Архитектурные проекты Л.А. Чернышева для курорта на озере Шира

Архитектурные проекты Л.А. Чернышева для курорта на озере Шира

В начале ХХ века курорт на озере Шира был едва ли ни единственным местом организованного лечения и отдыха для жителей Красноярского и Минусинского округов Енисейской губернии. Доктор клиники томского университета К.Н. Завадовский в 1905 г. в своей брошюре писал об озере Шира как «наиболее благоустроенном и доступном из сибирских курортов»(1). История курорта такова, что еще в начале 1870-х томский золотопромышленник Захарий Михайлович Цыбульский обратил внимание на целебные свойства воды озера Шира, взял в аренду участок около озера и построил на нем небольшой курортный поселок, состоящий из ряда бревенчатых юрт татарского типа. Вблизи озера также находились небольшие поселения местных инородцев минусинских татар, которые издавна использовали воду и грязь из озера Шира и расположенного по соседству озера Шунет для собственного лечения и лечения скота.

В 1891 г. озеро Шира перешло в казну и получило статус казенного водогрязелечебного курорта, однако условия жизни посетителей курорта оставляли желать лучшего. Специально для малообеспеченных больных приезжающих лечиться на курорт в 1894 году был образован Комитет по устройству и содержанию приюта для бедных на озере Шира, в который вошли доктора медицины А.Г. Куркутов и П.Н. Коновалов, врачи Р.К. Пикок и П.М. Попов и другие специалисты. В летний сезон 1895 г. приют для бедных больных был открыт. Он разместился в большой юрте пожертвованной золотопромышленником Иваном Матвеевичем Иваницким (преемником З.М. Цыбульского) и в доме, который пожертвовал местный богатый качинец Егор Петрович Спирин (2). В 1897 году озеро Шира поступило в ведение Управления Государственных имуществ Енисейской губернии, и при содействии вышеозначенного комитета, наконец, началось улучшение условий проживания и лечения посетителей курорта. К 1900 году на курорте были построены: деревянный ванный корпус, купальни при озере, приемный покой и павильон для питья ширинской воды. В 1903 г. на Шира был открыт санаторий для народных учителей Министерства народного Просвещения, который был рассчитан на 30 человек (15 учителей и 15 учительниц), причем 14 мест предоставлены Енисейскому обществу учащих, 10 мест – Иркутскому обществу и 6 мест – Томскому.

Изначально типичной постройкой на озере Шира была татарская бревенчатая юрта, но со временем на курорте стали появляться одноэтажные и двухэтажные деревянные постройки по типу загородных дач, которые в летние месяцы сдавались посетителям курорта. Состоятельные люди имели возможность построить или купить на курорте свой собственный домик для летнего отдыха, Своими домиками на курорте обзавелись известные купцы Александр Петрович Кузнецов и Геннадий Васильевич Юдин, также личные дома на курорте были у известных семейств Кытмановых, Сайлотовых и др.

В брошюре 1908 года застройка курорта описывалась таким образом: «В огромном большинстве постройки деревянные и имеют тип дачных домиков незатейливой архитектуры и легкой постройки; частью постройки более солидного типа, напоминающие деревенские зажиточные избы; наконец, имеется несколько домиков из камня, из которых выделяется солидное здание учительской санатории и 2-х этажный домик Александра Петровича Кузнецова. Старого типа построек в виде татарских юрт сейчас почти нет. Их осталось не более десятка у частных лиц для личных надобностей (3).

С 1907 г. на курорте Шира начался в своем роде строительный бум – по отдельным ходатайствам Управления земледелия и госимуществ из средств горного департамента были отпущены денежные средства, благодаря чему по проектам красноярского архитектора Леонида Александровича Чернышева были выстроены в камне сразу три новых объекта: ванный корпус, приемный покой и больница для заразных больных. Кроме того, были построены курзал (для проведения мероприятий), постоянный водопровод, купальни и другие объекты инфраструктуры курорта.

В первую очередь Л.А. Чернышевым было спроектировано каменное здание нового ванного корпуса. К сожалению, до настоящего времени ни в фондах КККМ, ни в документах ГАКК не удалось найти проект ванного корпуса. Старый деревянный ванный корпус был построен еще в 1898 г. «на берегу озера в 35 саженях (78 метрах) от воды и расположен против середины поселка» (4). Он состоял лишь из двух отделений мужского и женского на 4 номера каждое, с общей приемной и помещением для нагрева воды. По соседству со старым ванным корпусом в 1907 г. и был построен новый ванный корпус рассчитанный на 12 ванн (5).

Здание, запроектированное в стиле современной архитектуры модерна совершенно выбивалось из общей застройки курорта, причем не только своими архитектурными формами, но и цветовым решением (выложенные из местного бутового камня стены были оштукатурены и выкрашены в белый цвет, а кровля – в красный; расположенное по соседству здание старого ванного корпуса было выкрашено аналогичным образом). Причем эти же цвета были выбраны Л.А. Чернышевым и для последующих проектов для курорта Шира. В этом проекте проявились такие характерные черты архитектуры модерна как асимметричность (фасада и плана здания), рационализм (водонапорная башня встроена в общий объем здания), причудливость форм.

Очевидно также, что уже в этом проекте, одном из первых в обширном наследии архитектора Л.А. Чернышева, проявился его интерес к египетской архитектуре, который в данном случае выразился в монументальности и геометричности архитектурных форм постройки, а также в придании водонапорной башни и центральному объему здания формы пилонов (усеченных пирамид). Решение сугубо функционального по сути здания ванного корпуса в стилистике современной архитектуры модерна могло восприниматься в начале ХХ века как вызов не только общественному вкусу, но и сложившимся традициям застройки курорта Шира.

Закономерным образом необычное здание ванного корпуса стало объектов внимания приезжающих на курорт художников и фотографов. Летом 1908 года на озере Шира находились фотографы Людвиг Юльевич Вонаго6 и Николай Васильевич Федоров (7), которые вели фотосъемку видов курорта и его окрестностей. Для поездки на Шира Л.Ю. Вонаго специально взял двухмесячный отпуск с 24 июня по 24 августа (8). С этой поездки в фондах КККМ сохранилась небольшая коллекция его фотографий (9) и негативов. В свою очередь в фондах Минусинского краеведческого музея сохранились негативы с видами курорта Шира, выполненные Н.В. Федоровым, в том числе в 1908 году. Закономерным образом, новый ванный корпус несколько раз попал в объектив фотографа Л.Ю. Вонаго, который определенно знал толк в архитектурных постройках (в 1907 г. им было отснято около 20 различных зданий в г. Красноярске для альбома фототипий «Красноярск и его окрестности», а также для издания их в виде открыток).

Уроженец Красноярка, знаменитый художник Василий Иванович Суриков впервые побывал в окрестностях озера Шира еще в 1894 г. Ко времени его повторного приезда на Шира летом 1909 года обстановка курорта заметным образом преобразилась, в том числе на курорте появились новые здания, построенные по проектам Л.А. Чернышева. Так что свои слова «Чернышев много интересных домов понастроил в Красноярске, так что вид у него стал другой теперь» В.И. Сурикова мог распространить и в отношении курорта Шира.

В этот приезд В.И. Сурикова сопровождала младшая дочь Елена, вместе с которой они пробыли на курорте в течение всего июля месяца и в Красноярск возвратились 4 августа. На самом курорте и в его окрестностях художник выполнял этюды, часть из которых была использована им при разработке картины "Княгиня Ольга встречает тело Игоря" (к сожалению, картина так и не была написана художником, сохранилось лишь несколько эскизов и этюдов к ней) (10). В этот же приезд художник выполнил этюд с курортными постройками, на котором зафиксировал несколько деревянных домиков и юрту, а также здания старого и нового ванных корпусов.

В настоящее время эта небольшая работа хранится в Омском областном музее изобразительных искусств (11). Вместе с В.И. Суриковым в 1909 г. на курорте работал красноярский художник-любитель Александр Федорович Ефремов12, который также выполнял этюды с видами курорта Шира. Впоследствии в своем творчестве А.Ф. Ефремов еще несколько раз возвращался к образам Шира, а в июле 1915 года на курорте даже состоялась его совместная с художником Константином Поляшовым выставка. В Минусинском краеведческом музее хранится этюд А.Ф. Ефремова «Ванный корпус на курорте озеро Шира» (13). Он не имеет датировки. но для нас он ценен тем, что на нем также как и в работе В.И. Сурикова запечатлен новый ванный корпус, построенный по проекту Л.А. Чернышева. Благодаря работам В.И. Сурикова и А.Ф. Ефремова, мы видим как ярко красная кровля и белые стены зданий нового и старого ванных корпусов сочетались с зеленой травой, голубым небом и синей гладью озера.

Вслед за спроектированным ванным корпусом в 1907 г. Леонид Александрович создал акварель с проектом приемного покоя для курорта Шира (14). Этот проект развивал архитектурный образ ванного корпуса, дополняя его элементами мавританской архитектуры – в оформлении окон и входа использовалась подковообразная (мавританская арка), верхняя часть фасада была оформлена в виде зубцов (мерлонов). (Илл.1) 

Вероятным источником вдохновения при создании проекта здания приемного покоя для Л.А. Чернышева стала т.н. «Дача артиста Н.А. Шевелева», которая была построена в Сочи в формах мавританской архитектуры в самом начале ХХ века. Вид дачи Н.А. Шевелева был растиражирован на открытках, кроме того Чернышев мог узнать об этом проекте из выписываемых им журналов по архитектуре и строительству. В апреле следующего 1908 г. Чернышев подготовил полный проект здания, который был рассмотрен и одобрен по протоколу Строительного отделения Енисейского губернского управления.

В чрезвычайно сжатые сроки к началу летнего сезона 1908 г. в центре курорта было выстроено здание приемного покоя в «мавританском стиле»(15). (илл.2,3,4) Удивительным образом, именно здание приемного покоя не было снесено в советское время, когда вся территория курорта планомерно застраивалась новыми курортными корпусами и другими объектами развивающейся инфраструктуры курорта. В 1920-е годы в здании располагалось гинекологическое отделение поликлиники, а в настоящее время здание перестроено и является гостевым домиком для приезжающих на курорт.(илл.5)

Одновременно с разработкой проектов для курорта Шира Л.А.Чернышев, развивая идеи проекта приемного покоя на озере Шира, создал два варианта проекта фасада особняка для красноярского нотариуса Иосифа Абрамовича Ицына (оба проекта сохранились в фонда КККМ). По итогу архитектором был выбран второй вариант фасада особняка, и здание было построено ориентировочно в 1909-1911 гг. в переулке Театральном (точных сведений и материалов о постройке особняка до настоящего времени выявить не удалось). В отличие от ширинских построек, здание было выстроено из кирпича.

В 1909 г. Л.А. Чернышевым было спроектировано здание каменной больницы для курорта Шира. В феврале 1910 г. проект был рассмотрен и одобрен по протоколу Строительного отделения Енисейского губернского управления. Здание ориентировочно было построено в 1910-1911 гг. В 1920-е годы в здании находилась амбулатория для сельского населения курорта озеро Шира.

Кроме того, в 1910 г. Л.А. Чернышевым был составлен проект каменной казенной гостиницы при курорте Шира, а в 1911 г. он подготовил план и смету на постройку санатория для чинов Главного управления землеустройства и земледелия. Оба проекта были одобрены строительным отделением Енисейского губернского управления, но каких-либо материалов об их постройке найдено не было, вероятно из-за начала Первой мировой войны эти проекты так и не были осуществлены. Предположительно, Л.А. Чернышев может также иметь отношение к проектированию здания вокзала на станции Шира, которое было построено в начале 1920-х. Как и в здании ванного корпуса, в здании вокзала используются формы пилонов (усеченных пирамид) для выделения объемов здания (центрального и боковых) и для декоративного обрамления окон и дверей.

Вероятно, Леонид Александрович Чернышев сразу замыслил, чтобы все проектируемые им здания для курорта Шира имели общую стилистику, т.к. их сходство бесспорно, и все они вместе (а также проект особняка Ицына) составляют в некотором роде серию. Установление новой «ширинской» страницы в творчестве Л.А. Чернышева заметно расширяет наши представления о его архитектурном наследии. Сохранившееся и обнаруженное на Шира здание бывшего приемного покоя может быть отнесено к вновь выявленным объектам культурного наследия, и логичным представляется решение вопроса о его сохранении и восстановлении.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Завадовский К.Н. Озеро Шира. Целебные свойства. Наблюдения результатов лечения. Условия жизни и пользования курортом. Справочные сведения. Томск, 1905. С. 33.

2 Отчет комитета по устройству и содержанию приюта для бедных на озере Шира. 1894-1898. Составил член Комитета, доктор А.Г. Куркутов. Красноярск. 1899. С. 2.

3 Озеро Шира как местный водолечебный курорт Енисейской губернии. Краткие сведения. Красноярск. 1908. С.12-13.

4 Отчет комитета по устройству и содержанию приюта для бедных на озере Шира. 1894-1898. Составил член Комитета, доктор А.Г. Куркутов. Красноярск. 1899.

5 Озеро Шира как местный водолечебный курорт Енисейской губернии. Краткие сведения. Красноярск. 1908. С.15

6 Вонаго Людвиг Юрьевич (1872–1935), известный красноярский фотограф, лесной кондуктор Управления государственными имуществами Енисейской губернии (1902–1910), топограф Енисейской землеотводной партии (с 1911 года). Коллекция его стеклянных негативов сохранилась в фондах Красноярского краевого краеведческого музея.

7 Федоров Николай Васильевич (1878– 1918), известный минусинский фотограф, издатель открыток с видами Минусинска и курорта Шира. Занимался съемкой этнографических типов Южной Сибири. Имел награды всероссийских фотографических выставок. Коллекция его стеклянных негативов сохранилась в фондах Минусинского краеведческого музея им. Н.М. Мартьянова.

8 ГАКК ф. 401, оп.1, д. 118. Переписка с красноярским лесничеством о назначении канцелярского служителя Вонаго лесным кондуктором. 1902–1911

9 Серии фотографий по курорту Шира поступили в музей лично от фотографа в 1915-1916 гг.

10 Подробнее о работе В.И. Сурикова на курорте Шира см. книгу Чебодаевой М.П. «Хакасия в творчестве В.И. Сурикова», Санкт-Петербург, 2011

11 Подробнее о работе см. Резвых Т.А. Произведения В.И. Сурикова в музеях РФ: атрибуции, датировки, уточнения (по результатам работы над сводным каталогом произведений В.И. Сурикова) // Суриковские чтения. Научно-практическая конференция. 2011. Красноярск. 2012

12 Ефремов Александр Федорович (1875-1936), родился в Томске, кончил курс Томской классической гимназии. В 1910-е учился в красноярской городской рисовальной школе.

13 МКМ в/ф 287

14 КККМ о/ф 8777/16, г 882

15 Озеро Шира как местный водолечебный курорт Енисейской губернии. Краткие сведения. Красноярск. 1908. С.15

Статья опубликована в сборнике научно-практической конференции Суриковские чтения- 2016. Красноярск, 2017.

1. Акварель с проектом приемного покоя для курорта Шира, Чернышев, 1907 год.
1. Акварель с проектом приемного покоя для курорта Шира, Чернышев, 1907 год.
2.Проект приемного покоя на Шира, 1908г.ГАКК
2.Проект приемного покоя на Шира, 1908г.ГАКК
3. Здание приемного покоя на Шира. Фото Л.Ю. Вонаго. 1908,  КККМ, НЕГ 1097
3. Здание приемного покоя на Шира. Фото Л.Ю. Вонаго. 1908, КККМ, НЕГ 1097
4.Здание приемного покоя. Фото Н.В. Федорова,1910-е гг.МКМ, ОФ
4.Здание приемного покоя. Фото Н.В. Федорова,1910-е гг.МКМ, ОФ
5.Гинекологическое отделение (бывшее здание приемного покоя). 1920-1930-е. КККМ,оф
5.Гинекологическое отделение (бывшее здание приемного покоя). 1920-1930-е. КККМ,оф
6.Проект особняка И.Ицына в Красноярске. арх.Л.А.Чернышов, КККМ
6.Проект особняка И.Ицына в Красноярске. арх.Л.А.Чернышов, КККМ



Кафедра ЮНЕСКО в Красноярске

Фонд Архитектурное наследие Центральной Сибири

Старые фотографии
Информационные партнеры