Красноярские особняки В.А.Соколовского

Добавлена: 26.04.2014
Добавил: Yarr
Объект:
Красноярские особняки В.А.Соколовского

Красноярские особняки В.А.Соколовского

 

 

Быстрое распространение в русской провинциальной архитектуре в начале ХХ века "нового стиля" сопровождалось использованием местными зодчими, прежде всего декоративных примет этого художественного явления. В связи с этим красноярские постройки 1900-1910-х годов характерны разнообразными декоративно-украшательскими поисками, сопровождавшимися большим числом стилистических компромиссов. Большинство из архитектурных произведений этой поры, выстроенных в эклектично-модернистской манере, демонстрирует типичный для своего времени пример взаимодействия рационалистических тенденций с романтической стилизацией исторических форм.

В произведениях красноярских зодчих этого периода видны поиски рационального использования земельного участка, наблюдается стремление разработать впечатляющий фасад при обеспечении хорошей функциональной схемы здания, инсоляции и вентиляции его помещений. В постройках этого времени ясно проявилась одна из закономерностей художественной культуры рубежа ХIХ-ХХ в., связанная с интенсивным взаимодействием и взаимопроникновением различных видов искусства. Характерное для архитектуры модерна стремление к синтезу с другими видами искусства, прежде всего с изобразительным и декоративно-прикладным нашло отражение в целом ряде городских зданий, выстроенных в 1900-1910-е годы. Настенная живопись, прекрасные по художественным качествам и ремесленной проработке камины, великолепная ковка решеток и изготовление жестяных изделий, лепнина свидетельствуют о высоком уровне красноярской строительной культуры и художественного ремесла этого времени.

Архитектурные особенности "нового стиля" в значительной степени нашли отражение в красноярских особняках — типе зданий, который полностью соответствовал социально-эстетической программе этого художественного направления. В этом отношении значительный интерес представляют жилые особняки, выстроенные по проектам крупнейшего красноярского архитектора первой половины ХХ века В.А.Соколовского.

Подчеркнутая скульптурность архитектурных элементов в сочетании с обильной декоративной лепкой отличает особняк "жены потомственного и почетного гражданина" В.Н.Гадаловой, выстроенный в 1911-1912 г. на углу Гостинской улицы и Дубенского переулка (ныне здание по ул.Парижской Коммуны,20). Особую пластическую выразительность зданию придает его развернутость в трехмерном пространстве, обусловленная угловым расположением земельного участка. Заметную роль в композиции фасадов дома играют ордерные элементы в виде попарно сгруппированных колонн, несущих треугольные полуфронтоны. Особую прелесть постройке придают чешуйчатые купола с фигурными завершениями, благодаря которым здание получило эффектный запоминающийся силуэт. Важным элементом декоративного убранства здания служит металлическая ограда с типичным для эпохи модерна рисунком решетки.

При строительстве здания в его проект, разработанный В.А.Соколовским в 1909 г., видимо по настоянию заказчика, были внесены некоторые изменения: с парапета исчезла решетка, упростился декор наличников и модерновый рисунок оконных переплетов, не был реализован лепной фриз богатого растительного орнамента в завершении фасадов, взамен пышных лепных картушей над треугольными полуфронтонами ризалитов были установлены вазоны. В целом фасады особняка В.Н. Гадаловой оказались исполненными в эклектично-модернистском духе, характерном для раннего этапа развития "нового стиля".

Доходный дом М. и Ю. Кохановских (пр.Мира,55), выстроенный по проекту В.А.Соколовского в 1908-1909 годах, демонстрирует пример здания, композиция плана которого продиктована установившимся к этому времени на центральных улицах Красноярска приемом высокоплотной застройки. Боковые фасады дома Кохановских, предусмотрительно не получившие оконных проемов, были рассчитаны на примыкание к ним зданий на соседних участках.

Неравномерный ритм оконных проемов второго этажа отражает в соответствии с принципами модерна пространственную сущность здания, а крупные проемы первого этажа его торговую функцию. Первоначально здание имело арочный проезд с красивой кованой решеткой, соединявший уличное пространство с внутренним двором. В противоположность дому В.Н.Гадаловой фасад дома М. и Ю.Кохановских не содержит ни одной детали из традиционного набора ордерной системы, здесь многое созвучно декоративным формам модерна и его орнаментике: изогнутость линий балконов, прихотливый рисунок решеток, меланхоличность масок и неожиданная фантасмагория комбинаций отдельных декоративных деталей. Центральная часть фасада дома Кохановских первоначально была завершена скульптурой хищно раскинувшего крылья грифона — одного из распространенных персонажей мифических тем в искусстве модерна.

Тип жилого особняка с торговыми помещениями, расположенными на первом этаже здания представляет собой дом красноярского мещанина М.Х.Зельмановича, возведенный в 1910-1911 г. на юго-западном углу пересечения Гостинской улицы и Покровского переулка (ныне здание по ул.Маркса,79). Благодаря своим пространственным качествам здание служило хорошим акцентом на месте слияния двух улиц центральной части Красноярска. В отличие от особняков В.Н.Гадаловой и М. и Ю.Кохановских это здание в большей степени проникнуто духом эклектичного историзма, воспроизводя набор удивительно гармонично скомпонованных архитектурных деталей, восходящих к стилистике барокко. Вместе с тем, дом М.Х.Зельмановича, благодаря рационально спроектированному плану, обнаруживает не только стремление автора постройки к созданию импозантного фасада, но и к выражению в архитектурных формах присущего "новому стилю" соответствия внешнего облика здания его внутреннему содержанию.

Новизной силуэтов, тщательной продуманностью фасадных композицийи каждой детали отличались деревянные особняки в эклектично-модернистской манере, представлявшие собой своеобразное архитектурно-художественное явление в застройке Красноярска 1910-х годов. Благодаря дешевизне дерева, легкости возведения, небольшим срокам строительства они получили значительное распространение в архитектурной практике того времени, определив эмоционально-эстетический характер среды отдельных районов городского центра Красноярска.

 Характерной особенностью красноярских деревянных особняков, являлась открытая бревенчатая поверхность стен, служившая важнейшим средством художественной выразительности. Оставалась широко распространенной излюбленная рубка бревен с остатком "в обло". Конструктивность бревенчатых стен, правдивость их работы прекрасно отвечала принципам "нового стиля", в связи с чем обшивка тесом ,связанная с влияниями стилевой архитектуры, в Красноярске приживалась медленно. В противоположность архитектуре конца XIX века деревянный модерн решительно отказался от излишне богатого и разнообразного резного декора, изощренной орнаментики зданий конца XIX века. Контрастное сочетание изящных декоративных украшений, выполненных в различной технике резьбы, и брутальной фактуры открытого бревенчатого сруба придавало зданиям художественный специфический эффект.

Особая усложненность и богатство объемно-силуэтных композиций ,достигнутые главным образом за счет использования крупных щипцовых и шатерообразных форм завершений, причудливых изгибов кровель, характерны для деревянных зданий-особняков, выстроенных по проектам В.А. Соколовского (Дом Севастьянова (1908 г., ул.Горького,23), Ф.Г.Цукерман (1911 г.,ул.Ленина,66). Рассчитанные на множество различных точек восприятия особняки В.А.Соколовского благодаря тактичному вкраплению разнообразных декоративных украшений, выдающих руку блестящего мастера-стилиста, лаконичным, но вместе с тем удивительно художественно содержательным формам наличников, создавали исключительно живописное впечатление и являлись подлинным украшением городской застройки. К числу произведений В.А.Соколовского, обладавших указанными качествами, принадлежал ряд ныне несуществующих деревянных зданий. Это жилой пятиквартирный дом, выстроенный в 1912 году в северо-восточном углу пересечения Воскресенской улицы и переулка Дубенского (нынешних улиц Мира и Парижской Коммуны), жилой двухквартирный дом, возведенный в 1910 году на улице Песочной (ныне Урицкого ).

Различия архитектурно-художественного облика жилых особняков, выстроенных по проектам В.А.Соколовского, свидетельствуют о крайней индивидуализации творческих установок этого мастера при создании отдельных архитектурных произведений. Зодчий словно задавался целью найти бесконечное число не повторяющихся вариаций фасадов, используя сходные композиционные приемы и декоративно-пластические мотивы. Действительно, жилые особняки, построенные В.А.Соколовским почти в одно время, демонстрируют принципиально различные арсеналы декоративных форм и приемов: от реминисценций барокко и ренессанса в особняках В.Н.Гадаловой и М.Х.Зельмановича до готических изысков в архитектуре дома Ф.Г.Цукерман и модерновых мотивов на фасадах дома М. и Ю.Кохановских.

Не отрицая несомненный зодческий талант В.А.Соколовского, следует отметить, что поражающая многогранность архитектурно-художественных вариаций в произведениях мастера была нередко связана с найденным в литературе образцом, чаще всего западноевропейского происхождения. Вероятнее всего, проявления такого творческого метода были следствием крайней загруженности В.А.Соколовского, занимавшего должность губернского архитектора. В условиях постоянного дефицита времени он был вынужден находить способы исполнять частные заказы, черпая вдохновение из литературы — единственного из-за удаленности Красноярска источника архитектурных знаний о европейской строительной культуре и "новом стиле".

Все сохранившиеся красноярские особняки, возведенные по проектам В.А.Соколовского, отнесены к объектам культурного наследия и состоят на государственной охране.


Красноярские особняки В.А.Соколовского
Особняк городской мещанки Фримы Гершевны Цукерман (Современный адрес г.Красноярск, ул.Ленина,66)
Особняк городской мещанки Фримы Гершевны Цукерман (Современный адрес г.Красноярск, ул.Ленина,66)
Красноярские особняки В.А.Соколовского
Красноярские особняки В.А.Соколовского
Марина
  • C нами с: --:--:--
  • Комментариев:
  • Город:

Спасибо! Прекрасное обозрение. Подскажите, пожалуйста, какой дореволюционный адрес был у особняка Зельмановича, угол Покровского и Гостиной 15? если нет, то сохранился ли по указанному адресу дом?

Имя (Псевдоним):   E-Mail:
Секретный код: сменить цифры   Повторите код:
Полужирный
Наклонный текст
Подчеркнутый текст
Вставка смайликов
Вставка картинки
Вставка цитаты
You Tube
Flash
Разрыв страницы
Закрыть все открытые теги





Кафедра ЮНЕСКО в Красноярске


Старые фотографии
Партнерские проекты
  • Памятники архитектуры и другие достопримечательности в Риме
    in-rome.ru