Дом Савельева в Енисейске

Дом Савельева в Енисейске

Дом Савельева в Енисейске

 

По первому регулярному плану Енисейска, составленному в тобольской чертежной во второй половине 1760-х годов, на месте западной части квартала, где в настоящее время находится дом Т.Савельева, предполагалось создание «площади для привозу хлеба, дров и сена». Эта площадь включалась наряду с корпусами молочных рядов и зданием гостиного двора в ансамбль городского Торга.

В 1786 году при составлении нового плана города от идеи создания этой площади отказались, в результате чего, территория квартала была продолжена в западном направлении, до линии современного Партизанского переулка. В это время здесь начали селиться представители наиболее зажиточной части енисейского посада: купцы, чиновники, богатые ремесленники.

В первой четверти 19 века, в ходе внедрения новых правил застройки, территория квартала сначала застраиваться каменными зданиями. Первыми из них были дом с мезонином и флигель купца А.Кобычева. Эти здания располагались в восточной части квартала, на берегу речки Мельничной. Южную линию улицы Большой, в пределах рассматриваемого места, вплоть до середины 19 века формировала деревянная застройка.

В начале 1840-х годов на территории памятника находилась усадьба, принадлежавшая канскому «купеческому сыну» Ананию Михайловичу Каминеру, который имел торговлю в Енисейске, будучи записанным в первую гильдию.

В октябре 1845 года А.М.Каминер за тысячу рублей серебром продал «деревянного строения дом со всеми принадлежащими к оному строениям и землею» Минодоре Ивановне Скорняковой – жене потомственного енисейского купца Виссариона Павловича Скорнякова. Крепостной акт был совершен в енисейском Окружном Суде.

Согласно акту, усадебное место тогда составляло: «длиннику по улицы Большой – восемнадцать саженей, поперечнику – двадцать четыре сажени». С правой стороны находилось владение енисейского мещанина Павла Егоровича Фунтосова (купчая крепость 1837 года). С левой стороны находилась усадьба енисейского купца Николая Кузьмича Кобычева (крепость 1810 года).

Из сохранившегося письма наследников В.П.Скорнякова, посланного ими в 1874 году в енисейский Городской Суд, становится известно, что главой семьи в 1852-1855 годов, в которой не содержится еще сведений о каменном доме, вместо деревянного был построен новый каменный дом. Точную дату сооружения дома пока определить не удалось. Можно предположить, что он появился между 1855 и 1868 годами. К такому выводу мы пришли, изучив материалы «Обывательской книги» Енисейска 1852-1855 годов, в которой не содержится еще сведений о каменном доме В.П.Скорнякова, и дела енисейского Городского суда, из которых видно, что крепостные акты на дом сгорели в пожаре 1869 года.

Анализ сведений о состоянии капиталов В.П.Скорнякова за 1860-е годы, позволяет с определенной степенью допущения отнести появление каменного дома к первой половине 60-х годов 19 века. В этот период В.П.Скорняков, благодаря успешному ведению торговых дел был записан в первую гильдию и числился при городской Думе в кандидатах на пост «градского главы».

Благодаря сведениям, извлеченным из переписки первого хозяина дома – купца В.П.Скорнякова с енисейским Городским Судом, становится известно, что дом строился по проектным чертежам, подлинник или копия которых в последствие хранились среди бумаг владельца и его наследников. Вероятно, это был один из чертежей серии 1840-50-х годов, «привязкой» которых по сложившейся еще в первой четверти 19 века практике, занимались местные архитекторы. Среди образцовых фасадов» 40-50-х годов 19 века и более раннего времени было немало чертежей домов с пятью окнами в уровне бельэтажа. Хорошо сохранившимся примером, типичным для указанной серии, является дом Г.И. и И.И.Дементьевых в Енисейске (ныне здание по ул.Кирова,80). Кроме него следует назвать дом купца Захарова (первоначально дом П.Е.Фунтасова) который строился по той же схеме что и дом В.П.Скорнякова, но в отличие от него лучше сохранил первоначальные формы.

В связи с тем, что здание строилось в период после произошедшей в 1858 году отмены обязательного применения «образцовых фасадов», можно предположить, что автором проекта были внесены существенные изменения в архитектурный облик дома. Вероятно, по желанию заказчика первый этаж здания заняли торговые помещения. Это событие находилось в рамках процесса формирования в Енисейске нового типа городского дома с торговыми лавками на первом этаже и жилыми комнатами на втором.

Вместе с тем не исключено, что размещение торговых помещений на первом этаже дома произошло в более позднее время. Например, дом с мезонином на Гостинодворской площади, видимый на панораме Енисейска 1837 года, значительно изменил свой облик после того, как его приобрел купец Н.Ф.Дементьев. В 1854 году взамен жилых комнат первого этажа дома были сделаны торговые лавки со входами с улицы.

В качестве вероятных авторов проекта можно назвать сотрудников енисейского губернского Строительного отделения: начала 1860-х годов: губернского архитектора Алексея Михайловича Неклюдова, а также архитекторов Александра Александровича Лоссовского и Петра Михайловича Дорофеевского.

Непосредственными исполнителями строительных работ были жители Енисейска, среди которых были очень развиты традиции строительного ремесла. Возможным подрядчиком дома В.П.Скорнякова можно назвать Константина Павловича Ишимцова – одного из лучших специалистов, предки которого в 18-начале 19 века числились в категории мастеров цеха каменных дел. В середине 19 века дела В.П.Скорнякова заметно пошатнулись. В 1868 году он убыл из первой купеческой гильдии во вторую, а после пожара 1869 года, нанесшего ему огромные убытки, он почти разорился и был вынужден в 1870 году заложить свой дом в енисейский Общественный Банк.

В 1872 году по городовому положению дом числился во втором участке двадцать пятом квартале города. В 1874 году, после смерти В.П.Скорнякова, члены его семьи пытались доказать свое право на владение домом, обратившись в Городской Суд. О причинах прекращения наследования Скорняковыми нам ничего не известно.

К концу 1870-х годов относятся первые фотоснимки здания, донесшие до нас объективную информацию о его архитектурном облике. Судя по снимку 1872 года, в помещениях первого этажа здания в это время находилась «торговля К.И.Назарова» - вывеска с такой надписью размещалась над центральным окном первого этажа уличного фасада дома.

Изученные нами «Именные ведомости» купцов Енисейска 50-60-х годов 19 века позволили выяснить, что в 1862 году красноярскому купцу Капитону Ивановичу Назарову было выдано свидетельство на временную торговлю в городе. Вероятно, К.И.Назаров в какой-то момент приобрел или арендовал торговые помещения первого этажа бывшего дома В.П.Скорнякова.

Этот снимок показывает, что здание оставалось не отремонтированным со времени городского пожара 1869 года, вплоть до конца 1870-х годов. В это время в здание можно было попасть через два дверных проема, находившихся в восточной и западной пристройках. К дверям подводили открытые крыльца с деревянными ступенями. В торговые помещения с улицы можно было попасть через две двери, фланкировавшие центральное окно. Перед центральной частью фасада, на протяжении трех осей, было устроено деревянное крыльцо с лестницей и легкими ограждениями.

Восточная пристройка имела в задней половине второй этаж, северная стена которого доходила до одного из двух оконных проемов восточного фасада дома. Над передней половиной пристройки находилась небольшая терраса, возможно, на месте прежней деревянной галереи, сгоревшей в пожаре 1869 года. На уровень террасы можно было попасть через арочную дверь, находившуюся, судя по снимку, в середине северной стены второго этажа лестничной клетки.

Пространство этого объема освещалось, по меньшей мере, тремя оконными проемами: на восточной и южной стенах и небольшим проемом, который располагался на восточной стене бревенчатой надстройки. Эта надстройка доходила до уровня карниза основного объема здания и имела односкатную кровлю с уклоном в сторону дома. Вероятно, надстройка была сделана для устройства дополнительного лестничного марша, по которому можно было попадать на антресольный этаж.

С левой стороны здания находились деревянные двухстворчатые ворота, через которые можно было попасть на территорию усадьбы. К востоку от ворот располагалась деревянная одноэтажная лавка с двумя оконными и одним дверным проемом, которая также входила в комплекс усадьбы (граница соседнего владения проходила по восточной стене постройки).

В 80-90-х годах 19 века произошло смена владельца или арендатора торговых помещений. На фотоснимке этого времени на месте прежней видна новая вывеска с надписью «Торговля А.Ф.Петрова». Нам удалось выяснить, что среди купцов, торговавших временно по Енисейску в 1879 году упоминается тотемский купец второй гильдии Арсений Федорович Петров. В 1880-х годах он вел дела в Енисейске совместно с братом – ачинским купцом Яковом Федоровичем Петровым.

Сопоставление фотоснимков 1878 и 1890-х годов позволяет сделать вывод, что новым хозяином вначале был отремонтирован только первый этаж здания, - в то время как фасады второго этажа оставались без ремонта.

Наибольшему изменению подверглась в это время восточная пристройка. Над ее передней половиной была выстроена деревянная галерея (веранда) с арочными проемами: тремя на северном фасаде и пятью на восточном. Следует отметить, что аналогичная веранда существовала над передней половиной западной пристройки соседнего каменного дома, принадлежавшего П.Е.Фунтосову (позднее купцу Захарову) – ныне здание по ул.Ленина,97.

После того, как в начале 20 века усадьба была приобретена купцом Т.Савельевым, здание подверглось капитальному ремонту. В ходе работ вновь изменился облик восточной пристройки. При сохранении габаритов ее основного кирпичного объема была сломана деревянная веранда и деревянная надстройка. На месте веранды появилась терраса с выходом на нее со второго этажа пристройки. Еще одна терраса была устроена взамен деревянной надстройки. На нее можно было попадать с уровня антресолей через дверной проем, устроенный из оконного проема. Эта терраса получила металлическое ограждение на кирпичных устоях, часть из которых сохранилась до настоящего времени.

В это же время изменился характер оконных и дверных проемов второго этажа восточной пристройки, что говорит о возможной перекладке ее стен, - взамен полуциркульных здесь появились сегментные перемычки. Вероятно, тогда же, после превращения входной двери северного фасада пристройки в окно, в восточной стене задней половине был пробит новый дверной проем. До настоящего времени сохранились его филенчатые двустворчатые двери. Из-за разницы отметки полов передней и задней половин здания, перед дверным проемом было устроено крыльцо в несколько деревянных ступеней (ныне утрачено).

В центральной части уличного фасада изменилось количество дверных проемов. Вместо двух прежних, которые были переделаны в окна, над центральной оси фасада появилась одна дверь. Перед дверью находилось трехвсходное крыльцо. При этом крупные оконные и дверные проемы торгового этажа, выходящие на улицу, получили наличники в виде мелкопрофилированной штукатурной ленты с выделенным замком клинчатой формы. На уровне низа арочной перемычки наличники соединялись омегообразной штукатурной бровкой.

При переделке проемов первого этажа замки оконных и дверных перемычек были приведены к единой отметке. Ранее дверные проемы восточной и западной пристроек имели меньшую высоту чем окна центрального фасада.

Более существенной переделке подверглись стены жилого этажа. Первоначальные оконные обрамления в виде прямоугольных сандриков на массивных консолях были срублены и на их месте появились развитые наличники с лепниной. В ходе работ были заложены три узких проема с лучковыми перемычками, находившихся в верхней ачсти стен (в настоящее время такой проем сохраняется на западном фасаде здания). Этот участок северного, западного и восточного фасадов (частично) был украшен широким фризом, который образовали массивные сложнофигурные кронштейны.

Судя по фотоснимку, на крыше здания появились три кирпичные трубы с металлическими дымниками. Перед уличным фасадом дома был устроен тротуар в виде деревянного настила. На дороге, у северо-восточного угла здания находились два фонаря.

В 1911 году владение, обозначенное как «торговый дом Трифона Савельева и К», простиралось по улице Большой на восемнадцать саженей, а в глубину участка на двадцать четыре сажени. (т.е. размеры участка с 1840 года не изменялись). В состав усадьбы входили: «дом каменный трехэтажный с магазином и подвалом, каменный пакгауз с полукаменными службами и навесом». Часть этих построек видна на снимках 1890-х годов. К настоящему времени надворные постройки не сохранились.

В советский период, после изменения функционального изменения использования здание неоднократно подвергалось ремонтам. В ходе одного из них крайняя восточная ось уличного фасада дома была вновь превращена в дверной проем, через который можно было попасть на лестницу, шедшую на второй этаж. На месте центрального входа в торговые помещения было сделано окно, идентичное соседним.

Над передней половиной пристройки была возведена деревянная надстройка, видимая на современных снимках памятника. Уровень ее карниза совпадает с уровнем прямоугольных сандриков бельэтажа. Надстройка имеет два оконных проема (на северной и восточной стенах), которые своей величиной и формой вносят значительный диссонанс в архитектурную композицию уличного фасада здания.

В настоящее время памятник располагается на южной стороне главной улицы Енисейска, входя наряду с другими объектами исторического центра в первую групповую охранную зону.

Можно предположить, что первоначально (пятиосный) объем здания имел шестикамерную форму плана. Подобную планировочную структуру имел дом П.Е.Фунтосова (ныне здание по ул.Ленина,97), выстроенный в то же время, что и дом В.П.Скорнякова.

Продольная стена делит здание на переднюю и заднюю половины.В передней половине второго этажа располагались парадные помещения: гостиные и кабинет. Главным помещением второго этажа, видимо, была гостиная или зал почти квадратного очертания, находившийся в северо-западном углу. Это помещение выходило окнами на Большую улицу и площадь гостиного двора.

В прежние времена планировка задней половины дома, видимо, дополнялась деревянными перегородками. В комнаты, расположенные здесь можно было попасть по лестнице, находившейся в южной пристройке (черная лестница). Принцип размещения внутренних лестниц в выступающих объемах дворовых фасадов был характерен для енисейских жилых домов еще первой четверти 19 века. При организации парадных входов с улицы в дворовых лестничных пристройках стали размещаться черные входы. Так было и в доме В.П.Скорнякова. Лестничные марши парадного входа, расположенного в восточной пристройке, вели на бельэтаж и антресоли; туда же можно было попасть и по черной лестнице, находившейся в южной пристройке. В отличие от зданий первой четверти 19 века основной объем дома В.П.Скорнякова не имел внутренней лестницы, ведшей на антресоли.

Обширное пространство передней половины первого этажа здания в прошлом расчленялось поперечными стенами на помещения, в которые вели, как указывалось выше, две двери. С востока к основному объему здания примыкает пристройка с лестницей на второй этаж. Такое устройство входа представляет собой характерную особенность деревянных и каменных жилых домов Енисейска второй половины 19 века. Возникновение этого приема восходит к середине 19 века, когда с отходом от принципов классицизма парадные входы в здания начали устраивать с улицы, превращая один из оконных проемов фасада в дверной или пристраивая лестничную клетку к торцу здания.

Для уточнения времени возникновения восточной пристройки необходима постановка зондажей на восточной стене основного объема с целью обнаружения первоначальных проемов и остатков их декоративного обрамления.

В задней половине дома были устроены антресоли. Судя по другим жилым домам Енисейска 1860-х годов (дом В.П.Захарова по ул.Ленина,97 и дом Н.Н.Дементьева по ул.Диктатуры,5) антресольные полуэтажи были весьма характерными для жилой архитектуры города того времени. На уровень антресолей можно было попасть по парадной лестнице в восточной пристройке ( в начале 20 века эта связь была убрана) и по черной лестнице, находившейся в южной пристройке.

Особый художественный эффект зданию придает контрастное сочетание декоративной обработки стеновых поверхностей первого и второго этажей. В результате капитального ремонта начала 20 века уличный фасад дома получил новый характер декора, после чего в архитектурном облике здания стала выделяться парадная северная половина дома.

Несмотря на обилие деталей, фасад не смотрится перенасыщенным декором. Арочные проемы второго этажа обрамлены «ушастыми» рамочными наличниками с клинчатыми замками. На «ущи» опираются плоские вытянутые консоли, несущие прямоугольные сандрики, служащие в свою очередь раскреповками пояса, выделяющего ярус антресолей. Участки стен между консолями сандриков заполнены филенками усложненной конфигурации. Сложную композицию наличников дополняет мастерски исполненные лепные украшения: гирлянды, розетки, виньетки и т.д.

Оштукатуренные фасады здания увенчаны деревянным профилированным карнизом сильного выноса, с лепными кассетами по софиту (кассеты доходят лишь до окон антресолей). Карниз поддерживают массивные фигурный кронштейны, между которыми помещены филенки с чередующимися лепными узорами и гирляндами. Междуэтажное членение выполнено профилированной тягой, опоясывающей все здание. Углы здания, выходящие на улицу имели рустовку ( в настоящее время сохранилась только на верхнем этаже и северо-восточном углу нижнего этажа). Следует отметить рустовку стен восточной и западной пристроек. В целом архитектурный декор дома Т.Савельева носит эклектичный характер. Среди деталей здания обращают на себя внимание металлические изделия, донесшие до нас традиции жестяного искусства енисейских мастеров. На северо-западном углу и восточном фасаде здания сохранились верхние колена водосточных труб. Судя по другим зданиям Енисейска, этому утилитарному элементу придавалось большое значение, в результате чего он приобрел выразительные декоративно-художественные качества. Водоприемная воронка имеет квадратное сечение и украшена прорезным орнаментальным поясом; само колено имеет декор в виде сухарикового карниза и накладных «драпировок» и цветов. В месте стыка колена с трубой находится еще один прорезной орнаментальный пояс с рисунком из полукруглых элементов.

Не менее интересен элемент кирпичной трубы, поднимающийся над южной пристройкой. Такие дымники начали появляться в Енисейске в середине 19 века. В соответствие со сложившейся традицией дымнику придан вид своеобразной «беседки» с оградкой. В деталях дымника использованы ажурные металлические пояски, геометрический узор которых составлен из ромбовидных элементов, характерных для сибирских орнаментальных мотивов. Композицию дымника завершает венчающий элемент-«корона».

Декор южной части здания резко отличается от декора северной парадной половины дома. Окна бельэтажа и антресолей имеют лучковые перемычки и простые мелкопрофилированные ленточные обрамления. По верху стен проходит профилированный пояс. Вероятнее всего, декор южного фасада здания относится к первому строительному периоду.

В настоящее время из-за значительного поднятия уровня земли у северного фасада здания, окна-продухи подвального этажа почти не видны. На снимках начала 20 века видно, что они были важным структурным элементом уличного фасада дома. В связи с этим при реставрации здания следует поставить вопрос о восстановлении этих проемов.

Особо следует сказать о сохранившемся декоративном убранстве парадной анфилады второго этажа здания. Судя по характеру деталей оно появилось одновременно с декором второго этажа северного фасада.

Тонкие профилированные тяги создают ритмическую пластику потолков, центр которых занимают круглые розетки для люстр. Оконные раасветы имеют лепные обрамления «ушастого» типа, решенные в одном стилистическом ключе с наличниками окон на уличном фасаде дома. Важное место в интерьере зала, находящегося в северо-западном углу здания, отведено камину. Его композиция построена на приеме фланкирования основного объема двумя колоннами на пьедесталах. Колонны имеют сложные капители, в которых использован мотив акантовых листьев. По верху стен помещения проходит широкий пояс профилированного фриза, который раскреповывается по капителям колонн. Декоративное убранство интерьера дополняют лепные детали.

В зале, где находится камин, сохранились филенчатые двухстворчатые двери, в декоративном убранстве которых были использованы барочные мотивы: филенки украшены композициями из двух встречных завитков – излюбленным мотивом енисейских резчиков, получившим широкое распространение в деревянном зодчестве города.

Особо следует сказать о характере кирпичной кладки стен памятника. При возведении стен главного объема здания (без южной, западной и восточной пристроек) была использована верстовая кладка, которая характеризуется последовательным чередованием тычков и ложков в каждом ряду. Такая кладка была основным типом перевязки при строительстве кирпичных зданий Енисейска 18-начала 19 вв. В кладке стен западной и южной пристроек наблюдается иной способ перевязки – на лицевую поверхность стен выходят чередующиеся ряды ложков и тычков. Это так называемая цепная или полуверстовая кладка, получившая распространение с 60-х годов прошлого столетия.

При отсутствии подробных описей, главным документальным источником является фотоснимок здания начала 20 века. Его сопоставление с данными натурного исследования позволит воссоздать архитектурный облик памятника на период рубежа 19-20 веков.

 

Статья написана по материалам красноярского краевого архива,
а также материалам его енисейского филиала
в 1994 году.

 

 




Кафедра ЮНЕСКО в Красноярске


Старые фотографии
Партнерские проекты
  • Памятники архитектуры и другие достопримечательности в Риме
    in-rome.ru