О первоначальном архитектурном облике памятника архитектуры конца ХIХ века - Ольгинской церкви в селе Ольгино

О первоначальном архитектурном облике памятника архитектуры конца ХIХ века - Ольгинской церкви в селе Ольгино

О первоначальном архитектурном облике памятника архитектуры конца ХIХ века - Ольгинской церкви в селе Ольгино

 

        Данная работа призвана расширить существующие знания об объекте культурного наследия регионального значения «Ольгинская церковь, 1899 г.», расположенном по адресу: Красноярский край, Уярский район, с. Ольгино, ул. Центральная, 2а, принятого на государственную охрану Решением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 16.06.1980 № 384-15.

       До настоящего времени строительная история Ольгинской церкви изучалась в связи с проводимыми на ней в 2005 году ремонтно-реставрационными работами. Однако, проект реставрации, по которому частично были выполнены работы, не предполагал восстановления колокольни здания церкви, так как вид её не был известен. Также неизвестным оставалось имя автора постройки. Здание однопрестольной деревянной церкви, освященной во имя Святой равноапостольной княгини Ольги было построено в 1897-1898 гг. в поселке Ольгинском, во время прокладки Средне-Сибирского участка Великой Сибирской железной дороги. Начальником экспедиций, образованных в 1887 и 1888 годах созданных для изысканий условий сооружения данного участка состоял инженер Н.П. Меженинов, руководивший в последствии постройкой всей линии дороги от Оби до Иркутска.

       В строительстве данного участка принимали участие инженеры М. Ястребов, Н. Нехорошев, Л. Блуменау, М. Циглер-фон-Шафгаузен. Исследователем строительства церкви, архитектором О. Руссу в «Исторической записке о церкви в селе Ольгинском» (Раздел: историко-архивные и библиографические исследования проектной документации, выполненной в 2005 году) так описывается начало работ по её возведению: 

«Строительство церкви началось в 1897 году. 11 июля этого года сотрудниками железнодорожного ведомства: начальником IХ участка инженером М. Ястребовым, начальником третьей дистанции Н. Нехорошевым, начальником первой дистанции IХ участка Л. Блуменау и начальником четвертой дистанции инженером М. Циглер-фон-Шафгаузеном был составлен акт освидетельствования котлована, вырытого под фундамент здания.

В акте отмечалось, что котлован был вырыт согласно «утвердительного плана фундамента церкви, глубина котлована везде взята на отметке 245,25 при обрезе фундамента на отметке 246,25». Проект Ольгинской церкви, вместе с проектом на строительство церкви на станции «Петрушково» канского округа был представлен главным начальником работ по постройке Средне-Сибирской железной дороги Н.П.Межениновым в июле 1897 года в Енисейскую духовную консисторию. Проекты церквей сопровождались генеральными планами отводимых земельных участков и копиями актов освидетельствования грунта, выполненных на основании порядка, предусмотренного циркуляром МВД от 26 сентября 1867 года.

Несмотря на резолюцию епископа Красноярского и Енисейского - Акакия о необходимости пересылки в енисейское строительное отделение для утверждения проектных материалов, представленных Н.П.Межениновым, в отделение были направлены только чертежи церквей без генеральных планов и актов освидетельствования грунта. Вследствие этого присланные проекты в ноябре 1897 были возвращены в консисторию из-за неправильного их оформления. В своем отношении в консисторию губернский инженер Павлов В.И. сообщал: «Проекты должны быть приведены в требуемый техно-строительным комитетом вид: наклеены на коленкор, чтобы весь проект удобно складывался по форматам, и снабжены генеральными планами местности. Кроме того Консистории известно, что к проектам должны быть приложены копии с них (хотя бы на кальке) и акты освидетельствования грунта земли».

Возникшая по вине Н.П.Меженинова задержка в утверждении проектных материалов, из-за их несоответствия требованиям строительного отделения, была вскоре устранена. 16 декабря 1897 года из Енисейской духовной консистории в адрес строительного отделения Енисейского губернского правления были повторно направлены на рассмотрение и утверждение проекты деревянных церквей, «сооружаемых» на станциях Петрушково и Ольгино.

К проектам зданий, изображенным на четырех картонах каждый, были приложены генеральные планы «местностей вокруг строящихся церквей» и копии актов освидетельствования грунта. Согласно клировым ведомостям церквей Канского округа за 1900 год деревянная церковь при станции Ольгинской была построена в 1898 году. Таким образом, здание церкви было возведено за один строительный сезон, не считая времени, затраченного летом 1897 года на выполнение котлована под фундамент.

Судя по тому, что в прошлом на территории Енисейской губернии протяженность строительного сезона составляла, пять месяцев, — с первого апреля по первое сентября, можно предположить, что возведение здания было завершено к началу сентября 1898 года. Приход в селе Ольгинском был открыт в 1899 году и назван, как уже указывалось нами, в честь великой княгини Ольги Николаевны (1895-1918г.). В состав прихода вошли жители близлежащих деревень: Марьевской и Панова, расположенных в двенадцати и семи верстах соответственно.

Самым ранним из обнаруженных нами документов, содержащих краткое описание здания Ольгинской церкви, является клировая опись церквей и причтов Канского округа за 1900 год. Эта опись сообщает: «Здание деревянное, с такою же колокольнею, крепка, но требует ремонта, так как очень холодна; ограда вокруг церкви сплошная деревянная окрашена. Престол в церкви один во имя Святой Равноапостольной Княгини Ольги Российской».

         В изданном в 1916 г. «Кратком описании приходов Енисейской епархии» сказано: «Ольгинский приходъ открытъ въ 1899 году и названъ Ольгинскимъ в честь Августейшей Дочери Его Императорского Величества Ольги Николаевны. Местоположение прихода гористое и здоровое. Село находится въ 124 вер. отъ Красноярска, въ 105 в. отъ Канска, въ 5 в. отъ жел.-дор. станции Клюквенная, въ 5 в. отъ почтоваго отделения и волостного правления в с. Уярскомъ, врачебный пунктъ есть в самомъ Ольгинскомъ. Деревни: Марьевская в 12 в. и Панова–7 в пути сообщения удобны. Церковь въ приходе одна, деревянная, построена въ 1899 г., съ однимъ престоломъ во имя св. благоверной Княгини Российской Ольги. Летопись церковная ведется с 1914 г. Библиотека при церкви есть, но небольшая. Въ приходе 5 министерскихъ школъ: въ селе (двухклассная), въ дер. Марьевской и въ трехъ латышсихъ участкахъ. При церкви въ 1913 г. открыто приходское попечительство. Штатный причтъ состоитъ изъ священника и псаломщика, съ жалованиемъ 400 р. свящ. и 200 р. псал. Доходовъ за требоисправления въ 1914 г. получено 524 р. 37 к. на причтъ. Причтовый домъ одинъ, общий для священника и псаломщика. Земли 100 дес. Капитала церковнаго 926 р. 73 к. Населения 1027 муж. и 1038 жен. Население стоставляютъ переселенцы изъ Тамбовской, Киевской, Харьковской, Полтавской и др. губ. Жители занимаются земледелиемъ.»

        В изданном в 1900 году в Санкт-Петербурге «Товариществом Художественной печати по заказу министерства путей сообщения «Путеводителе по великой сибирской железной дороге» о станции Ольгино существует несколько упоминаний, некоторые из которых посвящены также строительству одноименной церкви:

«По мере открытия движения къ востоку по Великому Сибирскому железнодорожному пути, переселенческая волна, въ стремлении своемъ въ томъ же восточномъ направлении, прогрессивно стала увеличиваться, почему съ 1896-1897 годовъ Комитетомъ по сооружению Сибирской железной дороги открыты въ пределахъ Енисейской губернии четыре врачебно-питательныхъ переселенческихъ пункта:

1) при ст. Ачинск для обслуживания водворения в Ачинскомъ уезде;

2) при ст. Красноярскъ въ узле движения переселенцевъ в Красноярский и Минусинский уезды;

3) при ст. Ольгино и

4) при ст. Канскъ для переселенцевъ, направляющихся въ въ Канский уездъ, где отведено съ 1895 года наибольшее число участковъ.» «Для удовлетворения религиозно-нравственныхъ потребностей переселенцевъ и вообще всего населения въ районе Великой Сибирской магистрали, на средства фонда имени Императора Александра III-го, въ пределахъ губерний Восточной Сибири, предприняты следующие предприятия:

1) Сооружены 3 деревянныхъ церкви при станцияхъ Ольгинской и Петрушковой, Енисейской губ., при станции Зима, Иркутской губ.

2) Сооружена деревянная церковь въ селении Ново-Березовскомъ, Минусинского уезда.

3) Сооружены 2 деревянных церкви на станцияхъ Иланская и Половина, въ пределахъ Иркутской губ.

4) Сооружаются 4 деревянных церкви въ поселкахъ Ново-Александровскомъ, Тимониномъ, Ельнике и Горбы, Ачинского уезда.

5) Сооружаются две школы въ поселкахъ Ново-Александровскомъ и Ильинскомъ, Ачинского уезда.»

«29) ст. Ольгинская. III класса. буфетъ (837 вер. отъ Кривощековка, 2169 вер. отъ Челябинска). Эта станция, такъ же какъ и образовавшийся близъ нея переселенческий поселокъ, наименованы в честь ея императорского высочества Великой Княжны Ольги Николаевны. Поселокъ заселенъ выходцами изъ Орловской, Тамбовской, Полтавской и Харьковской губерний.

Для духовно-нравственныхъ потребностей, какъ железнодорожныхъ служащихъ, такъ и новоселовъ Ольгинскаго селения, съ Высочайшего соизволения на средства фонда имени Императора Александра III-го сооружена здесь деревянная церковь во имя св. Ольги и въ честь Ея императорского высочества Великой Княжны Ольги Николаевны. Храмъ, заложенный 11 июля 1897 г., освященъ 27 марта 1899 г. преосвященнымъ Евфимиемъ, епископомъ Енисейскимъ и Красноярскимъ.

Его Императорское Величество Государь Императоръ изволилъ осчастливить местное население своимъ высокомилостивымъ вниманиемъ – пожертвованиемъ въ даръ новому храму священныхъ сосудовъ и полнаго колокольнаго звона. При станции врачебно-питательный переселенческий пунктъ для регистрации и направления переселенцевъ на отмежеванные участки Канскаго уезда. Здесь же местопребывание переселенческаго чиновника.

Въ 5 вер. село Уяръ (Спасопреображенское) на Сибирскомъ тракте, Канскаго уезда, 1248 д. об. п. Церковь Спасо-Преображенская, церковно-приходская школа. Отъ станции Ольгинская линия спускается предельными уклонами (0,150) въ долину р. Рыбной и пересекаетъ эту реку железнымъ мостомъ, отверстиемъ въ 60 саж.»

        Учитывая приведённую цитату, возможно предположить круг населённых пунктов в которых могли быть выстроены церкви по тому же проекту, что и церковь на станции Ольгино. В этом же издании приводится проект (рис. 1), названный как «Типъ постройки церквей въ переселенческихъ поселкахъ и на станцияхъ железной дороги». На чертеже, изображён западный фасад деревянной церкви, схожей по композиции и декоративному оформлению с западным фасадом церкви в селе Ольгинском.

        В правом нижнем углу чертежа находится автограф архитектора-автора проекта Н.М. Соловьёва. Сопоставление размеров фасада церкви на чертеже, вычисленных благодаря масштабной линейке с размерами соответствующего фасада памятника подтверждает их идентичность. Таким образом, впервые установлено, что авторство проекта церкви в селе Ольгинском принадлежит архитектору Н.М. Соловьёву.

        Как известно, по проектам Н.М. Соловьёва в Новониколаевске (территория современного Новосибирска) были выстроены два храма. Один из них каменный во имя св. Александра Невского и второй деревянный при станции Обь во имя Даниила Пророка. Последняя была освящена 29 ноября 1899 г. Её постройка обошлась в 12 тыс. рублей. При церкви была открыта школа.

       Церковь при станции Обь была построена «ввиду отдаленности станции от центра возрастающего города» («Томские епархиальные ведомости», № 8, 1899.). Авторству архитектора Н.М. Соловьёва принадлежит также здание железнодорожного вокзала в Новониколаевске (построено в августе 1898г.), и здание железнодорожного вокзала высшего II класса в Красноярске, (построено в 1896 г.). Таким образом, по проекту деревянной церкви, приведённому в «Путеводителе по великой сибирской железной дороге», выполненному архитектором Н.М. Соловьёвым, были выстроены церкви: Даниила Пророка на станции Обь, которая была перестроена в последствии томским архитектором К.К. Лыгиным (рис. 2), Ольгинская церковь на станции Ольгино (рис. 7), церковь св. великомученика Феодора Тирона на станции Зима (рис. 3) и железнодорожная церковь у станции Раевка (рис. 4).

        Также удалось обнаружить снимки строящейся церкви, помещённые в качестве фоновых изображений для портретов в альбоме «Постройка Средне-Сибирской жел. дор. 1893-1898) (рис. 5). Не исключена вероятность того, что на данном снимке запечатлён момент строительства церкви в селе. Ольгино.

         Нельзя исключить также, что прообразом для создания проекта церкви для строительства на станции Ольгинской, вдохновившим Н.М. Соловьёва стал проект церкви во имя св. Николая Чудотворца, построенной 1879-81 гг. в Райволе (Выборгский район Ленинградской области) по проекту архитектора И. С. Богомолова.

        Указанный проект церкви приведён в «Архитектурной энциклопедии» Г.В. Барановского (рис. 6). Отличает данный проект от церкви станции Ольгинской решение колокольни, выполненной в виде трёхчастной звонницы, формирующей западный фасад постройки. Церковь усложнена вторым светом крестообразных окон и двумя дополнительными входами с севера и юга, расположенными диагонально. Апсида имеет пятигранную форму плана два фланкирующих ее помещения, в которых располагались печи.

       Учитывая вышеизложенные факты строительной истории Ольгинской церкви, авторство её проекта, приведённый круг аналогичных построек и иконографических материалов становится возможным впервые дать дополненное её архитектурного описание с учётом утраченной колокольни, существование которой ранее не рассматривалось: Здание Ольгинской церкви, выполненой в византийском стиле, характерном для храмовых построек своего времени.

       Строение деревянное на высоком каменном отштукатуренном цоколе, стены рублены «в обло с остатком» (рис. 7). Фундаменты под всей постройкой бутовые. Кирпичи, из которых сложен фундамент имеют клеймо «I.C.X.X.». В плане церковь имеет форму креста с прямоугольным алтарем, квадратным храмом с боковыми рукавами, образующими форму креста и равными по размеру алтарной части, прямоугольной трапезной и притвором, разделённым на: центральное квадратное помещение, соответствующее колокольне, помещение лестницы с юга и помещение сторожевской с севера, имеющее обособленный вход.

       С запада к притвору примыкает крыльцо-паперть с высокой одномаршевой лестницей. Над четвериком храма возвышается световой восьмерик на треугольных парусах. Восьмерик храма перекрыт невысоким шатром, который увенчан крупной луковичной главой на барабане. Утраченная в настоящее время колокольня представляет собой восьмерик звона на квадратном в плане основании и имеет меньшие, чем храмовое завершение размеры.

       Открытый ярус звона перекрыт высокой шатровой кровлей с изящной главкой. Нижний ярус колокольни выше крыши крыльца-паперти прорезан фигурным проемом в виде латинского креста. Крыша над основной (трапезной) частью здания – чердачная с металлической двух- и трехскатной кровлей.

        Бревенчатая поверхность стен нижнего яруса церкви контрастирует с поверхностями стен храмового объема, обшитых профилированными досками. Углы и перерубы стен закрыты лопатками, обработанными сложными фасками.

       Тройное окно северного и южного рукавов креста обрамлено рамочным наличником, боковины которого наложены на пояс фриза и продлены до пересечения с подкарнизной доской. Верхняя горизонтальная часть наличника объединена по фасадам и украшена в местах пересечения с боковинами квадратными накладками. Нижняя часть боковин наличников имеет кистеобразное завершение.

       Подоконные доски имеют полукруглые выступы, оформленные пропильным орнаментом. Остальные окна фасадов прямоугольной формы вытянутых пропорций оформлены аналогично средней части строенных окон. В окна вставлены решетки кубоватого рисунка. Фриз составлен из вертикально уложенных досок с фигурно подрезанной нижней частью.

       Карнизы фасадов и крыльца-паперти имеют небольшой вынос, подшиты доской и украшены резными подзорами с накладной пропильной резьбой. Стены северного и южного фасадов рукавов креста завершены треугольными фронтонами. Каждый фронтон украшен подвесной конструкцией из четырех висячих резных гирек, объединенных горизонтальной балкой. Тимпан фронтона прорезан парой амбразур фигурной формы. Карниз фронтона украшен подзорами пропильной резьбы.

       Грани восьмерика завершаются треугольными щипцам под двускатными кровельками и прорезаны двумя спаренными окнами, имеющими ромбовидную расстекловку. Окна объединены наличником, повторяющим форму щипцового завершения и украшенным в верхней части накладкой в виде креста. Каждая грань основания храмовой главы украшена треугольными закомарами. Западный фасад здания имеет двупольный дверной проем. Створки деревянных дверей обшиты листовым металлом. Северный фасад колокольни имеет заложенный дверной проём с фрагментами утраченного бокового крыльца. Створки дверей сохранились внутри здания, а с наружи проём декорирован под окно, как на симметричном ему южном фасаде.

      Прямоугольные оконные проемы звонницы на боковых фасадах здания акцентированы треугольными фронтонами, врезанными в двускатную крышу. Каждый фронтон украшен «висячей гирькой» с врезанной в нее горизонтальной балкой. Конструкция западного крыльца опирается на четыре четырехгранных столба. Верхние части столбов украшены парами фигурных кронштейнов. Крыльцо имеет крышу усложненной формы: в двускатную крышу с запада врезан треугольный фронтон с собственной двускатной крышей. Интерьер храма богато украшен накладной декоративной резьбой, насыщенность которой возрастает в верхней части здания. В боковых приделах сохранились фрагменты резных деревянных иконостасов.

      Двухъярусная алтарная преграда приделов представляет собой трехчастную раму, центр которой завершен треугольным щипцом. Тектоническую основу конструкции иконостаса образуют пилястры: в верхней части филенчатые, в нижней – без филенок. Каждая капитель пилястр верхнего яруса украшена деталью в виде равноконечного креста. Поле щипца украшено декоративным резным пояском волнообразного рисунка. Окрашенная поверхность иконостаса имитирует фактуру мрамора.

        Поверхности «тумб» украшены декоративными панно с рисунком из крестообразных элементов. Кровля здания металлическая. Таким образом, в настоящее время существуют все исторические и натурные обоснования, необходимые для выполнения комплексной реставрации объекта культурного наследия регионального значения «Ольгинская церковь, 1899 г.» с воссозданием утраченной колокольни и крыльца северного фасада. С этой целью в 2012 году был выполнен дипломный проект реставрации Ольгинской церкви (рис. 8). Автор проекта: студент СФУ С. Юдин, руководители: архитектор К.Ю. Шумов, архитектор А.А. Савченко. 

Рис. 5. Страница из альбома «Постройка Средне-Сибирской жел. дор. 1893-1898).
Рис. 5. Страница из альбома «Постройка Средне-Сибирской жел. дор. 1893-1898).
Рис. 6. Церковь в Райволе. Архитектор И. С. Богомолов.
Рис. 6. Церковь в Райволе. Архитектор И. С. Богомолов.
Рис. 4. Церковь на станции Раевка.
Рис. 4. Церковь на станции Раевка.
Рис. 2. Новониколаевская вокзальная церковь. Открытка.
Рис. 2. Новониколаевская вокзальная церковь. Открытка.
Рис. 3. Церковь на станции Зима.
Рис. 3. Церковь на станции Зима.
Рис. 1. Проект церкви из «Путеводителя по великой сибирской железной дороге»
Рис. 1. Проект церкви из «Путеводителя по великой сибирской железной дороге»
Рис. 8. Дипломный проект студента СФУ С. Юдина (руководители: К.Ю. Шумов, А.А. Савченко),  2012 г.
Рис. 8. Дипломный проект студента СФУ С. Юдина (руководители: К.Ю. Шумов, А.А. Савченко), 2012 г.
Рис. 7. Фотография Ольгинской церкви из исторического паспорта. Фотография 1980-х годов
Рис. 7. Фотография Ольгинской церкви из исторического паспорта. Фотография 1980-х годов



Кафедра ЮНЕСКО в Красноярске


Старые фотографии
Партнерские проекты
  • Памятники архитектуры и другие достопримечательности в Риме
    in-rome.ru