История строительства Троицкой церкви в п. Емельяново
Возникновение Арейского прихода связано с развитием во второй половине XVIII века ряда русских поселений (Заледеева, Емельянова, Арейское, Установа), лежавших на Московско-Сибирском тракте к западу от Красноярска. Точных данных об открытии прихода нет. Принимая во внимание тот факт, что в 1756 году первым священником села Арейского Михаилом Степановичем Терским была основана традиция приношения в Красноярск из сельской церкви чудотворного образа Святой Троицы, можно предположить, что первая деревянная приходская церковь была выстроена в середине XVIII столетия, одновременно с образованием прихода. (По материалам ГАКК)
Эта первая деревянная Троицкая церковь в с.Арейском сгорела в пожаре 1772 года, и в 1774-1775 годах была заново отстроена. (По материалам ГАКК) Здание представляло собой двухэтажную трапезную церковь с продольно-осевым развитием объемно-планировочной структуры. К концу XVIII столетия оно сильно обветшало, в связи, с чем прихожанами было принято решение о строительстве каменного храма. В 1795 году по приговору прихожан настоятель Троицкой церкви Иван Парфенов был избран церковным строителем, в обязанность которого входило: сбор денежных средств, поиск мастеров-строителей, ведение с ними денежных расчетов. В помощники ему были определены крестьяне Петр Многогрешный и Алексей Ерохин. (По материалам ГАКК)
Каменная двухэтажная Троицкая церковь с теплым придельным храмом Покрова богородицы была заложена 10 октября 1798 года неподалеку от деревянной Троицкой церкви и ее отдельно стоящей колокольни.(По материалам ГАКК) В 1799 году енисейским мещанином мастером каменных дел Степаном Осиповичем Дудиным был заключен контракт на строительство здания. В состав артели, возводившей церковь, входил ряд жителей Енисейска: каменщик Матвей Лютов, плотники Иван Кочнев, Дмитрий Кочков, Василий Круглый (По материалам ГАКК).
К февралю 1805 года здание церкви было возведено до сводов верхнего этажа, недостроенной оставалась колокольня. В рапорте, направленном в Красноярское духовное правление, священники Троицкой церкви Дягилев и Парфенов сообщали: «Хотя верхняя (церковь – К.Ш.) и колокольня строением не окончены, но в нижней вытюнковано, иконостас зделан резной устрояются во оной иконы, которые в скорости имеют быть готовы…». (По материалам ГАКК) Иконостас Покровского придела с 1804 года выполнялся тобольским резчиком «сержантским сыном» Григорием Бусыгиным — мастером по художественной обработке дерева, известным многочисленными подрядами в храмах Приенисейского края (По материалам ГАКК).
Принимая во внимание, что нижний этаж здания был почти завершен, священники Троицкой церкви Дягилев и Парфенов обратились к церковному начальству за разрешением на освящение храма. 27 мая 1805 года придельный храм Покрова был торжественно освящен. К 1807 году вследствие постоянно ощущаемого недостатка средств возведение Троицкой церкви было приостановлено. В июле 1808 года мастер С.О.Дудин с товарищами покинул село Арейское и в этом же году взял подряд на строительство Богоявленской церкви в селе Подсосенском Ачинского уезда. В целях скорейшего завершения комплекса работ по строительству здания церковному строителю специальным указом было разрешено потратить церковные деньги на подряд резчиков для изготовления иконостаса в верхний Троицкий храм.
О времени окончания строительства здания Троицкой церкви и о том кто завершал строительные работы нами сведений не обнаружено. Вместе с тем известно, что в апреле 1817 года Троицкой церкви в с.Арейском было отведено 33 десятины церковной земли ( Десятина — мера земли: длины 80 саженей, ширины — 30 саженей — К.Ш.). Это обстоятельство позволяет высказать предположение, что освящение Троицкой церкви состоялось в 1817 году, поскольку в соответствие с установками светского начальства церковные здания не разрешалось возводить или вводить в эксплуатацию без соответствующего решения об отводе земельного участка.
Изначально каменная Троицкая церковь в Емельянове представляла собой тип русской двухэтажной трапезной церкви с трех частной продольно-осевой структурой плана и вертикальной линией развития архитектурной композиции. Особыми достоинствами обладало по-сибирски затейливое и сложное храмовое пятиглавие Троицкой церкви, периферийные главы которого были установлены на диагональных фронтонах, поднимавшихся над углами храмового четверика. Эти фронтоны сочетались с лекально изогнутыми щипцами, завершавшими фасады храма. Форма завершения храмовой части Троицкой церкви восходит к более раннему образцу – Преображенской церкви в Енисейске (1747-1804гг.), храмовое пятиглавие которой в свою очередь было «срисовано» с тобольской церкви Захария и Елизаветы (1759-1776гг.).
Сложную в конструктивном отношении систему представляло собой сводчатое перекрытие храмового четверика Троицкой церкви. Благодаря сохранившимся аналогам — Преображенской церкви в п.Нижняя Синячихапод Алапаевском на Урале и Богоявленской церкви в с.Подсосном Красноярского края можно предположить , что конструктивный переход от четверика к восьмилотковому сомкнутому своду осуществлялся при помощи тромпов — невысоких кирпичных арок, пояс которых был расположен несколько выше перемычек оконных проемов "третьего света" четверика. Осевые лотки свода с целью уменьшения распора и лучшего освещения интерьера были прорезаны люкарнами. Круглые проемы диагональных фронтонов вероятнее всего были ложными и выполняли чисто иллюзорную функцию, характерную для архитектуры барокко. Северный фасад Троицкой церкви.
Основной особенностью оригинального декоративного убранства церкви являлось сочетание гладких поверхностей стен с прихотливыми формами оконных наличников, в которых явно прочитываются отголоски декора Покровской церкви в Красноярске 1785-1795 г. ( вертикальные"цепи" сдвоенных «триконхов»), восходившего к более ранним традицияменисейской и иркутской архитектурных школ XVIII века. В наличникахТроицкой церкви наблюдается любопытный стилистический компромисс между "узорочностью" вертикальных элементов обрамления оконногопроема и "рокайльностью" форм бровок, венчающих наличники. Этот а-пект придает им большую оригинальность в разнообразии форм наличников каменных храмов Центральной Сибири.
В таком состоянии Троицкая церковь просуществовала около пятидесяти лет. Летом 1862 года по контракту, заключенному между мастером Молотилиным и церковным причтом, начались работы по расширению здания и его капитальному ремонту. К сентябрю 1863 года по архитекторскому проекту к западному фасаду здания было пристроено каменное крыльцо с лестницами в верхний этаж и устроен каменный свод в прежней паперти (По материалам ГАКК). Интересно, что декоративные формы новой пристройки, в частности оконные наличники, почти с археологической точностью, характерной для эпохи архитектурного стилизаторства, повторили формы оконных обрамлений первоначального ядра здания.
Следует отметить, что устройство подобных каменных крылец-папертей с лестницами в верхний этаж двухэтажных церквей в XIX веке было весьма характерным явлением в процессе развития архитектурной композиции православных храмов Приенисейского края. Такие крыльца, вызванные необходимостью организации более удобной междуэтажной связи, в XIX веке приобрели, например, Воскресенская церковь в Енисейске (1735-1760е гг.) и Троицкая церковь в с.Сухобузимском (1793-1817гг.).
Одновременно с возведением новой кирпичной пристройки были капитально отремонтированы фасады здания, в церковной ограде с западной стороны появились новые ворота с калитками. В храме второго этажа подрядчиком Коротковым карминовым цветом был окрашен иконостас. В 1864 году этим же подрядчиком был вызолочен иконостас нижнего Покровского храма (9). В 1870 году во все оконные проемы здания были вставлены металлические решетки кубоватого рисунка, часть которых сохранилась до настоящего времени. В 1874 году в Троицкой церкви произошел очередной ремонт. В ходе ремонта подрядчиком Епифанием Спиридоновым были отремонтированы фасады здания, а красноярским мещанином Николаем Козловым были вызолочены семь церковных глав с крестами. В это же время крыши здания были выкрашены в зеленый цвет. (По материалам ГАКК)
В 1880-х годах произошли значительные изменения в архитектурном окружении Троицкой церкви. В 1883 году в юго-западном углу ограды взамен сильно обветшавшего деревянного появилось каменное здание сторожевской. В 1885-1886 годах в северо-западном углу ограды была выстроена каменная часовня, заменившая прежнюю деревянную. (По материалам ГАКК) В 1914 году священники Троицкой церкви обратились в церковный строительный комитет с рапортом о необходимости расчистки икон в иконостасах храмов на обоих этажах здания. В рапорте они сообщали: « Живопись 36 икон иконостаса верхнего храма и 18 икон нижнего Арейской Троицкой церкви почернела и слабо заметна. Пробная чистка некоторых икон пользы не принесла. Требуется или поновить живопись или переписать заново. Знаменский женский монастырь согласен выполнить только вторую работу, переписать иконы заново».
Вследствие мнения, высказанного председателем строительного комитета священником Н.Литвинцевым о низкой исторической ценности икон Троицкой церкви, работы по их реставрации не были произведены (По материалам ГАКК).Натурное изучение Троицкой церкви, частично сохранившейся после разборки в 1930-х годах верхних ярусов храмового четверика и колокольни, подтверждает документальные свидетельства о серьезном капитальном ремонте фасадов здания, произведенном в 1914 году. В процессе этого ремонта, внесшего значительные изменения в архитектурно-художественный облик постройки, были полностью срублены первоначальные обрамления оконных и дверных проемов.
Вместо изящных вертикальных «цепей» и омегообразных бровок амбразуры проемов получили грубоватые наличники из профилированных штукатурных тяг. Следы первоначальных обрамлений, выполненных из лекального кирпича, хорошо читаются в стеновой кладке под слоем поздней штукатурки.
Типологически и стилистически Троицкая церковь в п. Емельяново тесно связана с группой памятников культовой архитектуры Западной Сибири и Урала (ц.Захария и Елизаветы в Тобольске, 1759-1776г., Воскресенская ц. в Томске, 1798-1820-г., Преображенская ц. в п.Нижняя Синячиха под Алапаевском, 1794-1823г.), а также с памятниками Приенисейского края - Преображенской (1778-1802г.) и Успенской(1793-1820-е г.) церквями в Енисейске. Вместе с аналогичными постройками Приенисейского края (Преображенская и Успенская церкви в Енисейске, Успенская церковь в с.Верхнеимбатском, 1797-1834г.; Вознесенская церковь в Абаканском остроге, 1797-1810-е г.; Богоявленская церковь в с.Тасеево, 1794-1804г.; Спасский собор в Минусинске, (1803-1813г.) этот памятник архитектуры образует круг культовых построек, обладающих выраженными локальными чертами своеобразия.
Архитектор Шумов К. Ю.
По тексту ГАКК — Государственный архив Красноярского края
- Памятники архитектуры и другие достопримечательности в Риме
in-rome.ru