История строительства Троицкой церкви в селе Сухобузимское

Добавлена: 01.05.2017
Добавил: архитектор
Объект: Троицкая церковь в с.Сухобузимское по ул Ленина, 29
История строительства Троицкой церкви в селе Сухобузимское

Троицкая церковь в селе Сухобузимском

(история основания, архитектурные и стилевые особенности)

Согласно данным Краткого описания приходов Енисейской епархии приход в селе Сухобузимском существовал уже в 1767 году. (1) Троицкая двухэтажная кирпичная церковь в селе Сухобузимском была заложена в 1793 году по грамоте тобольского архиепископа Варлаама на берегу речки Сухой Бузим (2). Троицкий теплый храм на первом этаже здания был освящен 30 июня 1801 года (3). Строительство холодного храма Петра и Павла на втором этаже здания затянулось до середины 1810-х годов. 30 апреля 1817 года крестьяне села Сухобузимского обратились к духовным властям с прошением об освящении выстроенного здания. При этом они сообщали о завершении работ по внутреннему обустройству церкви: о готовности иконостаса и наличии полного комплекта церковной утвари (4). Церковь была освящена в 1817 году. (5).

В 1874 году в здании Троицкой церкви был произведен ремонт (6). В процессе ремонта была установлена необходимость строительства нового крыльца для более удобного входа в храм верхнего этажа. Эту пристройку возвели в 1891 году (7). В таком виде Троицкая церковь зафиксирована на фотографии 1935 года, хранящейся ныне в Сухобузимском краеведческом музее. В конце 1930-х годов здание Троицкой церкви было «приспособлено» под сельский клуб. В ходе варварской реконструкции были разобраны верхние ярусы храмовой части и колокольни, полностью исчезло внутреннее убранство интерьеров, а в западной части здания была возведена новая пристройка.

Архитектурная композиция Троицкой церкви типична для строительной практики Приенисейского края рубежа XVIII-XIX вв. Вдоль оси восток запад последовательно располагаются возведенные в сплошной линии фасадов храмовый четверик с полукруглой трехоконной алтарной апсидой и трапезная. У западного фасада трапезной первоначально находилось помещение церковной паперти меньшей ширины (следы вырубленных стен обнаружены в ходе натурного обследования). Особенностью архитектурной композиции здания являются оконные проемы первого этажа, размещенные на боковых фасадах храмового четверика и трапезной без какой-либо видимой архитектурной логики. На южном фасаде храмовой части и трапезной расположено по два оконных проема. На северном фасаде   храма два оконных проема смещены к востоку, а в трапезной находится только один оконный проем, также сдвинутый к востоку. Вероятнее всего такое необычное размещение оконных проемов на северном фасаде здания связано с тем, что здесь в будущем предполагалось строительство теплого придельного храма для чего, возможно и были «зарезервированы» участки стен. Такой тип двухосного храмового четверика был выработан в процессе развития композиционной структуры трапезных церквей, ее усложнения пристройками теплых боковых придельных храмов. При возведении таких приделов западные оконные оси четвериков закладывались, а освящение интерьера храма обеспечивал один крайний к востоку оконный проем. При этом с фасадов храмовых четвериков исчезли северный и южный дверные проемы, располагавшиеся, как правило, на центральных осях фасадов.

Прием устройства двухосных храмовых четвериков известен по более ранним двухэтажным церквям Тотьмы. Аналогии наблюдаются в композиции плана нижнего этажа тотьменской церкви Воскресения  (1743-1750гг.) в Варницах (8). Двухосные фасады храмовых четвериков были использованы в композициях двухэтажных церквей Приенисейского края: Успенской в Енисейске (1793-1794гг.), одноименной церкви в селе Верхнеимбатском (1798-1834гг.), небольшой каменной Покровской церкви  (1790-е гг.) в селе Юксеево.

Судя по фотографии 1935 года, первоначально Троицкая церковь имела высокий двухэтажный храмовый четверик с двумя ярусами окон во втором этаже и люкарнами в полуглавиях. Одноглавая композиция  завершения храмовой части Троицкой церкви относительно редка в каменном зодчестве Приенисейского края последней четверти ХУШ века. Крупный восьмигранный световой барабан, приподнятый на трибуне, нес небольшую по размерам главку с фигурной шеей. Отличительной чертой храмового венчания были фигурные полуглавия, врезанные в четырехскатную крышу над каждым фасадом четверика. Их форма восходила к енисейским образцам. Композиция колокольни традиционна: восьмигранный  ярус звона был водружен на четверик, и перекрывался восьмигранным сводом, на который был установлен восьмигранный глухой барабан с маленькой главкой.

Подглавные барабаны храма и колокольни имели типичную для построек «енисейского круга» пластичную форму, созданную устройством на их ребрах вертикальных волют с сильно выступающим низом и едва намеченным верхом. Эта эффектная форма барабанов, перекочевавшая в енисейскую зодческую практику из Тобольска, восходит к образцам барочной столичной архитектуры, произведениям Д.В.Ухтомского и его учеников.

Помещения собственно храма и трапезной на первом этаже здания перекрыты кирпичными коробовыми сводами с высокими надоконными распалубками. Алтарная апсида перекрыта кирпичной конхой с надоконными распалубками, аналогичными распалубкам окон храма и трапезной. О форме свода в церковной паперти сегодня судить невозможно, из-за его утраты.

Форма рамочных наличников окон сохранившейся части здания различается по этажам. «Ушастый» тип наличников окон первого этажа восходит к барочным столичным образцам первой половины XVIII в. В частности, довольно редкая в сибирском зодчестве XVIII века форма «дугообразных» ушей напоминает форму обрамления дверного портала Князь-Владимирского собора (1741-1774гг.) в Петербурге (9). Эта форма наличника была использована енисейским  мастером С.Н.Курдюковым при декорировании южного фасада Троицкой церкви Туруханского монастыря (1778-1806гг.). В конце 1790-х годов при строительстве церкви Покрова богородицы (1790-е гг.) в селе Юксеево Красноярского округа.

Оконные проемы второго этажа храмовой части и трапезной сухобузимской Троицкой церкви декорированы изящными наличниками «рокайльного» типа. В отличие от своих енисейских прототипов эти наличники выполнены не кирпичными профилированными валиками, а слегка выступающей из стены плоскостью с прихотливо изогнутым абрисом, в рисунке  которого угадываются мотивы обрамлений енисейских церквей: Преображенской (1747-1804гг.) и Успенской (1793-1818гг.).

Троицкая церковь в селе Сухобузимском, как образец «енисейской школы» сибирской архитектуры XVIII века, несмотря на значительный процент утраты первоначального облика, требует принятия решения о ее постановке на государственную охрану с последующим проведением комплекса ремонтно-реставрационных работ.

Библиография к статье

1.Краткое описание приходов Енисейской епархии.Красноярск,1916, С.34.

2.ГАКК,ф.592,оп.1,д.472,л.192.

3.ГАКК,ф.592,оп.1.д.261,л.1об.

4.ГАКК, ф.592, оп.1, д.472,л.191. Среди убранства интерьеров  нижней церкви  известно скульптурное резное изображение распятия, окаймленное деревянным кругом.- Енисейские епархиальные ведомости 1894 №11,С.215.

5.Следует отметить, что сведения о построении церкви в 1802, содержащиеся в кратком описании приходов Енисейской епархии, неверны. – Краткое описание приходов Енисейской епархии. Красноярск. 1916, С.34.

6.ГАКК,ф.674,оп.1,д.7712.

7.ГАКК,ф.595,оп.60,д.134,лл.1,2,23,24.

8.В.П.Выголов Архитектура барокко в Тотьме. Памятники русской архитектуры и монументального искусства. М.: «Наука», 1980, С.108,122.

9.Т.П.Федотова К проблеме пятиглавия в архитектуре барокко первой половины ХУШ века Русское искусство барокко, М.,Наука,1977,илл.89; Д.А.Кючарианц Антонио Ринальди Л.,Стройиздат,1984,С.145.

Статья написана в 2008 году

План церкви Графическая реконструкция Шумова
План церкви Графическая реконструкция Шумова
Вид Троицкой церкви в застройке села Сухобузимо. фото 1935 года. Сухобузимский краеведческий музей.
Вид Троицкой церкви в застройке села Сухобузимо. фото 1935 года. Сухобузимский краеведческий музей.
Вид Троицкой церкви в застройке села Сухобузимо. фото 1935 года. Сухобузимский краеведческий музей.
Вид Троицкой церкви в застройке села Сухобузимо. фото 1935 года. Сухобузимский краеведческий музей.



Кафедра ЮНЕСКО в Красноярске

Фонд Архитектурное наследие Центральной Сибири

Старые фотографии
Информационные партнеры