Особенности формирования культовой архитектуры в селениях Нижнего Приангарья в XVII – начале XX века

Добавлена: 16.09.2018
Добавил: Admin
Автор: Царёв В.В.
Объект:
Особенности формирования культовой архитектуры в селениях Нижнего Приангарья в XVII – начале XX века

Исследование старожильческих селений в районах нижней Ангары, осуществляемое автором несколько лет, выявило устойчивую тенденцию, связанную с оттоком жителей из сельской местности и вызванную начавшимся промышленным освоением региона. Это приводит к запустению крестьянских усадеб, к угасанию последних очагов народной архитектуры, а в результате к потере мощного слоя историко-культурного достояния Сибири. Материальные приметы развития русской национальной культуры в районах Нижнего Приангарья нуждаются в скорейших мерах по их всестороннему изучению и сохранению.

С XVII до начала XX века одним из важнейших по значению в сибирских селениях считалось здание церкви, которое служило не только местом исполнения религиозных обрядов, но и местом сосредоточения «мирской» жизни населения, было порой наиболее крупным сооружением среди сельских построек. В 1675 году русский посланник Николай Спафарий во время путешествия через Сибирь в Китай отметил в селениях, находившихся от устья Верхней Тунгуски (Ангары) и до её истока из озера Байкал, четыре деревянных церкви. Первая из них стояла в погосте Рыбном (ныне село Рыбное Мотыгинского района), вторая – в «Брацком» остроге – церковь «во имя Пресвятыя Богородицы Владимерския», третья размещалась в монастыре, находившемся около Иркутского острога – церковь Вознесения Христова, четвёртая – в самом «Иркуцком» остроге – церковь Всемилостивого Спаса [1]. С. У Ремезов в своей «Чертежной книге Сибири», составленной в 1701 году, на всём протяжении Верхней Тунгуски (Ангары) указал около десяти церковных строений, в том числе, в «Рыбенском» остроге, деревне Каменке, в погосте Кежемском, в Братском монастыре, а также в острогах и крупных селениях в верховьях Ангары [2]. Они представляли собой, судя по изображениям на чертеже, деревянные трехчастные строения (храмовый четверик, алтарный прируб, трапезная или притвор), имевшие шатровое завершение над храмовой частью.

В 1889 году инженер М. Чернцов на составленной им карте Ангары отметил вдоль реки от её устья до места впадения в неё реки Илим одиннадцать русских сёл, в которых находились православные храмы – Стрелка, Рыбинское, Мотыгино, Богучанское, Чадобское, Монастырское, Недокурово, Кежма, Пановское, Кеульское, Карапчанское [3]. История строительства культовых сооружений в районах Нижнего Приангарья частично прослеживается в отдельных архивных документах и немногочисленных публикациях, относящихся к рубежу XIX–XX веков.

В середине XVIII века в селении Чадобском (в устье реки Чадобец) существовала деревянная часовня, которая была построена жителями во имя нерукотворенного образа Христа Спасителя. В 1761 году жители деревень Чадобской, Яркиной, Заледеевой, Климиной и Пашутиной пожелали пристроить к этой часовне алтарь, который, вероятно, был освящен в 1762 году. В январе 1777 года этот храм сгорел. В 1779 году была осуществлена закладка каменного Спасского храма, а в 1780 году состоялось его освящение. В 1824 году енисейский купец Матвей Хорошев изъявил желание пристроить с южной стороны церкви придел во имя Покрова Пресвятые Богородицы, который был освящен в 1828 году [4, с. 93–94] (рис. 1).

В ведомости чадобской Спасской церкви за 1857 год указаны в её приходе три молитвенных деревянных дома, находившихся в деревнях Пашутиной, Яркиной и Ирбинской, «построены недавно, когда именно и с чьего разрешения неизвестно» [5, л. 21]. Об истории деревянной часовни в деревне Пашутиной (располагалась от села Чадобского в 44 верстах вниз по Ангаре) сохранилось предание, согласно которому, её построили в конце XVIII века иркутские купцы, проходившие с товарами на судах через Мурский порог [4, с. 96] (рис. 2).

О часовне в деревне Яркиной, находившейся к северу от села Чадобского в 80 верстах, «куда дорога пролегает через болота и речки» сохранились краткие сведения о том, что она построена «главным образом на приношения инородцев-тунгусов, которые приняв христианство, жертвовали на построение ее звериными шкурами; на пожертвования инородцев крестьяне деревни Яркиной впоследствии пристроили к часовне алтарь и купили колокола» [4, с. 96–97] (рис. 3).

В 1785 году была заложена каменная церковь в селе Кежма, а постройка её завершена к 1792 году. Здание строилось на средства енисейского купца Ивана Артемьевича Тулунина. Храм, построенный во имя нерукотворенного образа Христа Спасителя, имел один придел с южной стороны во имя явления Казанской иконы Божией Матери. В 1805 году началась пристройка второго придела с северной стороны во имя Святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, окончившаяся в 1807 году. Из сохранившегося описания церкви, составленного в 1890 году, следует, что это было «довольно большое, каменное здание, на восточной стороне которого высится купол главного храма, а на западной, над самой папертью, – двухъярусная колокольня; стиль постройки хотя и не выдержан строго, но не смотря на это, а также и бедность архитектурных украшений, церковь, с ее сравнительно высокой колокольней, куполом главного храма, 5 главами, обтянутыми белым железом и увенчанными 5 золочеными крестами, производит довольно приятное впечатление» [6]. Планировочная структура и декоративное убранство фасадов Спасской церкви в Кежме были характерны для каменного зодчества Сибири XVIII века и восходили к церквям города Енисейска [7] (рис. 4).

В ведомости Спасской церкви Кежемского села за 1857 год указано, что «в приходе сей церкви часовен нет, а находятся молитвенные домы; первый в селе Кежемском на кладбище, построенный 1785-го года; второй в деревне Мозговой, третий в деревне Заимской, четвертый в деревне Алексеевой; все три (последние) зданием деревянные, построенные 1825-го года жителями деревень без разрешения высшего начальства» [5, л. 10]. В конце XIX века в Кежемском приходе находилось пять часовен, в число которых перешли бывшие молитвенные дома, а «в часовнях деревень Тургенева острова и Верхне-Кежемской, совершались литургии, на походном св. антиминсе, выданном в 1872 году» [6, с. 259].

О каменной Петропавловской церкви, находившейся в селе Богучанском, были опубликованы краткие сведения в Енисейских епархиальных ведомостях в 1890 году. «Откуда мы не подъезжали бы к селу, издалека увидим Богучанскую церковь. Она стоит на окраине села, на пригорке. Приходский храм каменный, двухпрестольный; заложен в 1791, а освящен в 1795 году, с благословения преосвященного Варлаама, архиепископа Тобольского, вместо бывшего здесь обветшавшего деревянного храма. Престол главного храма – во имя первоверховных Апостолов Петра и Павла, а в теплом приделе – во имя Святителя и Чудотворца Николая» [8, с.186]. В публикации присутствуют некоторые неточности, которые раскрываются документальными сведениями из архивного дела «Об освящении Енисейского заказа Богучанского села Петропавловской церкви» [9]. В деле указывается, что «строителем церковным» являлся купец Пётр Логинов, а освящение церкви состоялось 16 сентября 1804 года [9, л. 4] (рис. 5).

В ведомости Петропавовской церкви Богучанского села за 1857 год указано, что «в приходе сей церкви часовен нет, а находятся молитвенные домы, зданием деревянные в деревнях Ярковской, Пинчугской, Иркинеевской, Бедобинской и Карабульской, и построены издавна, но с чьего разрешения неизвестно» [5, л. 27]. В конце XIX века к Богучанскому приходу принадлежали деревни: Заимская (в 36 верстах от села), Ярковская (в 24 в.), Пинчугская (в 36 в.), Иркинеевская (в 50 в.), Бедобинская (в 110 в.), Карабульская (в 60 в.) и Гавриловская (в 85 в.). В них имелись деревянные часовни (кроме Гавриловской), вероятно, переоборудованные из молитвенных домов [8, с. 187–188].

В 1801 году была завершена постройка каменной Спасской церкви (на месте деревянной) в селе Рыбинском «тщанием енисейского купца Гавриила Лаврентьева и прихожан» [10, л. 47]. Закладка здания состоялась 27 сентября 1797 года [11, л. 2 об.]. В 1857 году на средства прихожан к церкви был пристроен придельный храм во имя апостолов Петра и Павла. В середине девятнадцатого века к приходу Спасской церкви были приписаны две деревянные часовни, первая из которых (ветхая) находилась в деревне Каменской, отстоящей от церкви в 113 верстах, а вторая (прочная) в деревне Мотыгиной – в 12 верстах, «с чьего разрешения, когда и кем выстроены из актов церковных не видно» [10, л. 48].

В 1828 году на средства енисейского купца Захара Толстых «с пособием прихожан» была построена каменная церковь во имя Преображения Господня в селе Кашиношиверском, заменившая деревянную предшественницу, остававшуюся от существовавшего здесь мужского монастыря (упразднённого), и сгоревшую в 1823 году. В приходе церкви находился деревянный молитвенный дом, построенный в деревне Ковинской «когда и чьего позволения неизвестно» [5, л. 13 об. – 14]. До настоящего времени каменные церкви не сохранились в Нижнем Приангарье. Руинированные остатки последней из них – Спасской церкви в селе Кежма, были затоплены водохранилищем Богучанской ГЭС в 2014 году.

Деревянные храмы и часовни возводились в населённых пунктах Нижнего Приангарья вплоть до первого десятилетия ХХ века. Например, известно, что в середине XIX века в селе Пановском находилась в ветхом состоянии деревянная церковь, носившая название во имя святых мучеников Кирика и Иулитты, которая была построена в 1787 году «тщанием того же села крестьянина Алексея Панова, с таковой же на отставе колокольней» [5, л. 2]. Различные по времени возведения, архитектурно-композиционному решению и конструктивным особенностям, эти церкви являлись образцами культовой деревянной архитектуры, в которых отражались традиции русских мастеров-плотников ушедших столетий.

Об одной из них – церкви, находившейся в островной деревне Савино Кежемского района, сохранилось только текстовое описание, составленное В. Д. Колгушкиным в начале 1980-х годов. Он относил её к старейшим среди сохранившихся культовых построек Нижнего Приангарья. Расположенная на высоком берегу острова и на окраине небольшой деревни церковь была самым примечательным сооружением в округе. Церковь, рубленная «в лапу» из толстых бревен и с большим мастерством, состояла из трех частей: трапезной с самцовой крышей; более высокого центрального сруба (собственно церкви), покрытого до половины четырехскатной крышей, а далее двускатной тесовой кровлей; восточной пристройки для алтаря. Сруб имел высокие оконные проемы арочного типа с трехчастным лаконичным наличником и небольшой карниз, выполненный из крупных брусьев, надежно защищавший всё сооружение от непогоды. Покрытие церкви не имело древнерусских традиционных мотивов: кубов, бочек, маковиц и других декоративных деталей. Это сооружение отличали добротность и простота выполненной работы, соразмерность частей и их конструктивная целостность [12, с. 54].

Описание деревянной Никольской церкви, стоявшей в островном селении Селенгино Кежемского района, относится к 1985 году. Согласно ему, основные её объемы – притвор, трапезная и храмовая часть, располагались по продольной оси и были рублены «в обло» с остатком; алтарь рублен «в лапу». Церковь имела звонницу и купольное завершение храмовой части. Фундамент, состоял из вертикальных деревянных столбов – свай, располагавшихся по всему периметру здания [13, с. 12–13] (рис. 6).

В середине 1980-х годов исследователи успели зафиксировать характерные особенности ещё одной деревянной церкви, находившейся в деревне Мозговой Кежемского района и утраченной в 2010-х годах. Основной объем церкви представлял собой четверик с прирубленной к нему пятистенной алтарной частью и галереей, располагавшейся на северном фасаде. На западном фасаде оставались следы от примыкавшего ранее объема звонницы [13, с. 13] (рис. 7).

Деревянные церкви в полуразрушенном виде сохранились до настоящего времени в некоторых селениях, находящихся в стороне от Ангары, на её притоках, в деревнях Бидея, Яркино и Юрохта Кежемского района. Последняя из указанных церквей (в деревне Юрохте) была обследована автором в 2014 году. В настоящее время она является одной из немногих построек исчезающей деревни (рис. 8).

В XIX веке деревянные церкви в дальних ангарских деревнях строились по образцовым проектам, в той или иной степени переработанным на месте. Например, церковь в деревне Юрохте представляет собой переработку одного из проектов, рекомендованных для постройки в селениях Томской и Тобольской губерний (рис. 9).

Результаты исследования наглядно демонстрируют уникальность процесса формирования культовой архитектуры, осуществлявшегося в XVII – начале XX века на обширной территории бассейна реки Ангары. Основополагающие особенности этого процесса проявились в исторической преемственности архитектурных традиций, привнесенных первопроходцами на раннем этапе русского обустройства в сибирских землях, а также в следовании церковной архитектуры в ангарских селениях изменениям, происходившим под влиянием местных условий строительства или соответствовавшим регламентам образцовых проектов. В настоящее время в связи с новым этапом индустриализации региона и доминирующими в нём тенденциями утраты русской многовековой культуры вопрос о сохранении остатков и восстановлении церковных построек прошлых эпох и в целом памятников старожильческой архитектуры Нижнего Приангарья представляется достаточно важной задачей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Спафарий Н. Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая русского посланника Николая Спафария в 1675 году. Дорожный дневник Спафария с введением и примечаниями Ю. В. Арсеньева. // Записки Императорского русского географического общества по отделению этнографии. Т. Х. Выпуск 1. СПб. 1882. – С. 30–193.

2. Чертежная книга Сибири, составленная тобольским сыном боярским Семеном Ремезовым в 1701 году. СПб., 1882 (2 л. + 24 л. черт.).

3. Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. Р-127. Оп. 1. Д. 481. Карта бассейна реки Ангары с указанием фарватера и затруднительных участков судоходства. Без даты. 18 л.

4. Село Чадобское Енисейской епархии / Енисейские епархиальные ведомости. № 6. 1890. 16 марта. – С. 91–97.

5. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 170. Оп. 1. Д. 121. Клировые ведомости церквей Томской епархии. 1857 г. л. 21.

6. Левитский Е. Село Кежемское, Енисейской епархии / Енисейские епархиальные ведомости. № 16–17. 1890. 1 сентября. – С. 257–261.

7. Шумов К. Ю. Спасская церковь в Кежме // Архитектура в культурно-историческом пространстве Сибири: материалы II Межрегионал. науч.-практ. конф., посвящ. Международному дню памятников и исторических мест, Красноярск 18 апр. 2007 г. – Красноярск, 2007. – С. 110–113.

8. Село Богучанское Енисейского округа / Енисейские епархиальные ведомости. № 12. 1890. 16 июня. – С. 186–188.

9. Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. 812. Оп. 1. Д. 92. Об освящении Петропавловской церкви села Богучанского. 1804. 4 л.

10. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 170. Оп. 1. Д. 158. Клировые ведомости о церквах благочиния священника Павла Любомудрова, состоящих в городе Енисейске и округе его. 1858 г. л. 47.

11. Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. 812. Оп. 1. Д. 19. О постройке Спасской церкви в Рыбинском остроге. 1797 г. 3 л.

12. Колгушкин В. Д. Развитие деревянного зодчества Нижнего Приангарья в процессе заселения и освоения района // Общественный быт и культура русского населения Сибири (XVIII – начало XX в.). Новосибирск, 1983. С. 44–57.

13. Архитектурно-этнографический музей в г. Кодинске. Обследование памятников архитектуры Кежемского района Красноярского края. Научный отчёт. Т. II. Кн. 1. «Спецпроектреставрация». М., 1985. – 45 c.

14. Атлас проектов и чертежей сельских построек, изданный от департамента сельского хозяйства МГИ. СПб., 1853. – 36 с.

Рис. 1. Деревня Чадобец. Церковь Спасская (1779–1780 гг.). Фотография начала XX века. Красноярский краевой краеведческий музей (КККМ)
Рис. 1. Деревня Чадобец. Церковь Спасская (1779–1780 гг.). Фотография начала XX века. Красноярский краевой краеведческий музей (КККМ)
Рис. 2. Деревня Пашутино. Часовня. Фотография начала XX века. КККМ
Рис. 2. Деревня Пашутино. Часовня. Фотография начала XX века. КККМ
Рис. 3. Церковь в деревне Яркино Кежемского района. Фотография 2000-х гг. Музей г. Кодинска
Рис. 3. Церковь в деревне Яркино Кежемского района. Фотография 2000-х гг. Музей г. Кодинска
Рис. 4. Село Кежемское. Церковь Спасская (1785–1807 гг.). Фотография рубежа XIX–XX веков. КККМ
Рис. 4. Село Кежемское. Церковь Спасская (1785–1807 гг.). Фотография рубежа XIX–XX веков. КККМ
Рис. 5. Село Богучаны. Петропавловская церковь (1791–1804 гг.). Фотография начала XX века. КККМ
Рис. 5. Село Богучаны. Петропавловская церковь (1791–1804 гг.). Фотография начала XX века. КККМ
Рис. 6-1. Никольская церковь в деревне Селенгино Кежемского района. XIX в. Фотографии второй половины ХХ в.
Рис. 6-1. Никольская церковь в деревне Селенгино Кежемского района. XIX в. Фотографии второй половины ХХ в.
Рис. 6-2. Музей в г. Кодинске. Обмерный чертёж 1985 г. [13, с 18]
Рис. 6-2. Музей в г. Кодинске. Обмерный чертёж 1985 г. [13, с 18]
Рис. 7-1. Церковь в деревне Мозговой Кежемского района. XIX в. Фотография 1975 г.
Рис. 7-1. Церковь в деревне Мозговой Кежемского района. XIX в. Фотография 1975 г.
Рис. 7-2. Музей г. Кодинска. Обмерный чертёж 1985 г.  [13, с 19]
Рис. 7-2. Музей г. Кодинска. Обмерный чертёж 1985 г. [13, с 19]
Рис. 8. Деревня Юрохта Кежемского района. Церковь. XIX в.
Рис. 8. Деревня Юрохта Кежемского района. Церковь. XIX в.
Рис. 9. Высочайше одобренный проект деревянной церкви (без обшивки) на 80 человек для постройки в селениях Томской и Тобольской губерний. № 3. 1853 г. [14, отд. I, л. 2]
Рис. 9. Высочайше одобренный проект деревянной церкви (без обшивки) на 80 человек для постройки в селениях Томской и Тобольской губерний. № 3. 1853 г. [14, отд. I, л. 2]
Имя (Псевдоним):   E-Mail:
Секретный код: сменить цифры   Повторите код:
Полужирный
Наклонный текст
Подчеркнутый текст
Вставка смайликов
Вставка картинки
Вставка цитаты
You Tube
Flash
Разрыв страницы
Закрыть все открытые теги





Кафедра ЮНЕСКО в Красноярске


Старые фотографии
Партнерские проекты
  • Памятники архитектуры и другие достопримечательности в Риме
    in-rome.ru