Дом Урушева в Енисейске - история строительства.

Добавлена: 19.05.2014
Добавил: Yarr
Объект:
Дом Урушева в Енисейске - история строительства.

Дом Урушева в Енисейске — история строительства и архитектурные особенности памятника архитектуры

 

 

            Исторические сведения о строительстве памятника скудны. Известно, что по городовому положению 1872 года домовладение, где позднее был выстроен дом, числилось во втором участке Енисейска. Здание впервые было показано на плане Енисейска 1896 года в северной линии застройки крупного квартала, обозначенного номером 51. Это позволяет сделать вывод о том, что здание было выстроено не позднее 1896 года. В 1901 году по завещанию домовладельца — енисейского крестьянина И.Н.Урушева дом с надворными постройками перешел к его сыну Л.И.Урушеву. В 1911 году, согласно книги оценки недвижимого имущества "каменный двухэтажный дом" был оценен в 2400 рублей.

Здание представляет собой кирпичный одноэтажный на полуподвале объем, вытянутый в меридианальном направлении. С севера к зданию примыкает деревянная одноэтажная пристройка. Поперечная капитальная стена делит здание на переднюю и заднюю половины. В передней половине находится прямоугольный трехоконный зал; в задней — планировка образована продольной капитальной стеной и деревянными перегородками, вычленяющими три помещения и соединяющий их коридор. Планировку основного этажа, образованную капитальными стенами, повторяет планировка полуподвала. Юго-восточную часть здания занимает лестничная пристройка с деревянной лестницей, ведущей в основной этаж, и лестницей, по которой можно попасть в подвал.

Южная стена пристройки выполнена из кирпича, восточная стена из дерева. При внимательном знакомстве с архитектурным решением лестничной пристройки трудно отказаться от впечатления некоторой несогласованности архитектурных форм пристройки и самого здания. Входной портал с развитым аттиковым поясом как бы "втиснут" в восточную стену дома, вследствие чего левая тумба аттика и ее деревянный вазон оказались почти наполовину "погруженными" в тело кирпичной кладки восточного фасада дома. Лепной декор пристройки более груб в сравнении с декором южного фасада дома. Все это вместе наталкивает на мысль о позднем происхождении пристройки или о смене в процессе возведения здания строительной артели на менее квалифицированную.

Видимый сегодня восточный глухой фасад лестничной пристройки имеет позднее происхождение. Вероятнее всего восточная стена прист- ройки первоначально имела остекленную раму большой площади, через которую освещалась лестница. Характер ее расстекловки может быть воссоздан по сохраняющимся в Енисейске аналогам. В настоящее время к северному фасаду дома примыкает деревянная поздняя пристройка, в которую можно попасть из внутренних помещений первого этажа здания через дверной проем в северной стене. В пользу позднего происхождения пристройки свидетельствует одна из статей Строительного устава 1845 года, которая запрещала в каменных зданиях делать деревянные пристройки "для лестниц, хоров и галлерей". В пункте первом этой статьи деревянные пристройки запрещались "вообще кругом всего здания".

Натурное изучение проема в северной стене показывает, что его происхождение, вероятнее всего, относится к первому строительному этапу (1890-е годы). Это делает неясным вопрос о времени возведения северной пристройки. Анализ сохранившихся проектов деревянных жилых зданий 80- х годов XIX века показывает, что к их задним дворовым фасадам пристраивались объемы с черными лестницами и отхожими местами, а также крыльцами для выхода на участок. Такое решение пристройки имел, например, жилой дом М.Иноземцева в г.Красноярске, спроектированный И.Волковым в 1884 году.

Аналогичное расположение лестничных пристроек можно обнаружить в ряде памятников архитектуры Енисейска второй половины XIX века: дом М.Бородкина по ул.Рабоче-Крестьянской,62 , дом И.П.Кытманова по ул.Кирова,82 и др. Судя по старинному фотоснимку, здание в прошлом отапливалось двумя печами (выводы печных труб видны на восточном скате кровли). Обнаруженные сегодня в здании печи занимают свои первоначальные места. Они расположены в центральной части здания.

Следует упомянуть еще одну печь, находившуюся, судя по материалам архитектора Гельфера С.В. 1986 года, в угловом северо-восточном помещении первого этажа (ныне не существует). Здание выходит главным трехоконным фасадом в северную линию застройки улицы Фефелова (бывшей Ручейной). Фасадная поверхность разделена на три однооконных прясла шестью пилястрами, четыре из которых сдвоены на углах. Под окнами, отделяя стволы пилястр от их пьедесталов, проходит раскрепованная тяга и фриз из неглубоких прямоугольных ширинок, дополнительно обогащающий фасадное убранство.

Побеленные фасады здания увенчаны сильного выноса профилированным карнизом, опирающимся на ритмически сгруппированные кронштейны по фризу, отделенному горизонтальной тягой от капителей пилястр.Участки фриза между расположенными над кронштейнами пилястрами заполнены подкарнизными зубчиками и лепной деталью в виде вазона с пышной растительностью. Композиция лепного вазона дополнена двумя завитками-волютами, восходящими к традициям декоративного убранства фасадов енисейских храмов XVIII века (Воскресенская церковь, ул.Ленина,104; Богоявленский собор ,пер.Пожарный,1 ) и более раннему "нарышкинскому барокко".По обеим сторонам от вазонов расположено по одному кронштейну с формой, аналогичной другим кронштейнам фриза, а также по одной круглой лепной розетке с шестью лепестками.

Стволы четырех угловых пилястр имеют гладкую поверхность и наряду с горизонтальными профилированными поясами, образующими капители и базы, украшены несколько неловко помещенными под капителями лепными трехлистниками. Поверхность стволов двух центральных капителей наполовину вскрыта мелкой "грановитой" разделкой, придающей особую нарядность капителям и акцентирующей центральное прясло фасада. Крупные оконные проемы главного южного фасада имеют полуциркульные перемычки. Они обрамлены массивными архивольтами, опирающимися на пилястры, стволы которых по всей высоте обработаны вертикальной филенкой. Профилированные архивольты украшены ажурным лепным пояском в виде "бегунца". Южный фасад здания завершается аттиковым фронтоном усложненной конфигурации. Его композиция состоит из раскрепованного лучкового фронтончика, опирающегося на вытянутую по горизонтали стенку с западающими и выступающими элементами.

Фронтончик визуально поддерживает пара кронштейнов, аналогичных кронштейнам во фризе уличного фасада. Между кронштейнами, на поле аттикового подвышения, размещен стилизованный "картуш" с лавровой гирляндой (ныне утрачена). Оконные проемы полуподвального этажа с лучковыми перемычками. На крайней к западу оконной оси сохранился лепной замковый камень, некогда украшавший рамочный наличник, остальные замковые камни утрачены.

Восточный фасад здания включает три оконных проема с лучковыми перемычками на первом этаже ( центральная ось заложена изначально), и три оконных проема в полуподвальном этаже. Оконные обрамления относятся к типу недифференцированной рамы и представляют собой сплошную штукатурную профилированную тягу вокруг проемов. Лучковый изгиб рам наличников украшен замковым камнем с лепным трехлистником. Штукатурные тяги вокруг окон полуподвала осутствуют, что делает проблематичным вопрос о воссоздании здесь оконных наличников. Аналогичное оформление имеют окна северного трехосевого фасада.

Отличие размеров амбразур западного и восточного оконных проемов от среднего проема позволяет предположить, что в прошлом сред нюю ось северного фасада занимал дверной проем, связывавший помещения задней половины дома с некогда бывшей здесь пристройкой. Западный фасад здания включает по первому этажу четыре оконных отличающихся друг от друга по форме проема: два крайних к югу имеют полуциркульные перемычки, — остальные лучковые. Помимо форм перемычек оконные проемы отличаются декоративным убранством. Наличники двух крайних к югу окон имеют формы, аналогичные наличникам окон уличного фасада.

Два других оконных обрамления повторяют формы наличников окон восточного фасада, за исключением лепной детали, венчающей верхнюю часть рамы наличника. Форма лепной детали в виде вазона и растительного узора идентична лепным деталям фриза южного фасада, за исключением небольших "волюток"по сторонам вазона.

В задней части лестничной пристройки ныне существует вход в полуподвал. Вероятнее всего этот вход имеет позднее происхождение. Для определения более точного времени его появления необходимо тщательное изучение конструкции дверного проема,ведущего из лестничной пристройки в полуподвал. Полуподвальный этаж с запада освещен тремя первоначальными оконными проемами с формами перемычек, аналогичными проемам полуподвального этажа других фасадов.

В настоящее время проемы не имеют декоративного убранства. Судя по старинному фотоснимку южный фасад здания первоначально завершался невысокой балюстрадой. Балюстрада состояла из двух звеньев, располагавшихся по обеим сторонам от аттикового фигурного фронтона. Каждое из звеньев балюстрады состояло из метрического ряда деревянных балясин (балюстр), по десять балясин в звене, объединенных профилированным поручнем. Восточный и западный концы балюстрады упирались в тумбы, попарно расположенные над углами здания. Над каждой из шести тумб находилось по одному декоративному деревянному вазону.

Вазон, аналогичный утраченным вазонам баллюстрады, сохранился на аттике лестничной пристройки у восточного фасада здания. Остатки балюстрады сохранялись до конца 1980-х годов и погибли при пожаре 1995 года. К числу значительных утрат в декоративной пластике южного фасада здания следует отнести рамочные наличники трех окон, освещающих помещения полуподвала. Судя по фотоснимку утраченные обрамления представляли собой рамы из штукатурных тяг простого профиля, охватывавших оконные проемы, повторяя их контур. Верхняя часть каждого наличника была украшена замковым камнем (один из таких камней сохранился на крайней к западу оси полуподвала).

Уличный вход в здание имел двухскатный навес, который поддерживался металическими фигурными кронштейнами (навес с кронштейнами почти полностью сохранился). Дверные полотна входа в прошлом имели иной рисунок. Каждое из полотен было обработано двумя вертикальными прямоугольными филенками с горизонтальной прямоугольной филенкой, помещенной между ними. К числу утрат первоначальных элементов здания следует отнести водотечники и водоприемные воронки из просечного железа, имевшие, судя по старинной фотографии, фигурную форму, характерную для таких деталей енисейских домов рубежа XIX-XX веков.

В прошлом вход на территорию усадьбы находился с восточной стороны от главного здания. Здесь располагались деревянные ворота с двумя калитками, которые фланкировали центральный проезд. Они относились к довольно распространенному в народном деревянном зодчестве четырехстолбному типу ворот.Как правило в таком типе ворот , калитка ,дальняя от дома, была ложной и не открывалась. Столбам ворот и калиток "Дома Урушева" с уличной стороны был придан вид гладких пилястр, стоящих на "постаментах" и несущих "антаблемент" из двух тумб и деревянной решетки между ними. Решетка представляла собой метрический ряд из шести элементов ромбического очертания, заключенный между двумя горизонтальными брусьями.

"Капители" пилястр образовывались четырьмя фигурными кронштейнами, поддерживавшими раскрепованный над капителями крупнообломный карниз. Доски капителей были украшены деревянными розетками солярного типа. Каждая из тумб "антаблемента" завершалась пирамидкой, увенчаной небольшим яблоком. Полотна калиток дополнялись расположенными над ними фризовыми частями в виде легкой сквозной решетки, образованной рядом из трех прямоугольников с диагональными крестовинами. Створки ворот и калиток выделялись вертикальным членением тесаных досок и не имели украшений.

 

Статья написана по материалам
Государственного архива Красноярского края
и его Енисейского филиала
в 1994 году.

 

 

Имя (Псевдоним):   E-Mail:
Секретный код: сменить цифры   Повторите код:
Полужирный
Наклонный текст
Подчеркнутый текст
Вставка смайликов
Вставка картинки
Вставка цитаты
You Tube
Flash
Разрыв страницы
Закрыть все открытые теги





Кафедра ЮНЕСКО в Красноярске


Старые фотографии
Партнерские проекты
  • Памятники архитектуры и другие достопримечательности в Риме
    in-rome.ru