Клуб железнодорожников имени Карла Либкнехта

Обновлено 03.05.2014, добавлена 04.05.2014
Клуб им. Карла Либкнехта в 1970-е годы.
Клуб им. Карла Либкнехта в 1970-е годы.
Историческая справка:Здание построено в 1900 году по инициативе Владислава Евгеньевича Клочковского, первого начальника главных красноярских больших железнодорожных мастерских, как общественное железнодорожное собрание. Открылось 22 ноября 1900 года спектаклем Н.В.Гоголя «Женитьба». В годы первой русской революции 1905-1907 г.г.здесь проходили расширенные заседания Совета рабочих и солдатских депутатов, работала комиссия по рабочему вопросу при Совете рабочих депутатов г.Красноярска. Один из первых Советов — Красноярский объединенный Совет рабочих и солдатских депутатов был создан на собрании рабочих железнодорожных мастерских и депо, а также солдат второго железнодорожного батальона 6 декабря 1905 года. В состав Совета от большевиков входили А.Г.Рогов, Б.В.Шумяцкий, К.Г.Кузнецов и др. На митингах и собраниях, которые проводились в этом здании, присутствовали рабочие-железнодорожники, солдаты, трудящиеся города. В 1917-18 г.г. Здание железнодорожного собрания становится своеобразным пролетарским клубом Красноярской организации РСДРП, где проходили вечера, спектакли, диспуты, митинги трудящихся города, а также общие собрания Красноярской организации РСДРП. В июне 1917 года, в здании открылся съезд представителей профсоюзов Томской железной дороги (в то время Красноярской железной дороги еще не существовало). С апреля 1918 года клуб перешел в ведение профсоюза Красноярской железной дороги и стал называться «рабочим клубом». После освобождения Красноярска от колчаковцев в 1920 году в клубе им. Карла Либкнехта состоялись первые организационные собрания РКСМ Николаевского и Городского районов г.Красноярска. Здесь же в небольшой комнате размещался райком РКСМ Николаевского района. 31 января 1928 года в клубе перед трудящимися города выступил А.В.Луначарский — нарком просвещения.
Датировка:1900 год
Современный адрес:Располагалось по адресу г. Красноярск, ул. Профсоюзов, 35
Описание объекта:

Кто был архитектором, неизвестно, но можно предположить, что как и абсолютное большинство станционных построек, вокзалов, депо и других сооружений, связанных с железной дорогой, проект выполнен инженерами-путейцами со свойственным им функциональным подходом, типизацией и поверхностным пониманием архитектурных стилей.

В построении объема и фасадов ощутима унаследованная от классицизма симметрия, но тем не менее, здание представляет собой яркий пример эклектики. Одноэтажное деревянное здание сложной композиционно-пространственной структуры на бутовом фундаменте. Основной фасад здания (восточный) — трехчастный с симметричным решением. Силуэт обогащают два центральных фронтона треугольной формы, расположенных один над одним: над объемом сценической коробки и второй — пониже — над основным объемом здания, расположенным крестом в плане.

Объемы остальных прилегающих помещений были выполнены еще несколько ниже. Небольшие треугольники трех фронтончиков на главном фасаде дополняют общую симметричную композицию. Пристройка, расположенная по центру фасада, со своей кровелькой, имела глухой фасад, и была оштукатурена. Пристроена она, скорее всего, несколько позже и имела чисто утилитарное назначение, так как расположение ее на главном входе в здание носит откровенно случайный характер.

Нам думается, что с ее появлением на главном фасаде связан перенос центрального входа в клуб в левый угол фасада, что абсолютно не вяжется с общей симметричной композицией и плана, и фасадов здания. После революции пристройка эта еще раз перестраивалась, стала несколько шире и окончательно перекрыла собой все три центральных двери. Здание рублено из бревен в «обло», на главном восточном фасаде стены обшиты тесом горизонтально «под руст» и на фронтонах традиционная обшивка «в елочку». Особо выделена декором венчающая часть фасадов с орнаментальным фризом и карнизом с большим выносом, украшенным резным ажурным подзором. Яркой деталью форм фронтонов являются конструктивно-декоративные детали, поддерживающие скаты кровель. Все они покрыты резным узором.

Декоративное заполнение и украшение фронтонов — резные детали крупного рисунка. Углы фронтонов и пересечения конструктивно-декоративных деталей акцентированы резными полотенцами с серьгами. Фасад прорезан арочными окнами, имеющими стройные, вытянутые пропорции и простое филенчатое обрамление. Окна снабжены деревянными ставнями. Над дверными проемами центрального входа тоже полуциркульные завершения. Крыша покрыта кровельным железом, коньки ее венчают вентиляционные башенки со шпилями.

Полезная площадь здания — 1675,5 кв.м.

Здание клуба стояло на балансе электро-вагоноремонтного завода как клуб железнодорожников имени Карла Либкнехта.

30 октября 1984 года здание клуба снесено по указанию руководства Красноярска. Сносили, как впоминает М.С. Петров, зам. Директора ЭВРЗ по капитальному строительству, 3 дня. Сносили, по официальной версии, чтобы построить новый цех для ЭВРЗ. Но цех так и не появился… Сейчас там частная автостоянка – злая собака у ворот и с десяток автомашин.

 Описание составлено в 2012 году архитектором Разваляевым Е.О.

Планы клуба им.Карла Либкнехта

План 1 этажа.
План 1 этажа.
Эскиз фасадов.
Эскиз фасадов.
Перестройки и утраты:Здание клуба неоднократно подвергалось внутренним и наружним перепланировкам, на восточном фасаде был утрачен средний фронтончик и выполнена пристройка.
Сведения о реставрации:Реставрационные работы в здании за весь период эксплуатации не проводились.
Значимость памятника:Здание клуба железнодорожников имени Карла Либкнехта было памятником архитектуры местного значения. Памятник, связанный с событиями первой русской революции 1905-1907г.г., с историей Красноярской партийной организации и Красноярского комсомола, с деятельностью видного деятеля партии и Советского государства — А.В.Луначарским.
Раздел: Красноярск
Просмотров: 3137 Комментариев: 0
Имя (Псевдоним):   E-Mail:
Секретный код: сменить цифры   Повторите код:
Полужирный
Наклонный текст
Подчеркнутый текст
Вставка смайликов
Вставка картинки
Вставка цитаты
You Tube
Flash
Разрыв страницы
Закрыть все открытые теги





Кафедра ЮНЕСКО в Красноярске


Старые фотографии
Партнерские проекты
  • Памятники архитектуры и другие достопримечательности в Риме
    in-rome.ru