объемной композиции Всехсвятской церкви, отличавшей ее от других произведений енисейских мастеров рубежа XVIII-XIX в., являлась прямоугольная форма алтарной апсиды.

В таком виде здание просуществовало до конца 1820-х годов. В 1829 году началось сооружение северного придельного храма Успения Богородицы, существенно изменившего архитектурный облик Всехсвятской церкви. К моменту принятия решения о строительстве придельного храма, в Красноярске уже несколько лет работал губернский архитектор Павел Федорович Воцкий, который, вероятнее всего и составил проект на пристройку придела.

Сооружение придельного храма Успения завершилось в конце 1830 года. Придел освятили после того, как в нем был установлен выполненный Г.Бусыгиным резной иконостас, с иконами красноярского иконописца Тимофея Семеновича Ростовцева (15). Судя по сохранившимся описаниям иконостас, представлял собой одноставное с шестью колоннами сооружение, покрытое простой с позолотой резьбой и выкрашенное белой краской (16)

Основные работы по кладке стен и сводов придела выполнял опытнейший красноярский каменщик Тимофей Петрович Векшин. Помимо него в строительных работах участвовали красноярские мастеровые: Григорий Матвеев, Иван Ефимов, Семен Ростовцев, Федор Кочнев и другие (17).

Одновременно со строительством Успенского придельного храма были начаты работы по возведению церковной кирпичной ограды. Все каменные работы по строительству ограды выполняла артель красноярских каменщиков, в которую входили наиболее опытные городские мастера: Тимофей Векшин,Филипп Леднев,Иван Быкасов.

Из отметки в книге "для записи денег" о расчете с мастерами-каменщиками за строительство ограды, становится известна суммарная протяженность кирпичной ограды, возведенной к марту 1831 года. Она равнялась 257 саженям (около 548м ). (18)

Данные о первоначальной длине и ширине кладбищенской ограды приведены в описи церкви 1832 года. Длина ограды (вдоль современной улицы Красной Армии) составляла 87 саженей (около 185,5м), ширина - ( вдоль современной улицы Обороны) 61 сажень (около 130м). (19)

Эта ограда видна на самом раннем из известных нам фотоснимков Всехсвятского кладбища, который можно отнести к началу 1870-х годов, поскольку на нем еще не зафиксирован появившийся в 1875 году деревянный мезонин на кирпичном здании богадельни, выстроенной в юго-западном углу ограды к 1841 году.(рис.4 )

Судя по снимку, деревянная решетчатая ограда на кирпичных столбах и кирпичном цоколе, охватывала всю территорию кладбища. Конфигурация ограды имела неправильную геометрию, обусловленную характером рельефа надпойменной террасы реки Качи: северный участок ограды был значительно скошен, вследствие чего восточный участок ограды имел небольшую протяженность. На южной стороне ограды находились ворота, представлявшие собой композицию из двух кирпичных пилонов с калитками и расположенной между ними решеткой из двух полотен. При них с 1831 года существовала каменная часовня Николая Чудотворца (20). (рис.5,6)

В соответствии с планом Красноярска 1828 года, который предусматривал территориальный рост города к западу до Афонтовой горы, около Всехсвятского кладбища стали появляться дома горожан. Это обстоятельство понудило городские власти поставить вопрос о переводе Всехсвятской церкви в разряд приходских, а вместо нее выстроить новую кладбищенскую церковь. В 1835 году красноярская городская дума приняла решение закрыть Всехсвятское кладбище, как "состоящее внутри города" (21). Практически захоронения на этом кладбище прекратились еще в 1820 году, после того, как состоялось освящение каменной Всехсвятской церкви. Об этом свидетельствуют записи на полях метрических книг Всехсвятской церкви.

Строительство новой кладбищенской церкви, получившей название Троицкой, началось в 1836 году на территории восточного кладбища, намеченного планом 1828 года (ныне Троицкое кладбище в Покровке), и закончилось в 1848 году ( 22).

На плане Красноярска 1852 года, выполненном "по мередиану магнитной стрелки 1828 года", территория Всехсвятского кладбища обозначена еще в соответствии со своей первоначальной функцией. Однако каменная Всехсвятская церковь показана на "изъяснении" к плану, уже как приходская.

Расположенное в юго-западном углу кладбища здание было занято, согласно отметке на плане, под помещения Духовного правления и богадельни.

План Красноярска 1871 года зафиксировал некоторые изменения в характере застройки территории бывшего Всехсвятского кладбища, произошедшие с момента составления городского плана 1852 года. Примечательно, что на новом плане территория Всехсвятского кладбища уже не была обозначена как место для захоронений. Сама Всехсвятская церковь названа приходской. Здание бывшей богадельни в это время использовалось как дом причта Богородице-Рождественского собора, выстроенного на Новобазарной площади в 1845-1861 годах. Кроме Всехсвятской церкви и дома соборного причта на территории бывшего кладбища в это время находилось еще одно здание - деревянный дом причта Всехсвятского прихода. Он располагался в северо-западном углу территории бывшего кладбища.

В апреле 1876 года прихожане Всехсвятской церкви обратились к духовным властям за разрешением пристроить к южному фасаду Всехсвятской церкви придельный храм Святителя и Чудотворца Николая. К прошению был приложен план будущего строения, очевидно выполненный

Лоссовским А.А., занимавшим в то время должность городского архитектора. После утверждения плана, в мае 1876 года были заключены "обязательства" с подрядчиками на проведение строительных работ.

Интересно, что спустя полвека среди строителей, подряжавшихся на выполнение каменных работ, не было ни одного енисейца или красноярца. Их заменили приезжие мастеровые: крестьяне "Владимирской губернии Гороховецкого уезда Неверослободской волости деревни Пашкиной" Григорий и Дмитрий Скворцовы, а также крестьянин Нижегородской губернии Иван Пушков (23). В своем договоре они обязались все каменные работы закончить к восьмому июля 1876 года.

Как видно из сохранившейся копии благословенной грамоты, подписанной епископом Енисейским и Красноярским Антонием, придел Николая Чудотворца был заложен 16 мая 1876 года (24). Каменные работы на приделе были завершены в сроки, оговоренные в договоре. Выполненную пристройку в ноябре 1876 года освидетельствовал енисейский губернский архитектор С.В.Нюхалов. (рис.5)

Приводим некоторые выдержки из описи имущества Всехсвятской церкви 1883 года, которая в дополнение к фотоснимкам здания рубежа XIX-XX веков, позволяет представить с определенной степенью допущения окончательно сложившийся архитектурно-художественный облик постройки этого времени. (рис.5) "Для входа в церковь трое дверей: одна со стороны западной и по одной двери с северной и южной. Окон с правой стороны семь, с левой восемь, кроме того вверху онаго храма круглых окон на правой стороне два и на левой три и четыреугольных: четыре с правой стороны и три с левой. Полы в главном храме и в северном приделе чугунные, а в левом деревянные. Церковь покрыта железом под зеленой краской" (25)

В отличии от каменных работ, которые выполнялись исключительно приезжими мастеровыми, в работах по оборудованию и украшению интерьеров придельного храма принимали участие енисейские и красноярские подрядчики. Так, предалтарный иконостас Николаевского придела,"по рисунку, составленному и разсмотренному Епархиальным Начальством", изготовил мещанин Петр Матвеевич Попов - представитель известной семьи потомственных мастеров по художественной обработке дерева из Енисейска. Красноярский мещанин Федор Кузнецов вызолотил три главы на Всехсвятской церкви "вместе с крестами и цепями". Золочение иконостаса исполнил пензенский мещанин Порфирий Грачев (26)

Особо следует отметить, что иконы в иконостас Николаевского придела были присланы из Москвы, а написаны "известным художником Малышевым в Троице-Сергиевой Лавре" (27).

 

П Р И М Е Ч А Н И Я

1.Госархив Красноярского края (далее ГАКК),ф.592,оп.1,д.42,л.34.

2.Быконя Г.Ф.,Гринберг Ю.И.,Шумов К.Ю. Покровская церковь в

Красноярске - памятник архитектуры XVIII века. в кн.- Памятники исто-

рии и культуры Красноярского края. Вып.1,Красноярск,1989,с.317.

3.Краткое описание приходов Енисейской Епархии. Красно-

ярск,1916,с.13.

4.ГАКК,ф.812,оп.1,д.290,л.1.

5.ГАКК,ф.212,оп.1,д.217,л.1.

6.ГАКК,ф.212,оп.1,д.77,л.14а об.

7.Попадюк С.С. Историческая справка о Благовещенской церкви в

Красноярске. Институт "Спецпроектреставрация".М.,1978,с.2.

8.ГАКК,ф.796,оп.1,д.4451,л.5.

9.Копылов А.Н. Развитие в Сибири в 18-нач.19в. ремесла по ху-

дожественной обработке дерева. в кн.- Города Сибири.Наука,Новоси-

бирск,1978,с.63.

10.Шумов К.Ю.Историческая справка об иконостасе Благовещенско-

го придела Благовещенской церкви в Красноярске. АО

"Реставрация".Красноярск,1994,с.2.

11.ГАКК,ф.812,оп.1,д.42,л.5; ф.298,оп.1,д.4,л.17об.; ф.592,оп.

1,д.301,л.5.

12.Шумов К.Ю. Цех мастеров каменных дел Енисейска 18 века. в

кн.- Памятники истории и культуры Красноярского края. Вып.2,Красно-

ярск,1992,с.223.

13.ГАКК,ф.796,оп.1,д.4451,л.12об.

14.ГАКК,ф.212,оп.1,д.217,л.1.

15.ГАКК,ф.796,оп.1,д.4451,лл.5,10об.

16.ГАКК,ф.212,оп.1,д.78,л.18.

17.ГАКК,ф.796,оп.1,д.4451,л.4об.69,9об.10.

18.ГАКК,То же дело,л.12об.

19.ГАКК,ф.212,оп.1,д.77,л.14а.

20.ГАКК,ф.212,оп.1,д.4,л.1.

21.ГАКК,ф.592,оп.1,д.690,л.41-41об.

22.ГАКК,То же дело,л.49об.

23.ГАКК,ф.212,оп.1,д.182,лл.2,4.

24.ГАКК,То же дело,л.9.

25.ГАКК,ф.212,оп.1,д.182,л.3-3об.

26.ГАКК,То же дело,лл.14,27,37.

27.ГАКК,То же дело,л.22.

 

Статья впервые была опубликована: Памятники истории и культуры Красноярского края : выпуск 3 / сост. Г. Ф. Быконя. – Красноярск : Красноярское книжное изд-во, 1995. – с. 419-429.

1. Чертеж плана Красноярска конца 18 века
1. Чертеж плана Красноярска конца 18 века
2. Вид Красноярска акварель 1841 г.
2. Вид Красноярска акварель 1841 г.
3.Фрагмент плана Красноярска 1894г.
3.Фрагмент плана Красноярска 1894г.
4. Церковь Всех Святых в Красноярске.фото начала 1870-х гг.
4. Церковь Всех Святых в Красноярске.фото начала 1870-х гг.
5.Церковь Всех Святых в Красноярске.фото рубежа XIX-XXвв.
5.Церковь Всех Святых в Красноярске.фото рубежа XIX-XXвв.
6.Церковь Всех Святых в Красноярске. фото нач.ХХв.
6.Церковь Всех Святых в Красноярске. фото нач.ХХв.
7.Вид Новособорной площади в Красноярске фото руб.XIX-XXвв.
7.Вид Новособорной площади в Красноярске фото руб.XIX-XXвв.
Имя (Псевдоним):   E-Mail:
Секретный код: сменить цифры   Повторите код:
Полужирный
Наклонный текст
Подчеркнутый текст
Вставка смайликов
Вставка картинки
Вставка цитаты
You Tube
Flash
Разрыв страницы
Закрыть все открытые теги





Кафедра ЮНЕСКО в Красноярске


Старые фотографии
Партнерские проекты
  • Памятники архитектуры и другие достопримечательности в Риме
    in-rome.ru