К истории строительства Воскресенской церкви в Нижнеудинске

К истории строительства Воскресенской церкви в Нижнеудинске

Сведения о строительной истории каменной Воскресенской церкви в Нижнеудинске (прежде Удинский острог) недостаточно полно отражены в специальных работах, посвященных храмовой архитектуре Центральной и Восточной Сибири XVIII века. Редкие упоминания об этом, к сожалению, безвозвратно утраченном памятнике, принадлежавшем к кругу произведений мастеров каменных дел Енисейска, в основном ограничиваются краткими указаниями о времени его постройки и об именах его зодчих. Впервые эти данные о нижнеудинской Воскресенской церкви были опубликованы историком Копыловым А.Н. в труде о развитии сибирской культуры XVII-XIXвв. Автором отмечено, что Воскресенская церковь в Нижнеудинске была выстроена в 1780-1783 годах енисейскими мещанами С.Злыгостевым и А.Фунтасовым. (1) Беседина О.Н. в статье об исторической застройке Нижнеудинска, дополняя известные по работе Копылова А.Н. сведения, сообщает об освящении Воскресенской церкви в 1785 году. (2) Калинина И.В., исследовав историю православных храмов Иркутской епархии, датирует нижнеудинскую церковь 1780-1785 годами. (3) С датировкой, предложенной Калининой И.В., согласен автор диссертационного исследования о сибирских каменных храмах Масиэль Санчес Л.К. (4)

Обнаруженный нами в фондах Красноярского краевого государственного архива ряд сильно разрозненных документальных источников не позволяет полностью раскрыть весьма скупо представленную в исследовательской литературе строительную историю Воскресенской церкви в Нижнеудинске, но дает возможность значительно расширить наши знания о ней.

Последняя четверть XVIII столетия была отмечена территориальным и демографическим ростом Подгородней слободы, располагавшейся на противоположном от города Нижнеудинска берегу реки Уды. Ее развитие было связано с массовым земледельческим освоением Нижнеудинского «присуда» после прокладки в середине XVIII века Московского тракта на участке Красноярск-Иркутск. Примечательно, что размеры деревянной застройки Подгородней слободы более чем вдвое превышали площадь самого Нижнеудинска. На ее территории ввиду многочисленности жителей были расположены присутственные места, здесь же со временем образовался и крупнейший церковный приход, на средства которого была возведена Воскресенская церковь, ставшая первой каменной постройкой города.

Решение о строительстве каменной трехпрестольной Воскресенской церкви в Подгородней слободе города Нижнеудинска было принято на сходе ее жителей в конце 1770-х годов. Земельный участок для церкви был выбран к юго-востоку и несколько в стороне от слободской жилой застройки. По замыслу строителей объем Воскресенской церкви должен был замыкать перспективу центральной улицы слободы, проложенной примерно посередине ее весьма хаотичной планировочной структуры.

В 1780 году между «выборным» церковным строителем - крестьянином Подгородней слободы Спиридоном Абалаковым и енисейским мещанином Степаном Кондратьевичем Злыгостевым был заключен контракт на крупную по тем временам сумму в три тысячи рублей. По этому контракту С.К.Злыгостев обязался « церковь исправить и привесть в окончание без остановочно и безпрепятственно из народскаго кирпича, извести и протчих материалов».(5) Поручителем по контракту выступал енисейский мещанин А.Фунтасов, непосредственно принимавший участие в строительстве здания. Внушительная сумма контракта позволяет высказать предположение о значительных размерах задуманной постройки.

Заключивший с нижнеудинцами контракт мещанин Злыгостев С.К. принадлежал к числу лучших мастеров города Енисейска – главного центра «каменного дела» обширного Приенисейского края. Вместе со своим младшим братом Иваном, также каменщиком, он обладал богатым зодческим опытом, наработанным за длительный период времени на крупных стройках в своем родном городе. Весьма показательно, что жители Нижнеудинской Подгородней слободы подрядили именно енисейского мастера, хорошо зная о наличии ценных строительных кадров в географически более близком епархиальном центре - Иркутске. (6) Поручитель по контракту и член строительной артели Злыгостева С.К. – енисейский мещанин Фунтасов А.Л. был специалистом по изготовлению известковых растворов. В документах того времени он указывался как «известной» мастер. (7)

В 1781 году дьякон нижнеудинской деревянной Архангельской церкви Михаил Лахин просил у Красноярского духовного правления разрешения совершать сбор денег по красноярскому ведомству, а также почтовой подводы для передвижения между населенными местами (8)

Строительные работы на площадке Воскресенской церкви активно развернулись весной 1782 года. В это время нижнеудинский священник Евдоким Елизарьев, надзиравший за стройкой, сообщал в Красноярское духовное правление о деятельности подрядчика Злыгостева С.К.: «..теску заготовленного кирпича апреля месяца в последних числах с нанятыми ево работниками вступил, которую теску уповательно недели через две во окончание на удобное ныне число привести может и по окончании хочет вступить в кладку стен». (9) Это обстоятельство позволяет предположить, что фундаменты Воскресенской церкви были выполнены в течение строительного сезона 1781 года, а возведение конструкций надземной части здания началось не ранее весны 1782 года.

Согласно церковным приходно-расходным книгам в марте - июне 1782 года Злыгостеву С.К. и Фунтасову А.Л. были выплачены деньги за работу на Воскресенской церкви. Первому из них - подрядчику Злыгостеву С.К. было выдано «в число договорной по заключенному с ним контракту суммы» - 433 рубля 50 копеек. Фунтасову А.Л., видимо, за поставку извести было отпущено 28 рублей 30 копеек. (10)

Из «доношения» С.К.Злыгостева, направленного им в ноябре 1783 года в Удинскую комендантскую канцелярию, становится известно, что между прихожанами во главе со строителем Абалаковым и енисейским мастером возник конфликт, следствием которого стала полная остановка строительных работ. Злыгостев С.К. жаловался на церковного строителя и прихожан за нерадивость в обеспечении стройки материалами и денежными средствами, а также за нарушения условий контракта и различные «препятствия» к его исполнению. По словам Злыгостева С.К., вынужденно проживавшего без дела в Удинском остроге, отсутствие оплаты привело его в «крайнее разорение и нищету». Этим же обстоятельством Злыгостев С.К. объяснял невыплату им «крепостной» пошлины с заключенного контракта. Прихожане же во главе с церковным строителем Спиридоном Абалаковым обвиняли подрядчика в «непорядочных поступках» при определении стоимости работ. Из документов следует, что за несколько месяцев до этого Злыгостев С.К. был отстранен от работы, и вместо него в Красноярске прихожанами был подряжен другой мастер – енисейский мещанин Козьма Месников. (11) С ним осенью 1783 года, во время его приезда в Удинский острог, был заключен контракт на строительство Воскресенской церкви по более низкой цене. (12) Документы о строительстве того времени нередко содержат сведения о смене подрядчиков в процессе возведения каменных построек. Так, в 1760-х годах, из-за «неисправности» в работе от исполнения подряда на сооружение Воскресенского собора в Красноярске был отстранен енисейский житель П.Т.Сокольников. В 1811 году прихожанами строящейся красноярской Благовещенской церкви взамен непонравившегося иркутянина И.Прохорова, был нанят енисейский мастер И.Огрысков.

Более поздние документы архива сообщают, что в результате разбирательства конфликта, к февралю 1784 года с Злыгостевым С.К. был заключен новый контракт «по народскому согласию и по уменьшению церковной в строении препорции» на сумму в полторы тысячи рублей. (13) Таким образом, можно сделать вывод, что в

процессе возведения Воскресенской церкви ее первоначальный архитектурный замысел был по желанию прихожан изменен. Для строящейся церкви по строительной практике того времени, видимо, был выбран новый архитектурный образец, который и повлиял на окончательный облик постройки.

В это время сменилось и руководство стройкой. После отъезда из Нижнеудинска крестьянина Спиридона Абалакова, записавшегося в красноярское купечество, новым церковным строителем был определен местный священник Евдоким Елизарьев.

В 1785 году по неизвестной нам причине произошла очередная смена подрядчика нижнеудинской Воскресенской церкви. Для достройки здания в Красноярске был подряжен мастер крестьянин Федор Новоселов, числившийся среди красноярских жителей – лиц, временно записанных в посад. (14) По просьбе Ф.Новоселова нижнеудинским священником Трусовым «в каменную работу» были наняты каменщики красноярские крестьяне Бутаков и Коломенский, находившиеся с августа 1784 года у бывшего красноярского воеводы князя Пелымского И.Я., вероятнее всего, на строительстве особняка – первого каменного жилого дома в городе. По уговору с Пелымским И.Я. из месячной платы, назначенной нижнеудинцами Бутакову и Коломенскому, удерживалась часть денег для возврата князю. (15)

Имеющиеся в нашем распоряжении документальные источники не позволяют определить объем и характер строительных работ, выполненных артелью Федора Новоселова. Известно лишь, что в июне 1785 года в красноярское духовное правление из тобольской консистории поступил антиминс и грамота на освящение Воскресенской церкви. Но «за несовершением достройкою» здания освящение холодного храма в это время не состоялось.

Заказчиками и строителями нижнеудинской церкви в последующее время были предприняты меры по завершению работ, связанных с оборудованием интерьера холодного Воскресенского храма. В октябре 1790 года красноярским мещанином Федором Тимофеевичем Ушаковым было выдано «договорное обязательное письмо» пономарю села Ладейского красноярского заказа Алексею Ивановичу Рачковскому об изготовлении за триста рублей иконостаса в холодный храм нижнеудинской Воскресенской церкви. (16) Поручителем по этому договору, «засвидетельствованному» в красноярском магистрате пятого ноября 1790 года, выступил красноярский мещанин Илья Иванович Агапитов. Это обстоятельство позволяет не только определить время проведения работ по оборудованию интерьеров Воскресенской церкви и установить круг лиц, принимавших непосредственное участие в этих работах, но и отказаться от устоявшегося мнения о завершении строительства и освящении здания в 1785 году. Приводим текст договора резчика Ф.Т.Ушакова, раскрывающий некоторые подробности процесса украшения интерьеров приенисейских храмов конца XVIII века резными иконостасами. «Зделать мне Ушакову собою и своими

работными людьми во оной Воскресенской церкви иконостас по примеру имевшагося в городе Красноярске в соборной Воскресенской же церкви иконостаса и царские двери с Евангелистами и предстоящими ангелами или оные и по осободанному рисунку резкою и в иконостасе и столярною работою, на что и получен мне от него Рачковского рисунок, показанную работу начать и производить будущего 1791 года февраля с первого числа и со всею работою кончить ноября к первому числу онаго 1791 года, причем клей мне употреблять свой, а для той работы лес сколько какого потребно будет употреблять церковной…». (17) Из текста договора следует, что пономарем А.И.Рачковским, действовавшим по доверенности от строителя нижнеудинской церкви – священника Михаила Лахина, образцом будущего иконостаса главного престола Воскресенской церкви был выбран авторитетный источник – высокий иконостас одноименной соборной церкви (1761-1773гг.) в Красноярске. Примечательно, что по условиям договора Ф.Т.Ушакову был выдан «рисунок» с изображением некоторых резных деталей будущего иконостаса.

Судя по документам церковного архива, Ф.Т.Ушаков, прибыв в феврале 1791 года в Нижнеудинск, занялся заготовкой дерева, необходимого для резных работ. Однако, в июле этого же года, Ф.Т.Ушаков по решению нижнеудинских властей был выслан в Красноярск, где за ним числились не исполненные обязательства по подряду иконостаса в красноярскую Покровскую церковь (1785-1795гг.). На обращение заказчиков о возвращении Ф.Т.Ушакова в Нижнеудинск бургомистром красноярского магистрата Пороховщиковым был дан отрицательный ответ. Объясняя свой отказ, Пороховщиков ссылался на просьбу строителя красноярской Покровской церкви дворянина Михаила Ивановича Юшкова о необходимости удержания Ф.Т.Ушакова до окончания работ по подряду иконостаса. Ввиду того, что Ф.Т.Ушакову оставалось завершить лишь царские врата красноярского иконостаса, на что ему по оценке Рачковского А.И. требовалось не более трех дней, можно предположить, что красноярский резчик в последствие продолжил свою работу в Нижнеудинске.

В январе 1794 года с одобрения прихожан новым церковным старостой был избран крестьянин нижнеудинской Подгородней слободы Афанасий Елизарьев, который испрашивал у красноярского духовного правления «благоволения» о выдаче шнуровой книги для записи приходов и расходов, видимо, с целью завершения работ по оборудованию интерьеров Воскресенской церкви. (18)

Из письма, направленного осенью 1794 года из тобольской консистории в красноярское духовное правление, следует, что к этому времени холодный храм Воскресенской церкви по-прежнему оставался не освященным. Грамота на освящение церкви и антиминс, выданные в 1785 году тобольскими духовными властями, хранились в красноярской соборной церкви. (19) Лишь в ноябре 1794 года в связи с отчислением нижнеудинской Воскресенской церкви к Иркутской епархии по указу тобольской консистории было принято решение о передаче грамоты и антиминса в эту приходскую церковь. Таким образом, оборудование интерьера и освящение холодного храма Воскресенской церкви в Нижнеудинске произошло после 1794 года.

Здание каменной Воскресенской церкви было показано на генеральном плане уездного города Иркутского наместничества Нижнеудинска 1798 года. (рис.1) Вместе с Воскресенской церковью был отмечен и проектируемый каменный Вознесенский собор (заложен в 1811году).

Очень плохого качества фотография нижнеудинской Воскресенской церкви, имеющаяся в нашем распоряжении, позволяет высказать лишь самые общие соображения об архитектурном облике этой постройки. (рис.2) Форма плана нижнеудинского памятника с трапезной, изначально объединенной с боковыми приделами, могла быть, заимствована у таких более ранних и авторитетных образцов как Крестовоздвиженская (1747-1760гг.) и Троицкая (1750-е – 1778гг.) церкви в Иркутске, а также, учитывая енисейское происхождение подрядчика Злыгостева С.К., у Троицкой церкви (1772-1778гг.) в Енисейске.

Большое сходство объемная композиция Воскресенской церкви имела с ныне утраченной Спасской церковью в Верхнеудинске (1786-1800гг.), строившейся практически одновременно. (20) Их роднит не только использование одинакового типа завершения храма «малым» восьмериком, но и наличие придельного храма во втором ярусе колокольни. (рис.3)

Лишенные полуглавий двухсветные храмовые четверики обеих построек завершались горизонтальным карнизом как в Крестовоздвиженской (1747-1760гг.), Чудотворской (1740-е – 1767г.) и Знаменской (1757-1762гг.) церквях в Иркутске, композиция храмовых объемов которых восходила к более ранней Никольской «Гостинодворской» церкви (1720-е гг.) в Великом Устюге. Отличительной чертой обеих построек были световые люкарны с треугольными завершениями, врезанные в осевые лотки восьмигранного свода храмового четверика. Этот композиционно-конструктивный прием, использованный зодчим Стахиевым А.Д. в храмовом завершении Христорождественской церкви (1755-1758гг.) девичьего монастыря в Енисейске, в дальнейшем нашел свое место на сводах Одигитриевского собора (1741-1785гг.) в Верхнеудинске, Спасского собора (1783-1789гг.) в Селенгинске и Спасской церкви (1791-1818гг.) в забайкальском селе Турунтаеве. (рис.4)

Громоздкая четырехгранная колокольня нижнеудинской Воскресенской церкви явно имела позднее происхождение и вносила элемент значительной дисгармонии в архитектурный облик постройки.

Нижнеудинская Воскресенская церковь принадлежала к числу произведений каменной архитектуры Центральной Сибири последней четверти XVIII века, отличавшихся синтезом енисейских и иркутских зодческих традиций. Факт участия в создании этой постройки енисейских мастеров каменных дел еще раз подтверждает мнение о широкой географии их творческой деятельности и высокой квалификации.

Статья написана в 2010 году

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1.Копылов А.Н. Очерки культурной жизни Сибири ХУП-Х1Хв. Новосибирск, 1974. С.147.

2.Беседина О.Н. Историческая застройка Нижнеудинска Памятники истории, культуры и градостроительства Сибири. Новосибирск, «Наука», 1991, С.32

3.Калинина И.В.Православные храмы иркутской епархии ХУП-начало ХХ века. М.: «Галарт»,2000, С.337

4.Каменные храмы Сибири XVIII века: эволюция форм и региональные особенности. Дис. ... канд. искусствоведения. М., 2004,С.182

5. ГАКК,ф.592,оп.1,д.83, л.42

6.Злыгостев Степан Кондратьевич (1734-после 1791гг.) – енисейский цеховой, подмастерье-каменщик. В 1791 году проживал в приходе енисейской Преображенской церкви. – Шумов К.Ю. Цех мастеров каменных дел Енисейска Памятники истории и культуры Красноярского края. Вып.2, Красноярск,1992. С.221.

7.В 1791 году в приходе енисейской Преображенской церкви числились цеховой Алексей Логинович Фунтусов и его племянник Алексей Николаевич Фунтусов – ГАКК,ф.819,оп.1.д.31,л.4об. В исследовательской литературе, вследствие неверно прочитанного документального текста, Фунтасов А.Л. ошибочно называется «известным», т.е. знаменитым мастером.

8.ГАКК,ф.592,оп.1,д.89,л.30

9. ГАКК,ф.592,оп.1,д.89,л.6

10.ГАКК,ф.592,оп.1,д.73,лл.2,5,5об.

11.Кузьма Матвеевич Месников – енисейский городской крестьянин, подмастерье-каменщик. – Шумов К.Ю. Цех мастеров каменных дел Енисейска Памятники истории и культуры Красноярского края. Вып.2, Красноярск,1992. С.223

12. ГАКК,ф.592,оп.1,д.83,л.36об.

13.ГАКК,ф.592,оп.1,д.87, л.46

14. ГАКК,ф.592,оп.1,д.73,л.19

15.ГАКК,ф.592,оп.1,д.73,л.19об.

16.ГАКК,ф.592,оп.1,д.164,л.16

17.ГАКК,ф.592,оп.1,д.164,л.16

18.ГАКК,ф.592,оп.1,д.194,л.37

19.ГАКК,ф.592,оп.1,д.194,л.6

20. Основные строительные работы были выполнены в 1786-1800гг., в 1801 году был освящен зимний придел Святителя Дмитрия Ростовского, южный придел – Святителя и чудотворца Николая в 1809г. Главный храм в 1816 г., придел под колокольней апостолов Петра и Павла в 1820г. - Минерт Л.К. Архитектура Улан-Удэ.- Улан-Удэ: Бурят. КН. Изд-во, 1983. С.

1. План Нижнеудинска 1798 года
1. План Нижнеудинска 1798 года
2.Воскресенская церковь в Нижнеудинске (1782-после 1794г.)
2.Воскресенская церковь в Нижнеудинске (1782-после 1794г.)
3.Спасская церковь в Верхнеудинске (1786-1800г.)
3.Спасская церковь в Верхнеудинске (1786-1800г.)
4.Одигитриевский собор в Верхнеудинске (1741-1785г.)
4.Одигитриевский собор в Верхнеудинске (1741-1785г.)



Кафедра ЮНЕСКО в Красноярске


Старые фотографии
Партнерские проекты
  • Памятники архитектуры и другие достопримечательности в Риме
    in-rome.ru