Здание Речного вокзала в Красноярске
История строительства здания речного вокзала в г.Красноярске такова. В конце 1930-х годов активно разрабатывалась общая концепция планировочного развития Красноярска. По заданию Наркомхза группой специалистов красноярского Горстройпроекта под руководством архитектора А.М.Мостакова в 1938 году была разработана детальная планировка левобережной центральной части города. Новый генеральный план Красноярска был завершен группой А.М.Мостакова в 1940 году. Утвердить его помешала война.
В связи с разработкой планировки левобережья Красноярска архитекторами был выполнен ряд проектов крупных общественных зданий. Так, известным архитектором А.Д.Крячковым был выполнен проект здания крайисполкома на месте взорванного в 1936 году Рождественского собора. В 1940 году на основании задания управления Енисейского пароходства в архитектурной мастерской Управления планировки Москвы был разработан проект здания речного вокзала в Красноярске. Автором этого проекта был московский архитектор Курносов.
Выбор московского архитектора для проектирования здания красноярского вокзала не был случаен. Обширный проектный и практический опыт возведения общественных зданий был получен московскими архитекторами при реализации мероприятий, намеченных новым генеральным планом столицы 1935 года. Одним из крупнейших московских градостроительных мероприятий этого времени было создание Химкинского водохранилища с сопутствующим парковым комплексом и ансамблем Химкинского речного вокзала. Здание этого вокзала было выстроено в 1937 году по проекту архитектора А.Рухлядева. Величественный образ здания был идеологически выдержан в духе постановления Совета народных комиссаров Союза СССР и Центрального комитета ВКП(б) «О генеральном плане реконструкции города Москвы». Для отражения «величия и красоты социалистической эпохи» автор проекта Химкинского речного вокзала использовал мотив протяженных ярусных аркад и башни, завершенной высоким шпилем. В дальнейшем образ Химкинского вокзала получил роль образца при проектировании и строительстве подобного рода зданий в других городах СССР, в том числе и в Красноярске.
Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война не позволила реализовать идею строительства вокзала. Лишь после окончания войны Енисейское пароходство смогло вернуться к теме речного вокзала. Именно в это время по всей страны было широко развернуто проектирование и строительство крупных общественных зданий, в художественном образе которых оказался запечатленным пафос победы, одержанной советским народом в войне.
В сентябре 1948 года архитектурной комиссией красноярского краевого Отдела по делам архитектуры был рассмотрен проект здания речного вокзала, составленный московским архитектором Курносовым. Согласно этому проекту здание речного вокзала предполагалось разместить на пересечении улиц Парижской Коммуны и Дубровинского, с небольшим смещением от оси ул.Парижской Коммуны. Симметричный объем здания, завершавшийся железобетонной башней с металлическим флагштоком, по проекту врезался в откос береговой террасы и имел со стороны города два этажа, а со стороны реки – три этажа. По проекту здание должно было получить центральное отопление, горячее водоснабжение, местную канализацию, электрооборудование, радиофикацию. Проект архитектора Курносова был утвержден заместителем наркома Речфлота в 1940 году.
В ходе рассмотрения проекта был высказан ряд существенных замечаний. Экспертной комиссией в частности предлагалось передвинуть проектируемое здание вверх по Енисею на 30-40 метров, для постановки его по оси улицы Парижской Коммуны, полностью переработать генплан и проект вертикальной планировки и дать новое решение привокзальной площади. Одновременно предлагалось разработать проект благоустройства набережной в пределах улиц 9Января и Сурикова со всеми видами инженерного оборудования (подпорные стенки, укрепление берега). На набережной предполагалось предусмотреть открытые павильоны для ожидающих пассажиров. Все замечания и предложения комиссии было признано необходимым, увязать со схемой проектного института «Гипроречтранс», проектирующего весь фронт причала с пригородным и грузовым движением. Для удобства связи с понтонной переправой было указано на необходимость организовать съезд с понтонного моста с выходом на ул.Сурикова.
Помимо замечаний по генеральному плану были высказаны замечания по самому зданию речного вокзала. Так было предложено разместить в неиспользованной части цокольного этажа помещения: для багажных операций, камеры хранения для ручного багажа, радиоузла, светосигнализационной, аккумуляторной и т.д. Внутри здания предлагалось ликвидировать забежные ступени внутренних лестниц.
Ряд замечаний был высказан относительно архитектурно-художественного облика здания. В протоколе отмечалось: «Образ речного вокзала со стороны реки выражен слабо, а в фасаде со стороны города утерян совсем, где он имеет сходство больше с ратушей, чем с речным вокзалом. В фасадах не достигнуто легкости и динамичности, нет современности. Здание плохо увязывается с окружающей средой и кажется чуждым». Членами комиссии было рекомендовано переработать все фасады здания, пересмотрев башенную часть, в сторону ее повышения, пересмотрев решения ризалитов в боковых крыльях, в связи с их тяжелым характером и утерянной масштабностью, а также предусмотрев изменения боковых крыльев здания, путем введения одного арочного пролета.
В результате всестороннего обсуждения проект здания речного вокзала был согласован с условием внесения в него исправлений. Ввиду значительности высказанных замечаний проект здания речного вокзала в Красноярске был полностью переработан. Его новым автором стал архитектор Голубев А.М., работавший сотрудником архитектурно-планировочной мастерской при управлении главного архитектора г.Красноярска.
В августе 1949 года этот проект был рассмотрен на заседании архитектурной комиссии отдела по делам архитектуры при Исполкоме Красноярского крайсовета депутатов трудящихся. Экспертизу проекта произвели: архитектор Брудский Ю.А., инженер Шевырногов П.А., инженер Мурашкин А.А., инженер Хоменко М.С., инженер Сидоров А.Р. На основании результатов экспертизы проект был согласован и рекомендован для рассмотрения и утверждения в Управлении по делам Архитектуры при Совете Министров РСФСР.
По рассмотренному проекту были высказаны следующие замечания и предложения:
1. В генплане доработать организацию движения пассажиров и транспорта; наметить места стоянки транспорта и ввести малые формы. Генплан дополнить необходимыми размерами.
2. В плане цокольного этажа увеличить площадь детской комнаты и предусмотреть помещения для кормления детей за счет уменьшения площади зала ожидания матери и ребенка. Помещение отправки и приема багажа исключить из плана цокольного этажа и разместить их в существующих складах, находящихся в подпорных стенках набережной.
Котельную в здании речного вокзала не предусматривать и запроектировать отдельно стоящую котельную с противоположной стороны ул.Дубровинского.
3. В плане 1го этажа вместо курительной разместить сан.узел, ликвидировать коридоры перед оперативными залами /кассовый и почта/, для чего убрать перегородки.
Для лучшей связи вестибюля с оперативными залами и лестницами, предусмотреть арочные проемы в боковых стенах лестничной клетки с проходом через площадку.
4. В плане 2го этажа вместо курительной разместить контору ресторана. В уровне 2го этажа в зале ожидания предусмотреть антресоли с выходом в коридор и на галерею.
5. Столбы веранд, как в нижнем сечении, так и в верхнем сечении принять одной ширины, т.е. 64 см.
6. Переработать интерьер вестибюля, придав ему большую легкость.
7. Изменить тематику росписи зала ресторана.
8. Для окончательной разработки фасад со стороны города принять по варианту №2.
9. Объем работ по вертикальной планировке и благоустройству уточнить на основе дополнительных съемочных материалов.
10. При разработке технического проекта водопровода предусмотреть двухсторонний ввод с закольцеванием внутреннего водопровода у здания вокзала.
11. Приточную вентиляцию запроектировать с установкой воздушных фильтров для очистки приточного воздуха.
12. Учитывая возможность, в дальнейшем присоединения здания речного вокзала в теплофикационной сети, рекомендовать водяное отопление вместо парового.
13. Местную канализацию /септик/ запроектировать с учетом подключения к будущей городской канализации.
14. Решить вопрос о возможности применения люминесцентного освещения /лампы дневного света/ в залах ресторана ожидания.
15. а) Генеральную смету составить по форме №1 с пообъектной расшифровкой и основными показателями.
б) составить сметы на пропущенные работы по телефонизации вокзала и наружной электросети.
в) уточнить затраты по зимнему удорожанию.
г) исключить проектно-сметные работы из сметы по радиофикации переносу телефонно-кабельной сети.
д) пересоставить смету по радиофикации. Пояснительную записку включить в техническую часть проекта.
е) генсмету и частные сметы проверить и внести соответствующие изменения по замечаниям экспертизы заказчика.
Любопытные замечания по архитектуре здания речного вокзала оставил доцент кафедры архитектуры Новосибирского инженерно-строительного института Ф.Барицкий, сделавший заключение по проекту вокзала. В частности он решительно выступил против количества предполагавшихся в здании галерей, считая их не только неуместными с точки зрения экономии и эксплуатации, но и нецелесообразными в образе вокзала. Так, Барицкий Ф. писал : «Сплошные галереи создают образ здания речного вокзала не для г.Красноярска на великой реке Енисее, а для южных рек или для Крыма или Черноморского побережья Кавказа». Как показывает развитие советского градостроительства, в послевоенное десятилетие присущее этому времени стремление советских архитекторов запечатлеть в архитектурных образах победу советского народа зачастую приводило к декоративным излишествам, в жертву которым нередко приносились функциональные удобства, а также требования технической и экономической целесообразности. Сохранившийся в фондах красноярского государственного архива проект здания речного вокзала демонстрирует именно эти обстоятельства.
Сравнительный анализ сохранившегося проекта вокзала и существующего здания показывает, что архитектором А.М.Голубевым в проект был внесен ряд изменений. Наиболее значительной переработке подверглась центральная часть здания и его боковые ризалиты. Центральная часть получила более монументальный характер благодаря появлению арочного портика. Полностью была изменена композиция центральной башни. В основании шпиля, скорее напоминающего обелиск, появились с запада и востока колоннады. Композицию фасадов боковых ризалитов сделали значительно более монументальной появившиеся щипцы с барельефной атрибутикой.
В соответствии с традициями советской архитектуры послевоенного времени интерьер речного вокзала был оформлен декоративными деталями, взятыми из ордерной системы. В этой связи характерными являются плоские пилястры с ионическими капителями, пояс кронштейнов, украшенных пальметтами. Особое звучание в декоративном оформлении интерьера зала ожидания имеет овальный плафон с живописными изображениями сцены строительства красноярского коммунального моста, видов реки Енисея.
Строительство здания речного вокзала завершилось в 1952 году. Удачно вписавшееся в планировочную ткань города, здание вокзала стало заметным событием в архитектурной жизни краевого центра. Макет здания речного вокзала был отмечен серебряной медалью на международной выставке в Брюсселе в 1958 году.
П Р И Л О Ж Е Н И Я
Ф. Р-2224, Оп.1, Д.90 «Приказы начальника отдела по архитектурной комиссии». 1949г.
Л.147
Приказ №37
Начальника отдела по делам Архитектуры при Исполкоме Красноярского Крайсовета депутатов трудящихся.
г.Красноярск, 6 августа 1949г.
1.
В отдел по делам архитектуры на экспертизу и рассмотрение поступил технический проект здания речного вокзала на р.Енисее в гор.Красноярске, разработанный на основании протокола Архитектурной комиссии №26 и приказа отдела №34а от 6.09.48 года по проекту речного вокзала, составленного в 1940 году Архитектурной мастерской при Управлении Планировки г.Москвы /автор архитектор Курносов/ и задания Управления Енисейского пароходства.
При рассмотрении проекта 1940 года 6.09.1948 года был отмечен ряд серьезных недостатков, что повлекло за собой составление совершенно нового проекта с изменением места расположения строительства.
Рассмотренный проект выполнен Архитектурно-планировочной мастерской при Управлении гл.Архитектора г.Красноярска /автор архитектор тов. Голубев А.Н./ с учетом всех основных замечаний Архитектурной комиссии.
2.
Краткая характеристика проекта.
Площадь застройки – 1614 кв. метров
Полезная площадь – 2095 кв. метров + веранда – 775 кв.м.
Всего – 2870 кв. метров
Строительный объем – 18946 кбм.
Здание со стороны реки 3х этажное и со стороны города 2х этажное с железобетонной башней и металлическим флагштоком.
Фундаменты – бетонные, марки «70» с Гидроизоляцией.
Стены – наружные в 2,5 кирпича и внутренние – 1,5-2 кирпича на растворе марки «15».
Перекрытия над цокольным и 1м этажами – монолитные железобетонные, чердачные перекрытия – деревянные.
Над залом ожидания метало-деревянные фермы с подвесными потолками.
Стропилы наслонные. Кровля железная.
Центральное отопление паровое /низкого давления/ и вентиляция.
Водопровод холодный, горячий и канализация.
Радиофикация и телефонизация. Электроснабжение и благоустройство.
Сметная стоимость объекта по Генсмете, в ценах 1949г. – 8,827.825р.
3.
Экспертизу проекта произвели: 1. Архитектор Брунский Ю.А. 2. Инженер Шевырногов П.А. 3. Инженер Мурашкин А.А. 4. Инженер Хоменко М.С. 5. Инженер Сидоров А.Р. и Техническая документация рассмотрена Архитектурной комиссией согласно протокола №27 от 5 августа 1949 года.
4.
На основании результатов экспертизы проекта и рассмотрения технической документации Архитектурной комиссией согласно протокола №27 от 5 августа 1949 года.
Приказываю:
Представленный Енисейским Управлением Речного пароходства технический проект речного вокзала на р. Енисее в гор. Красноярске, разработанный архитектурно-планировочной мастерской при Управлении Главного архитектора гор. Красноярска СОГЛАСОВАТЬ для представления на утверждение в Управление по делам Архитектуры при Совете Министров РСФСР с учетом следующих основных замечаний:
16. В генплане доработать организацию движения пассажиров и транспорта; наметить места стоянки транспорта и ввести малые формы. Генплан дополнить необходимыми размерами.
17. В плане цокольного этажа увеличить площадь детской комнаты и предусмотреть помещения для кормления детей за счет уменьшения площади зала ожидания матери и ребенка. Помещение отправки и приема багажа исключить из плана цокольного этажа и разместить их в существующих складах, находящихся в подпорных стенках набережной.
Котельную в здании речного вокзала не предусматривать и запроектировать отдельно стоящую котельную с противоположной стороны ул.Дубровинского.
18. В плане 1го этажа вместо курительной разместить сан.узел, ликвидировать коридоры перед оперативными залами /кассовый и почта/, для чего убрать перегородки.
Для лучшей связи вестибюля с оперативными залами и лестницами, предусмотреть арочные проемы в боковых стенах лестничной клетки с проходом через площадку.
19. В плане 2го этажа вместо курительной разместить контору ресторана. В уровне 2го этажа в зале ожидания предусмотреть антресоли с выходом в коридор и на галерею.
20. Столбы веранд, как в нижнем сечении, так и в верхнем сечении принять одной ширины, т.е. 64 см.
21. Переработать интерьер вестибюля, придав ему большую легкость.
22. Изменить тематику росписи зала ресторана.
23. Для окончательной разработки фасад со стороны города принять по варианту №2.
24. Объем работ по вертикальной планировке и благоустройству уточнить на основе дополнительных съемочных материалов.
25. При разработке технического проекта водопровода предусмотреть двухсторонний ввод с закольцеванием внутреннего водопровода у здания вокзала.
26. Приточную вентиляцию запроектировать с установкой воздушных фильтров для очистки приточного воздуха.
27. Учитывая возможность, в дальнейшем присоединения здания речного вокзала в теплофикационной сети, рекомендовать водяное отопление вместо парового.
28. Местную канализацию /септик/ запроектировать с учетом ……….. к будущей городской канализации.
29. Решить вопрос о возможности применения люминесцентного освещения /лампы дневного света/ в залах ресторана ожидания.
30. а) Генеральную смету составить по форме №1 с пообъектной расшифровкой и основными показателями.
б) составить сметы на пропущенные работы по телефонизации вокзала и наружной электросети.
в) уточнить затраты по зимнему удорожанию.
г) исключить проектно-сметные работы из сметы по радиофикации переносу телефонно-кабельной сети.
д) пересоставить смету по радиофикации. Пояснительную записку вычить в техническую часть проекта.
е) генсмету и частные сметы проверить и внести соответствующие изменения по замечаниям экспертизы заказчика.
Начальник по делам архитектуры Б.Петрусев
Л.151
В дело к приказу №37 от 6.8.49г. и протоколу №27 от 5.8.49г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По проекту речного вокзала в г.Красноярске
Автор-архитектор Голубев А.Н.
Решение плана:
1. Принятая планировка речного вокзала возражений не встречает.
В качестве недостатка следует отметить отсутствие в здании помещений для приема и отправки багажа. Эти помещения могли бы быть расположены в цокольном этаже; отсутствие их в здании является большим неудобством для пассажиров.
2. Размещение четырех опор, колонн в вестибюле и, соответственно, в ресторане /2й этаж/ почти на равных расстояниях не организует архитектурного пространства этих помещений; слишком массивные размеры колонн даже в ресторане усиливают антихудожественность принятого решения.
3. Устройство галерей в 1м и 2м этажах почти по всему главному фасаду и в торцах здания не вызывается ни технологическим требованиям, ни климатическими условиями. Пользование галереями 2го этажа затруднительно и требует устройства антресолей в залах ожидания. Необходимо сократить протяженность галерей, оставив их только в торцах и в части главного фасада у зала ожидания. Целесообразнее было бы устройство террас только в уровне 1го этажа, т.е. в уровне зала ожидания.
Архитектура здания:
1. Архитектура здания недостаточно монументальна, учитывая специфическое природное окружение – величественное зеркало Енисея и суровый, мощный силуэт гор за Енисеем, а также размах и масштаб всего пространства вокруг здания.
2. Эта недостаточная монументальность отразилась и в пропорциях колонн аркад галерей – они слишком тонки.
3. Помимо нецелесообразности принятого количества галерей с технологической, планировочной, эксплуатационной и экономической сторон и с архитектурной стороны сплошные галерей создают образ здания речного вокзала не для Красноярска на великой сибирской реке Енисее, а для южных рек или для Крыма или Черноморского побережья Кавказа.
4. При принятом объеме здания башня также слишком легка и невыразительна, не «завершает» здания.
5. При принятом решении архитектуры здания – городской фасад является более приемлемым по 1му варианту, так как он обеспечивает господство ордерного приема центра под плоскостями крыльев, он органичен.
Второй вариант центра не определенен и слаб по формам архитектурных членений по сравнению с четким решением плоскостей крыльев и архитектурно с последним не увязывается.
6. Учитывая вышеизложенные замечания проект речного вокзала арх. Голубева А.Н. может быть принят для осуществления при условии его доработки для устранения указанных недостатков.
Доцент кафедры архитектуры
Новосибирского инж.стр. Института – Кандидат технических наук Ф.Барницкий
26.8.49г. С подлинным верно В.Калугин
Л.152
В дело
Экспертное заключение
По техническому проекту речного вокзала в г.Красноярске на реке Енисей, разработанного архитектурной мастерской при главном городском архитекторе г.Красноярска. Архитектурно-строительная часть.
Автор проекта арх. Голубев.
Л.154
Общие выводы экспертизы по проекту речного вокзала на реке Енисей, в г.Красноярске.
Архитектурная часть:
1. Проект речного вокзала может быть утвержден для разработки рабочих чертежей и строительства с учетом следующих замечаний:
а) Перепроектировать детскую комнату с учетом освещения последней дневным светом.
б) Комнату отправки багажа перенести на речной фасад и устроить специальную дверь на посадочную площадку.
г) Угольную обеспечить загрузочным люком
д) Доработать решение входа в склад. /В данном решении дверь не проходит/.
е) Устроить дополнительный вход в билетный зал через лестничную клетку, в связи с чем лестницу переделать. Кроме того лестницу устроить всю двухмаршевую либо трехмаршевую, открыв возможность спуска из ресторана.
ж) Принять для городского фасада вариант №2.
з) Прорисовать капители столбов аркады.
и) Переработать интерьер главного вестибюля.
к) Изменить тематику росписи зала ресторана.
Архитектор ……………?
Л.161
Экспертное заключение по вертикальной планировке и благоустройству участка речного вокзала в г.Красноярске.
Технический проект вертикальной планировки выполнен архитектурно-планировочной мастерской при Управлении Гл.Архитектора г.Красноярска.
Вывод:
1. Представленный проект вертикальной планировки для речного вокзала в г.Красноярске утвердить, а объем работ уточнить на основе дополнительных съемочных материалов.
2. Вертикальную планировку ул.Дубровинского и набережной между улицами 9го Января и Сурикова считать основной для разработки технического проекта набережной р.Енисея на этом участке площадью в 5 Га.
26.7.49г.
Эксперт-инженер Шевырногов
Ф. р-2224, Оп.1, Д.109 «Технический проект строительства речного вокзала в
Г.Красноярске.»
Л.32
Протокол №26
Заседание Архитектурной комиссии Отдела по делам Архитектуры при Исполкоме Красноярского Крайсовета.
6 сентября 1948г.
Постановили:
1. Гл. Ар. Крайпроекта Шаповалов Г.И.
2. Ст. Ар. Крайпроекта Леонтьев Е.А.
3. Гл. Инж. Крайкомхоза Жуков В.Е.
4. Представитель Пож. Охраны капитан Егоров И.А.
5. Представитель Санинспекции Чистяков Г.Н.
6. Представитель заказчика инж. Кокорин
7. Гл. Арх. Города Пономарев А.М.
8. Нач. проектной мастерской города Сидоров Е.Ф.
9. Арх. Проектной мастерской Аничкова Е.А.
10. Арх. Проектной мастерской Климушин В.А.
11. Гл. инж. Норильского порта Ивкин В.Г.
12. Инженер Крайпроекта Шевырногов П.А.
13. Начальник сектора отвода Кудрявцев Н.П.
14. Ст. инж. отдела Удод В.М.
15. Зам. Нач. отдела Арх. Тимофеев А.П.
16. Инж. ОКС аз-да ПРЗ Головин
Председатель – Нач. отдела по делам архитектуры – архитектор Петрусев В.П.
Слушали:
Рассмотрение технического проекта речного вокзала г.Красноярске на реке Енисей.
Проект разработан Архитектурной мастерской МОССОвета в 1940 году. Застройщик ЕНУРП.
Автор проекта – арх. Курносов
Эксперты:
Архитектор Голубев
Инженеры Шевырногов, Шалыгин, Азенберг
Основные данные о проекте:
1. Строительный объем 10542 куб. м.
2. Площадь застройки 961 кв. м.
3. Полезная площадь 1714 кв.м.
4. Стоимость по генсмете 1818 т.р.
5. Конструктивная характеристика
6. Здание речного вокзала ставится по набережной Дубровинского и врезается в откос берега со стороны города имеет 2 этажа, со стороны реки 3 этажа и завершается железобетонной башенной частью с металлическим флагштоком.
Здание симметричное, с центральным расположением к привокзальной площади, но смещение с оси ул.Парижской Коммуны. Проектом предусматривается центральное отопление, горячее водоснабжение, местная канализация, электрооборудование, радиофикация.
7. Проект утвержден Зам. Наркома Речного Флота и рассмотрен Экспертным Советом Наркомречфлота в 1940г.
Постановили:
Представленный ЕНУРПом тех.проект речного вокзала в г.Красноярске на р.Енисее для строительства на ул.Дубровинского (набережной) против существующего причала, согласовать, с предложением внести исправления в тех.проект в соответствии со следующими указаниями:
1. Здание речного вокзала передвинуть вверх по реке Енисей на 30-40 метров для постановки его по оси ул.Парижской Коммуны, в связи с чем переработать генплан и проект вертикальной планировки и дать новое решение привокзальной площади.
2. Расширить посадочную площадку за счет газона.
3. Разработать проект благоустройства набережной в приделах улиц 9Января и Сурикова со всеми видами инженерного оборудования (подпорные стенки, укрепление берега).
Предусмотреть открытые павильоны для ожидающих пассажиров. Все это увязать со схемой Гипроречтранса, проектирующему весь фронт причала с пригородным и грузовым движением.
4. Запроектировать съезд с понтонного моста с выходом на ул.Сурикова.
5. Разместить в неиспользованной части цокольного этажа помещения: для багажных операций, камеры хранения для ручного багажа, радиоузла, светосигнализационной, аккумуляторной и т.д.
6. Ликвидировать забежные ступени внутренних лестниц.
7. Образ речного вокзала со стороны реки выражен слабо, а в фасаде со стороны города утерян совсем, где он имеет сходство больше с ратушей, чем с речным вокзалом.
В фасадах не достигнуто легкости и динамичности, нет современности. Здание плохо увязывается с окружающей средой и кажется чуждым.
Необходимо переработать все фасады и главным образом со стороны города.
Рекомендовать:
а) пересмотр башенной части, в сторону ее повышения
б) устройство плоской кровли над всем зданием, или центральной ее части
в) пересмотр решения ризалитов в боковых крыльях, имеющие инертный, тяжелый характер с утерянной масштабностью
г) расширение боковых крыльев, путем введения одного арочного пролета
д) полную переработку фасада со стороны города
8. Проект полностью не доведен до стадии технического проекта, что главным образом относится к сантехнической и электротехнической части проекта, которая представлена в объеме проектного задания и подлежит доведению до стадии техпроекта.
9. Пересчитать сметы согласно приказа МРФ от 6.7.1944г. за №220 по районным расценкам, согласованных Промбанком СССР.
п.п. Председатель Архитектурной комиссии В.Петрусев
Ученый секретарь Калугин
- Памятники архитектуры и другие достопримечательности в Риме
in-rome.ru