Особенности формирования культовой архитектуры в селениях Нижнего Приангарья в XVII – начале XX века
Исследование старожильческих селений в районах нижней Ангары, осуществляемое автором несколько лет, выявило устойчивую тенденцию, связанную с оттоком жителей из сельской местности и вызванную начавшимся промышленным освоением региона. Это приводит к запустению крестьянских усадеб, к угасанию последних очагов народной архитектуры, а в результате к потере мощного слоя историко-культурного достояния Сибири. Материальные приметы развития русской национальной культуры в районах Нижнего Приангарья нуждаются в скорейших мерах по их всестороннему изучению и сохранению.
С XVII до начала XX века одним из важнейших по значению в сибирских селениях считалось здание церкви, которое служило не только местом исполнения религиозных обрядов, но и местом сосредоточения «мирской» жизни населения, было порой наиболее крупным сооружением среди сельских построек. В 1675 году русский посланник Николай Спафарий во время путешествия через Сибирь в Китай отметил в селениях, находившихся от устья Верхней Тунгуски (Ангары) и до её истока из озера Байкал, четыре деревянных церкви. Первая из них стояла в погосте Рыбном (ныне село Рыбное Мотыгинского района), вторая – в «Брацком» остроге – церковь «во имя Пресвятыя Богородицы Владимерския», третья размещалась в монастыре, находившемся около Иркутского острога – церковь Вознесения Христова, четвёртая – в самом «Иркуцком» остроге – церковь Всемилостивого Спаса [1]. С. У Ремезов в своей «Чертежной книге Сибири», составленной в 1701 году, на всём протяжении Верхней Тунгуски (Ангары) указал около десяти церковных строений, в том числе, в «Рыбенском» остроге, деревне Каменке, в погосте Кежемском, в Братском монастыре, а также в острогах и крупных селениях в верховьях Ангары [2]. Они представляли собой, судя по изображениям на чертеже, деревянные трехчастные строения (храмовый четверик, алтарный прируб, трапезная или притвор), имевшие шатровое завершение над храмовой частью.
В 1889 году инженер М. Чернцов на составленной им карте Ангары отметил вдоль реки от её устья до места впадения в неё реки Илим одиннадцать русских сёл, в которых находились православные храмы – Стрелка, Рыбинское, Мотыгино, Богучанское, Чадобское, Монастырское, Недокурово, Кежма, Пановское, Кеульское, Карапчанское [3]. История строительства культовых сооружений в районах Нижнего Приангарья частично прослеживается в отдельных архивных документах и немногочисленных публикациях, относящихся к рубежу XIX–XX веков.
В середине XVIII века в селении Чадобском (в устье реки Чадобец) существовала деревянная часовня, которая была построена жителями во имя нерукотворенного образа Христа Спасителя. В 1761 году жители деревень Чадобской, Яркиной, Заледеевой, Климиной и Пашутиной пожелали пристроить к этой часовне алтарь, который, вероятно, был освящен в 1762 году. В январе 1777 года этот храм сгорел. В 1779 году была осуществлена закладка каменного Спасского храма, а в 1780 году состоялось его освящение. В 1824 году енисейский купец Матвей Хорошев изъявил желание пристроить с южной стороны церкви придел во имя Покрова Пресвятые Богородицы, который был освящен в 1828 году [4, с. 93–94] (рис. 1).
В ведомости чадобской Спасской церкви за 1857 год указаны в её приходе три молитвенных деревянных дома, находившихся в деревнях Пашутиной, Яркиной и Ирбинской, «построены недавно, когда именно и с чьего разрешения неизвестно» [5, л. 21]. Об истории деревянной часовни в деревне Пашутиной (располагалась от села Чадобского в 44 верстах вниз по Ангаре) сохранилось предание, согласно которому, её построили в конце XVIII века иркутские купцы, проходившие с товарами на судах через Мурский порог [4, с. 96] (рис. 2).
О часовне в деревне Яркиной, находившейся к северу от села Чадобского в 80 верстах, «куда дорога пролегает через болота и речки» сохранились краткие сведения о том, что она построена «главным образом на приношения инородцев-тунгусов, которые приняв христианство, жертвовали на построение ее звериными шкурами; на пожертвования инородцев крестьяне деревни Яркиной впоследствии пристроили к часовне алтарь и купили колокола» [4, с. 96–97] (рис. 3).
В 1785 году была заложена каменная церковь в селе Кежма, а постройка её завершена к 1792 году. Здание строилось на средства енисейского купца Ивана Артемьевича Тулунина. Храм, построенный во имя нерукотворенного образа Христа Спасителя, имел один придел с южной стороны во имя явления Казанской иконы Божией Матери. В 1805 году началась пристройка второго придела с северной стороны во имя Святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, окончившаяся в 1807 году. Из сохранившегося описания церкви, составленного в 1890 году, следует, что это было «довольно большое, каменное здание, на восточной стороне которого высится купол главного храма, а на западной, над самой папертью, – двухъярусная колокольня; стиль постройки хотя и не выдержан строго, но не смотря на это, а также и бедность архитектурных украшений, церковь, с ее сравнительно высокой колокольней, куполом главного храма, 5 главами, обтянутыми белым железом и увенчанными 5 золочеными крестами, производит довольно приятное впечатление» [6]. Планировочная структура и декоративное убранство фасадов Спасской церкви в Кежме были характерны для каменного зодчества Сибири XVIII века и восходили к церквям города Енисейска [7] (рис. 4).
В ведомости Спасской церкви Кежемского села за 1857 год указано, что «в приходе сей церкви часовен нет, а находятся молитвенные домы; первый в селе Кежемском на кладбище, построенный 1785-го года; второй в деревне Мозговой, третий в деревне Заимской, четвертый в деревне Алексеевой; все три (последние) зданием деревянные, построенные 1825-го года жителями деревень без разрешения высшего начальства» [5, л. 10]. В конце XIX века в Кежемском приходе находилось пять часовен, в число которых перешли бывшие молитвенные дома, а «в часовнях деревень Тургенева острова и Верхне-Кежемской, совершались литургии, на походном св. антиминсе, выданном в 1872 году» [6, с. 259].
О каменной Петропавловской церкви, находившейся в селе Богучанском, были опубликованы краткие сведения в Енисейских епархиальных ведомостях в 1890 году. «Откуда мы не подъезжали бы к селу, издалека увидим Богучанскую церковь. Она стоит на окраине села, на пригорке. Приходский храм каменный, двухпрестольный; заложен в 1791, а освящен в 1795 году, с благословения преосвященного Варлаама, архиепископа Тобольского, вместо бывшего здесь обветшавшего деревянного храма. Престол главного храма – во имя первоверховных Апостолов Петра и Павла, а в теплом приделе – во имя Святителя и Чудотворца Николая» [8, с.186]. В публикации присутствуют некоторые неточности, которые раскрываются документальными сведениями из архивного дела «Об освящении Енисейского заказа Богучанского села Петропавловской церкви» [9]. В деле указывается, что «строителем церковным» являлся купец Пётр Логинов, а освящение церкви состоялось 16 сентября 1804 года [9, л. 4] (рис. 5).
В ведомости Петропавовской церкви Богучанского села за 1857 год указано, что «в приходе сей церкви часовен нет, а находятся молитвенные домы, зданием деревянные в деревнях Ярковской, Пинчугской, Иркинеевской, Бедобинской и Карабульской, и построены издавна, но с чьего разрешения неизвестно» [5, л. 27]. В конце XIX века к Богучанскому приходу принадлежали деревни: Заимская (в 36 верстах от села), Ярковская (в 24 в.), Пинчугская (в 36 в.), Иркинеевская (в 50 в.), Бедобинская (в 110 в.), Карабульская (в 60 в.) и Гавриловская (в 85 в.). В них имелись деревянные часовни (кроме Гавриловской), вероятно, переоборудованные из молитвенных домов [8, с. 187–188].
В 1801 году была завершена постройка каменной Спасской церкви (на месте деревянной) в селе Рыбинском «тщанием енисейского купца Гавриила Лаврентьева и прихожан» [10, л. 47]. Закладка здания состоялась 27 сентября 1797 года [11, л. 2 об.]. В 1857 году на средства прихожан к церкви был пристроен придельный храм во имя апостолов Петра и Павла. В середине девятнадцатого века к приходу Спасской церкви были приписаны две деревянные часовни, первая из которых (ветхая) находилась в деревне Каменской, отстоящей от церкви в 113 верстах, а вторая (прочная) в деревне Мотыгиной – в 12 верстах, «с чьего разрешения, когда и кем выстроены из актов церковных не видно» [10, л. 48].
В 1828 году на средства енисейского купца Захара Толстых «с пособием прихожан» была построена каменная церковь во имя Преображения Господня в селе Кашиношиверском, заменившая деревянную предшественницу, остававшуюся от существовавшего здесь мужского монастыря (упразднённого), и сгоревшую в 1823 году. В приходе церкви находился деревянный молитвенный дом, построенный в деревне Ковинской «когда и чьего позволения неизвестно» [5, л. 13 об. – 14]. До настоящего времени каменные церкви не сохранились в Нижнем Приангарье. Руинированные остатки последней из них – Спасской церкви в селе Кежма, были затоплены водохранилищем Богучанской ГЭС в 2014 году.
Деревянные храмы и часовни возводились в населённых пунктах Нижнего Приангарья вплоть до первого десятилетия ХХ века. Например, известно, что в середине XIX века в селе Пановском находилась в ветхом состоянии деревянная церковь, носившая название во имя святых мучеников Кирика и Иулитты, которая была построена в 1787 году «тщанием того же села крестьянина Алексея Панова, с таковой же на отставе колокольней» [5, л. 2]. Различные по времени возведения, архитектурно-композиционному решению и конструктивным особенностям, эти церкви являлись образцами культовой деревянной архитектуры, в которых отражались традиции русских мастеров-плотников ушедших столетий.
Об одной из них – церкви, находившейся в островной деревне Савино Кежемского района, сохранилось только текстовое описание, составленное В. Д. Колгушкиным в начале 1980-х годов. Он относил её к старейшим среди сохранившихся культовых построек Нижнего Приангарья. Расположенная на высоком берегу острова и на окраине небольшой деревни церковь была самым примечательным сооружением в округе. Церковь, рубленная «в лапу» из толстых бревен и с большим мастерством, состояла из трех частей: трапезной с самцовой крышей; более высокого центрального сруба (собственно церкви), покрытого до половины четырехскатной крышей, а далее двускатной тесовой кровлей; восточной пристройки для алтаря. Сруб имел высокие оконные проемы арочного типа с трехчастным лаконичным наличником и небольшой карниз, выполненный из крупных брусьев, надежно защищавший всё сооружение от непогоды. Покрытие церкви не имело древнерусских традиционных мотивов: кубов, бочек, маковиц и других декоративных деталей. Это сооружение отличали добротность и простота выполненной работы, соразмерность частей и их конструктивная целостность [12, с. 54].
Описание деревянной Никольской церкви, стоявшей в островном селении Селенгино Кежемского района, относится к 1985 году. Согласно ему, основные её объемы – притвор, трапезная и храмовая часть, располагались по продольной оси и были рублены «в обло» с остатком; алтарь рублен «в лапу». Церковь имела звонницу и купольное завершение храмовой части. Фундамент, состоял из вертикальных деревянных столбов – свай, располагавшихся по всему периметру здания [13, с. 12–13] (рис. 6).
В середине 1980-х годов исследователи успели зафиксировать характерные особенности ещё одной деревянной церкви, находившейся в деревне Мозговой Кежемского района и утраченной в 2010-х годах. Основной объем церкви представлял собой четверик с прирубленной к нему пятистенной алтарной частью и галереей, располагавшейся на северном фасаде. На западном фасаде оставались следы от примыкавшего ранее объема звонницы [13, с. 13] (рис. 7).
Деревянные церкви в полуразрушенном виде сохранились до настоящего времени в некоторых селениях, находящихся в стороне от Ангары, на её притоках, в деревнях Бидея, Яркино и Юрохта Кежемского района. Последняя из указанных церквей (в деревне Юрохте) была обследована автором в 2014 году. В настоящее время она является одной из немногих построек исчезающей деревни (рис. 8).
В XIX веке деревянные церкви в дальних ангарских деревнях строились по образцовым проектам, в той или иной степени переработанным на месте. Например, церковь в деревне Юрохте представляет собой переработку одного из проектов, рекомендованных для постройки в селениях Томской и Тобольской губерний (рис. 9).
Результаты исследования наглядно демонстрируют уникальность процесса формирования культовой архитектуры, осуществлявшегося в XVII – начале XX века на обширной территории бассейна реки Ангары. Основополагающие особенности этого процесса проявились в исторической преемственности архитектурных традиций, привнесенных первопроходцами на раннем этапе русского обустройства в сибирских землях, а также в следовании церковной архитектуры в ангарских селениях изменениям, происходившим под влиянием местных условий строительства или соответствовавшим регламентам образцовых проектов. В настоящее время в связи с новым этапом индустриализации региона и доминирующими в нём тенденциями утраты русской многовековой культуры вопрос о сохранении остатков и восстановлении церковных построек прошлых эпох и в целом памятников старожильческой архитектуры Нижнего Приангарья представляется достаточно важной задачей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Спафарий Н. Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая русского посланника Николая Спафария в 1675 году. Дорожный дневник Спафария с введением и примечаниями Ю. В. Арсеньева. // Записки Императорского русского географического общества по отделению этнографии. Т. Х. Выпуск 1. СПб. 1882. – С. 30–193.
2. Чертежная книга Сибири, составленная тобольским сыном боярским Семеном Ремезовым в 1701 году. СПб., 1882 (2 л. + 24 л. черт.).
3. Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. Р-127. Оп. 1. Д. 481. Карта бассейна реки Ангары с указанием фарватера и затруднительных участков судоходства. Без даты. 18 л.
4. Село Чадобское Енисейской епархии / Енисейские епархиальные ведомости. № 6. 1890. 16 марта. – С. 91–97.
5. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 170. Оп. 1. Д. 121. Клировые ведомости церквей Томской епархии. 1857 г. л. 21.
6. Левитский Е. Село Кежемское, Енисейской епархии / Енисейские епархиальные ведомости. № 16–17. 1890. 1 сентября. – С. 257–261.
7. Шумов К. Ю. Спасская церковь в Кежме // Архитектура в культурно-историческом пространстве Сибири: материалы II Межрегионал. науч.-практ. конф., посвящ. Международному дню памятников и исторических мест, Красноярск 18 апр. 2007 г. – Красноярск, 2007. – С. 110–113.
8. Село Богучанское Енисейского округа / Енисейские епархиальные ведомости. № 12. 1890. 16 июня. – С. 186–188.
9. Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. 812. Оп. 1. Д. 92. Об освящении Петропавловской церкви села Богучанского. 1804. 4 л.
10. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 170. Оп. 1. Д. 158. Клировые ведомости о церквах благочиния священника Павла Любомудрова, состоящих в городе Енисейске и округе его. 1858 г. л. 47.
11. Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. 812. Оп. 1. Д. 19. О постройке Спасской церкви в Рыбинском остроге. 1797 г. 3 л.
12. Колгушкин В. Д. Развитие деревянного зодчества Нижнего Приангарья в процессе заселения и освоения района // Общественный быт и культура русского населения Сибири (XVIII – начало XX в.). Новосибирск, 1983. С. 44–57.
13. Архитектурно-этнографический музей в г. Кодинске. Обследование памятников архитектуры Кежемского района Красноярского края. Научный отчёт. Т. II. Кн. 1. «Спецпроектреставрация». М., 1985. – 45 c.
14. Атлас проектов и чертежей сельских построек, изданный от департамента сельского хозяйства МГИ. СПб., 1853. – 36 с.
- Памятники архитектуры и другие достопримечательности в Риме
in-rome.ru