Доходный дом Духовного братства, история строительства.

Добавлена: 26.04.2014
Добавил: архитектор
Объект:
Доходный дом Духовного братства, история строительства.

Доходный дом Духовного ведомства в Красноярске

Начало 1910-х годов в Красноярске, как и во всей России, характеризовалось значительным подъемом архитектурной жизни. В течении небольшого промежутка времени застройка центральной части Красноярска пополнилась рядом интереснейших зданий: особняков, торговых домов, банков, учебных заведений. Крупнейшим по объемам строительством в 1900-1910-х годах было строительство доходных домов, одним из которых был доходный дом Красноярского Духовного ведомства.

Строительная история этого памятника такова. В сентябре 1910 года на сороковом съезде духовенства Енисейской епархии было принято решение о строительстве в Красноярске на Воскресенской улице доходного дома. Основной причиной строительства этого здания была необходимость в постоянном источнике средств на содержание красноярского духовного училища. Возвести это здание, предполагалось на земельном участке, принадлежавшем Красноярскому Духовному училищу. Этот земельный участок находился на территории квартала, ограниченного с севера Благовещенской (ныне ул.Ленина), с востока – переулком Театральным (ныне ул.Кирова), с юга – Воскресенской улицей (ныне пр.Мира), с запада – переулком Падалкиным ( ныне ул.Диктатуры Пролетариата).

Согласно замыслу на первом этаже пятидесятиметрового в плане здания предполагалось разместить восемь торговых помещений. На его верхних этажах должны были разместиться помещения для сдачи в наем (Красноярский вестник, 1910, № 167). Сметная стоимость строительства здания была определена в 150 тысяч рублей. Осенью 1910 года в Санкт-Петербург в Технический совет Св.Синода поступило прошение о строительстве доходного дома для Красноярского духовного училища.

Согласно данным ведомости оценки красноярской недвижимости за 1901 год, в это время на рассматриваемом земельном участке находились три каменных здания, принадлежавших Духовному училищу (ГАКК). Главное здание Духовного училища было выстроено в 1880-х годах, после пожара 1881 года. Оценочная ведомость о налогах 1885 года сообщает о нем как о строящемся объекте (ГАКК). Флигели были выстроены к 1885 году. Фотоснимки той поры донесли до нас архитектурный вид существовавшей тогда застройки. Перед главным зданием Духовного училища находился засаженный зеленью курдонер, на флангах которого располагались два одноэтажных флигеля. Аналогичные сведения о застройке участка приведены в Списке красноярских домовладельцев за 1907 год (ГАКК).

Здание доходного дома было торжественно заложено 10 мая 1910 года. Однако предложение о постройке доходного дома вместе с его проектом в декабре 1910 года после рассмотрения в хозяйственном управлении Синода было отклонено. Несогласие Синода со строительством доходного дома было обусловлено тем, что «новое здание будет препятствовать проникновению света в дом, где помещается духовное училище». (Красноярская мысль, 1910, № 41)

Одним из основных замечаний, высказанных советом, было замечание о необходимости снижения высоты центральной части запроектированного здания, из-за опасности излишнего затенения окон духовного училища, расположенного на близком расстоянии с северной стороны. Однако, соображения о выгодности получения максимального объема здания Доходного дома одержали верх в споре о соблюдении норм инсоляции.

Проект дома была разработан красноярским архитектором-художником Леонидом Александровичем Чернышевым. В 1900-первой половине 1910-х годов этот архитектор, имевший большую проектную и строительную практику, неоднократно привлекался к проектированию построек по заказам духовного ведомства. Так, в 1908 году он занимался реконструкцией обветшавших семинарских зданий в Красноярске с приспособлением их под квартиры. В это же время он разработал проект каменного шатрового храма для Красноярского Успенского мужского монастыря.

Как сообщают Енисейские епархиальные ведомости, в январе 1912 года в Техническом строительном комитете хозяйственного управления при Синоде состоялось рассмотрение вновь предоставленного проекта Доходного дома на усадьбе Красноярского духовного училища. В письме, направленном в феврале 1912 года енисейскому владыке, хозяйственное управление при Синоде сообщало: «Технический комитет рассмотрел вновь предоставленный проект на постройку доходного дома на усадьбе Красноярского Духовнаго училища, в связи с объяснением, что здание училища предполагается построить новое, на другом земельном участке и не позже , как через 4 года, Комитет к исполнению проекта в техническом отношении в общем препятствий не имеет».(Енисейские епархиальные ведомости, 1912 г. )

Вместе с тем в отношении к енисейскому владыке было замечено: «Высоты в магазинных помещениях в шесть аршин десять вершков и жилых помещениях третьего этажа в пять с половиною аршин являются излишне большими, а высота второго этажа в три аршина двенадцать вершков слишком малая, особенно при глубине в одиннадцать аршин; было бы рациональнее уменьшить высоту магазинов, так как большая высота для них бесполезна, и понизить на пол аршина высоту третьего этажа и увеличить хотя бы до пяти аршин высоту второго этажа».

Кроме того указывалось: «Глубина лицевых помещений в одиннадцать вершков является необычно большою как для магазинов, так и для жилых помещений, и вызывает излишнее удорожание как железных потолочных балок, так и строительных конструкций; уменьшение же излишней этой глубины дало бы возможность несколько сузить проектируемое здание и уширить двор между ним и зданием училища».(там же ).

Таким образом замечания Технического строительного комитета при хозяйственном управлении при Синоде касались главным образом вопросов, связанных с удешевлением строительства доходного дома. Претензий к архитектурно-художественному облику будущей постройки, к египетской теме в декоративном убранстве ее фасадов, синодальные специалисты не имели.

Весной 1912 года строительство здания Доходного дома Красноярского духовного училища было продолжено. Возведение его значительного по величине объема проходило с удивительной быстротой, поскольку уже к концу 1914 года дом был сдан в эксплуатацию.

До 1917 года помещения дома сдавались в аренду. На первом этаже здания размещались магазины со складами в подвале. На остальных этажах располагались конторы и квартиры. В отдельные периоды гражданской войны основная часть дома была занята воинской частью. Согласно ведомости муниципализированных домов в 1922 году нижний этаж здания занимали: магазин «Самодеятельность», кафе «Биржа» и товарищество «Компаунд». Средний этаж был занят горжилкомхозом, верхний – уездными совучереждениями (ГАКК). В последующие годы, вплоть до 1970-х годов здесь находились советские, партийные и общественные учреждения.

В период строительства Доходного дома в Красноярске в полной мере проявились новые тенденции развития городской планировки и ранее неизвестные приемы застройки земельных участков. Получил развитие, имевший широкое применение в европейской России еще с конца Х1Х века прием т.н. «репрезентативной» застройки, с размещением зданий сплошным фасадом по периметру городских кварталов: этот прием обозначил рационалистические тенденции в застройке, продиктованные ростом цен на земельные участки. Вытянутые вдоль транспортных магистралей земельные участки обусловили простоту используемых при строительстве планировочных схем зданий. В этом отношении Доходный дом Духовного ведомства представляет собой типичный пример здания с простой и рациональной композицией прямоугольного плана. Близкий по характеру план имеет примыкающий к этому зданию доходный дом Либмана (ныне здание по пр. Мира,96), выстроенный по проекту архитектора В.А.Соколовского.

Вытянутый в плане объем Доходного дома выходит южным фасадом с шестью слегка выступающими ризалитами в южную линию застройки пр.Мира. Со стороны двора здание имеет шесть выступов лестничных клеток, играющих важнейшую роль в ритмической организации пластики стены северного фасада, почти лишенного декоративных элементов.

Здание Доходного дома имеет три этажа и подвальное помещение глубокого заложения. Главный уличный фасад дома получил симметричную композицию с развитой центральной частью, главенствующая роль которой выявлена крупномасштабным элементом — окном полуциркульной формы и лучковым щипцом, энергично изгибающим линию венчающего карниза. Периферию центральной части фасадной плоскости здания образуют два ризалита-"пилона", композиционно замыкающие ритмическое развитие стеновой поверхности. Пара аналогичных пилонов фланкирует весь уличный фасад здания.

Как и многие архитекторы "Нового стиля" Леонид Александрович Чернышев в своем творчестве обращался к различным стилизациям. В его постройках можно найти талантливые вариации на темы византийского, древнерусского, готического, мавританского искусства. Однако излюбленной темой зодчего было древнеегипетское искусство. Для иллюстрации особого пристрастия мастера к теме Древнего Египта достаточно назвать здание Краеведческого музея в Красноярске — воплощенную фантазию автора о египетском храме на берегу Енисея.

Доходный дом духовного ведомства при всей "модерновости" архитектурных форм представляет собой типичное произведение Л.А.Чернышева, где использованы древнеегипетские мотивы в композиции главного фасада и его декоре. В отличие от стремления к декоративности, присущего зодчим периода раннего модерна, в произведениях Л.А.Чернышева основной упор делается на выразительность архитектурных форм, лишь слегка оттеняемых удивительно тонко прорисованными элементами декора.

Своеобразный почерк Л.А.Чернышева — яркого архитектора — "ориенталиста" демонстрируют декоративные детали Доходного дома, контрастирующие с брутальностью чистых стеновых поверхностей. Главным акцентом композиции уличного фасада здания является энергичный изгиб лучкового щипца, фланкированный двумя экспрессивно изогнутыми гермами со скульптурным изображением женского лица. Основанием для герм служат массивные каннелированные кронштейны, низ которых украшен пальметтами. Аналогичной пальметтой украшен и верх лучкового щипца. Поверхность стены, образующей щипец, покрыта декоративным панно с изображением уходящего в бесконечность поля буйно цветущих фантастических цветов- "лотосов". В центре этого декоративного панно расположен круглый медальон с лепным гербом РСФСР, появившейся в период размещения в здании советских учреждений.

Знакомство Л.А.Чернышева с лучшими произведениями московской архитектуры начала ХХ века, в период его учебы в Училище живописи, ваяния и зодчества обусловило появление в композиции фасада Доходного дома ряда архитектурных элементов. Так, тема крупномасштабного шипца, акцентирующего ось симметрии здания доходного дома, была связана с архитектурой гостиницы «Метрополь» в Москве, в строительстве которой Л.А.Чернышев принимал участие под руководством зодчего В.Ф.Валькота в 1899-1906 годах. Аналогичный прием акцентирования фасада крупномасштабным щипцом с живописным декоративным панно был присущ Доходному дому М.В.Сокол в Москве архитектора И.П.Машкова., выстроенному в 1902-1904 годах.

Последовательное развитие египетской темы в архитектуре доходного дома отражает декор обрамления оконных проемов верхнего яруса в ризалитах главного фасада, по сторонам полуциркульного окна. Первоначально оконные амбразуры имели обрамления в виде крупного рамочного наличника, напоминающего по абрису пилон египетского храма. Верхняя часть «пилона» украшена композицией из трех горизонтально расположенных сцепленных колец. Фоном для выступающего из поля стены рамочного наличника является слегка заглубленная поверхность, украшенная несколькими лепными деталями: двумя розетками с расцветшими цветами, горизонтальным поясом «поребрика» и двумя бутонами. Аналогичное художественное решение имели наличники окон верхнего яруса в крайних боковых ризалитов главного фасада.

Необычны декоративные детали участков фасадов, обработанных портиками из шести пилястр. «Волюты» и «аканты» капителей пилястр набраны элементами, выполненными из полосового железа. Помимо пилястр металлические детали широко использованы в оформлении балконов и парапетов главного фасада. Выразительные металлические детали – кронштейны, выполненные по эскизам Л.А.Чернышева, украшают участки фасадов здания, расположенные по бокам от проездных арок. Вероятнее всего изначально эти кронштейны предназначались для установки осветительных приборов для обозначения в ночное время суток мест расположения проездов внутрь двора доходного дома. Судя по одному из старинных фотоснимков здания проезды, соединявшие пространства двора доходного дома и улицы, имели закрывающиеся металлические решетки.

К числу металлических деталей главного фасада доходного дома, имевших выраженную утилитарную функцию, следует отнести ролл-ставни на окнах первого этажа. Приобретенные у севастопольского торгового дома князя Ю.Гагарина они и сегодня выполняют свою роль.Часть оконных проемов южного фасада здания (крупное полуциркульное окно и окна по бокам от него) сохранила декоративную отделку деревянных рам в виде накладной вертикальной витой колонки. Тело колонки в завершении и в середине перебито «кубышкой» с грановитой разделкой лицевой поверхности. Верх колонки увенчан резной пальметтой, продолжением которой служит прямоугольный брусок, лицевая поверхность которого украшена деталью в виде щитка с тремя ниспадающими «кистями».

Нижний ярус уличного фасада здания прорезан широкими оконными и дверными проемами, полностью лишенными какого-либо декора. На дворовом фасаде здания сохранилась деревянная со стеклом филенчатая дверь, имеющая изящную металлическую ручку.

В настоящее время главный фасад здания бывшего доходного дома, выходящий на пр.Мира, имеет утраты некоторых элементов первоначального архитектурного облика. К их числу следует отнести ряд штукатурных деталей в обрамленьях окон верхнего яруса в ризалитах (лепные кольца, карниз, полочка в нижней части). Полностью утрачены первоначальные металлические водотечники с водоприемными воронками. Изначально водоприемные воронки представляли собой четырехгранный жестяной короб, украшенный накладными деталями в виде гирлянд и просечным акротерием с крестообразными элементами. Одна из сохранившихся в чердачном помещении водоприемных воронок дает возможность восстановить эти элементы первоначального декоративного убранства фасадов доходного дома.

Судя по одному из старинных фотоснимков (ориентировочно 20-х годов ХХ века) колористическое решение главного фасада отличалось от современного. Более светлым цветом были окрашены стеновые поверхности центральной части фасада, включая ризалиты лестничных блоков. На фоне светлых стен более темным цветом были окрашено декоративное панно щипца и рустованное обрамление крупного полуциркульного оконного проема. Помимо этих архитектурных элементов светлым цветом были окрашены пилястры и карниз «портиков», а также поверхность стен ризалитов, фланкирующих фасад с востока и запада.

Доходный дом Красноярского духовного училища представляет собой редкий для края по своим типологическим признакам образец крупного здания, в котором сочетаются принципы рационального модерна с мотивами древнеегипетской архитектуры. Решением исполкома крайсовета N 345-15 от 16.06.80г. поставлен на государственную охрану как памятник архитектуры.

ГАКК-Государственный архив Красноярского края

Имя (Псевдоним):   E-Mail:
Секретный код: сменить цифры   Повторите код:
Полужирный
Наклонный текст
Подчеркнутый текст
Вставка смайликов
Вставка картинки
Вставка цитаты
You Tube
Flash
Разрыв страницы
Закрыть все открытые теги





Кафедра ЮНЕСКО в Красноярске


Старые фотографии
Партнерские проекты
  • Памятники архитектуры и другие достопримечательности в Риме
    in-rome.ru