Церковь иконы Иверской Богоматери в Енисейске

Церковь иконы Иверской Богоматери в Енисейске

В настоящее время в Енисейске на территории Иверского женского монастыря сохраняется ряд построек, представляющих собой часть его прежнего архитектурного комплекса, на протяжении длительного времени игравшего исключительно важную роль в формировании городской застройки и её силуэта. К числу этих построек принадлежит здание церкви в честь Иконы Иверской Божией Матери, расположенное в юго-восточном углу монастырской территории, на пересечении улиц Ленина (бывшей Большой) и Лыткина (бывшей Никольской).

Любопытна история появления этой церкви в структуре комплекса монастырских строений. Она была связана с давним спором между женской обителью и енисейскими прихожанами за обладание правами на располагавшийся в монастыре каменный Христорождественский храм, сооруженный в 50-х годах XVIII века. Свое право на владение церковью монастырь основывал на том, что этот храм был выстроен на монастырской земле. Прихожане же добивались у духовных властей закрепления за ними здания церкви, ссылаясь на то, что она была выстроена «их иждивением». Еще в конце XVIII века жители Христорождественского прихода безуспешно испрашивали у тобольского епархиального начальства наименования «оной церкви приходской, а не монастырской». (1) В 1837 году распря о праве на

Христорождественскую церковь рассматривалась в Томской консистории и даже в Святейшем Синоде. С новой силой споры о принадлежности Христорождественской церкви разгорелись после учреждения в 1861 году Енисейской епархии. Несмотря на ходатайства первого енисейского епископа Никодима (Казанцева), дело, длившееся, почти пять лет, в 1868 году было завершено поручением Священного Синода «озаботится устройством в Христорождественском женском монастыре особой домовой церкви…». (2)

Как следует из сохранившихся документов церковного архива, будущая монастырская церковь, видимо, по настоянию игуменьи Афанасии (Потемкиной) получила наименование в честь Иконы Иверской богоматери, которой она в 1862 году при возведении в сан была благословлена томским епископом Порфирием. (3) Вследствие недостатка свободной монастырской территории (часть территории монастыря отошла к Христорождественской церкви после её передачи приходу) монахинями было принято вынужденное решение о приспособлении под церковное здание располагавшегося в юго-восточном углу обители каменного двухэтажного дома. Этот дом вместе с дворовым участком еще в 1837 году был приобретен игуменьей Девворой (Коноваловой) у енисейского мещанина Алексея Коренева. (4) Местоположение дома в городской застройке зафиксировал план енисейского женского монастыря, составленный в 1838 году. (рис.1) Судя по изображению, в это время дом, находившийся к востоку от монастыря, имел квадратную форму плана и слегка отступал от северной линии застройки главной городской магистрали - Большой улицы. Его восточный фасад выходил в линию застройки проложенной по регулярному плану 1827 года поперечной улицы Никольской, шедшей на юг к комплексу городских кузниц с каменной часовней в честь Николая Чудотворца. В 1843 году по духовному завещанию игуменьи Девворы дом был подарен монастырю и «увеличен…чрез прикладку к нему другой половины». (5) Приобретенный после реконструкции новый облик дома в виде вытянутого с севера на юг прямоугольного объема отразил план монастыря, датируемый началом 60-х годов XIX века. (рис.2) Находившийся в собственности монастыря дом с

целью получения дополнительных доходов сдавался в аренду. (6) Вследствие включения земельного участка бывшего домовладения мещанина Коренева в границы территории монастыря, при устройстве в 20 - 30-х годах XIX века каменной монастырской ограды её звенья примкнули к западному и северному фасадам дома. (7)

Предпринятые руководством женского монастыря действия по исполнению решения Синода об устройстве в обители «особой домовой церкви» были неожиданно осложнены произошедшим в Енисейске в августе 1869 года опустошительным пожаром. О масштабе разрушений города и комплекса строений монастыря красноречивые свидетельства оставил первый Енисейский и Красноярский епископ Никодим, посетивший город через месяц после катастрофы. В своем путевом дневнике он отметил: {В Енисейске} на две версты вдоль и на версту поперек все удобосгораемое сгорело», {в Христорождественской церкви} «крыша сорвана, колокола попадали, окна пустые, тут же стоят два каменные дома женского монастыря – обгорелые остовы». (8) Последствия огненной стихии оказались настолько разрушительными, что по предложению епископа Никодима некоторое время даже обсуждался вопрос об основании новой монашеской обители в другом месте.

Однако предпринятые светскими и духовными властями усилия по сбору средств, уже в 1870 году позволили приступить к восстановлению монастырских построек. По ходатайству генерал-губернатора Восточной Сибири М.С.Корсакова 1500 рублей было отпущено Священным Синодом. Пожертвования поступили от Енисейского епархиального попечительства (675 руб.), от елабужского купца И.И.Стахеева (10000 руб.), от купца И.Г.Пискунова (5000 руб.), от красноярской купчихи Т.И.Щеголевой (1000 руб.). Значительную сумму собрали и монастырские сборщики, разъехавшиеся по населенным местам Сибири и России. (9)

Одной из первоочередных задач по восстановлению обители, вставших перед руководством монастыря, было сооружение новой монастырской церкви. Судя по тому, что антиминс для этой церкви был «священнодействован» епископом Никодимом 25 сентября 1869 года, к реализации замысла переустройства поврежденного огнем каменного дома в «домовую церковь» в монастыре приступили сразу после августовского пожара. (10)

С этой целью был заказан проект будущей монастырской Иверской церкви. Предположительно его автором мог быть енисейский губернский архитектор Г.Я.Судовский. (11) Проект церкви, как сообщает Д.Евтихиев, был утвержден «начальником Енисейской губернии» А.Д. Лохвицким в апреле 1871 года. (12) По благословению епископа Енисейского и Красноярского Павла (Попова) закладка Иверской церкви состоялась 21 апреля 1871 года. (13) Строительство новой монастырской церкви осуществлялось быстрыми темпами, главным образом, на вклад «неизвестного благотворителя». Уже 14 октября 1872 года после окончания строительных работ и обустройства интерьера церковь была освящена. По благословению Святейшего Синода Указом Енисейской духовной консистории от 11 октября 1873 года монастырь был официально переименован в Иверский «по сооружении при оном, из каменного корпуса, церкви в честь иконы Иверской Божией Матери». (14) К моменту официального открытия в Енисейске Иверского монастыря работы по восстановлению его построек в основном были завершены. И лишь обгоревшие стены и башни монастыря были окончательно исправлены к 1882 году. (15) По отзыву енисейского епископа Павла монастырь был «благоустроен в лучшем виде, чем был прежде».

Выстроенная Иверская церковь нашла отражение на выполненном в 1875 году плане монастыря. (рис.3) Своим восточным фасадом здание вышло на западную линию застройки Никольской улицы, а южным фасадом - в северную линию застройки улицы Большой. Зафиксировав, таким образом, юго-восточный угол территории монастыря, церковь, благодаря своим архитектурным формам, приобрела роль важного акцента в пространственно-

силуэтной композиции комплекса монастырских построек и окружающей застройке. Вследствие местоположения её объем стал хорошо восприниматься с дороги, подходящей к монастырю с восточной стороны – из Красноярска. (рис.13)

Наиболее ранние из известных нам сведения о состоянии выстроенной в монастыре Иверской церкви, содержатся в опубликованном священником Д.Евтихиевым в 1885 году в Енисейских епархиальных ведомостях довольно подробном описании здания. (16) Приводим некоторые выдержки из этого описания: «Церковь одноэтажная, квадратная, длиною на 8 саженях с 1 аршином, шириною 7 саженей и один аршин. К западной и северной сторонам церкви сделана деревянная двухэтажная пристройка; в верхнем этаже западной пристройки сделана кладовая для архива и ход на хоры, а в низу паперть. В пристройке с северной стороны внизу и вверху устроены келии для монахинь, проходящих послушание при церкви. Против алтаря с северной стороны для входа в пономарскую, пристроено каменное крыльцо.

Купол церкви восьмиугольный, с семью круглыми окнами, украшен железным вызолоченным крестом с резными словами в средине: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко»…Кровли на церкви и пристройке железные. Окон в алтаре с восточной стороны два и по одному окну в диаконнике и пономарской. В церкви окон с южной стороны четыре, с западной и с северной сторонам по одному. Алтарь с деревянным куполом, в коем 7 небольших окон; купол алтаря украшен железным вызолоченным крестом с резными словами в середине «Вознесыйся на крестъ волею»…Стены церкви внутри и снаружи выбелены. Для входа в церковь двое дверей с западной и южной сторон».

Интересные сведения «описание» Иверской церкви содержит о церковной колокольне: «Колокольня устроена хотя и вблизи церкви, но отдельно от нее, - в восточной башне монастырской ограды. На ней семь колоколов незначительного веса, так, что самый большой с чеканной надписью: «заутра услыши гласъ мой» весом только 10 пудов 10 фунтов.» (17) Эта башня монастырской ограды, выстроенной в 20-х и 30-х годах XIX века, изображена на планах Иверского монастыря 1838 года, 1860-х годов и 1875 года в южной линии его архитектурного комплекса. (рис.1,2,3,14)

Из опубликованных Д.Евтихиевым сведений, сопоставленных с данными натурного обследования памятника, выявляется характер выполненной реконструкции бывшего монастырского дома. Его частично сохраненные кирпичные стены были дополнены сложенными из обтесанных бревен деревянными стенами с западной и северной стороны. В образованном таким образом объеме здания, как сообщает его «описание», были размещены: в северной части кельи для послушниц, а в западной – паперть и хоры. Как сообщает Д.Евтихиев, помещение собственно церкви (храмовой части без притвора) получило продольный размер в восемь саженей и один аршин (около 17.75м.), и ширину, равную семи саженям и одному аршину (около 15.62м.). К моменту составления «описания» здание сохраняло полученные при реконструкции четыре входа с крыльцами: два на северном фасаде (на крайних западной и восточной осях) и по одному на западном и южном (на крайней западной оси) фасадах. (рис.3)

Фотоснимки Иверской церкви 1880-х годов, дополняющие сведения приведенного «описания», показывают, что объем здания (над его храмовой частью) был изначально завершен шатром, установленным на крупном двухъярусном восьмигранном барабане. Такую же форму несколько меньшего по размеру завершения получила и алтарная (композиционно не выделенная) часть здания. (рис.4,5) Конструктивное устройство барабанов, выполненных из дерева для удешевления строительства и облегчения веса, предполагало, судя по наличию на их гранях восьмигранных (в описании названы круглыми) оконец, пропуск света для лучшего освещения интерьера церкви. Об этом свидетельствует и сохранившийся в перекрытии здания значительный по размеру восьмигранный проем, в прошлом представлявший собой основание светового барабана.

В несколько однообразной архитектурной декорации оштукатуренных фасадов церкви доминируют обрамления высоких с трапециевидными перемычками окон. Они имеют вид широкой рамы «ушастого» типа с мелко профилированным двускатным навершием, дополненным небольшими «плечиками». Нижние части оконных наличников опираются на профилированную тягу, протянутую по верху цоколя вокруг всего здания.

Правдиво выявляя внутреннюю структуру постройки, её внешние стены расчленены филенчатыми лопатками. (рис.4)

Пространственное решение интерьера Иверской церкви отражало одну из существенных черт, присущих храмам зального типа, - устройство расположенных в два ряда столбов, поддерживающих выполненное в одном уровне перекрытие. Однако свойственная зальным постройкам цельность внутреннего пространства в здании Иверской церкви оказалась нарушена размещением в его северной части жилых помещений. (рис.6,7) Главным элементом убранства интерьера церкви был небольшой одноярусный иконостас «с колоннами», окрашенный карминовым цветом с позолотой резных деталей. (рис.8)

Особенности внешнего облика Иверской церкви, созданной предположительно архитектором Г.Я.Судовским, были связаны с активным распространением в 50-70-х годах XIX века в архитектуре православных церквей Енисейской губернии национального художественного стиля. Прочная основа этого стилевого направления на приенисейской земле была заложена в середине 1840-х годов с началом сооружения в Красноярске Богородице-Рождественского собора, созданного крупнейшим русским архитектором середины XIX века – К.А.Тоном. (рис.9) Важно отметить, что художественные идеи Тона в это время находили отражение не только в строительстве православных храмов с использованием тоновских образцов (церковь Параскевы в селе Барабанове 1855-1857гг.), но и получали дальнейшее развитие в формах церковных построек, созданных по проектам работавших в Енисейской губернии архитекторов: Я.И.Алфеева, Б.М.Набалова, Я.М.Набалова, А.Ф.Хейна. В числе их самостоятельных произведений, выполненных в духе тоновской архитектуры, следует указать часовню Параскевы (1855г.арх.Я.И.Алфеев), колокольню Воскресенского собора (1855-1861гг. арх.Я.И.Алфеев), здание деревянного Архиерейского дома (1860-е гг., арх. А.Ф.Хейн) в Красноярске, Вознесенскую церковь (1857-1858гг. арх.Б.М.Набалов) в селе Коркинском под Красноярском. (рис.10)

Этот список построек может быть дополнен и рассматриваемой нами енисейской Иверской церковью, созданной очевидно не без ориентации на одно из ярких тоновских творений – собор Рождества Богородицы (1845-1861гг.) в Красноярске. Об этом говорит обращение при работе над проектом енисейской церкви к типу зальной постройки, наиболее близким и хорошо

знакомым образцом которой был красноярский храм. К числу заимствований следует отнести и шатровые завершения красноярского образца, а также восходящий к арсеналу форм древнерусской архитектуры примечательный прием наклона внутрь здания стен основания барабана его центрального шатра. Вместе с тем нельзя не отметить сходство некоторых черт архитектуры Иверской церкви с образцовыми проектами церквей, содержавшимися в изданиях 1850-х годов, в частности, с одним из образцовых проектов деревянной церкви на пятьсот человек. С этим образцом енисейскую постройку роднит восьмигранная форма оконных проемов шатровых барабанов, трапециевидная форма оконных перемычек и рисунок оконных обрамлений. (рис.11,12)

Иверская церковь одноименного женского монастыря в Енисейске представляет собой постройку периода архитектурной эклектики второй половины XIX века, сочетающую в своем облике, наряду с широко бытовавшими в русской архитектуре этого времени композиционными приемами и формами, индивидуальные черты, обусловленные функциональными особенностями постройки (домовой церкви) и спецификой превращения гражданского здания в культовое сооружение.

Статья написана в 2002 году.

ПРИМЕЧАНИЯ:
1.Фаст Г. Енисейск православный. Енисейский благовест. Красноярск, 1994, С.30;
2. Евтихиев Д. Описание Енисейскаго Иверскаго девичьяго монастыря. Енисейск. Типография М.А.Абалакова, 1887, С.14;
3. Евтихиев Д., Указ.соч., С.36;
4. ГАКК,ф.561,оп.1.д.1,л.6;
5. ГАКК,ф.561,оп.1.д.1,л.6об.;
6. Священник Афанасий – автор краткого очерка о енисейском женском монастыре вначале 1860-х гг. писал: ««Монастырю же принадлежит на восточной стороне его, каменный двухэтажный дом с особым двором и службами, приобретенный и пожертвованный монастырю игуменью Девворою. Дом этот отдается в наем под квартиры и приносит в год от 200 до 300 рублей серебром, включая в то число и потребное количестводенег на ремонт дома». - Афанасий. Краткое сведение об Енисейском женском Христо-Рождественском 3 класса монастыре Памятная книжка Енисейской губернии на 1863г. СПб., Типография Иосафата Огризко.1863, С.348;
7. Возможность строительства каменной монастырской ограды появилась в 1824 году, после того, как на ее сооружение «по высочайшему дозволению» по ходатайству архиепископа Иркутского Михаила из казны было отпущено 1142 рубля восемьдесят пять с половиной копеек. - Евтихиев Д. Описание Енисейского Иверского девичьего монастыря в г.Енисейске. Енисейск., 1887, С.2. Сооружение ограды осуществлялось по проекту, составленному в сентябре 1824 года енисейским губернским архитектором Воцким П.Ф. Ограда на западной и южной сторонах монастырской территории была отстроена в 1829 году. - Мамеев С.Н. Справка по истории г.Енисейска и его церквей 1920г. ГАКК,ф.р-1675,оп.1.д.50,л.6. К 1830 году строительство ограды было приостановлено из-за недостатка средств. Работы продолжились после того, как из казны было дополнительно получено четыре тысячи рублей. - ГАКК,ф.56,оп.1.Д.1,л.4; В 1831 году историк Пестов И., автор известного труда о Енисейской губернии, писал: «В 1829 году по ходатайству Игуменьи Деворы, на Всемилостивейше пожалованные от Государя Императора Николая Перваго четыре тысячи рублей монастырь сей обнесен правильной архитектуры каменною оградою с башнями и вид имеет величественный…» - Пестов И. С. Записки об Енисейской губернии Восточной Сибири, 1831 года, составленные статским советником И. Пестовым. - Москва: Унив. тип., 1833,С.143;
8. ГАКК, ф.561,оп.1,д.183, л.1об.;
9. Фаст Г. Указ.соч., С.53;
10. Мамеев С.Н. Справка по истории г.Енисейска и его церквей. ГАКК,ф.р-1675,оп.1.д.50,л.4;
11. Енисейский губернский архитектор Г.Я.Судовский известен рядом проектных работ по линии церковного ведомства. Так, в 1871 году им был выполнен проект перестройки Покровской церкви в Красноярске. - ГАКК,ф.674,оп.1.д.7572, л.14; Г.Я.Судовский мог быть причастен к составлению проекта деревянной батальонной церкви во имя Александра Невского, выстроенной в Красноярске в 1872-1873 годах.
12. Евтихиев Д.,Указ.соч., С.19;
13. Там же С.19;
14. ГАКК,ф.561,оп.1,д.219,л.87;
15. Евтихиев Д. Указ.соч.,С.19;
16. Евтихиев Д. Описание Енисейского девичьего Иверского монастыря. Енисейские епархиальные ведомости. Красноярск, 1885,№7, С. 244;
17. Евтихиев Д.,Указ.соч., С.224

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ:

ГАКК – Государственный архив Красноярского края
РГИА – Российский государственный исторический архив

1. План монастыря 1838г. ГАКК
1. План монастыря 1838г. ГАКК
2. План монастыря. 1860-е гг. РГИА,ф.835,оп.1,д.147
2. План монастыря. 1860-е гг. РГИА,ф.835,оп.1,д.147
3. План монастыря 1875г. ГАКК
3. План монастыря 1875г. ГАКК
4.Иверская церковь.фото 1880-х гг.
4.Иверская церковь.фото 1880-х гг.
5.Иверская церковь. фото нач.ХХв.
5.Иверская церковь. фото нач.ХХв.
6.План 1 этажа Иверской церкви.Обмер 1987г.
6.План 1 этажа Иверской церкви.Обмер 1987г.
7.План 2 этажа Иверской церкви. Обмер 1987г.
7.План 2 этажа Иверской церкви. Обмер 1987г.
8.Иконостас Иверской церкви.фото из журнала Кормчий.1907г.
8.Иконостас Иверской церкви.фото из журнала Кормчий.1907г.
9. Проект соборной церкви в Красноярске. 1840-е гг. арх.К.А.Тон
9. Проект соборной церкви в Красноярске. 1840-е гг. арх.К.А.Тон
10.Образцовый проект церкви. 1840-е гг.арх.К.А.Тон
10.Образцовый проект церкви. 1840-е гг.арх.К.А.Тон
11.Образцовый проект. 1850-е гг.
11.Образцовый проект. 1850-е гг.
12.Детали образцового проекта.1850-е гг.
12.Детали образцового проекта.1850-е гг.
13. Иверский монастырь в Енисейске.фото из журнала Кормчий.1907г.
13. Иверский монастырь в Енисейске.фото из журнала Кормчий.1907г.
14.Иверская церковь.фото из журнала Кормчий.1907г.
14.Иверская церковь.фото из журнала Кормчий.1907г.



Кафедра ЮНЕСКО в Красноярске

Фонд Архитектурное наследие Центральной Сибири

Старые фотографии
Информационные партнеры