История строительства дома Ковского в Красноярске

Рассматриваемый памятник находится на территории одного из городских кварталов, сформированных сеткой продольных и поперечных улиц, проложенных при урегулировании застройки Красноярска после пожара 1773 года. С южной стороны территория квартала была ограничена продольной улицей, ориентированной на зеленый массив городского сада и получившей название Садовой. С западной и восточной сторон территория квартала ограничивалась двумя поперечными улицами. Застройка этого квартала наиболее интенсивно велась в послепожарный (после 1881 года) период и преимущественно деревянными постройками.

В 1970-х годах развитие застройки в этой части города осуществлялось с изменением планировочной структуры кварталов, сложившихся в досоветское время. При строительстве набережной Енисея часть бывшей улицы Садовой оказалась внутри квартала вместе с изучаемым домом. Согласно списку домовладельцев Красноярска, за 1910 год по Садовой улице значилось домовладение канского мещанина Степана Михайловича Ковского. В состав усадьбы входили: деревянный дом и флигель, «крытые деревом». Относительная стоимость имущества была оценена в 600 рублей (1).

В 1911 году С.М.Ковским был заказан проект на строительство каменного трехэтажного жилого дома с подвальным этажом, в котором предполагалось разместить «торговые бани». В «Книге записей протоколов» Енисейского строительного отделения за 1912 год сохранилась запись от 9 июня об утверждении проекта дома (2). Указанная запись не содержит упоминания об авторе постройки. Вместе с тем высокие архитектурно-художественные качества жилого дома заставляют высказать предположение о принадлежности этой постройки к творчеству одного из крупных красноярских архитекторов первой четверти ХХ века.

Известно, что с февраля 1908 года красноярским городским архитектором работал Сергей Георгиевич Дриженко, выпускник Петербургского института гражданских инженеров. Работая в этой должности, С.Г. Дриженко выполнял в основном проекты городских построек и наблюдал за строительством частных зданий (3). Несмотря на кирпичный стиль дома С.М.Ковского, в котором нередко С.Г. Дриженко проектировал свои постройки, следует отвергнуть предположение об его авторстве.

Вероятнее всего автором дома С.М. Ковского мог быть гражданский инженер Владимир Александрович Соколовский, занимавший с 1909 года должность енисейского губернского архитектора, а с 1911 года должность губернского инженера (4). Известно, что, работая в должностях губернского архитектора и инженера, В.А.Соколовский имел значительную частную практику. По его проектам в Красноярске были выстроены: особняк «жены потомственного и почетного гражданина» В.Н. Гадаловой (1911-1912гг.), особняки с торговыми помещениями красноярского мещанина М.Х. Зельмановича (1911-1912гг.) и Кохановских (нач.1910-х гг.), доходный дом Либмана (1909-1910гг.) и др. (5).

О возможном авторстве В.А.Соколовского, например, может свидетельствовать схожесть приема объединения спаренных окон или крупным архивольтом, как это мы можем наблюдать в доме М.Х. Зельмановича (окна второго этажа), или крупной аркой, как в доме С.М. Ковского (окна третьего этажа). В перечне зданий, спроектированных В.А.Соколовским в Красноярске, по улице Бограда (бывшая Садовая улица) значится трехэтажный жилой дом с малометражными квартирами, оформленный в кирпичном стиле (6). Нельзя исключать, что в указанном перечня речь могла идти о рассматриваемом памятнике. Строительство дома С.М. Ковского началось летом 1912 года.

Об этом свидетельствует запись в оценочно-раскладочной ведомости недвижимого имущества Красноярска за 1912 год об увеличении стоимости принадлежавших С.М. Ковскому строений с 400 рублей до 6750 рублей (7). В этой связи следует признать ошибочной датировку этого памятника архитектуры – 1896-1897гг., предложенную историком Лебедевым Н.Н. (8).

Впервые сведения о трехэтажном доме С.М.Ковского содержатся в «Списке домовладельцев Красноярска» за 1913 год. «Каменный дом с подвальным низом» указан по Садовой улице под номером 174. Бывшие деревянные строения усадьбы в «Списке» отсутствуют, - их снесли в процессе возведения каменного дома. Стоимость недвижимого имущества С.М.Ковского составляла 6750 рублей (9). Этот дом находился во владении С.М.Ковского до 1920 года. В этом году в процессе муниципализации вследствие превышения стоимости дома более восьми тысяч рублей здание было изъято у домовладельца и передано в Горкоммунхоз. По новому городскому делению бывший дом С.М.Ковского значился по ул.Бограда,84 (10).

Крупное трехэтажное на подвалах здание расположено на северной линии застройки одной из бывших продольных улиц Красноярска – Садовой, ныне Бограда. «Г»-образное в плане здание имеет сложную планировочную структуру. В южной части здания на первом, втором и третьем этажах две капитальные поперечные стены образуют коридор, разделяющий объем на две половины. В передней половине две продольные стены вычленяют парадную лестничную клетку с лестницей, ведущей в подвал и на верхние этажи. В задней половине объема продольная стена разделяет помещения на два крупных зала. В западной части коридора находится еще одна черная лестничная клетка. Помещения южной части здания образованы поздними деревянными перегородками.

Парадная лестница – железобетонная с металлическим ограждением в виде кованой решетки модернового рисунка. В северной части здания, имеющей меньшую ширину, чем южная часть, поперечные и продольные капитальные стены образуют сложную планировку помещений, усложненную поздними пристройками и переделками. Планировка подвала, находящегося под южной частью здания в целом повторяет планировку основных этажей. Помещения подвала, расположенные в его западной и южной части, освещались через оконные проемы, находившиеся в приямках.

Вдоль главного фасада, от его крайней западной оси до ризалита расположен узкий приямок с лестницей, ведущей в подвальные помещения. Приямок имеет металлическое ограждение с красивым рисунком модернового характера. Особой пластической разработкой отличается главный южный фасад здания, выходивший ранее в улицу.

Главный вход в здание акцентирован одноосевым ризалитом, завершенным треугольным щипцом с «плечиками» и вписанным в него круглым оконным проемом. Этот оконный проем фланкирован двумя выступающими из плоскости стены крупными кирпичными деталями с узкими вертикальными нишами. Верхние части деталей оформлены треугольными подвышениями. Ниже круглого окна размещается дверной проем с балконом, имеющим ажурное металлическое ограждение.

Дверной проем с высокой фрамугой вписан в арку стрельчатой формы. В тимпане арке сохранился металлический вензель, составленный из букв «С» и «К» - начальных букв имени и фамилии домовладельца. Главный вход в здание украшен богатым порталом оригинальной формы. Над дверным проемом проходит горизонтальная кирпичная тяга с сухариковым поясом. Тяга «опирается» на два кирпичных кронштейна, прорезанных машикулями.

Над дверным входом в плоскость стены утоплена прямоугольная филенка, фланкированная двумя «зубцами» с бойницами. Выше «зубцов» находится оконный проем овальной формы (стоячий овал). Западная от ризалита плоскость главного фасада имеет шесть осей оконных проемов, перемычки которых различаются по ярусам. Оконные проемы верхнего этажа имеют полуциркульные перемычки, окна второго этажа – прямоугольные перемычки, окна первого – лучковые. Окна верхнего этажа с арочными архивольтами попарно вписаны в трехцентровые арки.

Окна второго этажа имеют клинчатые архивольты с замковым камнем клинчатой формы. Окна первого этажа имеют клинчатые архивольты с замковым камнем в виде «кубышки» с сухариком. Венчающий карниз составлен из сухарикового пояса и проходящего под ним аркатурного пояса. Карниз между первым и вторым этажами состоит из крупнообломной тяги и пояса городчатых кронштейнов. Поверхности стен между окнами верхнего и второго этажей вскрыты глубокими нишами со вставленными в них прямоугольными зубцами с узкими вертикальными бойницами. Композиция из ниши с зубцом располагается по оси каждого из оконных проемов.

Под каждым из окон второго этажа находится утопленная в стену горизонтальная прямоугольная филенка, украшенная выложенным из кирпича орнаментальным узором в виде пояса ромбовидных элементов. Особой оригинальностью обладают кирпичные детали, помещенные в местах пересечения стеновых лопаток и карниза между первым и вторым этажами. Деталь состоит из омегообразного архивольта, помещенных над ним «зубца» и узкой вертикальной ниши, а также филенки, наложенной на стенную лопатку под архивольтом. Тела стеновых лопаток в местах схождения архивольтов окон верхнего этажа вскрыты высоким поясом «поребрика», заключенного между двумя полочками. «Капители» лопаток, напоминающие по форме крепостные машикули прорезаны вертикальными нишами, утопленными в тела лопаток.

Оконные проемы восточной от ризалита части главного фасада также имеют различные по форме перемычки. Крупное окно верхнего этажа имеет арочную перемычку и такой же формы архивольт. Архивольт опирается на «импосты» в виде поясов «поребрика». Под этим оконным проемом помещена широкая ниша с «зубцом» и бойницей. Окно второго этажа с клинчатой перемычкой и таким же архивольтом. Поверхность стены под окном вскрыта горизонтальной филенкой, украшенной выложенным из кирпича орнаментальным узором в виде пояса ромбовидных элементов. Оконный проем первого этажа имеет позднее происхождение: он пробит в кирпичной кладке, выложенной при закладке бывшего в этом месте главного фасада первоначального проема с аркой трехцентровой формы.

Протяженный западный фасад здания имеет тринадцать осей. Декоративно-пластическое оформление фасада аналогично главному фасаду. Не смотря на значительную протяженность западный фасад, не имеет промежуточных вертикальных членений, что придает ему некоторый иррациональный характер. Оконные проемы западного фасада, освещающие черную лестницу, имеют прямоугольные перемычки и клинчатые архивольты с замковыми камнями.

Восточный фасад здания получил пластическую разработку, продиктованную особенностями земельного участка, находившегося в собственности у С.Ковского. Так, боковой (восточный) фасад главной южной части здания не имеет оконных проемов, и изначально проектировался глухим. Вероятнее всего, этим фасадом дом С.М.Ковского выходил на соседний участок и в условиях формирования высокоплотной застройки примыкал к соседнему зданию.

Остальные участки фасадных плоскостей имеют оконные проемы с прямоугольными перемычками и лучковыми архивольтами. Углы объема закреплены лопатками, по которым раскреповываются венчающий и междуярусный карнизы, состоящие из полочек и сухарикового пояска. Так, видимые сегодня на третьем этаже восточного фасада следы вырубленных наружных стен свидетельствуют об изменении первоначального архитектурного облика дома С.М.Ковского. В советское время на всю высоту здания были разобраны две наружные стены, вместо которых на третьем этаже была возведена одна капитальная стена, ставшая наружной, с двумя оконными проемами (не имеют кирпичных перемычек).

Одновременно был заложен дверной проем с лучковой перемычкой (следы закладки хорошо видны на фасаде). На первом и втором этажах была возведена кирпичная пристройка с двумя оконными проемами, также не имеющими кирпичных перемычек. На первом этаже здания в его северо-восточном входящем углу была в советское время возведена одноэтажная кирпичная пристройка с двумя широкими проемами на ее северном фасаде. Перечисленные пристройки имеют крайне дисгармоничный характер и должны быть убраны при реставрации дома С.М.Ковского. Северный фасад здания имеет неорганизованный характер, причины которого кроются в позднейших перестройках здания. В оформлении фасада использованы все те же приемы: закрепление углов лопатками, по которым раскреповываются венчающий и междуэтажный карнизы.

В целом архитектура бывшего дома С.М.Ковского относится к «кирпичному стилю» - наиболее экономичному течению в русской архитектуре последней четверти Х1Х-начала ХХ веков. Благодаря приему совмещения архитектурной декорации с кирпичным «телом» здания произведения этого стиля отличались относительной дешевизной и массовостью при сооружении жилых домов, больниц, а также учебных заведений. (11) Именно в «кирпичном стиле» в Красноярске в конце Х1Х века и в 1900-х годах были выстроены: здания городской лечебницы (ул.Кирова,22), женской гимназии (пр.Мира,83), железнодорожного училища (ул.Профсоюзов,3), казенной винной монополии (ул.Профсоюзов,3), особняк Якобсонов (ул.Сурикова,42).

Вследствие разнообразия пластических приемов и декоративных элементов, в которых угадывается стремления автора постройки к интерпретации мотивов крепостного зодчества ( машикули, зубцы, бойницы), архитектура дома С.М.Ковского носит эклектичный характер и демонстрирует умелую руку мастера – стилизатора исторических стилей




Кафедра ЮНЕСКО в Красноярске


Старые фотографии
Партнерские проекты
  • Памятники архитектуры и другие достопримечательности в Риме
    in-rome.ru