Календарь 400 лет Енисейску -купить


Декор Покровской церкви в Красноярске

Добавлена: 03.05.2016
Добавил: Admin
Объект: Покровская церковь по ул.Сурикова, 26 в Красноярске
Декор Покровской церкви в Красноярске

 

Автор статьи: Старцева Екатерина Андреевна

Руководитель: Купрякова Ирина Владимировна, МБОУ СШ №64, учитель истории

Научный руководитель: Шумов Константин Юрьевич

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении всей своей истории человек всегда стремился к красоте. Об этом нам говорят даже жилища первобытного человека – пещеры, которые наш далёкий предок украшал рисунками в меру своих возможностей.

Развиваясь, человечество придумывало всё более сложные формы украшений. Сегодня мы любуемся памятниками архитектуры прошлого, которые поражают нас пышным декором или, наоборот, строгой аскетичностью. Это происходило в силу того, как понимали на определённом историческом отрезке времени красоту наши предки.

Многое разрушило время, социальные потрясения и потребности современного города. То, что уцелело, часто находится в плачевном состоянии, и мы проходим мимо равнодушно, не задерживая свой взгляд на том или ином памятнике архитектуры, которым по праву может гордиться Красноярск.

Наш город, к сожалению, не может похвастаться обилием произведений архитектуры прошлого, которые могли бы поразить воображение современного красноярца. Но даже то немногое, что сохранено сегодня, при пристальном изучении даёт возможность говорить о том, что наши предки были неравнодушны к красоте и понимали в ней толк.

Наше внимание привлекло самое старинное строение Красноярска – Покровская кафедральная церковь, находящаяся ныне в историческом центре города на улице, носящей имя великого русского художника В.И. Сурикова. И не только потому, что это памятник конца ХVIII века, не только потому, что оно относится к стилю барокко, который редко встретишь на улицах нашего города. Нас заинтересовало удивительно обильное декоративное убранство фасадов церкви, в котором, к своему удивлению, мы нашли элементы декора разных эпох и разных художественно-стилевых направлений.

Таким образом, мы поставили перед собой цель – проанализировать внешнее декоративное убранство Покровской церкви, набор образующих его элементов с отнесением их к конкретным арсеналам художественно-стилевых форм.

Для достижения этой цели, мы поставили следующие задачи:

  1. Познакомиться с литературой, в которой даётся характеристика языческого, православного декора, а так же декора Юго-Восточной Азии. Так как мы предположили, что в убранстве Покровской церкви можно встретить элементы этих декоров;

  2. Провести натурное обследование Покровской церкви, для того, чтобы выявить, какие элементы декора сегодня украшают её;

  3. Сопоставить примеры декора, взятые из литературы с теми, которые мы обнаружили сегодня на стенах Покровского собора.

При написании работы мы использовали следующие методы:

  1. Систематизация и анализ материала;

  2. Сравнительный анализ;

  3. Натурное обследование.

Проблема нашего исследования заключается в том, что за время своего существования церковь не раз меняла свой облик. Мы решили остановиться на том варианте, в каком она выглядит в настоящий период.

Мы выдвинули гипотезу, что зодчие Покровской церкви, которые, как известно, не были академически обученными архитекторами, а принадлежали к низам посадского населения сибирских городов, сознательно использовали для украшения церкви декоративные элементы, имеющие символическое значение, не только разных эпох, но и разных культур. В частности, это были элементы декора восточных стран, а именно Китая, с которым Сибирь в XVII-XVIII веках имела устойчивые торговые и культурные связи.

Корпус источников составили в нашем исследовании работы красноярских краеведов, архитекторов, искусствоведов, которые писали о Покровской церкви. К сожалению, мы не нашли работ, которые были бы посвящены изучению внешнего убранства церкви. Поэтому мы считаем, что наша работа носит актуальный характер.

Среди современных культовых зданий, которые сохранились на сегодняшний день в нашем городе, Покровская церковь, пожалуй, единственная, которая отличается своим пышным убранством, так гармонично совмещающем в себе различные представления о красоте. Внешнее убранство храма часто дает нам возможность судить о тех уникальных навыках, которыми владели наши предки. Как писал известный русский художник И. Э. Грабарь: «Виртуозность отделки храма при сравнительно скудных средствах по истине изумительна». Эти слова можно смело отнести и к Покровскому кафедральному собору в Красноярске.

А знания, более глубокие о том или ином памятнике нашего культурного наследия, сделают нас только богаче. Это стало серьёзной мотивацией для нашей работы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Понятие «декор»

Слово декор происходит от латинского слова «decoro», что означает «украшаю», и означает совокупность элементов, которые составляют внешнее оформление архитектурного сооружения или его интерьеров. (Рис.1) Большая Советская энциклопедия даёт нам определение, что «декором называют систему украшений сооружения (фасада, интерьера или изделия). Выступая в единстве с их объемно-пространственной композицией, декор, как простой (например, одноцветная покраска), так и сложный (сочетающий орнамент и изображение, скульптуру и роспись), становится её элементом, акцентирует выразительность композиции или зрительно преобразует её, внося свойственные самому декору масштабные отношения, ритм, колорит. Декор – одно из средств зрительного объединения в ансамбль отдельных зданий или предметов». [6]

Для украшений существует много общепринятых способов и приёмов, и декор может быть живописным, скульптурным и архитектурным. Так же он подразделяется на активный и пассивный.

Активный декор соответствует конструкции постройки и непосредственно связан с её функцией и формой. Пассивный же декор необходим только для украшения здания или отдельного изделия.

Декор необходим для того, чтобы украсить, придать определённую законченность архитектурному сооружению, или какой-либо определённой его части.

Как известно, декор на культовых зданиях, помимо вышеперечисленного, был необходим для привлечения в собор «темных», то есть неграмотных людей и являлся для них, своего рода, книгой. Этому способствовали многочисленные скульптурные изображения, барельефы, мозаичные картины, которые нередко украшали храмы в различных частях света.

Орнамент, которым часто украшены соборы, играет важную роль в их восприятии. Как пишет руководитель творческой мастерской «Царьград» Дмитрий Трофимов: «Орнамент – почерк эпохи, в нём наиболее сжато и отчётливо выражается художественный стиль времени. На первый взгляд орнамент выполняет подчинённую роль в художественном произведении. Но, как в ткани музыкального симфонического произведения значимо звучание каждого инструмента, сколь бы ни мала была его партия, так и художественная образность орнаментальных форм приобретает свои смысл при их рассмотрении в едином композиционном организме украшения храма.» [3;1]

Нам кажется, что эти слова очень точно подходят к рассмотрению декоративного убранства Покровского кафедрального собора в нашем городе. При ближайшем изучении мы пришли к выводу, что на стенах Покровского собора прекрасно сочетаются элементы не только традиционно присущие декору христианских построек. На фасадах храма мы обнаружили элементы украшений, которые берут своё начало в языческой дохристианской культуре, а также имеют явное восточное происхождение. При чем, скорее всего, это элементы украшений стран Юго-Восточной Азии.

Прежде чем мы будем разбирать декоративное убранство Покровской церкви, скажем несколько слов об орнаменте Юго-востока и язычества.

Языческий орнамент

Искусство декорирования появилось одновременно с развитием культуры древних людей, но постепенно приобретало особые черты, характерные для населения различных культур и исторических эпох. (Рис. 2)

Важное место в искусстве декора занимает орнамент – узор, основанный на повторе и чередовании соответствующих его элементов. Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент акцентирует архитектонику предмета, на которую он нанесён. Используя отвлеченные, геометрические формы, орнамент способен выразить самые разнообразные ощущения: сдержанность, торжественность, внутреннее напряжение или спокойствие и многое другое.

Орнамент язычества наделялся особым смыслом и значением и должен был оградить человека от всего дурного. Древнейшие мотивы, изображавшие подобие пиктограммы (квадрат, ромб, куб), являлись условными символами солнца и считались священными изображениями.

Пожалуй, самая главная роль отводилась солярным символам – то есть символам солнечной стихии, и была связана с приобретением как материальных, так и духовных благ, их преумножением. Знак солнца обозначает благо и справедливость, который несёт в себе огромный заряд светлой магической энергии. Этот знак можно увидеть на шлемах и доспехах воинов, в орнаменте русских прялок. На избах его вырезали на кокошнике в качестве магического громоотвода. Среди солярных знаков нет ни одного, приносящего вред. Солнце – это и всевидящее око. Круг символизирует бесконечность, совершенство и законченность.

Ромб – символ плодородия, засеянного поля. Квадрат – идея земного материального мира. Часто круг и квадрат встречаются в древней символике, объединёнными в единый рисунок. Если квадрат символизирует земное пространство, то круг – небесный купол. Недаром в архитектурной символике православного крестово-купольного храма мы видим, что квадрат положен в основание плана и переходит в круглый барабан купола.

Так же, часто в языческом орнаменте встречается использование декоративного письма, вписанного в горизонтальную полосу.

Декор Юго-Восточной Азии

Рассматривая вопрос о декоративном убранстве храма, мы часто сталкивались с упоминанием о том, что и в древней славянской культуре, и более поздней европейской культуре, а так же русской культуре встречаются мотивы, которые пришли к нам с Древнего Востока. Общеизвестно, что страны Индокитая отличаются богатой и разнообразной архитектурой. (Рис. 3)

Многие исследователи отмечают, что элементы пышного декора в Бирме, Таиланде, Камбодже своими корнями уходят в культуру Древней Индии. Их истоки в таких религиозно-философских течениях, как индуизм и буддизм. Конечно, каждая страна привносила свои индивидуальные особенности, но высокоразвитая индийская цивилизация длительное время объединяла и способствовала постепенному формированию национально-специфических стран Юго-Восточной Азии.

Восточный орнамент отличается стройностью ритма, четкостью изображения декоративных элементов, гибкостью контурных очертаний, лаконичностью форм.

В обильном пластическом декоре Востока преобладает растительный орнамент. Конструкция завершается конусообразными шпилями, напоминающими язычок пламени. Такой элемент называется «тхи».

Излюбленным элементом восточного декора является цветок лотоса. Так, в Таиланде можно увидеть статуи Будды, глаза которого представляют собой бутоны лотоса.

Часто используется разнообразный геометрический орнамент.

Покровский кафедральный собор в Красноярске

Мы не стали долго останавливаться на подробном исследовании языческого и восточного декора. Это было нам необходимо для того, чтобы преступить к основной теме нашей работы - декоративном убранстве Покровской церкви в Красноярске. (Рис. 4)

Храмы в Православной Церкви стро