Собор Воскресения Христова в Красноярске

Обновлено 23.07.2014, добавлена 23.07.2014
3D модель из графической реконструкции Воскресенского собора.
3D модель из графической реконструкции Воскресенского собора.
Воскресенский собор в Красноярске в конце XIX века.
Воскресенский собор в Красноярске в конце XIX века.
Историческая справка:Первое каменное здание Красноярска - Собор Воскресения Христова был заложен летом 1761 года по грамоте тобольского митрополита Павла. Строительство собора осуществлялось на средства прихожан приглашенными из Енисейска мастерами, сначала под руководством зодчего П.Т.Сокольникова, а с 1769 года – С.Паклина. По грамоте тобольского епископа Варлаама, собор был освящен 10 ноября 1773 года. В 1779-1782 годах были пристроены теплые придельные храмы: южный - во имя Святителя и Чудотворца Дмитрия митрополита ростовского (грамота на освящение выдана 12 ноября 1781г.) и северный - Иконы Владимирской Богоматери (освящен 22 июня 1782г.). В 1799-1823 годах на средства красноярских купцов П.Попова и И.Н.Яковлева вокруг здания была возведена великолепная с мотивами рококо металлическая на кирпичных устоях ограда. В западной линии ограды было выстроено одноэтажное кирпичное здание богадельни. В начале 1820-х годов под руководством красноярского мастера И.Быкасова первоначальное шатровое завершение колокольни было заменено купольным восьмигранным покрытием с главой. В 1850-х годах западная часть здания Воскресенского собора была значительно реконструирована. В процессе работ объем первоначальной колокольни был разобран до верхней отметки ее нижнего четверикового яруса. Новая колокольня, возведенная на продольной оси здания, была соединена с ранним объемом собора двухэтажной пристройкой, на втором этаже которой разместился придельный храм во имя Святого великомученика Никиты. Предположительно проект новой соборной колокольни и придельного храма был выполнен губернским архитектором Я.М.Алфеевым. С апреля 1853 г. надзор за строительством осуществлялся губернским архитектором А.В.Илышевым. Храм Никиты, сооруженный на средства красноярской купчихи А.В.Мясниковой, был освящен, вероятнее всего, осенью 1855 года. В 1859 году на новую колокольню были подняты два колокола, весом в 513 и 1119 пудов. Строительство колокольни завершилось в 1860-1861 гг.
Датировка:1761-1782, 1852-1861гг
Современный адрес:Красноярский край, г.Красноярск, площадь Мира
Описание объекта:

Собор Воскресения располагался на территории «малого острога» красноярской деревянной крепости, к югу от существовавшей здесь с 1728 года деревянной соборной церкви Преображения.

После пожара 1773 года длительное время служил одной из главных высотных вертикалей, отмечая старинное ядро городской застройки. Первоначально здание Воскресенского собора имело трехчастную осевую композицию «кораблем» по типу русской трапезной церкви, получившему широкое распространение в каменном зодчестве Сибири XVIII века. К квадратному в плане храмовому четверику с полукруглой сильно выступающей алтарной апсидой с запада примыкало слегка вытянутое вдоль продольной оси здания помещение трапезной, боковые стены которой были возведены в одну линию со стенами кафоликона.

С западной стороны трапезной находилось квадратное в плане помещение нижнего яруса колокольни. В процессе возведения боковых придельных храмов были разобраны участки северной и южной стен трапезной Воскресенского собора, взамен которых здесь были устроены арочные проемы, объединившие пространства теплых приделов. Первоначальные входы в здание располагались на западном фасаде колокольни и на центральных осях боковых фасадов храмового четверика. Вход на колокольню находился в северной стене ее нижнего яруса. Ядром архитектурных масс Воскресенского собора был типичный для сибирской архитектуры первой половины XVIII века монументальный объем собственно храма, конструктивную основу которого составлял широкий восьмерик, поставленный на четверик.

Восьмерик был перекрыт восьмигранным сводом. В местах конструктивного перехода от храмового четверика к восьмерику могли находиться невысокие арки. Алтарная апсида перекрывалась конхой с высокими надоконными распалубками. Широкий восьмерик с фигурным восьмигранным куполом завершался главой на восьмигранном световом барабане, грани которого были прорезаны узкими вертикальными проемами. Ребра барабана храмовой главы были обработаны едва намеченными вертикальными волютами, поддерживавшими профилированный карниз.

Первоначальная высокая трехъярусная колокольня Воскресенского собора имела шатровое завершение. На низкий четверик основания колокольни был водружен вертикально вытянутый двухъярусный восьмигранный столп, ярус «звона» которого был прорезан арочными проемами с архивольтами. Композицию колокольни увенчивал стройный кирпичный шатер с поясом слуховых окон. Ведущую роль в оформлении фасадов холодного храма Воскресенского собора играли колончатые оконные наличники с различными по форме очельями: на окнах алтарной апсиды и четверика – трехлопастные, во втором ярусе окон четверика с треугольным фронтоном, в окнах широкого восьмерика - в виде двух встречных завитков-волют с двускатной бровкой. Апсида холодного храма Воскресенского собора увенчивалась профилированным карнизом из полочек на массивных кубических кронштейнах, получивших огрубленную трактовку из-за отсутствия углублений для керамических вставок. Фасады храмового четверика и восьмерика Воскресенского собора также увенчивались профилированным карнизом из полочек, под которым был протянут пояс мелких частых кронштейнов.

Углы четверика и стены алтарной апсиды были обработаны своеобразными округлыми пилястрами с «капителями», составленными из четырех кронштейнов. Ребра храмового восьмерика были обработаны массивными полукруглыми пилястрами с «капителями» из профилированных поясов и мелких зубцов между ними. Архитектурное оформление северного и южного придельных храмов, было одинаковым и включало колончатые без завершений наличники вокруг заглубленных профилем в стену оконных проемов. Между венчающими профилированными карнизами, составленными из полочек, и рамами оконных наличников приделов был протянут декоративный пояс в виде профилированной тяги на мелких частых кронштейнах.

Массивный, вертикально вытянутый нижний ярус поздней колокольни, в котором находились лестничные марши для подъема в придельный храм Великомученика Никиты, был возведен в один уровень карнизов с двухэтажным переходом и восьмигранным объемом придельного храма. Углы этого яруса колокольни были обработаны спаренными плоскими пилястрами, игравшими важную роль в тектонике и пластическом уборе ее форм. На западном и боковых фасадах нижнего яруса колокольни находилось по одному «итальянскому» окну, обрамленному профилированной штукатурной рамой с полукруглым верхом.

Два верхних четырехгранных яруса колокольни были прорезаны высокими арочными проемами, оформленными крупными архивольтами килевидной формы, перекликавшимися с кокошниками придельного храма Великомученика Никиты. В пластической разработке стен колокольни важную роль играл прием подрезки углов объемов, эффект которого усиливали расположенные в этой зоне плоские пилястры. Колокольня завершалась четырехгранным куполом с главой. Фасады первоначального объема здания белились. Поверхности стен поздней колокольни и придельного храма Великомученика Никиты были оштукатурены и выбелены. Металлическая кровля собора красилась в зеленый цвет. Главы с крестами были вызолочены.

Внутренние стены собора имели росписи клеевыми и масляными красками по светло-голубому фону. На своде барабана главы холодного храма имелось изображение Саваофа, на стенах широкого восьмерика размещались фигуры пророков. В четырех углах под широким восьмериком фигуры Евангелистов. На западной стене холодного храма располагалась композиция «Осязание Апостола Фомы», на северной и южной стенах четверика - изображения праведных Анны и Иоакима. Главной сакральной доминантой интерьера холодного храма был высокий иконостас, представлявший собой обширный комплекс скульптурного и орнаментального декора. Был изготовлен местными мастерами-резчиками и, вероятнее всего, восходил к иконостасу Спасского собора в Енисейске.

Габариты здания: длина – 39,92м., ширина – 22,55м.

Описание составлено архитектором Шумовым К.Ю в 2013 году.

Фрагменты графической реконструкции Воскресенского собора

Вид с северо-запада. ЗД модель.
Вид с северо-запада. ЗД модель.
Северный фасад. Вторая половина XIX в.
Северный фасад. Вторая половина XIX в.
Южный фасад. Конец ХVIII в.
Южный фасад. Конец ХVIII в.
Западный фасад. Вторая половина XIX в.
Западный фасад. Вторая половина XIX в.
Западный фасад. Конец XVIII в.
Западный фасад. Конец XVIII в.
Восточный фасад. Вторая половина XIXв.
Восточный фасад. Вторая половина XIXв.
Восточный фасад. Конец XVIIIв.
Восточный фасад. Конец XVIIIв.
Разрез по колокольне. Вторая половина XIXв.
Разрез по колокольне. Вторая половина XIXв.
Разрез по храму.Конец XVIIIв.
Разрез по храму.Конец XVIIIв.
Разрез. Вторая половина XIXв.
Разрез. Вторая половина XIXв.
Северный фасад. Конец XVIIIв.
Северный фасад. Конец XVIIIв.
Южный фасад. Вторая половина XIXв.
Южный фасад. Вторая половина XIXв.
План второго этажа. Вторая половина XIXв.
План второго этажа. Вторая половина XIXв.
План. Вторая половина XIXв.
План. Вторая половина XIXв.
План. Конец XVIIIв.
План. Конец XVIIIв.
Фрагмент ограды.
Фрагмент ограды.
Съемка стрелки 1953г
Съемка стрелки 1953г
Перестройки и утраты:После закрытия в 1930-х годах здание собора использовалось в хозяйственных целях. В 1964 году остатки собора были взорваны.
Сведения о реставрации:В 2014 году архитекторами Ширниной О.П. и Шумовым К.Ю. впервые разработаны чертежи графической реконструкции, раскрывающие архитектурный облик памятника по состоянию на конец XVIII века и его вид после сооружения в середине XIX века новой соборной колокольни.
Значимость памятника:Красноярский Воскресенский собор в своих первоначальных формах представлял собой замечательный образец творческой деятельности народных зодчих, отразивший процесс формирования во второй половине XVIII века особенностей каменной церковной архитектуры Центральной Сибири. Был воздвигнут по образцу енисейского Спасского собора. Сочетал стилистику московского барокко храмовой части с традиционными чертами древнерусского зодчества в объеме шатровой колокольни. Отличался эклектичностью архитектурного облика, сложившегося после возведения в середине XIX века новой колокольни с заметными влияниями русско-византийского стиля.
Раздел: Красноярск
Просмотров: 3102 Комментариев: 0
Имя (Псевдоним):   E-Mail:
Секретный код: сменить цифры   Повторите код:
Полужирный
Наклонный текст
Подчеркнутый текст
Вставка смайликов
Вставка картинки
Вставка цитаты
You Tube
Flash
Разрыв страницы
Закрыть все открытые теги





Кафедра ЮНЕСКО в Красноярске

Фонд Архитектурное наследие Центральной Сибири

Старые фотографии
Информационные партнеры