Флигель усадьбы Тропина

Добавлена: 11.04.2014
Добавил: архитектор
Объект:
Флигель усадьбы Тропина

Флигель усадьбы Тропина в Красноярске
история строительства и архитектурные особенности.

  

              Изучаемое здание расположено по ул.Маркса,96. Квартал, на территории которого находится рассматриваемый объект, сформировался в первой трети XIX столетия, в период урегулирования застройки Красноярска, находившейся за границей "старого города". Впервые квартал был обозначен на регулярном плане Красноярска, выполненном архитектором В.Гесте в 1828 году.

На плане города 1852 года, сочиненном Бутаковым – исполнявшим в это время должность губернского землемера, рассматриваемый квартал был ограничен с севера и юга основными магистралями красноярского "трехлучья" - Воскресенской и Гостинской улицами. Основу застройки квартала в то время составляли деревянные усадьбы красноярцев - об этом свидетельствуют проанализированные нами документы того времени: "алфавиты обывателей" и "списки домовладельцев". Судя по плану Бутакова, в середине столетия центр квартала занимал комплекс деревянных строений, принадлежавший роте кантонистов (примерно на месте современного здания красноярского педагогического института). Им же принадлежало здание, находившееся на углу переулка Отделенского (ныне улица Кирова) и Воскресенской улицы (на этом месте сейчас здание магазина "Детский мир". В этом здании размещались губернские присутственные места.

Комплекс деревянной застройки, принадлежавший роте кантонистов, был выстроен в 1830-40-х годах по проекту помощника губернского архитектора Петра Алесеевича Шарова.

Территорию квартала в прежних границах зафиксировал план Красноярска 1871 года. В это время с севера и юга его ограничивали Воскресенская и Гостинская улицы, а с востока и запада переулки: Отделенский ( ныне ул.Кирова) и Степановский ( ныне улица Диктатуры). К сожалению, схематичность изображения генплана 1871 года не позволяет в подробностях представить характер застройки квартала и ее функциональное назначение. Вероятнее всего основу застройки квартала по-прежнему составляли деревянные здания. Судя по "изъяснению к плану" на северной линии квартала предполагалось строительство двух крупных каменных зданий, одно из которых, видимо было предназначено для женской гимназии, которая была открыта в Красноярске в 1878 году на базе преобразованной прогимназии, существовавшей с 1870 года. По нумерации городских кварталов, рассматриваемый квартал имел порядковый номер 61.

План Красноярска 1910-х годов, также не дает нам ответа о характере изменений произошедших в застройке квартала с 1870-х годов. Однако материалы исследований историков архитектуры Ю.Гринберг и Е.Ямщиковой позволяют сделать вывод, что на месте прежних деревянных строений квартала, после пожара 1881 года, было осуществлено строительство ряда каменных зданий.

В северо-восточном углу квартала, на пересечении улицы Воскресенской и Театрального переулка (бывшего Отделенского) в 1872-1880 -х годах был возведен значительный по размерам каменный двухэтажный торговый дом купца первой гильдии Н.Г.Гадалова. В центре квартала в 1883-85 годах по проекту городского архитектора Севериана Нюхалова было выстроено здание женской гимназии. Понятно, что в первую очередь каменными зданиями застраивалась главная и лучшая улица города - Воскресенская или Большая.

Факты появления на территории рассматриваемого квартала крупных частных и общественных кирпичных зданий свидетельствуют о его престижности в глазах современников. Главным образом престижность квартала была связана с его близостью к комплексу застройки нового городского центра - Новобазарной площади с громадным объемом Богородице-Рождественского собора, выстроенного в 1845-66 годах по проекту петербургского архитектора Константина Тона.

Проведенный нами анализ домовладений, находившихся на территории квартала с 1830-х годов, позволяет с определенной степенью допущения определить время появления здесь владения С.С.Тропина.

В 1830-х годах в Красноярске проживало две семьи Тропиных. Семья мещанина Егора Тропина имела деревянный дом на углу Енисейской набережной ( ныне улица Дубровинского) и Галкинской улицы ( ныне улицы 9 января), приобретенный у мещанина Василия Никитина.

Кроме жены Матрены в состав семьи Е.Тропина входили сыновья Николай Иван и дочь Елена. Семья мещанина Степана Прокопьевича Тропина в это время владела двумя домами: деревянным по Мещанской Косой улице ( современное название улицы нами не определено) и каменным на покупном месте у купца Ивана Новикова, находившимся по Енисейской набережной в первой куртине. В состав семьи С.П.Тропина входили жена Полина Васильевна, и их дети: Александр,(имевший жену Ольгу Петровну и сына Степана) , Петр, Иван.

Обывательская книга 1850-53 годов сообщает, что владение красноярской мещанки Аполинарии Васильевой Тропиной находилось по Дубенскому переулку во втором квартале городской застройки. Вероятнее всего к середине века семья С.П.Тропина переехала в новый деревянный дом, судя по записи, приобретенный у чиновника Березовского. Вместе с матерью в доме проживали сыновья Петр и Иван, а также внук Степан.

В Обывательской книге 1850-56 годов по Красноярску отмечено домовладение старожила Ивана Степановича Тропина, в состав которого входил деревянный дом, доставшийся хозяину в наследство от его матери - Аполинарии Тропиной ( ). Этот дом располагался во второй части города по Дубенскому переулку ( ныне улица Парижской коммуны). Очевидно, здесь указан дом, о котором шла речь в "книге" 1850-53 годов. Об остальных Тропиных указанный документ ничего не сообщает.

На основе материалов Обывательской книги 1859-61 годов становится известно место жительства другой семьи Тропиных - Егора Тропина. К этому времени хозяина уже не было в живых, а его домом, который по-прежнему находился на углу Галкинского переулка и Енисейской набережной, владела жена - Матрена Ивановна с детьми: сыновьями Николаем, Иваном, Александром, и дочерью Еленой.

Обывательская книга 1859-70-х годов, без привязки местоположения, сообщает только о доме мещанина Николая Тропина, не давая сведений о домовладениях других Тропиных.

Таким образом, проведенный нами анализ домовладений, находившихся на территории рассматриваемого квартала в 1830-70-х годах, позволяет сделать вывод о том, что усадьба Тропиных появилась здесь в более позднее время. Судя по анализу родословной двух семей красноярских мещан Тропиных, это домовладение принадлежало потомкам внука Степана Петровича Тропина - Степана.

Изученные нами материалы по домовладениям, принадлежавшим красноярским жителям в 1880-1910-х годах, дают основание считать временем появления рассматриваемой усадьбы рубеж 1900-1910-х годов.

"Посемейные списки" города Красноярска 1883 года не только не сообщают о местожительстве семьи С.С.Тропина, но и не дают о ней никаких сведений . "Оценочная ведомость" 1901 года красноярских домовладений, располагавшихся по Гостинской улице , между Театральным и Падалкиным переулками, также не содержит сведений о владении Тропиных. Более того, из нее становится известно, что в это время на улице Гостинской, в пределах рассматриваемого участка, вообще не было ни одного каменного дома.

География размещения домовладений, принадлежавших различным семьям Тропиных, становится понятной благодаря сведениям, содержащимся в "Списке домовладельцев" Красноярска 1907 года. Из него видно, что по Береговой улице ( ныне улица Дубровинского) располагались два деревянных здания ( одноэтажный дом с флигилем) наследников Тропина. Другое домовладение, принадлежавшее Евдокие Андреевне Тропиной, располагалось по Всехсвятской улице (ныне улица Красной Армии). В него входили : дом полукаменный, каменный и деревянный флигели . О домовладении Тропиных в рассматриваемом квартале сведений не содержится и в "Списке домовладельцев" 1908 года.

Впервые данные об усадьбе красноярского мещанина С.С.Тропина на территории рассматриваемого квартала содержатся в "Списке домовладельцев" за 1910 год. В это время домовладение включало: деревянный двухэтажный дом, два флигеля, две избы, амбар и завозню, крытые деревом. Общая стоимость усадьбы составляла 8856 рублей. Как видно из документа все здания усадьбы были деревянными. Это обстоятельство заставляет значительно уточнить время появления каменных зданий усадьбы, указанное авторами "Историко-культурных предпосылок реконструкции исторического центра Красноярска". На наш взгляд, началом формирования каменной застройки усадьбы следует считать не 1909, а 1910 год.

Исходя из анализа смены хозяев домовладений по улице Гостинской, можно заключить, что в промежутке между 1908 и 1910 годами С.С.Тропиным у колежского регистратора Василия Васильевича Потехина была приобретена усадьба, купленная последним у инженера-технолога Евгения Николаевича Александрова ( судя по поздней надписи в "списке" 1908 года ). Соседями Тропина в 1910 году были костромская мещанка Мария Дмитриевна Батракова и красноярские мещане Зиновий и Дарья Ермолаевы.

В "Списке" 1913 года содержится подробная опись зданий, находившихся на территории усадьбы С.С.Тропина. В ее состав входили: деревянный двухэтажный дом, крытый железом; каменный флигель, крытый железом; каменные службы и кладовые; каменный подвал и каменный двухэтажный дом, крытый железом. По последнему полицейскому делению владение значилось под номером 94.

Под номером 96 по этому же делению значилось владение крестьянки Самарской губернии Елизаветы Степановны Игнатьевой, включавшее деревянный крытый деревом флигель. Судя по поздней карандашной пометке на полях "Списка", можно предположить, что к 1913 году это владение было приобретено Тропиным С.С. и оно вошло в состав его усадьбы. В 1913 году оба домовладения оценивались совместно, и их стоимость составляла 28748 рублей.

В 1920-х годах, в ходе изъятия домов частных владельцев, проводившегося под лозунгом муниципализации, домовладение С.С.Тропина постановлением Енгубревкома N 11 от 08.03.1920г. было передано под размещение детдома и квартирантов "в порядке размещения».

Данные 1913 года позволяют сделать вывод о том, что строительство каменных зданий усадьбы Тропина С.С. было завершено к этому году. Одновременное упоминание о двух двухэтажных жилых домах - каменном и деревянном,- дает основание считать, что сооружение каменного жилого дома было произведено без сноса деревянного. Это обстоятельство служит объяснением факта размещения двухэтажного жилого дома в глубине участка, принадлежавшего С.С.Тропину. В связи с этим мы считаем возможным не согласиться с утверждением авторов "Историко-культурных предпосылок", о наличии значительной открытой площади с юго-западной стороны здания, в связи с чем объемно-пространственная композиция дома , по их мнению, была расчитана на круговой обзор.

Строительных документов, раскрывающих обстоятельства сооружения каменных зданий усадьбы, нами не обнаружено. В связи с этим остается открытым вопрос об авторской атрибуции каменных построек. По ряду стилистических признаков можно предположить, что главное здание усадьбы было выстроено по проекту гражданского инженера Александра Александровича Фольбаума, занимавшего должность красноярского городского и енисейского губернского архитектора. По принятому специальным постановлением красноярской городской думы в 1881 году делению, усадьба С.С.Тропина, по ее положению в застройке, относилась к так называемому полномерному разряду. Ее размеры должны были составлять по улице двенадцать сажен и внутрь двора половину квартала. Эти обстоятельства дают возможность представить размеры принадлежавшей С.С.Тропину усадьбы. Согласно правилам застройки города Красноярска длина строющегося каменного здания не должна была превышать половины ширины усадебного места по улице или половины его "глубины" по переулку. Исходя из известной нам протяженности главного каменного здания вдоль улицы Маркса (29,23 м.), мы можем легко подсчитать ширину усадьбы С.С.Тропина. По нашим подсчетам она составляла около шестидесяти метров или чуть более 28 саженей.Такое значительное увеличение ширины домовладения по улице стало, очевидно, возможным в результате приобретения С.С.Тропиным, к моменту начала сооружения каменного двухэтажного дома, одного из соседних домовладений.

В настоящее время здание бывшего флигеля расположено к востоку от основного дома усадьбы, со значительным отступом от северной линии застройки улицы Маркса. Местоположение флигеля обусловлено сложностью поэтапного формирования территории усадьбы и ее застройки.

Здание представляет собой прямоугольный в плане двухэтажный на подвалах объем. Южный фасад здания, обращенный к улице Маркса, включает пять оконных осей, на первом и втором этажах. Западный - на первом этаже имеет десять осей, из которых две - дверные; на втором - десять оконных осей. Восточный фасад флигеля, по причине его первоначального примыкания к соседнему домовладению, вероятнее всего к брандмауэру, разделявшему участки, видимо, изначально не имел проемов.

Анализ существующей планировки флигеля показывает, что изначально план здания, видимо, делился на две функциональные зоны: западную и южную - жилые, и восточную - хозяйственную. такое функциональное деление, видимо, было обусловлено примыканием восточного фасада флигеля к брандмауэру, вследствие чего восточный фасад был лишен светового фронта. В пользу этого же предположения свидетельствует сильно вытянутые пропорции помещений северо-восточной части здания - нехарактерные для жилых комнат. Жилые помещения, судя п всему, располагались в западной и южной частях здания. Основное жилое помещение находилось в южной части, куда вела двухмаршевая парадная лестница.

Анализ характера композиции фасадов флигеля, показывает, что в основу ее построения лег традиционный для древнерусского каменного и деревянного зодчества прием выделения главного жилого этажа здания более усложненной декоративно-пластической разработкой стеновой поверхности. Как и в прототипах XVIII-XIXвв. первый этаж флигеля, имевший первоначально также жилое назначение (об этом свидетельствует, например, крупный размер оконных проемов), автором постройки был трактован как второстепенный в иерархии поярусного построения объема. Его композиционная подчиненность выявлена упрощенными до предела декоративно-пластическими средствами.

Ведущую тему в построении протяженного западного фасада флигеля, обращенного в сторону главного здания усадьбы, играет метрический ряд довольно крупных оконных проемов. В соответствии с внутренней планировкой, западный фасад расчленен широкими пилястрами, раскрепованными по междуярусным и венчающим карнизам. "Тела" пилястр, в уровне окон второго этажа, "вскрыты" заглубленными филенками прямоугольного очертания с двухступенчатым уступом в нижней части. Поле филенок в верхней части обработано кирпичной деталью, в виде стилизованного, напоминающего деревянные прототипы, "полотенца". Части пилястр, находящиеся в уровне окон первого этажа, имеют массивную пластику, набранную крупномасшабной рустовкой их поверхностей.

Окна второго этажа здания имеют обрамления в виде т.н. "ушастого" наличника, форма которого получила широкое использование в эпоху распространения барочной стилистики в архитектуре Сибири XVIII-нач.XIX веков. В отличие от своих барочных прототипов, наличники окон флигеля усадьбы С.С.Тропина имеют слабо выраженную "ушастость". Также о барочном происхождении стилистики оконных обрамлений флигеля свидетельствуют лучковая форма перемычек проемов и повторяющий ее абрис карниз недифференцированной рамы обрамления. Массивные рамы оконных обрамлений украшены единственной деталью - замком веерной формы.

Еще одним из приемов, также заимствованных из арсенала форм барочного зодчества является прием объединения оконных наличников второго этажа. Это достигается постановкой рам наличников на сплошную горизонтальную тягу простого профиля, опоясывающую весь объем здания. Эта тяга, как и другие, образованы выпуском кирпича, уложенного на постель тычком наружу.

Здание в настоящее время имеет односкатную кровлю. Судя по совпадению характера кирпичной кладки стен здания и фронтонов, кровля сохранила свой первоначальный уклон. Как видно из документов, первоначально кровля была металлической.

В прошлом здание отапливалось печами (по записи в деле БТИ печи были разобраны в ходе капитального ремонта в 1981г.), в связи с чем, в архитектурном облике флигеля значительную роль играли печные трубы. На наш взгляд, при разработке проекта модернизации здания, следует поставить вопрос о воссоздании кирпичных труб и включению их в композицию кровли. Навершия труб должны получить металлические дымники - неотъемлемый элемент красноярских зданий рубежа XIX-XX веков. Их форма и конструкция могут быть выполнены по сохранившимся аналогам.

Существующая односкатная кровля, на наш взгляд, может быть заменена на двухскатную кровлю, при условии решения вопроса водоудаления из места примыкания предполагаемого восточного ската новой кровли и стены соседнего здания. Появление двухскатной кровли позволит не только оптимизировать функциональное использование объема здания, но и даст возможность значительно усилить его градостроительное значение. По нашему мнению такое "усиление" градостроительной роли объекта не противоречит исторически сложившемуся архитектурному облику усадьбы С.С.Тропина.

При восстановлении системы водоотвода с кровли здания, следует поставить вопрос о воссоздании первоначальной формы водосточных труб с конструкцией водоприемника, характерной для рубежа XIX-XX веков.

Над фасадами флигеля поднимаются четырехгранные кирпичные столбики, акцентирующие вертикальные элементы стеновой поверхности, проходящие в местах сопряжения внутренних и внешних стен здания. Западные грани столбиков украшены крестообразной филенкой, напоминающей своей формой один из распространенных в каменной архитектуре Сибири XVIII века "украинизмов".

Вероятнее всего эти столбики в прошлом служили опорами для металлической парапетной решетки. Судя по сохранившимся аналогам 1910-х годов, (например дом И.Б.Якобсона в Красноярске по адресу: ул.Сурикова,42) этот элемент был неотъемлемой частью стилистики красноярских зданий начала XX века. В связи с этим, детальные натурные обследования следов примыкания предполагаемых решеток к столбикам, должны дать окончательный ответ на вопрос о их воссоздании.

На западном фасаде флигеля находятся три входа. Главный вход расположен на пятой к северу оси фасада. Он представляет собой широкий проем с лучковой перемычкой, украшенной так называемой "гребенкой"- архаичным декоративным мотивом, восходящим к образцам XVI - XVII веков.

Аналогичный дверной проем расположен в северной пристройке, ведущей в подвальные помещения здания. Портал входа украшен таким же декоративным мотивом.

При решении вопроса о замене существующих конструкций дверных полотен входов в здание, следует опираться на данные изучения сохранившихся аналогов. Главный вход, судя по ширине портала, в прошлом имел двухстворчатые двери. Двери в северном портале, ведущим в подвал, видимо, имели металлические полотна.

Третий вход в здание расположен на крайней северной оси западного фасада флигеля. Судя по величине перемычки ("ярославской", как и в окнах первого этажа) изначально проем был небольшим и служил своего рода "черным" ходом. Четвертый вход в здание находится на южном фасаде и ведет в подвальные помещения.

 

Статья написана в 1992 году.

 

 

 


Имя (Псевдоним):   E-Mail:
Секретный код: сменить цифры   Повторите код:
Полужирный
Наклонный текст
Подчеркнутый текст
Вставка смайликов
Вставка картинки
Вставка цитаты
You Tube
Flash
Разрыв страницы
Закрыть все открытые теги





Кафедра ЮНЕСКО в Красноярске


Старые фотографии
Партнерские проекты
  • Памятники архитектуры и другие достопримечательности в Риме
    in-rome.ru