Перспективы воссоздания Часовни Даниила Столпника в Енисейске
В отечественной градостроительной практике весьма широко распространено критическое отношение к исторической и эстетической ценности воссоздаваемых сегодня полностью или частично утраченных произведений архитектуры прошлого. Однако за справедливыми, в общем, суждениями о недопустимости имитации подлинности архитектурных форм зачастую упускается один из основных аспектов целостного воссоздания безвозвратно потерянного объекта – восполнение утраченных смыслов и значений, важных для национальной культуры в целом. Ведь именно поэтому материальные формы создаваемого вновь произведения архитектуры должны восприниматься не как носители былой подлинности, а как признанный социумом символ утраченной вещи. (1)
В наше время ярким примером реализации общественной потребности в нравственной реабилитации стало восстановление одного из величайших символов национальной духовной культуры – храма Христа Спасителя в Москве. В русле развернувшегося в России процесса воссоздания православных святынь в Красноярске в 2013 году в районе Стрелки было освящено место для размещения собора Рождества Богородицы, варварски уничтоженного в 1930-е годы.
Возможность воссоздания утраченных произведений архитектуры, обладающих особой ценностью и отнесенных к категории объектов культурного наследия, с 2002 года закреплена в законодательстве РФ. Важнейшим условием принятия обоснованного решения о возможности воссоздания утраченного памятника является «наличие достаточных научных данных, необходимых для его воссоздания». (2) Между абстрактной идеей сооружения объекта заново и её реализацией лежит нелегкий и зачастую долгий процесс кропотливой работы над поиском бесспорных документальных источников, необходимых и достаточных для максимально возможного воспроизведения архитектурных форм оригинала.
В 2011 году в связи с приближением 200-летнего юбилея победы русского народа в Отечественной войне 1812 года Красноярским краевым обществом любителей военной истории была выдвинута идея восстановления в енисейском Иверском монастыре здания часовни, возведенной на месте упокоения старца Даниила – героя Бородинского сражения и участника Заграничных походов Русской армии 1813-1814 годов. Решительную поддержку этому начинанию оказали представители духовных властей, выразившие заинтересованность в восстановлении утраченной постройки, связанной с именем Даниила Ачинского – праведника, канонизированного в 1999 году в лике местночтимых святых Сибири. Особый смысл идея воссоздания часовни приобретала в связи с подготовкой правительственной программы, обусловленной предстоящим празднованием 400-летия основания Енисейска - одного из старейших городов Сибири.
С этой целью нами был предпринят расширенный поиск документальных источников, могущих лечь в основу будущего проекта научно-восстановительной реконструкции памятника. В ходе историко-архивных изысканий были выявлены и обобщены значительные по объему материалы описательного и что особенно примечательно изобразительного характера. Важнейшими из них стали полностью сохранившиеся в фондах Енисейского краеведческого музея проектные чертежи здания часовни, созданные рукой архитектора С.С.Худзинского в 1892 году.
Продольно-осевая композиция здания часовни Даниила Столпника, реализованная почти полностью в соответствие с проектом С.С.Худзинского, включала в себя собственно храм с пятигранной алтарной апсидой, небольшой объем притвора и колокольню. План часовни имел крестообразную форму. Главный кубический бесстолпный объем здания завершался «горкой» разновеликих, расположенных "вперебежку" килевидных кокошников, и увенчивался одной массивной луковичной главой на вертикально вытянутом круглом барабане. (илл.1) Двухъярусная колокольня часовни, вследствие своей незначительной высоты играла менее заметную роль в объемной композиции здания. Её четырехгранное основание имело с трех сторон сквозные арочные проемы. Над этим основанием колокольни поднимался также четырехгранный ярус звона, каждая из граней которого была прорезана аркой. Верх арочных пролетов колокольни врезался в основание стройного восьмигранного с небольшой главкой шатра, который служил завершением композиции всего сооружения. (илл.2)
Несмотря на сравнительно небольшие размеры часовня Даниила Столпника, благодаря своей развитой объемно-пространственной композиции, богатой пластике деталей и полихромной расцветке фасадов, имела самостоятельное значение в застройке и живописном силуэте Иверского монастыря. Особенно красиво здание часовни выглядело в зимний период времени, эффектно контрастируя с белоснежным покровом. В то же время весьма тактично внедренная в сложившийся архитектурный комплекс часовня сразу стала восприниматься его неотъемлемой частью. Её островерхая колокольня была гармонично увязана с выдающейся по художественным качествам шатровой колокольней церкви Рождества Христова и шатровыми покрытиями башен монастырской ограды. А декоративный убор часовни хорошо сочетался с красивым узорочьем фасадов Христорождественского храма. (илл.3)
Созданная Худзинским С.С. часовня Даниила Столпника представляла собой стилизацию композиционных приемов и форм московских храмов XVI-XVII веков с включением отдельных элементов «тоновского стиля». Среди целого ряда возможных архитектурных прообразов часовни особо следует назвать Малый (Старый) собор Донского монастыря, возведенный в 1591-1593 годах, а также Казанский собор (1635-1636гг.) на Красной площади в Москве с их поздними шатровыми колокольнями. Примечательно, что обе эти постройки, созданные по указам царей, носили выраженный военно-мемориальный характер.
Как известно, Малый собор Донского монастыря был построен на месте походной церкви, располагавшейся в главном стане русских воинов во время нашествия на Москву хана Казы-Гирея. А Казанский собор был назван в честь чудотворной иконы Божией Матери «Казанская» - главной войсковой святыни ополчения Минина и Пожарского. Представляется вероятным, что донаторами или автором часовни Даниила Столпника в Енисейске выбор в качестве образцов указанных выше московских храмов-мемориалов мог быть сделан не случайно. Ведь созданную в год 80-летия победы русского народа над нашествием «двунадесять языков» часовню предполагалось возвести над местом упокоения старца Даниила не только как праведника, но и как участника Отечественной войны 1812 года. Возможно, именно этими идейно-содержательными обстоятельствами следует объяснять образно-художественный строй енисейской часовни. (3)
Первым этапом осуществления идеи воссоздания часовни Даниила Столпника стал проект регенерации градостроительного комплекса Иверского монастыря в Енисейске, выполненный в 2013 году нами совместно с архитектором Я.В.Никольской. Анализ чертежей планов и графических изображений монастыря XIX-начала XX вв. позволил локализовать место расположения утраченного в 1920-х годах здания, выявить значение архитектурного объема часовни в формировании облика православной обители, а также в основных чертах наметить перспективы её восстановления.
Следующий этап работы, посвященный разработке предложений по воссозданию непосредственно архитектурных форм часовни, нашел отражение в проекте, разработанном нами вместе с архитектором Л.С.Чудиновой в 2014-2015 годах. (илл.4,5,6) Основной достигнутой целью этого проекта стал положительный ответ на вопрос о возможности воссоздания часовни на основе всей совокупности выявленных документальных источников. Обнаруженный же в 2015 году в ходе археологических раскопок на территории Иверского монастыря хорошо сохранившийся фундамент часовни, а также найденные фотоснимки её интерьера, не только подтвердили ранее сделанные нами выводы о первоначальном месте её нахождения, но и окончательно уверили нас в возможности целостного восстановления памятника. (4) (илл.7)
Таким образом, в условиях приближающегося 400-летнего юбилея Енисейска, требующего особого внимания к актуальным проблемам регенерации архитектурно-исторической среды этого города-памятника, наличие полноценной документальной базы (научных данных в трактовке Федерального Закона № 73) и материальных фрагментов здания, дающих необходимые правовые основания для его объявления объектом культурного наследия, позволяет реализовать идею воссоздания часовни Даниила Столпника как выдающегося символа православной духовности и мемориала, связанного с событиями всегосударственного значения исторического прошлого нашего Отечества.
Список литературы
1.Бобров Ю.Г. Теория реставрации памятников искусства: закономерности и противоречия. - М., 2004.
2.Федеральный Закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации № 73-ФЗ от 23.06.2002, Ст.47.
3.Шумов К.Ю. Церковные постройки во имя святого Даниила Ачинского в Енисейской губернии // «Этно-Мир на Енисее», № 9/2013 год.
4.Предварительные материалы научно-технического отчета о проведенных археологических раскопках на территории Иверского монастыря в Енисейске. ООО «Красноярская Геоархеология», 2015г.
- Памятники архитектуры и другие достопримечательности в Риме
in-rome.ru