Шаров – ученик Воронихина

Шаров – ученик Воронихина

В 1996 году исполнилось 150 лет со дня смерти архитектора Петра Алексеевича Шарова, обстоятельства жизни и творческое наследие которого сегодня почти неизвестны. С улиц Красноярска, где этот зодчий проработал около двадцати лет, навсегда исчезли многие из его архитектурных произведений. Лишь скупые сведения старинных архивов, да пара-тройка сохранившихся зданий - все, что досталось нам в наследство от одного из известных в прошлом архитекторов Енисейской губернии. Настоящая статья - дань уважения к памяти архитектора, трудами которого в 20-х - 40-х годах прошлого столетия застраивался и украшался Красноярск - молодая столица Енисейской губернии, к памяти человека, чья непростая судьба оказалась отчасти схожей с судьбой его учителя - великого русского зодчего Андрея Никифоровича Воронихина.

О жизни Петра Алексеевича Шарова известно очень немного. Он родился в 1799 году в семье крепостного крестьянина графини Софьи Владимировны Строгановой (Голицыной) - жены Павла Александровича Строганова, представителя одной из известнейших фамилий русских вельмож. Место рождения Шарова не установлено.

В раннем возрасте П.А.Шаров, вместе с несколькими даровитыми крепостыми ребятами был отдан в обучение к известному российскому архитектору, профессору архитектурного класса Академии художеств А.Н.Воронихину, в прошлом также крепостому графов Строгановых. Поступок хозяев П.А.Шарова был весьма характерен для своего времени. Расширение масштабов городского и усадебного строительства в России в конце XVIII-начале XIX веков определило значительное увеличение спроса на архитекторов и художников, способных удовлетворять потребности придворной и высшей служилой аристократии, а также крупного купечества в жилых и хозяйственных сооружениях в европейском стиле. С целью приобщения к "европейской культуре" распространенным явлениям становится обычай иметь собственного архитектора, в связи с чем, многих из одаренных крепостных отдавали в обучение к известным архитекторам.

Обучаясь на дому у А.Н.Воронихина П.А.Шаров имел возможность находится в самой гуще архитектурной жизни Петербурга того времени, знакомиться с самыми последними достижениями русской архитектурной мысли. В этот период происходило создание одного из наиболее оригинальных и совершенных произведений А.Н.Воронихина - проекта храма Христа Спасителя, призванного увековечить славный подвиг народов России в войне с Наполеоном. Эта новаторская работа великого зодчего, обратившегося к древнерусскому архитектурному наследию, несмотря на то, что не была осуществлена, стала программной в развитии русского стиля - одного из плодотворнейших направлений в отечественной архитектуре XIX-начала XX веков.

Определенную помощь в обучении П.А.Шарова и других крепостных С.В.Строгановой оказывала мужу англичанка Мери Лонг ,в прошлом помощница известного зодчего Чарльза Камерона, несколько лет проработавшая в его чертежной мастерской. Обучение крепостных ребят проходило на собственной даче А.Н.Воронихина, в деревянном доме на Каменном острове - загородной резиденции императорской фамилии с представительным дворцово-парковым ансамблем, в создании которого принимали участие многие из видных российских архитекторов XVIII-начала XIX вв.: Ю.М.Фельтен, Дж.Кваренги, В.Бренна, Г.П.Пильников. Проживая недалеко от императорского Каменноостровского дворца, П.А.Шаров был свидетелем поступательного развития его архитектурного ансамбля, отразившего все этапы русского классицизма: от его становления до его расцвета.

Обучаясь у Воронихина, П.А.Шаров имел возможность знакомиться со многими произведениями зодчего, познавать основы архитектурного творчества, получать навыки практической деятельности, бывая на объектах, возводимых по проектам учителя. Так, в конце 1800-х годов юный П.А.Шаров вместе с другими "мужицкими детьми" из крепостных Строганова и Голицыной, принимал непосредственное участие в завершении строительства Казанского собора в Петербурге (1801-1811 гг.)

В феврале 1814 года в расцвете сил и полный творческих замыслов А.Н.Воронихин внезапно умирает, после чего графиня С.В.Строганова принимает решение о продолжении учебы П.А.Шарова в петербургской Академии художеств. 4 мая 1814 года в возрасте пятнадцати лет, П.А.Шаров был принят "вольным пансионером" в Академию художеств с платой по 360 рублей в год.

Эта категория обучавшихся появилась в Академии в 1802 году, после того, как дополнительными статьями устава этого учебного заведения было разрешено, кроме трехсот воспитанников на казенном иждивении, принимать "вольных пансионеров", за которых плату вносили их хозяева. Любопытно происхождение этой категории учеников Академии. В соответствии с манифестом 1764 года Екатерины II о привилегиях Академии художеств, лица, обнаружившие в процессе обучения "в художествах и мастерствах изрядные успехи" и получившие соответствующие аттестаты, были всемилостивейше пожалованы " с их детьми и потомками в вечные роды быть совершенно свободными и вольными...". В соответствии с законом помещик, отдавая в обучение своего крепостного, должен был одновременно дать ему "вольную", что естественно помещика не устраивало. Поэтому в Академии появились "вольные пансионеры", которые учились на средства своих хозяев без освобождения от крепостного состояния.

В программу обучения воспитанников Академии входило углубленное изучение математики, физики, оптики и прочих наук, "потребных к совершению воспитания по званию оных". Особое внимание уделялось преподаванию живописи, гравирования, скульптуры, архитектуры, а также токарного искусства, позолоты, лепных работ и плавки металлов.

Присутствие большого числа крепостных в стенах Академии вызывало недовольство в правительственных кругах, вследствие чего в октябре 1817 года императором Александром I было отдано распоряжение "чтобы впредь в число воспитанников Академии художеств не были принимаемы крепостные люди, не имеющие от господ своих увольнения". Немногие из помещиков согласились отпустить на волю своих крепостных, обучавшихся в Академии. Многие из её воспитанников были исключены в начале 1818 года. Вместе с другими крепостными С.В.Строгановой из Академии был исключен и П.А.Шаров.

О годах, прожитых П.А.Шаровым после прекращения обучения в Академии, известно мало. По некоторым сведениям в конце 1810-начале 1820-х годов П.А.Шаров приехал в Новое Усолье - одно из родовых поместий Строгановых на Урале, родину своего учителя - А.Н.Воронихина. Здесь, в разгар "золотого периода", связанного с возвышением Нового Усолья как важнейшего пункта российской солеварной промышленности, П.А.Шаров, вместе с другими крепостными архитекторами: Т.Тудвасевым, С.Дудиным, А.Комаровым и И.Колодиным участвовал в строительстве большого числа зданий, в основу которых легли "образцовые" проекты, получившие в ту пору широкое распространение. Здесь П.А.Шаров впервые смог окунуться в атмосферу самостоятельного творчества, применить на практике знания, полученные им за годы обучения у А.Н.Воронихина и в стенах Академии художеств.

Нам неизвестны обстоятельства появления П.А.Шарова в Красноярске. Красноярский старожил И.Ф.Парфентьев в своих летописных "воспоминаниях" сообщает, что П.А.Шаров приехал в Красноярск "по вызову" первого енисейского губернатора А.П.Степанова, как известно немало сделавшего для привлечения в Красноярск знергичных и способных

чиновников. Не исключено, что А.П.Степанов, будучи в свое время прокурором Калуги, был хорошо знаком с княгиней Н.П.Голицыной - матерью С.В.Строгановой и хозяйкой Городни - родового имения Голицыных под Калугой. Возможно благодаря своим добрым отношениям с владелицей П.А.Шарова, он сумел убедить ее отпустить этого крепостного архитектора в Сибирь. Возможно, также, что к моменту приезда А.П.Степанова в Красноярск П.А.Шаров, работавший в Новом Усолье, уже имел "вольную" и заинтересованный енисейским губернатором, принял приглашение работать в Красноярске.

Архитектурная деятельность П.А.Шарова в Красноярске началась в 1827 году, когда он был определен в штат "Архитекторской части" при Губернском Правлении в должности "помощника архитектора". В течение нескольких лет после приезда в город П.А.Шаров работал помощником первого енисейского губернского архитектора Павла Федоровича Воцкого, появившегося в Красноярске в 1824 году. В обязанности помощника архитектора входило исполнение чистовых чертежей, детальная разработка проектов и составление смет на строительство зданий самого различного назначения, приемка строительных материалов, надзор за производством общестроительных и отделочных работ.

К моменту приезда П.А.Шарова архитектурный облик центральной части Красноярска, благодаря энергичной деятельности губернатора А.П.Степанова, постепенно приобретал черты губернского города: по образцовым проектам, широко вошедшим в архитектурную практику того времени, строились жилые и общественные здания, улучшались дороги, благоустраивались улицы. Крупнейшим событием архитектурной жизни Красноярска рубежа 20-30-х годов ХIХ века было создание нового регулярного плана города. Инструментальная съемка территории Красноярска, выполненная губернским землемером П.Зубакиным, была направлена в Петербург в Комиссию от строений. На основе этой инструментальной съемки архитектором В.И. Гесте был выполнен регулярный план, "высочайше конфирмованный Императором Николаем I" в ноябре 1828 года. Масштаб намеченных в Красноярске градостроительных мероприятий требовал привлечения к их осуществлению академически обученных архитекторов и землемеров. Активное участие в процессе урегулирования застройки Красноярска принял П.А. Шаров, большую часть рабочего времени которого занимало решение не столько художественных, сколько технических архитектурных задач: перепланировка земельных участков как того требовал новый городской план, соблюдение разрывов между проектируемыми домами, габаритами и конструкциями зданий.

Значительную часть творческой деятельности П.А.Шарова занимало проектирование зданий культового назначения. Зимой 1827 года П.А.Шаров приступил к работе над проектом Николаевской церкви в Каменском винокуренном заводе, расположенном недалеко от Енисейска. Заказчиком церкви был чиновник Казенной палаты статский советник Иван Семенович Пестов - будущий автор изданной в 1833 году в Москве книги о Енисейской губернии. Выверенными пропорциями монументальной храмовой части здания, контрастирующей с устремленной ввысь композицией колокольни, и сдержанными, доходящими до скупости, декоративными средствами П.А.Шаров создал представительный образ небольшой православной церкви в стиле позднего классицизма. Строительство здания завершилось в 1829 году. Эффектно посаженная на берегу Енисея церковь до сих пор играет заметную роль в прибрежном ландшафте старинного села, привлекая внимание проплывающих мимо судов.

Летом 1828 года, после отъезда П.Ф.Воцкого в Иркутск, П.А.Шаров некоторое время исполнял обязанности губернского архитектора. В это время он совершал инспекционные поездки по Енисейскому и Сибирскому трактам "для наблюдения за постройкой тюремных заведений", а также занимался строительством различных казенных сооружений, в частности, "помещения военных контонистов" в Красноярске ( ныне на этом месте здание Педуниверситета по пр.Мира,83).

Выполняя каждодневную работу, П.А.Шаров никогда не забывал о своей главной цели - получении аттестата об окончании Академии художеств. В 1830 году, очевидно не без помощи енисейского губернатора А.П.Степанова, П.А.Шаров "как удовлетворительно выдержавший испытание в строительном искусстве" получает звание "художника архитектуры".

По долгу службы П.А.Шаров часто отлучался в продолжительные поездки по губернии. Во время одной из них, находясь в Енисейске, он познакомился с Варварой Михайловной Самойловой - потомком старинного енисейского казачьего рода, представители которого на протяжении XVII-XVIII веков исправно несли военную службу, приводили в подданство инородцев, были депутатами в Екатерининской комиссии, управляли русскими поселениями в Северо-Западной Америке.

Обзаведясь семьей, П.А.Шаров в 1831 году приобрел земельный участок на западной окраине города, у опушки городского сада, разбитого по новому плану Красноярска. Здесь на Садовом переулке (ныне ул.Дзержинского) он выстроил небольшой в три покоя деревянный дом с мезонином. Здесь у него родился сын Алексей, впоследствии получивший хорошее образование и ставший одним из самых уважаемых в городе и губернии чиновников. Теплые отзывы о А.П.Шарове оставил в своей летописи красноярец И.Ф. Парфентьев.

Крупной градостроительной работой П.А.Шарова был проект Троицкой кладбищенской церкви, разработка которого была предпринята в связи с принятием красноярской городской думой решения о закрытии Всехсвятского кладбища, как состоявшего внутри города, и обустройстве нового Троицкого кладбища в северо-восточной части Красноярска. В фондах краевого архива сохранился чертеж "плана месту" Троицкой церкви, выполненный П.А.Шаровым в сентябре 1834 года. По замыслу Д.А.Маковецкого и П.А.Шарова Троицкая церковь разместилась на высокой бровке Караульной горы, став значительной доминантой природно-архитектурного ландшафта столицы Енисейской губернии. Посадка здания в удивительно красивом природном окружении напоминает о лучших традициях древнерусского градостроительства, смягчая классицистическую сухость "европеизма" архитектурных форм Троицкой церкви.

Композиция этого здания восходит к одному из творений А.Н.Воронихина - Никольской церкви в Новом Усолье на Урале, храму-памятнику, выстроенному в 1813-1820 годах на средства графа А.С.Строганова в честь "избавления от нашествия галлов и с ними двадесяти язык". Сходство обоих построек не случайно - в строительстве и отделке Никольской церкви, в период ее завершения, принимали участие ученики А.Н.Воронихина, в том числе и П.А.Шаров. Решенная в четких и ясных пропорциях и укрупненных монументальных формах, кладбищенская церковь Троицы до сих пор прекрасно воспринимается с различных точек городского центра Красноярска, прекрасно увязана с силуэтом Караульной горы и замечательно согласуется с сохранившимся уголком окружающего природного ландшафта.

Интересен проект П.А.Шарова северного двухэтажного придела к енисейской Успенской церкви, составленный им в сентябре 1835 года. Несмотря на господство в современной ему архитектуре принципов классицизма, П.А.Шаров с большой тактичностью пристраивает придел, одев его в декоративные формы, почти повторившие барочно-вычурное убранство первоначального архитектурного ядра здания. Такой подход к решению форм придельного храма Успенской церкви лежал в русле начавшегося в русской архитектуре разложения классицистической архитектурной системы и постепенного перехода к эклектике.

Одновременно в сентябре 1835 года П.А.Шаров выполняет проект позднее выстроенной каменной церкви в Дудинском урочище. Примерно в это же время П.А.Шаров разработал проект каменной Георгиевской церкви в селе Белоярском, который из-за недостатка средств был осуществлен лишь в 60-х годах XIX века.

В государственном архиве Красноярского края хранятся чертежи, выполненные П.А.Шаровым в середине 1830-х годов. Это чертежи фасадов жилых домов, которые выдавались красноярским застройщикам одновременно с планами участков и разрешениями на строительные работы. Многообразные варианты простых и гармоничных фасадов, с отвечающими позднему классицизму архитектурными формами и декором, показывают свободное владение П.А.Шаровым творческим методом архитектора эпохи "типового и повторного строительства". На улицах Красноярска сегодня еще можно увидеть сохранившиеся здания, авторство которых можно приписать П.А.Шарову. Это бывшие дома купцов И.Яковлева (ныне здание по пр.Мира,14) и И.Ларионова (ныне здание по ул.Ленина,3а), дом купца Сколкова (ныне здание по пр.Мира,45), флигели бывшей усадьбы купца И.Суханова (ныне здания по пр.Мира,9).

Значительную часть деятельности П.А.Шарова составляла работа по разработке архитектурных проектов для городов и сел Енисейской губернии. Известно, например, что в 1835 году он разработал проект перестройки жилого дома купца М.Хороших в Ачинске под городскую больницу, в 1839 году он выполнил проект здания ачинского духовного правления. Оба здания представляют типичные для своего времени деревянные оштукатуренные постройки с классицистическими деталями.

В ноябре 1836 года П.А.Шаров выполнил проект иконостаса в Троицкую церковь села Бараитского, строившуюся по проекту губернского архитектора Д.Маковецкого. Исполнителями этого крупного в ампирном вкусе сооружения были красноярские мастеровые: резчик Яков Ростовых и позолотчик Степан Белозеров. Последним из них были написаны иконы в этот иконостас. Судьба еще один раз, в 1845 году свела П.А.Шарова с этой постройкой, когда ему была поручена разработка проекта придельного храма и церковной ограды.

Талант П.А.Шарова был замечен очень рано и выпестован великим Воронихиным, выросшим в обстановке "мира искусства", созданного в самых просвещенных кругах екатерининской аристократии. Творческая судьба П.А.Шарова, как представителя русской крепостной интеллигенции отчасти схожа с судьбой своего учителя, совершившего восхождение от крепостного к вершине русского архитектурного Олимпа. Будучи опытным мастером-классицистом, овладевшим всеми тонкостями своей профессии, П.А. Шаров оставил заметный вклад в развитии архитектуры Енисейской губернии 20-40-х годов XIX века - одного из выдающихся периодов русской строительной культуры, отразившего высокие идеалы гражданственности и патриотизма.

П.А.Шаров ушел из жизни в 1846 году и был похоронен на Троицком кладбище, неподалеку от алтаря одного из своих творений – храма Троицы. Сегодня на могиле П.А.Шарова стоит надгробие в виде ствола дерева с подрубленными ветвями и обвивающей его тело зеленеющей лозой. На наш взгляд могила архитектора П.А.Шарова, творчество которого навсегда вошло в анналы Приенисейской архитектуры, должна быть поставлена на государственную охрану как памятник истории, а на стене Троицкой церкви должна быть установлена мемориальная доска.

1.
1.
2.Проекты жилых домов.Арх.Шаров П.А. 1830-е гг. ГАКК
2.Проекты жилых домов.Арх.Шаров П.А. 1830-е гг. ГАКК
2.Проекты жилых домов.Арх.Шаров П.А. 1830-е гг. ГАКК-0
2.Проекты жилых домов.Арх.Шаров П.А. 1830-е гг. ГАКК-0
4.Проект жилого дома.Арх.Шаров.П.А.
4.Проект жилого дома.Арх.Шаров.П.А.
5.Николаевская ц. в селе Конторском канской округи. Арх.Шаров П.А.
5.Николаевская ц. в селе Конторском канской округи. Арх.Шаров П.А.



Кафедра ЮНЕСКО в Красноярске

Фонд Архитектурное наследие Центральной Сибири

Старые фотографии
Информационные партнеры
  • Фотохроника
    hronika24.ru
  • Памятники архитектуры и другие достопримечательности в Риме
    in-rome.ru