Воскресенская церковь в Енисейске

Добавлена: 19.05.2014
Добавил: архитектор
Объект:
Воскресенская церковь в Енисейске

История строительства и архитектурные особенности Воскресенской церкви в г. Енисейске.

 

 

К числу первых каменных культовых построек города Енисейска, украсивших в 1750—60 гг. его административно-торговый центр, принадлежит церковь Воскресения. Сохранившиеся документы свидетельствуют, что здание имеет сложную строительную историю.

Деревянная предшественница Воскресенской церкви была поставлена после опустошительного пожара 1703 г., уничтожившего все городские церкви, казенные, административные и торговые постройки, значительную часть жилых зданий. Мы пока не располагаем сведениями о том, кто строил эту церковь, известно лишь, что западный придел «над рундуком» иконы Казанской богоматери был устроен по грамоте тобольского архиепископа Иоанна, выданной им в 1714 г.

Деревянная Воскресенская церковь располагалась к югу от каменной. Это подтверждают данные о бывшей за оградой с южной стороны кирпичного храма Воскресения, каменной часовне с иконами, построенной на месте престола «преждебывшей» церкви. Строительство каменной Воскресенской церкви шло по издавна заведенному порядку, на средства, собранные от прихожан и «доброхотных дателей» — жителей других городских и сельских приходов и даже некоторых отдаленных уездов.

Так, в 1734 г. енисейский посадский Алексей Брагин с разрешения иркутского епископа Иннокентия занимался сбором денежных сумм необходимых для строительства по выданной тобольским архиепископом Антонием «благословенной грамоты».

Из-за отсутствия точных данных имена мастеров-каменщиков осуществивших «устав» Воскресенской церкви не установлены. Правда, в клировых ведомостях упоминается о посадском человеке Иване Щукине, «тщанием» которого была выстроена Воскресенская церковь. Идет ли речь об авторе этого сооружения или о человеке, возглавлявшем строительную артель, или купце, который руководил строительством и вел расчеты с подрядчиками, понять трудно. Окончательно вопрос об авторстве может быть решен только при внимательном изучении дополнительных источников и материалов.

Главный «холодный» храм Воскресения был освящен в 1747 г., после того, как в нем закончили отделочные работы и установили иконостас. В 1757 г. с северной стороны Воскресенской церкви пристраивается теплый придельный храм Благовещения, нарушивший осевую симметричность планового построения здания. Руководил строительством этого придела мастер Акинфий Стахиев, присланный в 1755 г. в Енисейск из Далматова монастыря, для обучения каменному делу людей «из тамошних монастырских».

Сооружение церковной колокольни над притвором «холодного» храма шло с перерывами и продолжалось до конца 1760-х годов. Южный придел Иконы казанской богоматери был выстроен в 1773 г. на средства «порутчика Ивана Прокопьева сына Михалева со товарищы» и в том же году освящен. Каменная ограда Воскресенской церкви появилась в последней четверти XVIII в. и первоначально имела ворота с южной и западной сторон. Позднее западные ворота были заложены, а на северном участке ограды появились новые ворота с калиткой.

Четвертый придельный храм Иоанна Богослова, вероятно, был устроен в процессе сооружения колокольни и размещался в ее втором ярусе. В таком виде здание Воскресенской церкви просуществовало до декабря 1859 г. когда по проекту красноярского архитектора Битюцкого церковным старостой Ефимом Грязновым на деньги прихожан и купца Л. Тропина при входе в церковь с западной стороны была сооружена двухэтажная каменная палатка с лестницами в придел Иоанна Богослова.

Первоначальные покрытия Воскресенской церкви были тесовыми, лишь купола барабанов, главки и шпиль на колокольне обиты железом и выкрашены краской. Снаружи церковь на южной стороне украшена изразцовым изображением двуглавого орла. С северной стороны на стене главного храма изображен на масле в рост Святой Иоанн Златоуст...». Стены и своды главного храма и алтаря были соответственно выкрашены желтой и голубой красками и имели настенную живопись на библейские и евангельские сюжеты.

Самые ранние упоминания о росписях Воскресенской церкви в Енисейске относятся к 1816 г. Большая часть росписей погибла в пожаре 1869 г., остальная живопись была уничтожена во время последовавшего ремонта. После ремонтно-восстановительных работ 1870—73 гг. облик здания в дальнейшем существенно не менялся до 1930-х годов, когда были разобраны верхние ярусы храма и колокольни.

В 1960-е годы при размещении в здании цеха механического завода были полностью разобраны боковые приделы, трапезная и притвор «холодного» храма.

Воскресенская церковь располагалась над крутым берегом реки Мельничной и являлась промежуточным ориентиром градостроительного развития Енисейска в восточном направлении. Вместе с высотными объемами Богоявленского собора и Преображенской церкви она активно формировала речной «фасад» города. (Сохранившаяся часть здания церкви и сейчас имеет значение доминанты городской застройки.)

Церковь Воскресения представляет собой образец широко распространенного в русской архитектуре рубежа XVII-XVIII вв. бесстолпного храма с трехчастной продольно-осевой композицией построения масс: вдоль оси восток — запад последовательно располагались собственно храм с полукруглой алтарской апсидой, трапезная с двумя приделами и ярусная колокольня.

Планировка Воскресенской церкви иллюстрирует идущий от зодчества северо-восточной Руси прием сочетания в одном здании теплой и холодной церквей. Необходимость строительства теплых приделов была обусловлена ростом численности церковных приходов, а также назначением культового сооружения, призванного и в зимнее время выполнять свои общественные функции.

Основной объем здания состоит из четверика, несущего массивный световой восьмерик, преобладавший в объемных композициях сибирских храмов первой половины 18 в. (Троицкий собор в Верхотурье 1704 г., Богоявленский собор в Иркутске 1718 г., Рождественская церковь в Тобольске 1744 г.). Конструктивный переход от четверика к восьмерику осуществлен при помощи ступенчатых тромпов, аналогичных тромпам в конструкциях храмов московского барокко конца XVII в.

Восьмерик перекрыт сомкнутым сводом, ранее прикрывавшимся изогнутой кровлей. Храм увенчивался двухъярусным фигурным барабаном с главкой. Ребра барабана были обработаны энергичными вертикальными волютами, ставшими впоследствии одной из ярких отличительных черт построек местной строительной школы. Стены храмового восьмерика завершались высоким парапетом с ложными люкарнами в лекально изогнутых полуглавиях, располагавшихся над каждой гранью объема. Высокая колокольня, как и основной объем здания, представляла собой традиционный восьмерик на четверике и имела более крупномасштабный строй.

Богатая пластическая разработка стен сохранившейся части здания сохраняет некоторые черты XVII столетия. Декоративная насыщенность выполненных в традициях «штукового набора» кирпичных деталей нарастает от устойчивого основания четверика по ярусам, создавая впечатление «растущего вверх архитектурного организма». Храмовый четверик опоясан раскрепованными на угловых лопатках лентами жучкового орнамента, балясин и бегунца. Пластическую напряженность поверхности стен восьмерика создают сочно прорисованные детали раскрепованного профилированного карниза, состоящего из трех рядов поребрика и заглубленных в стену балясин.

Особый декоративный эффект фасадам здания придает игра светотени в глубоких рельефах, усиленная белой известковой окраской стен. Нарядные колончатые наличники оконных и дверных проемов имеют завершения в виде разорванного треугольного фронтончика (в окнах восьмерика и второго света четверика, и в виде двух встречных завитков-волют (окна нижнего яруса). Последний мотив был широко распространен в культовом зодчестве на обширной территории от Приуралья до городов юго-восточной Сибири (церковь села Красного под Соликамском 1728 г., Одигитриевский собор в Верхнеудинске 1741 —85 гг.).

При однозначности оформления декоративными деталями фасадов здания особой живописностью выделялся, обращенный к городу южный фасад церкви, который украшали изразцовые вставки зеленого цвета. Яркий жизнерадостный облик здания поддерживался в интерьерах устройством четырехярусного резного иконостаса, бывшего по преданию из Устюга Великого, и красочными пятнами
настенной живописи.

Особый интерес в архитектуре Воскресенской церкви представляет сочетание традиционных приемов возведения каменных зданий с формальными элементами барокко. Стремление к лучшей освещенности интерьера, проявившееся в устройстве окон второго света четверика и оконных проемов в восьмерике сдерживается в Воскресенской церкви сомкнутым восьмигранным сводом, «замкнутым» глухим барабаном. Такое конструктивное решение храмового венчания противоречит барочной концепции динамичного внутреннего пространства храма. О явной формализации в использовании барочных элементов свидетельствует пояс фигурных полуглавий с ложными люкарнами, завершавший объем восьмерика. Ярус полуглавий отсечен от поля стен полосой широкого карниза,
что нарушает слитность объемов и не соответствует одному из основных принципов архитектуры барокко.

Простота и ясность тектонических форм здания вместе с богатством и разнообразием приемов декорации, в которых угадываются черты Троицкого собора в Верхотурье и более ранних каменных церквей Прикамья (Крестовоздвиженский собор в Соликамске 1698—1700 гг., Троицкая церковь в с. Ленва 1688 г.), свидетельствуют об устойчивости национальных художественных традиций.

Своеобразная трактовка барочных форм говорит о попытке осмысления веяний западно-европейской художественной культуры. Двойственный характер архитектуры Воскресенской церкви, отчасти обусловленный издержками самодеятельного проектирования в эпоху архаичного метода строительства по «образцам», отражает полный противоречий процесс творческих исканий в зодчестве Восточной Сибири XVIII века.

Статья написана в 1986 году

Имя (Псевдоним):   E-Mail:
Секретный код: сменить цифры   Повторите код:
Полужирный
Наклонный текст
Подчеркнутый текст
Вставка смайликов
Вставка картинки
Вставка цитаты
You Tube
Flash
Разрыв страницы
Закрыть все открытые теги





Кафедра ЮНЕСКО в Красноярске


Старые фотографии
Партнерские проекты
  • Памятники архитектуры и другие достопримечательности в Риме
    in-rome.ru