Иконостас придела Александра Невского Благовещенской церкви

Добавлена: 26.04.2014
Добавил: архитектор
Объект: Благовещенская церковь по ул.9 Января в Красноярске
Иконостас придела Александра Невского Благовещенской церкви

История создания Иконостаса придела Александра Невского в Благовещенской церкви г. Красноярска

Судьба Благовещенской церкви в Красноярске тесным образом переплетена не только с судьбами нескольких поколений сибиряков-красноярцев, но и с эпохальными событиями из жизни всего русского народа.История ее создания, сохранившаяся на выцветших страницах старинных документов — живое свидетельство былой славы и процветания государства Российского. Сегодня весьма полезно вспомнить о мудрости наших предков, умевших в самые сложные моменты своей жизни сообща совершать подвиги и сообща же воздвигать им храмы-памятники.

"ЦЕРКОВЬ КЛАЖЕЮ КОНЧИТЬ,НИМАЛО НЕ ОТСТУПАЯ ПОКАЗАННОГО ПЛАНУ..."

В череде событий, связанных с возведением в Красноярске каменной церкви Благовещения любопытна история возникновения и строительства ее придельного храма в честь благоверного князя Александра Невского. Первоначальный замысел о сооружении двухэтажной церкви во имя Благовещения пресвятой богородицы с приделом Иоанна Богослова, созревший в среде жителей Красноярска к 1795 году, был после 1801 года изменен, в связи с восшествием на российский престол императора Александра I. Красноярцы, проявляя в духе времени и сообразно событиям всегосударственного масштаба верноподданнические чувства, решили дополнить предполагавшуюся к постройке церковь придельным храмом в честь благоверного князя Александра Невского — тезоименитного новому императору святого.

Идея строительства трехпрестольного храма нашла отражение в проектных "планах" здания, составленных по просьбе прихожан находившимися в Красноярске тобольскими мастерами иконостасных дел Григорием Бусыгиным и Алексеем Поспеловым. Авторами постройки за основу была взята композиция русской двухэтажной трапезной церкви, получившей широкое распространение в сибирской архитектуре на рубеже ХVIII — ХIХ веков. Из-за нежелания нарушать симметрию избранного плана Г.Бусыгин и А.Поспелов дополнили здание третьим этажем, где разместили придельный храма Александра Невского. В результате такоого смелого решения церковь получила необычную трехэтажную композицию с отчетливым развитием архитектурных масс в высоту.

Оригинальность архитектуры здания заключалась, в частности, в том, что алтарь придельного храма Александра Невского в виде хоров выходил в подкупольное пространство храма Иоанна Богослова, располагавшегося на втором этаже церкви. По этому поводу генерал-губернатор Сибири граф М.М.Сперанский, побывавший в Красноярске в 1819 году, оставил в своем дневнике такую запись об осмотренной им Благовещенской церкви: "В верхнем этаже предел во имя Александра Невского...сама церковь довольно замысловата, ибо алтарь третьего этажа поставлен на хорах второго так, что со второго открывается весь вид алтаря".

Факт создания проектных планов Благовещенской церкви народными мастерами, а не академически обученными зодчими, заставляет, по словам московского искусствоведа С.С.Попадюка, изучавшего памятник в конце 1970-х годов, "отказаться от привычного распространенного мнения, будто "европеизация" сибирского зодчества на рубеже XVIII-XIX веков была связана исключительно с деятельностью профессиональных архитекторов".

Из документов архива Благовещенской церкви следует, что в начале 1812 года взамен непонравившегося прихожанам иркутского каменных дел мастера Ивана Прохорова, под руководством которого кирпичная кладка здания была выведена до сводов третьего этажа, из Енисейска был приглашен зодчий Иван Ильич Огрысков, происходивший из семьи потомственных служителей енисейского Спасского монастыря. С этим мастером было заключено условие закончить постройку через два года " по имеющемуся у онаго строителя Ларионова плану...нимало не отступая...во всей точности и препорции вышины как церкви, так и колокольни...".

Однако, в процессе строительства здания в его проектные "чертежи" были внесены некоторые изменения, связанные с упрощением конструкций колокольни и заменой "глухого" барабана главы придела Александра Невского на световой. Наблюдаемый на старинных снимках здания разительный стилистический контраст между нижним трехэтажным объемом церкви, возведенным И.Прохоровым, и венчающими элементами здания, заставляет думать, что изменения, произошедшие в облике Благовещенской церкви были связаны не столько с корректировкой ряда конструктивных решений, сколько с полной заменой архитектурных форм колокольни и храмового завершения. Возможно, в процессе строительства у прихожан появился новый проектный чертеж, выполненный под влиянием мотивов классицизма, получавших все большее распространение в провинциальном зодчестве России того времени.

Действительно, венчание храмовой части и колокольня Благовещенской церкви являют собой пример, не совсем, быть может верного, освоения народными зодчими новых для архитектуры Приенисейского края того времени классицистических форм и приемов, при отказе от глубоко укоренившихся традиций "сибирского барокко". За отступление от привычных архитектурных мотивов, характерных для творчества представителей "енисейской школы" сибирской архитектуры XVIII века, строителям Благовещенского храма в стремлении к ампирной монументальности здания пришлось заплатить некоторой алогичностью тектонического построения объема здания, гипертрофированным масштабом сооружения, достигнутым значительным укрупнением относительных размеров его венчающих элементов, особенно колокольни.

Вместе с тем кажущаяся монотонность и однообразие архитектурных элементов нижнего трехэтажного объема церкви, при укрупненном, почти гигантском масштабе верхних ярусов колокольни и контрастном сочетании отдельных элементов архитектурной композиции здания создавали впечатление величественного, державно-торжественного образа православного храма.Без сомнения на образные характеристики здания свой отпечаток наложили события времени окончания его строительства — нашествие наполеоновской армии, героическая борьба русского народа с врагом и триумфальное завершение Отечественной войны 1812 года.

Несмотря на явное превосходство ремесленной добротности над художественным вкусом, зодчие Благовещенской церкви сумели наполнить эмоциональное и идейно-смысловое содержание Благовещенской церкви важным идеологическим смыслом, отображающим пафос победы, одержанной русским народом в войне с Наполеоном. Особое значение в связи с этим приобрел придельный храм Александра Невского, став местом молитвенного устремления многих поколений красноярцев к святому благоверному князю Александру Невскому — покровителю русского воинства.

Идейно-содержательная сторона этого храма — памятника долгие годы оказывала сильное воздействие на умы и сердца горожан, напоминая об одном из событий эпохального значения в жизни русского народа. В этой связи Благовещенская церковь представляет собой типичное произведение архитектуры классицизма, архитектуры, которая по словам выдающегося архитектора-классициста В.П.Стасова должна была выразить "признательность народную" и служить " к возбуждению настоящих и будущих поколений к подобным подвигам".

 "ПОДОБНОГО ТЕБЕ НЕ БЫЛО ПРЕЖДЕ ТЕБЯ, И ПОСЛЕ ТЕБЯ НЕ ВОССТАНЕТ"

Об окончании строительных работ на здании Благовещенской церкви и на приделе Александра Невского сообщает запись в приходно-расходной книге, датированная ноябрем 1813 года. Однако отделочные работы на здании продолжались вплоть до осени 1815 года, после чего прихожане основательно занялись работами по оборудованию и украшению интерьеров храмов Иоанна Богослова и Александра Невского. Торжественное освящение придела Александра Невского состоялось 25 августа 1821 года.

Художественно-пластической и сакральной доминантой интерьера придельного храма Александра Невского был его иконостас, созданный в 1816-1817 годах. Сегодня, из-за плохой сохранности документов церковного архива обстоятельства сооружения иконостаса придела Александра Невского еще окончательно не выяснены. Неизвестно имя автора его проекта, неизвестны имена изготовивших его мастеров.

Архитектурно-художественный облик иконостаса, судя по сохранившимся описаниям, был характерен для иконостасов, в основе которых лежал мотив триумфальной арки. Этот мотив, восходивший к долгое время забытой схеме иконостаса Петропавловского собора в Петербурге, получил широкое распространение в архитектуре фасадов зданий русского классицизма и архитектуре иконостасов первой трети ХIХ века и был идейно связан с темой победоносного завершения Отечественной войны 1812 года.

Научная сотрудница красноярского краеведческого музея С.И.Дараган, обследовавшая Благовещенскую церковь в 1920-х годах, писала в своем отчете: "Неожиданно было найти в верхнем этаже храма, в приделе Бл(аговерного) Александра Невского, памятник подлинной художественной ценности — иконостас стиля "ампир", усвоенного русскою жизнью в александровскую эпоху. Отличительная черта этого русского стиля сказалась, между прочим, в обработке и передаче в дереве и деревянных строениях античных форм, пропорций и орнамента. В этом смысле иконостас Александра Невского дает подлинное выражение вкуса своего времени". Однако при всей типичности для своего времени, архитектурно-художественный облик иконостаса придела Александра Невского не имел аналогов среди иконостасов других православных храмов, возводимых на территории Приенисейского края в 1810-20-х годах. Об этом свидетельствует сравнение описания иконостаса придела Александра Невского с описаниями иконостасов, например, Входоиерусалимской церкви в Енисейске (1801-1815гг.) и Всехсвятской церкви в г.Красноярске (1816 -1822гг.).

Это обстоятельство объясняется тем, что иконостас придела Александра Невского был выполнен местными мастерами по специально составленным чертежам, присланным в Красноярск.Об их наличие свидетельствует запись в дневнике графа М.М.Сперанского, видевшего проектные чертежи в период посещения им Благовещенской церкви. Более того, если изготовление иконостасов по "осободанным" рисункам на территории Приенисейского края было делом обычным уже с середины ХVIII века, то выполнение иконостаса Александра Невского по предварительно изготовленным чертежам в период повсеместного распространения принципов образцового и повторного строительства, связанного с ужесточением государственного контроля за развитием архитектуры, выглядит более чем вероятным.

Ввиду того, что Красноярск до 1824 года — времени приезда первого губернского архитектора П.Ф. Воцкого не имел своих архитекторов, проект иконостаса придела Александра Невского, мог быть выполнен томским губернским архитектором, в чьем ведении Красноярск находился с 1804 года. В период изготовления иконостаса пост томского губернского архитектора занимал Петр Васильевич Раевский, который до этого длительное время проработал помощником архитектора Императорского двора и был хорошо знаком с творчеством столичных зодчих, определявших художественные вкусы того времени.

Особая общественная значимость строительства Благовещенской церкви заставляла лиц, ответственных за успешное ведение работ, обращаться к лучшим представителям строительных и художественных ремесел Приенисейского края того времени. Возможно изготовление иконостаса в приделе Александра Невского было поручено " в сем предмете искусснейшему" мастеру Ефиму Родионовичу Попову — представителю известной енисейской фамилии потомственных мастеров по художественной обработке дерева. Известно, что в период завершения иконостаса А.Невского прихожане Благовещенской церкви намеревались подрядить этого мастера на изготовление иконостаса в придел Иоанна Богослова на деньги, пожертвованные красноярским купцом С.Г.Терсковым.

Опись иконостаса 1825 года сохранила нам подробные сведения о внешнем облике этого произведения декоративно-пластического искусства первой четверти ХIХ века. Архитектоническую основу иконостаса составлял ритмический ряд колонн коринфского ордера, между которыми находился основной изобразительный ряд алтарной преграды.

Венчающим элементом архитектурной композиции иконостаса была резная золоченая арка в виде "нимба" с сиянием, опиравшаяся на портики пономарских дверей.

Особым изяществом отделки выделялись царские врата иконостаса. По словам С.И.Дараган они "по легкости, соразмерности и изысканности резьбы и украшений при общей простоте форм, по спокойной и благородной расцветке и умеренной позолоте орнаментов, должны быть названы произведением искусства". Основу колористического решения иконостаса составляло характерное для своего времени сочетание окрашенного под красное дерево фона, имитирующих цвет и фактуру белого мрамора стволов коринфских колонн, а также позолоты резных деталей.

Среди живописного ряда алтарной преграды храма Александра Невского значительный художественный интерес представляли иконы местного чина : "Преображение", "Взятие ангелами Божией матери на небо", образ "Марии Магдалины" и изображение Александра Невского, написанные, известным красноярским иконописцем и позолотчиком Мартыном Михайловичем Хозяиновым в 1816- 1817 годах. Этот мастер, происходивший из крестьян Абаканского острога, благодаря незаурядному дару живописца, унаследованному им от отца, снискал себе широкую известность далеко за пределами Красноярска. В период работы над иконостасом М.М.Хозяинов посылал свои картины в петербургскую Академию художеств, которая по свидетельству П.А.Словцова "отзывом своим поощрила его к продолжению благородного занятия".

По свидетельству С.И.Дараган "написанные в классической итальянской манере картины и иконы Хозяинова, на расстоянии дают красочное впечатление. "Преображение" и "Взятие на небо" соответствуют по компановке работам Тициана и Рафаэля". Действительно, сравнение картин-икон местного чина иконостаса Александра Невского, видимых на сохранившемся снимке 1920 года, с произведениями великих итальянцев обнаруживает, например, полное сходство композиции картины-иконы Хозяинова "Преображение" с картиной Рафаэля одноименного названия, хранящейся ныне в Ватикане. Вероятнее всего, М.М.Хозяинов при написании своих работ пользовался гравюрами-копиями с картин великих итальянцев, которые в большом количестве исполнялись в то время в стенах Академии художеств и рассылались в качестве образцов для живописи.

В соответствии с канонами классицизма, правила которого не требовали изображения конкретного события в его реальной обстановке, была подобрана сюжетика ряда живописных изображений алтарной преграды. Сюжеты икон, расположенных на клиросах, были связаны с событиями из жизни библейских героев: царей Соломона и Давида, один из которых прославился своей мудростью, а другой своими военными подвигами.

Северную дверь иконостаса занимало изображение царя Соломона, над которым располагалась сцена помазания его на царство.Таким образом авторы идейно-содержательной части иконостаса придела Александра Невского в аллегорической форме намекали на связь российского самодержца Александра I с величайшим мудрецом всех времен, воспевая ему хвалебный гимн: "Подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет...".

Образ царя-воителя Давида, располагавшийся на южной двери иконостаса, был призван увековечить в глазах народа черты бессмертного царя-спасителя, властелина Москвы — вечного города, возродившегося из пепла , подобно некогда разрушенному и ставшему местом избавления от вражеского нашествия "граду-Давидову" — Иерусалиму. Темы поединка Давида с Голиафом, его противоборства с царем Саулом, побега Аввесалома должны были в иносказательной форме напоминать зрителям о подвигах и величайших военных заслугах августейшей особы - императора Александра Павловича.

Не забыли авторы иконостаса и о теме появления на свет российского императора, поместив на левом клиросе иконостаса икону-картину с изображением равноапостольной Марии Магдалины - святой, тезоименитной императрице Марии Федоровне — матери Александра I.

Сегодня, спустя почти два столетия, трудно дать иконостасу придела Александра Невского — этому выразительному памятнику русского декоративно-прикладного искусства первой четверти ХIХ века настоящую смысловую интерпретацию, пытаясь понять время, породившее это произведение. Слишком далека от нас александровская эпоха с ее главным событием — Отечественной войной 1812 года, оказавшей огромное влияние на развитие героико-патриотической тематики в русской национальной культуре. Но не смотря на толщу лет, отделяющую нас от событий того времени, думается, что перед нами произведение, принципы построения которого оказались созвучными не только художественно-стилистическим идеалам времени, но и идейным устремлениям эпохи, проникнутым высоким гражданским пафосом, героикой освободительной войны, темой чествования царя-триумфатора, царя-миротворца.

Пропорционально выдержанный в гармоническом равновесии "пропилей" и арки архитектурно-художественный облик иконостаса прекрасно передавал тему великого подвига русского народа, и по замыслу его создателей должен был в глазах современников служить выражением торжества России над поверженным неприятелем и олицетворением "чудесного спасения Руси от нашествия Галлов и с ними двунадесяти языков".

"ИМЕЮЩИЙ ГЛАЗА ДА УВИДИТ..."

Присутствие в прошлом в интерьере храма Александра Невского иконостаса с таким идейно-художественным содержанием позволяет рассматривать этот придел Благовещенской церкви как своеобразный храм-памятник, созданный жителями Красноярска в память о царствовании Александра I и главном событии александровской эпохи — Отечественной войне 1812 года.

О памятном значении придела Александра Невского свидетельствовала не только архитектура иконостаса, но и другие элементы предметной среды интерьера храма, например, лампады при иконах местного чина, украшенные ампирной воинской атрибутикой — арматурой с вензелем Александра I — традиционным средством воплощения военно-мемориальной темы александровской эпохи.

Традиции строительства храмов-памятников глубокими корнями уходят в прошлое Российского государства. Храм Василия Блаженного, церковь Вознесения в Коломенском, храм Христа Спасителя в Москве, храм Спаса-на Водах в Петербурге — вот далеко не полный перечень православных церквей — носителей исторической памяти русского народа. Многие из храмов-памятников, созданных в честь военных подвигов солдат и офицеров Русской армии, оказались разрушенными за годы Советской власти. Не избежал их участи и храм Благовещения в Краснярске. Бесследно исчезли элементы его внутреннего убранства и одна из его главных достопримечательностей — иконостас придела Александра Невского. Чудом сохранилась лишь икона с образом святого благоверного князя, написанная М.М.Хозяиновым. Она хранится в красноярском Покровском соборе.

Сегодня, когда Благовещенская церковь возвращена верующим и восстанавливается усилиями многих людей и организаций, идея воссоздания иконостаса придела Александра Невского, возникшая в Центре по охране и использованию памятников истории и культуры, близка к воплощению.Благодаря сохранившимся подробным описаниям и уникальному фотоснимку 1920 года, сделанному .И.Дараган, иконостас Александра Невского может быть воссоздан с достаточной степенью достоверности. Научно-проектная концепция воссоздания иконостаса, разработанная авторским коллективом красноярского института "Спецпроектреставрация" и специалистами Центра по охране памятников истории и культуры, получила одобрение Экспертного совета по охране культурного наследия при комитете по делам культуры и искусства администрации края. Эта концепция предполагает не только воссоздание архитектурно — художественного облика иконостаса придела Александра Невского и возвращение его прежнего военно-мемориального значения, но и придание всему придельному храму Александра Невского статуса храма-памятника.

Главное место в этом событии должно принадлежать Русской Православной церкви, доказавшей многовековой деятельностью свою важнейшую роль вдохновителя славных побед Русского Оружия. Придельный храм Александра Невского может и должен стать местом молитвенного поминовения всех погибших солдат и офицеров Российской армии когда-либо ушедших с красноярской земли защищать наше Отечество.

Статья написана в 1997 году

Иконостас придела Александра Невского Благовещенской церкви в Красноярске. Фотография С.И.Драган — 1920 год
Иконостас придела Александра Невского Благовещенской церкви в Красноярске. Фотография С.И.Драган — 1920 год



Кафедра ЮНЕСКО в Красноярске

Фонд Архитектурное наследие Центральной Сибири

Старые фотографии
Информационные партнеры