Об иконостасах Успенской церкви в Енисейске

ИКОНОСТАСЫ УСПЕНСКОЙ ЦЕРКВИ В ЕНИСЕЙСКЕ

Успенская церковь города Енисейска является комплексным памятником культуры общероссийского значения. В ее интерьерах сохранены три иконостаса работы енисейских мастеров, достойно представляющие искусство сибирской иконописи и иконостасной резьбы.

Главный Успенский иконостас исполнен в 1800-х годах. Полукруглое зеркало иконостаса разделено на два яруса. Его архитектурный декор составляют витые колонны, филенчатые пилястры и ступенчатые карнизы (сандрики) над местными иконами. Ионийские капители колонн и пилястр имеют резные волюты, которые своей пластикой обогащают плоскую накладную лиственно-цветочную орнаментику иконостаса. Резные царские врата и орнаментальные накладки на тумбах под местными иконами датируются по опубликованным аналогиям 1840-ми годами. Вероятно, они перенесены из утраченного иконостаса верхнего северного придела. Двери жертвенника и диаконника с образами архидиаконов Стефана и Лаврентия первоначально принадлежали Спасскому иконостасу середины XVIII века.

Несмотря на сборный характер резного декора, и иконного наполнения нижнего яруса, Успенский иконостас выглядит как единый ансамбль благодаря сохранившемуся архитектурному оформлению. В нижнем ярусе Успенского иконостаса среди икон местного чина находится тезоименный храму образ Успения Богоматери, написанный одновременно с иконами второго яруса. На северной стороне чина помещена одна из древнейших икон Успенской церкви – Одигитрия конца XVII века.

Аналогии этой иконы находятся среди немногочисленных памятников ранней иркутской иконописи. Рамы местных икон увенчаны сложными по рисунку объемными резными очельями, составленными из волют и пальметт, стилизованных наподобие гребешков. Праздничный чин Успенского иконостаса составляют семь икон овальной формы. Над царскими вратами традиционно помещен образ Тайной Вечери. Слева расположены: Рождество Богоматери, Преображение и Сретение. Справа – Богоявление, Рождество Христово и Троица Ветхозаветная. Размещенный в двух уровнях ансамбль праздничных икон хорошо читается благодаря единообразной форме досок.

 

В состав апостольского чина входят образа четырех Евангелистов и апостолов Петра и Павла. Тема небесного предстояния апостолов раскрывается через небесно-облачные фоны икон и изображения двух херувимов на малых боковых образах. Программной особенностью Успенского иконостаса является размещение на главной оси образа Распятия с предстоящими вместо традиционного Вседержителя.

 

Иконы Успенского иконостаса написаны маслом, что свидетельствует о распространении в начале XIX века новой техники живописи среди енисейских иконописцев. Частичные расчистки, выполненные реставраторами, позволяют утверждать, что не только архитектурный и орнаментальный декор, но и живопись Успенского иконостаса отличается высоким художественным уровнем.

 

Иконостас 1827 года, изначально бывший Иннокентиевским, а с 1946 года именуемый Александро-Невским, имеет редкую архитектурную и конструктивную особенность: его центральное прясло выпуклое в плане. Иконостас двухъярусный, с гладкоствольными колоннами в нижнем ярусе. Из первоначальных капителей композитного типа in citu сохранилась одна (слева от царских врат), остальные капители и утраченные детали резной орнаментики заимствованы из Спасского иконостаса.

 

Во втором ярусе иконостаса на карнизе помещены два фронтона, первоначально располагавшиеся над входами в жертвенник и диаконник. Иконы на фронтонах (Перенесение мощей Иоанна Златоуста и Воскрешение дочери Иаира) не характерны для второго яруса. Вероятно, они были тумбовыми образами утраченного Петропавловского иконостаса. При довольно скромном резном орнаментальном декоре решающее значение в облике иконостаса 1827 года имеет его архитектурное оформление и живопись.

 

На створах царских врат помещена композиция Благовещения с круглыми клеймами четырех Евангелистов внизу. Фигуры архангелов Михаила и Гавриила, написанные на дверях диаконника и жертвенника, стилистически разнородны. Вероятно, дверь с образом Гавриила перенесена из Петропавловского иконостаса. Образ Архангела Михаила в иконостасе 1827 года – один из шедевров енисейской церковной живописи первой трети Х1Х века. Местный чин иконостаса составлен из разрозненных икон.

 

Из числа праздничных икон в иконостасе 1827 года сохранились круглые образа Тайной Вечери, Преображения и Рождества Богоматери. Написанный на доске трехлепестковой формы образ Входа Господня в Иерусалим, вероятно, первоначально располагался на выносном фронтоне над дверью диаконника. В центре верхнего яруса иконостаса помещен написанный на выпуклой доске образ Спаса Великого Архиерея, восседающего на небесном престоле в окружении херувимов. На осях, ближайших к центру, во втором ярусе должны были находиться ныне утраченные иконы предстоящих Вседержителю Богоматери и Иоанна Предтечи.

 

Четыре овальных иконы Страстного цикла размещены в изогнутом по форме свода фризе второго яруса иконостаса. На северной стороне помещено Биение у столба и Несение креста, на южной – Надевание тернового венца и Христос перед Пилатом. Утраченными следует считать такие важные сюжеты, как Моление о чаше и Положение во гроб. Развернутый Страстной цикл следует считать иконографической особенностью иконостаса 1827 года. Второй подобный цикл имелся во Входоиерусалимской кладбищенской церкви города Енисейска.

 

Перенесенный из Спасского собора енисейского Спасского монастыря иконостас использован при сооружении двух иконостасов в верхних приделах Успенского храма. Спасский иконостас был создан между 1756-1765 годами. Он хорошо документирован описями монастырского имущества и запечатлен на фотографии 1920-х гг., хранящейся в енисейском краеведческом музее. Изобилующий орнаментальной резьбой и скульптурой иконостас сохранился частично: утрачены царские врата, часть икон и скульптур, элементы резной орнаментики. Из его нижнего и верхнего ярусов составлен Петропавловский придельный иконостас Успенского храма.

 

Из прясел апостольского чина сооружены два клироса. Из прясел пророческо-праотеческого чина составлен северный придельный иконостас (ныне придел Александра Невского). Отреставрированная тумбовая панель с иконой на тему «И будет одно стадо и один пастырь» является примером живописно-декоративного ансамбля середины ХУШ века. В это время енисейские мастера являлись признанными лидерами иконостасного искусства в Сибири. Они смело обращались к нетрадиционным сюжетам и с ювелирной тщательностью выполняли из кедра сложные орнаментальные плетения.

 

Традиционную прямоугольную форму досок сохраняли только иконы местного чина. Остальные иконы имели усложненные многолепестковые формы и резные рамы, индивидуальные для каждого чина. Прорезными орнаментальными накладками были декорированы столбцы иконостаса и поля прясел вокруг икон. Традиционный по составу многоярусный Спасский иконостас был насыщен скульптурой, которая концентрировалась в его средней части.

 

Из восьми фигур ангелов сохранились только две. Над венчающим царские врата балдахином помещался резной образ Саваофа. Весь иконостас завершался резным изображением Распятия с фигурами предстоящих Христу Богоматери и Иоанна Богослова. Храмовые описи зафиксировали в составе Спасского иконостаса более тридцати резных херувимов. Позолоченная и частично посеребренная резьба Спасского иконостаса, полихромия его резных образов и икон создавали яркий, праздничный, виртуозно исполненный ансамбль, являющийся лучшим украшением храмового интерьера и свидетельством благочестия как исполнителей, так и заказчиков.

 

Непростая судьба древнейшего из сохранившихся енисейских иконостасов отразилась на состоянии его икон: все они требуют серьезной профессиональной реставрации. Успенская церковь города Енисейска – уникальный комплексный памятник истории, культуры и церковного искусства Сибири сохраняется благодаря усилиям ее настоятеля и прихожан. Свидетельствуя о благочестии и высокой культуре предков, храм-памятник взывает к нашим современникам: сделайте все возможное, чтобы донести это чудом сохраненное наследие до потомков!

Статья написана в 2004 году.




Кафедра ЮНЕСКО в Красноярске

Фонд Архитектурное наследие Центральной Сибири

Старые фотографии
Информационные партнеры
  • Фотохроника
    hronika24.ru
  • Памятники архитектуры и другие достопримечательности в Риме
    in-rome.ru