Енисейский зодчий XVIII века С.О.Дудин

Енисейский зодчий XVIII века С.О.Дудин

 

Автор: архитектор Шумов К.Ю.

Последняя четверть XVIII в. на территории Приенисейского края была отмечена значительным расширением географии и увеличением объемов каменного, преимущественно, церковного строительства. Особое место в этом процессе, обусловленном активной храмостроительной политикой сибирских духовных владык, щедрой благотворительностью местного купечества и ростом финансового благополучия приходских общин, занимала деятельность представителей цеха мастеров каменных дел города Енисейска – главного ремесленного центра региона.

Как показывает Ведомость тобольского магистрата, датированная 1792 годом, каменный цех Енисейска в это время принадлежал к одному из крупнейших в городах Сибири ремесленных объединений. (1) По числу записанных лиц он, не только не уступал такому известному своими многочисленными каменными постройками строительному центру Восточной Сибири, как Иркутск, но и превосходил по количеству каменщиков Тюмень.

О непосредственном участии енисейских зодчих в сооружении значительного числа каменных храмов в населенных местах Приенисейского края свидетельствуют ранее опубликованные и вновь выявленные нами документальные источники 70-90-х годов XVIII в. Благодаря содержащимся в них сведениям, становятся известными имена многих енисейцев, стоявших во главе артелей мастеровых людей, работавших в это время за пределами родного города.

Так, с весны 1782 года в Нижнеудинском остроге руководство возведением каменной трехпрестольной Воскресенской церкви осуществлял енисейский мастер С.К.Злыгостев, которого осенью 1783 года сменил также енисейский каменщик К.М.Месников. (2)

В 1780-х-1790-х годах «подрядчиками каменного строения» енисейскими мастерами С.Н. и С.С.Курдюковыми (Федоровыми) сооружалась двухпрестольная Троицкая церковь в Туруханском Троицком монастыре. (3) По ряду стилистических признаков можно предполагать участие указанных зодчих и в сооружении в 1790-х годах каменных церквей в селах Сухобузимском и Юксеево красноярской округи.

На рубеже XVIII-XIX вв. строительством каменного Спасского собора в Канском остроге руководили енисейцы А.И.Малетин и А.П.Казаретин. (4) Последний из них, в 1800-х гг. достраивал каменную Спасскую церковь в селе Ярцево Енисейского уезда (5)

Активной подрядной деятельностью енисейских строителей отмечены и первые десятилетия XIX века. Так, в 1810-х годах строительство каменной приходской трехэтажной Благовещенской и кладбищенской Всехсвятской церквей в Красноярске возглавлял енисейский мастер И.И.Огрысков (6) В 1820-30-е гг. енисейцы И.И. и Д.П.Ишимцовы возводили Казанскую церковь в Ачинске и Троицкую церковь в селе Шарыпово Ачинского уезда. (7)

Несомненно, возведение в приенисейских уездах и других каменных храмов, имена строителей которых пока не установлены, в рассматриваемое время в большинстве случаев осуществлялось также енисейскими зодчими. В этой связи значительный интерес представляет деятельность, до настоящего времени малоизвестного, но, пожалуй, одного из самых творчески одаренных строителей рубежа XVIII-XIX вв. из города Енисейска – Степана Осиповича Дудина.

Ценные биографические сведения о нем сохранил ряд церковных источников. Согласно содержащимся в них данным в начале 90-х годов XVIII в. С.О.Дудин состоял прихожанином енисейского Богоявленского собора и проживал с братом Семеном в доме их отца - цехового Иосифа Степановича Дудина. Метрическая книга енисейского Богоявленского собора, датированная 1794 годом, отметила его в возрасте 24 лет. (8)

О деятельности С.О.Дудина на рубеже 80-х - 90-х годов XVIII в., к сожалению, пока ничего не известно. Предположительно, именно в этот период времени, он мог овладеть навыками ремесла каменщика, состоя в качестве ученика в строительных артелях, работавших в Енисейске и на территории близлежащих уездов. По издавна установившейся в среде мастеров каменных дел традиции наследования профессии, опыт и знания С.О.Дудину непосредственно мог передать его отец – енисейский цеховой И.С.Дудин. Имя С.О.Дудина впервые упоминается в Ведомости енисейских ремесленников 1792 года, где он указан среди записных учеников цеха каменщиков. (9)

Привлекаемый с малых лет к участию в строительных работах, С.О.Дудин не был обучен грамоте, о чем говорят сохранившиеся тексты документов, подписанные за него иными лицами. Самой ранней известной нам постройкой, созданной непосредственно под руководством С.О.Дудина, была каменная трехпрестольная Спасская церковь в старинном селе Есаулово, находившимся в восьми верстах к востоку от Красноярска. Контракт на строительство этого храма на сумму две тысячи рублей С.О.Дудиным и енисейским мещанином М.К.Лютых был заключен с есаульскими прихожанами в октябре 1795 года. (10) Это обстоятельство может свидетельствовать о том, что к моменту оформления подряда С.О.Дудин, благодаря своей возросшей квалификации, перешел из разряда рядовых учеников-каменщиков енисейского цеха в разряд подмастерьев, способных к самостоятельному составлению смет и руководству сложными и ответственными строительными работами.

Сооружение здания Спасской церкви артелью мастеровых во главе с С.О.Дудиным и М.К.Лютых началось летом 1796 года и продолжалось до конца 1803 года. (11) Как следует из документов церковного архива, придел Николая чудотворца есаульской церкви был освящен 16 октября 1804 года. (12) Освящение Прокопьевского придела состоялось 5 декабря этого же 1804 года. (13) Оборудование интерьеров холодного Спасского храма есаульской церкви затянулось на длительное время. Освящен холодный храм был лишь 18 августа 1826 года. (14) Архитектура есаульского храма замечательна стремлением его создателя приспособить ранее сложившиеся местные зодческие традиции к художественно-эстетическим идеалам столичного барокко, прочно завоевавшим в последней четверти XVIII в. вкусы енисейских духовных владык, служилой аристократии и приходского мира во главе с богатым купечеством. (илл.1)

Выразительная объемная композиция есаульской Спасской церкви, сохраняя сложившуюся в приенисейской храмостроительной практике трехчастную структуру, отличалась хорошо выверенным соотношением архитектурных масс храмовой части и колокольни. Особыми архитектурно-художественными достоинствами обладал главный объем здания, эффектное завершение которого представляло собой вариацию пятиглавого венчания авторитетного в среде сибирских ктиторов и зодчих образца – церкви Захарии и Елизаветы (1759-1776) на Базарной площади в Тобольске. Но при следовании тобольскому образцу, формам завершения храмового четверика есаульской церкви С.О.Дудиным были приданы совершенно новые черты, свидетельствующие о творческом развитии архитектурных качеств первоисточника.

О высочайшем техническом мастерстве создателей есаульской Спасской церкви можно судить по формам её храмового венчания, которые визуально воспринимались, скорее, целиком вылепленными из какого-то пластичного материала, нежели, сложенными из отдельных мелкоразмерных деталей. Строительство каменного храма в селе Есаулово представляло собой одну из самых удачных попыток воспроизведения вызвавшего значительное число подражаний тобольского образца, а сам есаульский храм, благодаря его выдающимся художественным качествам, может быть признан одной из самых совершенных построек в духе елизаветинского барокко, не только на территории Приенисейского края, но и, пожалуй, всей Сибири.

К концу 1790-х годов С.О.Дудин, в результате активной и успешной подрядной деятельности приобрел в цехе мастеров каменных дел Енисейска и в местной ремесленной Управе заслуженный авторитет, о чем свидетельствуют факты его поручительства по контрактам, заключаемым в это время его товарищами по ремеслу. Так, например, в 1799 году С.О.Дудин совместно с цеховым Я.Мартусовым и мещанином Я.Кузнецовым выступал поручителем по подрядному договору, заключенному енисейцами А.П.Казаретиным и А.И.Малетиным на сооружение каменной Спасской церкви в Канском остроге. (15) Репутация С.О.Дудина, как опытного и надежного подрядчика была высока и в среде местного духовенства, а также прихожан - заказчиков церковного строительства, что позволяло ему заключать контракты на сооружение одновременно нескольких храмов в разных населенных местах приенисейских уездов.

В 1799 году, в период возведения здания есаульской Спасской церкви, С.О.Дудиным и по-прежнему трудившимся вместе с ним его «товарищем» мещанином М.К.Лютых был взят подряд на строительство каменной двухэтажной Троицкой церкви в селе Арейском, лежащим на Московском тракте к западу от Красноярска. (16) В составе руководимой С.О.Дудиным артели документальные источники упоминают его «рабочих людей» - опытных енисейских плотников Ивана Кочнева, Дмитрия Кочкова и Василия Круглого. (17) Согласно архивным источникам к февралю 1805 года сооружение холодного храма арейской Троицкой церкви было почти завершено, недостроенным оставался лишь верхний ярус колокольни. (18) В этой постройке, возведенной в два этажа, С.О.Дудин сохранил не только многие композиционно-конструктивные черты есаульского храма, но и почти полностью повторил детали оригинального декоративного убранства его фасадов. (илл.2)

Основной особенностью убранства являлись оконные наличники, в которых явно прочитывались отголоски декора Покровской церкви (1785-1795) в Красноярске (вертикальные «цепи» сдвоенных «триконхов»), восходившего к более ранним художественным традициям енисейской (Троицкая церковь, 1772-1776) и иркутской (Крестовоздвиженская церковь, 1747-1760) архитектурных школ XVIII века. Стремясь, как и многие опытные строители того времени, к расширению объемов подрядных работ, еще до окончания строительства арейской Троицкой церкви С.О.Дудин в сентябре 1803 года заключил контракт с прихожанами села Минусинского о постройке в нем каменного Спасского храма. (19) Примечательно, что, имея обязательства по, еще не до конца исполненному контракту с арейским приходом, С.О.Дудин, ничуть не смущаясь трудностей с организацией и ведением предстоящих работ, подряжался на сооружение крупного храма в приенисейском селе, весьма отдаленном от строительных центров региона.

Документальные сведения об окончании начатых, вероятно, весной 1804 года в селе Минусинском строительных работ, отсутствуют. Нет данных ни о составе возглавляемой С.О.Дудиным артели, ни о ходе самих работ. Достоверно известно лишь то, что восьмого июня 1813 года был освящен южный придельный храм Покрова богородицы, а освящение главного холодного храма минусинской церкви состоялось одиннадцатого октября 1814 года, после завершения отделки и оборудования его интерьера. (20) Избранная С.О.Дудиным архитектурная композиция минусинской Спасской церкви, первоначально (до перестройки 1900-х годов) получила черты, в целом характерные для большого круга церковных построек Сибири, выстроенных в последней четверти XVIII века. (илл.3)

Но по выразительности своего силуэта, стремительному взлету архитектурных масс минусинский храм превосходил многие современные ему сибирские постройки, возведенные в стилистике елизаветинского барокко. Предположительно строительные работы на здании минусинской Спасской церкви С.О.Дудиным в основном могли быть завершены к концу 1807 года, поскольку уже весной следующего года он принял на себя обязательства по возведению каменной Богоявленской церкви в селе Подсосенском красноярской округи. К работам по сооружению здания подсосенской церкви, заложенной в селе в сентябре 1807 года, артель С.О.Дудина приступила не позднее августа 1808 года.

К зиме следующего года вчерне был отстроен южный придельный храм, посвященный святым великомученикам Флору и Лавру. Его освящение состоялось седьмого июля 1812 года (21) Приблизительно к этому же времени был закончен и главный холодных храм Богоявления, который был освящен лишь в октябре 1825 года. (22) При создании этой небольшой сельской церкви, несмотря на крупные сдвиги в организации строительного процесса и стилевом развитии сибирской архитектуры, обусловленные деятельностью архитекторских кадров Томской губернии, в состав которой в 1804 году были включены приенисейские уезды, С.О.Дудин, опираясь на свой предыдущий строительный опыт, по-прежнему придерживался собственных художественных предпочтений. Именно этим обстоятельством, по-видимому, следует объяснять барочный характер внешнего облика подсосенской Богоявленской церкви, выстроенной в период повсеместного распространения архитектурных форм классицизма. В 1810-х годах С.О.Дудин продолжает свою деятельность в Енисейске, где по-прежнему высокий спрос на квалифицированных подрядчиков был обусловлен сохранением значительных объемов каменного строительства. В 20-х годах XIX в. мы находим мастера на различных стройках в Красноярске, недавно получившем статус столицы новоучреждённой Енисейской губернии.

Но в отличие от предыдущих лет, отмеченных его руководством строительными артелями, в этот период времени, С.О.Дудин, по-видимому, в силу возраста подвизается на различных стройках только в качестве рядового работника. Так, в январе 1828 года «мещанин города Енисейска» С.О.Дудин совместно с красноярскими мещанами Ф.Л.Хайловым и Г.А.Шипуновым давал согласие известному красноярскому подрядчику мещанину И.А.Быкасову на участие в строительстве по выданному фасаду каменного двухэтажного дома для красноярского купца В.Власьевского. (23)

О дальнейшей судьбе енисейского зодчего С.О.Дудина известные нам архивные источники сведений не содержат. В связи с отсутствием документальных данных об использовании С.О.Дудиным проектов технически обученных специалистов, следует полагать, что творческим методом мастера на всем протяжении его самостоятельной деятельности, как и других талантливых народных зодчих Сибири конца XVIII в., оставался метод работы по образцам, позволявший создавать впечатляющие произведения, в которых наряду с преемственно сохранявшимися, нередко архаичными, зодческими традициями прошлого, находили отражения многие характерные черты архитектуры русского «высокого» барокко. Скудость сведений, содержащихся в документальных источниках конца XVIII – начала XIX веков, не позволяет составить полное представление о творческой деятельности енисейского зодчего С.О.Дудина.

Но даже тех его достоверно известных построек вполне достаточно, чтобы сделать вывод о нем, как обладавшим большим художественным чутьем крупном мастере, внесшим выдающийся вклад в развитие барочного направления в монументальной церковной архитектуре XVIII в. не только Приенисейского края, но и всей Сибири в целом.

Автор: архитектор Шумов К.Ю.




Кафедра ЮНЕСКО в Красноярске


Старые фотографии
Партнерские проекты
  • Памятники архитектуры и другие достопримечательности в Риме
    in-rome.ru