Декор Покровской церкви в Красноярске
Автор статьи: Старцева Екатерина Андреевна
Руководитель: Купрякова Ирина Владимировна, МБОУ СШ №64, учитель истории
Научный руководитель: Шумов Константин Юрьевич
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении всей своей истории человек всегда стремился к красоте. Об этом нам говорят даже жилища первобытного человека – пещеры, которые наш далёкий предок украшал рисунками в меру своих возможностей.
Развиваясь, человечество придумывало всё более сложные формы украшений. Сегодня мы любуемся памятниками архитектуры прошлого, которые поражают нас пышным декором или, наоборот, строгой аскетичностью. Это происходило в силу того, как понимали на определённом историческом отрезке времени красоту наши предки.
Многое разрушило время, социальные потрясения и потребности современного города. То, что уцелело, часто находится в плачевном состоянии, и мы проходим мимо равнодушно, не задерживая свой взгляд на том или ином памятнике архитектуры, которым по праву может гордиться Красноярск.
Наш город, к сожалению, не может похвастаться обилием произведений архитектуры прошлого, которые могли бы поразить воображение современного красноярца. Но даже то немногое, что сохранено сегодня, при пристальном изучении даёт возможность говорить о том, что наши предки были неравнодушны к красоте и понимали в ней толк.
Наше внимание привлекло самое старинное строение Красноярска – Покровская кафедральная церковь, находящаяся ныне в историческом центре города на улице, носящей имя великого русского художника В.И. Сурикова. И не только потому, что это памятник конца ХVIII века, не только потому, что оно относится к стилю барокко, который редко встретишь на улицах нашего города. Нас заинтересовало удивительно обильное декоративное убранство фасадов церкви, в котором, к своему удивлению, мы нашли элементы декора разных эпох и разных художественно-стилевых направлений.
Таким образом, мы поставили перед собой цель – проанализировать внешнее декоративное убранство Покровской церкви, набор образующих его элементов с отнесением их к конкретным арсеналам художественно-стилевых форм.
Для достижения этой цели, мы поставили следующие задачи:
-
Познакомиться с литературой, в которой даётся характеристика языческого, православного декора, а так же декора Юго-Восточной Азии. Так как мы предположили, что в убранстве Покровской церкви можно встретить элементы этих декоров;
-
Провести натурное обследование Покровской церкви, для того, чтобы выявить, какие элементы декора сегодня украшают её;
-
Сопоставить примеры декора, взятые из литературы с теми, которые мы обнаружили сегодня на стенах Покровского собора.
При написании работы мы использовали следующие методы:
-
Систематизация и анализ материала;
-
Сравнительный анализ;
-
Натурное обследование.
Проблема нашего исследования заключается в том, что за время своего существования церковь не раз меняла свой облик. Мы решили остановиться на том варианте, в каком она выглядит в настоящий период.
Мы выдвинули гипотезу, что зодчие Покровской церкви, которые, как известно, не были академически обученными архитекторами, а принадлежали к низам посадского населения сибирских городов, сознательно использовали для украшения церкви декоративные элементы, имеющие символическое значение, не только разных эпох, но и разных культур. В частности, это были элементы декора восточных стран, а именно Китая, с которым Сибирь в XVII-XVIII веках имела устойчивые торговые и культурные связи.
Корпус источников составили в нашем исследовании работы красноярских краеведов, архитекторов, искусствоведов, которые писали о Покровской церкви. К сожалению, мы не нашли работ, которые были бы посвящены изучению внешнего убранства церкви. Поэтому мы считаем, что наша работа носит актуальный характер.
Среди современных культовых зданий, которые сохранились на сегодняшний день в нашем городе, Покровская церковь, пожалуй, единственная, которая отличается своим пышным убранством, так гармонично совмещающем в себе различные представления о красоте. Внешнее убранство храма часто дает нам возможность судить о тех уникальных навыках, которыми владели наши предки. Как писал известный русский художник И. Э. Грабарь: «Виртуозность отделки храма при сравнительно скудных средствах по истине изумительна». Эти слова можно смело отнести и к Покровскому кафедральному собору в Красноярске.
А знания, более глубокие о том или ином памятнике нашего культурного наследия, сделают нас только богаче. Это стало серьёзной мотивацией для нашей работы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Понятие «декор»
Слово декор происходит от латинского слова «decoro», что означает «украшаю», и означает совокупность элементов, которые составляют внешнее оформление архитектурного сооружения или его интерьеров. (Рис.1) Большая Советская энциклопедия даёт нам определение, что «декором называют систему украшений сооружения (фасада, интерьера или изделия). Выступая в единстве с их объемно-пространственной композицией, декор, как простой (например, одноцветная покраска), так и сложный (сочетающий орнамент и изображение, скульптуру и роспись), становится её элементом, акцентирует выразительность композиции или зрительно преобразует её, внося свойственные самому декору масштабные отношения, ритм, колорит. Декор – одно из средств зрительного объединения в ансамбль отдельных зданий или предметов». [6]
Для украшений существует много общепринятых способов и приёмов, и декор может быть живописным, скульптурным и архитектурным. Так же он подразделяется на активный и пассивный.
Активный декор соответствует конструкции постройки и непосредственно связан с её функцией и формой. Пассивный же декор необходим только для украшения здания или отдельного изделия.
Декор необходим для того, чтобы украсить, придать определённую законченность архитектурному сооружению, или какой-либо определённой его части.
Как известно, декор на культовых зданиях, помимо вышеперечисленного, был необходим для привлечения в собор «темных», то есть неграмотных людей и являлся для них, своего рода, книгой. Этому способствовали многочисленные скульптурные изображения, барельефы, мозаичные картины, которые нередко украшали храмы в различных частях света.
Орнамент, которым часто украшены соборы, играет важную роль в их восприятии. Как пишет руководитель творческой мастерской «Царьград» Дмитрий Трофимов: «Орнамент – почерк эпохи, в нём наиболее сжато и отчётливо выражается художественный стиль времени. На первый взгляд орнамент выполняет подчинённую роль в художественном произведении. Но, как в ткани музыкального симфонического произведения значимо звучание каждого инструмента, сколь бы ни мала была его партия, так и художественная образность орнаментальных форм приобретает свои смысл при их рассмотрении в едином композиционном организме украшения храма.» [3;1]
Нам кажется, что эти слова очень точно подходят к рассмотрению декоративного убранства Покровского кафедрального собора в нашем городе. При ближайшем изучении мы пришли к выводу, что на стенах Покровского собора прекрасно сочетаются элементы не только традиционно присущие декору христианских построек. На фасадах храма мы обнаружили элементы украшений, которые берут своё начало в языческой дохристианской культуре, а также имеют явное восточное происхождение. При чем, скорее всего, это элементы украшений стран Юго-Восточной Азии.
Прежде чем мы будем разбирать декоративное убранство Покровской церкви, скажем несколько слов об орнаменте Юго-востока и язычества.
Языческий орнамент
Искусство декорирования появилось одновременно с развитием культуры древних людей, но постепенно приобретало особые черты, характерные для населения различных культур и исторических эпох. (Рис. 2)
Важное место в искусстве декора занимает орнамент – узор, основанный на повторе и чередовании соответствующих его элементов. Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент акцентирует архитектонику предмета, на которую он нанесён. Используя отвлеченные, геометрические формы, орнамент способен выразить самые разнообразные ощущения: сдержанность, торжественность, внутреннее напряжение или спокойствие и многое другое.
Орнамент язычества наделялся особым смыслом и значением и должен был оградить человека от всего дурного. Древнейшие мотивы, изображавшие подобие пиктограммы (квадрат, ромб, куб), являлись условными символами солнца и считались священными изображениями.
Пожалуй, самая главная роль отводилась солярным символам – то есть символам солнечной стихии, и была связана с приобретением как материальных, так и духовных благ, их преумножением. Знак солнца обозначает благо и справедливость, который несёт в себе огромный заряд светлой магической энергии. Этот знак можно увидеть на шлемах и доспехах воинов, в орнаменте русских прялок. На избах его вырезали на кокошнике в качестве магического громоотвода. Среди солярных знаков нет ни одного, приносящего вред. Солнце – это и всевидящее око. Круг символизирует бесконечность, совершенство и законченность.
Ромб – символ плодородия, засеянного поля. Квадрат – идея земного материального мира. Часто круг и квадрат встречаются в древней символике, объединёнными в единый рисунок. Если квадрат символизирует земное пространство, то круг – небесный купол. Недаром в архитектурной символике православного крестово-купольного храма мы видим, что квадрат положен в основание плана и переходит в круглый барабан купола.
Так же, часто в языческом орнаменте встречается использование декоративного письма, вписанного в горизонтальную полосу.
Декор Юго-Восточной Азии
Рассматривая вопрос о декоративном убранстве храма, мы часто сталкивались с упоминанием о том, что и в древней славянской культуре, и более поздней европейской культуре, а так же русской культуре встречаются мотивы, которые пришли к нам с Древнего Востока. Общеизвестно, что страны Индокитая отличаются богатой и разнообразной архитектурой. (Рис. 3)
Многие исследователи отмечают, что элементы пышного декора в Бирме, Таиланде, Камбодже своими корнями уходят в культуру Древней Индии. Их истоки в таких религиозно-философских течениях, как индуизм и буддизм. Конечно, каждая страна привносила свои индивидуальные особенности, но высокоразвитая индийская цивилизация длительное время объединяла и способствовала постепенному формированию национально-специфических стран Юго-Восточной Азии.
Восточный орнамент отличается стройностью ритма, четкостью изображения декоративных элементов, гибкостью контурных очертаний, лаконичностью форм.
В обильном пластическом декоре Востока преобладает растительный орнамент. Конструкция завершается конусообразными шпилями, напоминающими язычок пламени. Такой элемент называется «тхи».
Излюбленным элементом восточного декора является цветок лотоса. Так, в Таиланде можно увидеть статуи Будды, глаза которого представляют собой бутоны лотоса.
Часто используется разнообразный геометрический орнамент.
Покровский кафедральный собор в Красноярске
Мы не стали долго останавливаться на подробном исследовании языческого и восточного декора. Это было нам необходимо для того, чтобы преступить к основной теме нашей работы - декоративном убранстве Покровской церкви в Красноярске. (Рис. 4)
Храмы в Православной Церкви строились по-разному, но каждый храм символически соответствовал церковному вероучению. Так, храмы в виде креста означали, что Крест Христов — основа Церкви и ковчег спасения для людей; храмы круглые означали вечность Церкви и Царства Небесного, так как круг — это символ вечности; храмы в виде восьмиугольной звезды знаменовали собою Вифлеемскую звезду и Церковь как путеводную звезду к спасению в жизни будущего. Были распространены так же корабельные храмы в виде прямоугольника, часто близкого к квадрату, с выдвинутым на восток закругленным выступом алтарных абсид. Были храмы смешанных типов: по внешнему виду крестообразные, а внутри, в центре креста, круглые, или по внешней форме прямоугольные, а внутри, в средней части, круглые.
Русские храмы столь разнообразны в общем облике, деталях убранства и украшения, что можно бесконечно удивляться выдумке и искусству русских мастеров, богатству художественных средств русской церковной архитектуры, ее самобытному характеру. Все эти храмы традиционно сохраняют трехчастное символическое внутреннее деление, и в устройстве внутреннего пространства и внешнего оформления следуют глубоким духовным истинам Православия. Например, символично количество куполов: один купол знаменует единство Бога; два купола соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа; три купола знаменуют Святую Троицу; четыре купола — Четвероевангелие, четыре стороны света; пять куполов, где средний возвышается над четырьмя другими, означают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов; семь куполов знаменуют семь таинств Церкви, семь Вселенских Соборов.
Покровская церковь - самое старинное культовое здание в нашем городе. Многие исследователи относят её к стилю «сибирского барокко». По этому вопросу мнения резко разделились, так как часть авторитетных исследователей считает, что никакого особого «сибирского барокко» не существует. [4;84]
Церковь действительно построена в стиле «барокко», но имеет, как и многие архитектурные памятники этого периода в Сибири, некоторые особенности, например, вытянутые вверх купола. Но это относят за счёт того, что в данный период времени во главе епархии стояли епископы, прибывшие из Украины, а также шло активное массовое переселение с Русского Севера. Они приносили с собой своё видение архитектурных построек. Вероятно, активная торговля с Восточной Азией тоже способствовала заимствованиям в архитектуре. Это касалось в первую очередь декоративных мотивов.
Таким образом, получился удивительный сплав русско-украинской и восточной церковной культуры, проявлявшейся в склонности к детальному орнаменту. Особенно это касалось фасадов. Вот и получилось совершенно уникальное архитектурное явление, которое некоторые исследователи поспешили назвать «сибирское барокко». Но, безусловно, в основе определения стиля, в котором построена Покровская церковь, лежит стиль «барокко».
Барокко переводится как «причудливый», «странный». Этот архитектурный стиль появился в к. XVI – середине XVIII века. Его характеризует пышность, грандиозность, динамика, сильные контрасты масштабов и ритмов. Церкви, построенные в этом стиле, отличает роскошная причудливая пластика фасадов. Вместо ясной упорядоченности, свойственной классике, формы в «барокко» стали подвижными, текучими. Приобрели сложные, криволинейные очертания.
История строительства Покровской церкви
Каменное строительство появилось в Центральной Сибири в середине XVIII в. В Красноярск оно пришло из старейшего города региона — Енисейска, где сравнительно быстро наладилось производство кирпича и появились свои мастера каменщики.
После опустошительного пожара, случившегося 25 мая 1773 года, начался новый этап в градостроительстве Красноярска. Полностью сгорели не только казённые здания, но и всё жильё. Последовали строгие предписания о возведении казенных зданий только в камне, однако выполнение этих предписаний надолго затянулось из-за отсутствия своих мастеров. В целом город продолжал застраиваться деревянными домами.
Встал вопрос о возведении новой Покровской церкви. Несмотря на то, что по «высочайше утвержденному» плану города Покровской церкви предстояло стать каменной, прихожане обратились к Тобольскому архиепископу Варлааму с просьбой разрешить выстроить им вновь деревянную церковь «невеликую, чтоб около оной можно было заложить и каменную».
Новую деревянную церковь Покрова заложили 8 ноября 1774 года. Место для строительства каменной Покровской церкви было выбрано к северо-западу от деревянной, где размещалась старая «народная съезжая изба».
Согласно архивным материалам, возведение Покровской церкви шло по исстари заведённому порядку. Прихожане во главе с церковным старостой Даниилом Черкасовым и священником Михаилом Терским при поддержке протопопа Алексея Михайловского, обратились в 1784 году в «Тобольскую духовную консисторию» за разрешением построить вместо деревянной каменную церковь, уверяя, что средств и материалов для этого будет достаточно.
Получив «благословенную грамоту», жители города выбрали «церковным строителем» отставного дворянина Михаила Юшкова, происходившего, судя по исповедным росписям, из старинного рода красноярского казачества. На плечи Юшкова легли немалые заботы: в Красноярске ещё не было мастеров «каменного дела». Несомненно, сооружение второго каменного храма Красноярска было поручено енисейцам. Список ремесленников называет «по цеху каменному» 27 человек, в том числе — 6 мастеров, 12 подмастерьев и 9 учеников. [7]
Первоначально наружные стены церкви были покрыты фресками. На каменной колокольне подвесили колокола с бывшей деревянной церкви. На отделку и украшение храма красноярские жители не жалели денег. Так, например, значительные средства были выделены известным красноярским купцом И. Г. Щёголевым. В 1895 году церковь торжественно праздновала своё столетие. [2;502]
За время своего существования церковь перетерпела многочисленные изменения. В дневниках протоирея Василия Касьянова от 28 сентября 1879 года мы читаем, что «в церкви Покровской вновь хорошо окрашены под мрамор…» [2;617]
Декор Покровской церкви
Мы провели натурное обследование Покровской церкви с целью выявления элементов, формирующих декоративное убранство здания. В итоге мы пришли к выводу, что элементы декора фасадов храма можно разделить на следующие группы: вертикальные, горизонтальные, заполняющие поверхности стен и обрамляющие различные проемы в стенах. (Рис. 5)
Кроме того, мы сделали вывод, что среди элементов декора мы встречаем элементы православного, языческого и восточного убранства.
Но прежде чем мы будем говорить обо всех этих элементах, мы хотели бы обратить своё внимание на кресты, которыми украшены купола Покровской церкви. Знак креста относится к языческим символам. В христианстве он используется со времен императора Константина Великого. Крест является универсальным символом, так как его можно найти и в культуре Востока, и в христианских храмах Европы, и в древней символике разных народов и разных верований.
Мы считаем, что на крестах Покровской церкви использованы многочисленные символы, берущие своё начало в далекой древности. Три креста на малых барабанах объединены с четырьмя солнечными лучами, которые расходятся от средокрестия. Кроме того, центр креста и его концы украшены круглыми деталями, очень напоминающими солнечный диск. А сами лучи креста – ажурными ромбами. От каждого солнцеобразного диска на кресте расходятся мелкие лучики в виде крошечных шариков. Центральный купол, который украшен световым барабаном, имеет восьмиконечный крест. На нем кроме перечисленных металлических дисков мы видим кованый узор в виде растительного орнамента, а вершина креста украшена четырьмя завитками, над которым высится крест, обрамлённый деталью в виде короны. (Рис. 6)
Элементами «горизонтального» декора мы считаем карнизы, которыми украшены барабаны, причём они являются многоярусными и различной величины. На центральном световом барабане элементом горизонтального декора является полоса - фриз, составленный из последовательно расположенных русских букв «Ж». Кроме этого к элементам горизонтального декора можно отнести расположенные под карнизом ступенчатые пирамидки, которые идут по всему периметру здания.
К элементам «вертикального» декора мы относим столбики из имеющих оригинальную форму сдвоенных «триконхов», расположенные по обеим сторонам портала. (Рис. 7) Лопатки, которыми украшено здание сверху донизу, отличаются тем, что делятся горизонтальной полосой с вертикальным узором на части. «Триконхи», как элементы вертикального декора, расположены на барабанах. Такими же «триконхами» украшена ниша, в которой расположено мозаичное изображение Богоматери. Этот же вертикальный узор украшает окна первого света. С южной и северной стороны храма входные двери украшены вертикальным декором в виде витых столбиков.
К элементам группы «заполнения поверхностей» мы отнесли ниши, которыми украшены барабаны, на которых расположены купола. (Рис. 8) Картуши, которыми украшен нижний ярус колокольни. Прямоугольники, картуши и волюты, которыми украшена лопатка с северной стороны храма. Волюты так же украшают входы в церковь с северной и южной стороны. «Шеи» куполов украшены арками, в центре которых находятся цветочные бутоны.
К элементам «обрамляющего» декора мы отнесли арки, украшенные зубчатыми выступами, которые обрамляют окна светового барабана, а также ниши на барабанах других куполов. Окна первого света украшены простыми арками в несколько ярусов, над которыми помещена ещё одна арка со стрельчатым завершением. Такая же арка украшает собою портал. Такие же необычные арки с завершением в виде острого кончика пламени помещены над входами в церковь с северной и южной стороны, а также над нишей, в которой находится мозаичное изображение богоматери. Окна первого света с северной и южной стороны украшают арки из соединённых «триконхов».(Рис. 9)
Гармония разных культур
Осматривая Покровскую церковь, мы были сразу же поражены тем, как отличаются друг от друга разные элементы декора, которые на ней представлены.
Не было никакого сомнения, что такие элементы как: арки, картуши, карнизы, волюты являются элементами не только «барочного» стиля, но и пришли к нам из христианской архитектуры. Мы видим хорошо знакомые нам лопатки (плоская вертикальная полоса, выступающая на поверхности стены здания), которые мы часто встречаем в архитектуре православного христианского храма.
Декоративная полоса, в которую вписана буква «Ж», расположенная на световом барабане, является элементом языческого декора, как указывают исследователи. Также сюда можно отнести квадраты, которые мы встречаем в языческих орнаментах.
Но больше всего нас удивили элементы декора, которые имеют явное восточное происхождение. Цветочный орнамент является украшением и христианских храмов. Растительный орнамент мы часто видим в языческих узорах. Но, как нам кажется, бутоны, размещённые на барабанах Покровской церкви, очень напоминают собой восточный лотос.
Стрельчатые арки, которые обрамляют оконные проёмы, прямо указывают на своё восточное происхождение. О таком остроконечном «пламени» завершения окна, которое можно увидеть в орнаменте Юго-Восточной Азии, мы прочитали у американского исследователя Брумфилда Уильяма Крафта, который посвятил отдельное исследование использованию восточного декора при строительстве сибирских церквей в XVIII веке.
Необычный карниз, представляющий собой ступенчатую пирамидку, очень напоминает восточный храм – ступу. Если включить воображение и перевернуть такую пирамидку основанием вниз, получается ступенчатое пирамидальное строение, которое так широко распространено на Востоке. (Рис. 10,11)
Но наше особое внимание привлек элемент, расположенный на лопатке храма с северной стороны. Его называют «лирой» и он напоминает собой и бутон цветка, и причудливое растение, которое не встретишь в растительном орнаменте православного храма. [5]
Также мы полагаем, что к восточному орнаменту нужно отнести такой элемент, как «триконх» или «трилистник». В статье профессора Брумфилда мы прочитали однозначное утверждение о том, что Покровская церковь в Красноярске в своём орнаменте имеет элементы в виде ступы и лотоса. А красноярские архитекторы Ю. И. Гринберг и К. Ю. Шумов ещё в статье за 1989 г. о Покровской церкви писали о «триконхах», которые были явно нехристианскими украшениями храма. [1;316]
Мы попытались систематизировать наш материал и получили следующие таблицы, которые помогли нам упорядочить изученное:
Декор
Вертикальный - триконх, волюта, кронштейн, поребрик.
Горизонтальный - фриз с поребриком, карнизы, фриз с буквой "Ж", картуши.
Обрамляющий - цепь из волют, цепь из триконхов, наличники, картуши, пламенеющие наличники.
Заполняющий пространство - ромбы, квадраты, фигурная филёнка, зеркала, рамы, ниши.
Орнаменты
Восточные - триконх, кронштейны, пламенеющие наличники, ступы в виде пирамид.
Языческие - фриз с буквой "Ж", ромбы, квадраты.
Христианские - карнизы, волюты, нишы, полуарки, витые колонны, фигурная филенка, лопатки.
ВЫВОДЫ
Подводя итог нашего исследования, мы считаем, что поставленная нами цель достигнута. Изучение декоративного убранства Покровского кафедрального собора привело нас к следующим выводам.
Покровская церковь в Красноярске – типичное произведение народного искусства, свободного от какого-либо диктата государственных или религиозных архитектурно-художественных догм. Именно эстетическими предпочтениями заказчиков и зодчих – выходцев из самых демократических слоёв населения Красноярска следует объяснять необычный набор и сочетание разнообразных по символическому наполнению элементов декоративного убранства фасадов Покровской церкви.
Издавна присущая народным творцам исключительная любовь к изукрашенности Божьих Храмов в полной мере проявила свою силу в облике красноярской церкви.
Специфические же черты богатого убранства Покровской церкви, с его явным восточным привкусом и пережитками языческого искусства, были обусловлены особенностями местных условий сложения народных идеалов красоты.
Работа может быть использована на уроках, посвященных мировой художественной культуре. Так же её можно использовать в таких дисциплинах как «Культура Красноярского края», «История Красноярского края».
БИБЛИОГРАФИЯ
Литература:
-
Быконя Г.Ф., Гринберг Ю.И., Шумов К.Ю. Покровская церковь в Красноярске - Памятник архитектуры XVIII века // Памятники истории и культуры красноярского края / ред. Г.Л.Рукша.- Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1989, с.314-321.
-
Касьянов Василий Дмитриевич, протоирей. Из дневников 1870-1897 гг.: в 2 кн./Автор-составитель А.В. Броднева – Красноярск: ООО Издательский дом «Восточная Сибирь», 2012. – (Музейно-просветительский центр духовной культуры Красноярского края «Касьяновский дом») 624с.:ил.
-
Трофимов Д., Русский орнамент – Журнал №09, 2014.
-
Царев В.И., Крушлинский В.И. Красноярск: история и развитие градостроительства.- Красноярск: Кларетианум, 2001, с. 157.
Интернет-ресурсы:
-
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978 - http://enc-dic.com/enc_sovet/Dekor-12818.html
-
Брамфилд Уильям Крафт, Восточные мотивы в церковной архитектуре Сибири - http://cultinfo.ru/brumfield/siberia/
-
Шумов К.Ю., Покровская церковь в Красноярске — история строительства и архитектурные особенности – http://naov.ru/
- Памятники архитектуры и другие достопримечательности в Риме
in-rome.ru