К истории строительства церкви в селе Ольгино

Добавлена: 03.02.2014
Добавил: Yarr
Объект:
К истории строительства церкви в селе Ольгино

Проектирование железнодорожной линии между Ачинском и Канском осуществлялось в 1892-1894 годах. Строительство этого участка проводилось невиданно высокими темпами под руководством управления постройки Средне-Сибирской железной дороги во главе с инженером Николаем Межениновым. К октябрю 1896 года строителям железной дороги удалось продвинуться на восток от станции Красноярск-Правый только до станции Петрушково Канского уезда. Одной из главных причин этого была сложность проводимых работ, усугубляемая болотистым характером местности в районе прокладки пути.

Одним из промежуточных пунктов этого перегона была станция Ольгино, названная в честь великой княгини Ольги Николаевны — дочери императора Николая II, родившейся в 1895 году. Поселок Ольгинский получил свое развитие в 1890-х годах, в период прокладки участка железной дороги между станциями Красноярск-Правый и Клюквенная (г.Уяр). Поселок, выросший неподалеку от станции Ольгинской, постепенно был заселен переселенцами, преимущественно из Киевской, Харьковской, Полтавской и Тамбовской губерний. В середине 90-х годов ХIХ века в среде жителей поселка Ольгинского возникла идея строительства православного храма. Строительство церкви началось в 1897 году. 11 июля этого года сотрудниками железнодорожного ведомства: начальником IХ участка инженером М. Ястребовым, начальником третьей дистанции Н. Нехорошевым, начальником первой дистанции IХ участка Л. Блуменау и начальником четвертой дистанции инженером М. Циглер-фон-Шафгаузеном был составлен акт освидетельствования котлована, вырытого под фундамент здания. В акте отмечалось, что котлован был вырыт согласно «утвердительного плана фундамента церкви, глубина котлована везде взята на отметке 245,25 при обрезе фундамента на отметке 246,25». Проект Ольгинской церкви, вместе с проектом на строительство церкви на станции «Петрушково» канского округа был представлен главным начальником работ по постройке Средне-Сибирской железной дороги Н.П.Межениновым в июле 1897 года в Енисейскую духовную консисторию. Проекты церквей сопровождались генеральными планами отводимых земельных участков и копиями актов освидетельствования грунта, выполненных на основании порядка, предусмотренного циркуляром МВД от 26 сентября 1867 года.

Несмотря на резолюцию епископа Красноярского и Енисейского - Акакия о необходимости пересылки в енисейское строительное отделение для утверждения проектных материалов, представленных Н.П.Межениновым, в отделение были направлены только чертежи церквей без генеральных планов и актов освидетельствования грунта. Вследствие этого присланные проекты в ноябре 1897 были возвращены в консисторию из-за неправильного их оформления. В своем отношении в консисторию губернский инженер Павлов В.И. сообщал: «Проекты должны быть приведены в требуемый техно-строительным комитетом вид: наклеены на коленкор, чтобы весь проект удобно складывался по форматам, и снабжены генеральными планами местности. Кроме того Консистории известно, что к проектам должны быть приложены копии с них (хотя бы на кальке) и акты освидетельствования грунта земли».

Возникшая по вине Н.П.Меженинова задержка в утверждении проектных материалов, из-за их несоответствия требованиям строительного отделения, была вскоре устранена. 16 декабря 1897 года из Енисейской духовной консистории в адрес строительного отделения Енисейского губернского правления были повторно направлены на рассмотрение и утверждение проекты деревянных церквей, «сооружаемых» на станциях Петрушково и Ольгино. К проектам зданий, изображенным на четырех картонах каждый, были приложены генеральные планы «местностей вокруг строящихся церквей» и копии актов освидетельствования грунта.

Вероятнее всего проект церкви на станции Ольгино имел непосредственное отношение к храмостроительной деятельности фонда имени императора Александра III. Известно, что после его смерти, последовавшей в 1894 году, российскими властями был создан этот специальный фонд, на средства которого осуществлялось строительство церквей и церковноприходских школ в память о величайшем строительном деле ХIХ века в России – прокладке Великой Сибирской железной дороги. Именно в 1890-1910 годы строительство церквей и школ на средства фонда осуществлялось как неотъемлемая часть реализации всеобъемлющей государственной программы обживания пустынных доселе территорий в зоне влияния этой дороги. Впервые в истории России строительство храмов и школьных зданий было включено в общую градостроительную программу развития большого региона. Для реализации храмостроительной программы фонда имени Александра III широкое применение получили проекты недорогих в строительстве церквей, сведенные в специальные альбомы.

Преимущественное использование эти альбомы получили при строительстве православных храмов в районах, активно осваиваемых переселенцами, и на территориях прокладки железных дорог.

Православные храмы, возведенные на средства железной дороги, известны в других сибирских епархиях. Так, в 1903-1911 годах на станции Половина в поселке Михайловка Иркутской губернии была выстроена одно-престольная церковь во имя Василия Великого. Анализ архитектурной композиции этого храма, характерной для построек Министерства путей сообщения, свидетельствует об использовании при его строительстве образцового проекта, близкого проекту, ставшему основой для церкви в селе Ольгинском.

Согласно клировым ведомостям церквей Канского округа за 1900 год деревянная церковь при станции Ольгинской была построена в 1898 году. Таким образом, здание церкви было возведено за один строительный сезон, не считая времени, затраченного летом 1897 года на выполнение котлована под фундамент. Судя по тому, что в прошлом на территории Енисейской губернии протяженность строительного сезона составляла, пять месяцев, — с первого апреля по первое сентября, можно предположить, что возведение здания было завершено к началу сентября 1898 года.

Приход в селе Ольгинском был открыт в 1899 году и назван, как уже указывалось нами, в честь великой княгини Ольги Николаевны (1895-1918г.). В состав прихода вошли жители близлежащих деревень: Марьевской и Панова, расположенных в двенадцати и семи верстах соответственно.

Самым ранним из обнаруженных нами документов, содержащих краткое описание здания Ольгинской церкви, является клировая опись церквей и причтов Канского округа за 1900 год. Эта опись сообщает : «Здание деревянное, с такою же колокольнею, крепка, но требует ремонта, так как очень холодна; ограда вокруг церкви сплошная деревянная окрашена. Престол в церкви один во имя Святой Равноапостольной Княгини Ольги Российской».

Юрий
  • C нами с: --:--:--
  • Комментариев:
  • Город:

Утверждение "Поселок Ольгинский получил свое развитие в 1890-х годах, в период прокладки участка железной дороги между станциями Красноярск-Правый и Клюквенная (г.Уяр)" - мягко говоря, ошибочно. Станция Ольгинская - довольно значительный ж.д. пункт на Транссибирской лини, с паровозным депо (деревянным) и др. объектами ж.д. инфраструктуры. Однако во время коренной реконструкции Сибирской ж.д., со строительством второго пути, которая началась после 1905 г., трасса дороги была значительно спрямлена. Ст. Ольгинская была упразднена, поселок остался в стороне от новой дороги, вместо Ольгинской была построена новая станция Клюквенная, ближе к Уяру. Так что Ольгинская в момент постройки никак не могла находиться "между Красноярском и Клюквенной".

Имя (Псевдоним):   E-Mail:
Секретный код: сменить цифры   Повторите код:
Полужирный
Наклонный текст
Подчеркнутый текст
Вставка смайликов
Вставка картинки
Вставка цитаты
You Tube
Flash
Разрыв страницы
Закрыть все открытые теги





Кафедра ЮНЕСКО в Красноярске


Старые фотографии
Партнерские проекты
  • Памятники архитектуры и другие достопримечательности в Риме
    in-rome.ru