Спасский собор в Енисейске - архитектурные особенности.

Добавлена: 08.04.2014
Добавил: архитектор
Объект:
Спасский собор в Енисейске - архитектурные особенности.

Собор Спасский (1730-1750-е гг.) в Енисейске.

 Из документов известно, что каменный собор был начат постройкой при архимандрите Димитрии Смеловском (1731-1743 гг.) и закончен при архимандрите Иоаннике Павлуцком (1750-1755 гг.), южный придел был освещен в 1750 г.

Собор имеет продольную трехчастную композицию: храм с глубокой полукруглой алтарной апсидой, широтно скомпонованная трапезная с двумя фланкирующими повышенными приделами ( Покрова и Иоанна Предтечи) и колокольня, вытянутые по одной оси. Композиционная симметрия нарушается пристроенным к трапезной с юга Ильинским приделом (1808 г.). Западные пристройки к трапезной, окружившие колокольню с севера и юга, появились во второй половине 18 в.. Храм относится к типу «Восьмерик на четверике»; восьмерик перекрыт лотковым куполом, несущим световой восьмигранный барабан круглой главки. Диагональные грани восьмерика опираются на тромпы своеобразной формы. Двухстолпная трапезная перекрыта пересекающимися коробовыми сводами. Двусветные объемы приделов перекрыты сомкнутыми сводами, увенчивались, как и главный алтарь, главками на двухъярусных глубоких барабанах ( теперь все три барабана заменены куполообразным покрытием). Пониженные апсиды приделов с двух сторон охватывают объем четверика. Высокая трехъярусная колокольня в верхних ярусах имеет восьмигранную форму; ярус «звона» перекрыт лотковым куполом, увенчанным шпилем на барабане. Все покрытия собора – железные на деревянных стропилах и обрешетке: на храме и колокольне – купольные, на трапезной – двускатное с вальмом на западную сторону.

Восьмерик храма, апсида главного алтаря, первый и второй ярусы колокольни завершаются мелко профилированным карнизом с крупными кубическими консолями, характерными для произведений «урало-тюменской школы»; четверик храма – карнизом с мелкой аркатурой, трапезная и пределы – карнизом с подкарнизным валиком.

Углы четверика и приделов, а также поверхность придельных апсид обработаны слегка отступающими от углов лопатками, многократно расчлененными горизонтальными заглубляющими профилями ( лопатки четверика в верхней своей части оставлены гладкими и, расширяясь, смыкаются на углах). Углы восьмерика и второго яруса колокольни обработаны узкими переломленными лопатками. Пилоны «звона» обработаны вертикальными филенками; арки заглубляются архивольтами стрельчатой формы, выше которых углы объема «вскрываются» филенками в форме тетраконха. Верхняя часть второго яруса украшена двумя регистрами «ширинок», под которыми помещаются небольшие круглые окна. Растесанные арочные окна храма и алтаря обрамлены наличниками из тонких нолуколонок и сильно раскрепованных карнизов. С варьируемой формой венчающей части. Наличники окон восьмерика завершаются крупными встречными завитками, наличники окон второго света (расположенных на центральной оси боковых фасадов) и боковых окон алтаря – завитками поменьше с перемыкающим треугольным фронтоном и узорной вставкой; у наличников нижних окон четверика завитки с фронтончиком подняты на два полукруглых кокошника; наконец, наличники «горнего» окна и наружной алтарной двери (переделанной из окна) завершаются тремя сливающимися полукруглыми кокошниками. Характерной деталью всех этих обрамлений является порезка наружных обломов обронным зубчиковым орнаментом, воспроизводящая приемы деревянной резьбы. Прямоугольные окна трапезной и пределов обрамлены простыми ленточными наличниками. Северный и южный порталы храма частично утрачены вследствие растески проемов. Западный портал (под колокольней) обрамлен массивными полуколоннами и раскрепованным по ним карнизом, увенчанным увенчанными завитками и фронтончиками; в центре над карнизом помещается крупный киот. Сам портал решен в виде перспективных арок, выполненных наборными балясинами. Единственный из венчающих объемов, сохранивший свою первоначальную форму, - барабан под шпилем колокольни – обработан по ребрам узкими валютами.

Собор Спасского монастыря в Енисейске является памятником провинциальной культовой архитектуры, типичным произведением сибирского зодчества середины 18 в., выполненным в сочных и нарядных формах «уральского барокко»; отличается сильной архаизирующей ориентацией стиля и некоторой грубоватостью в трактовке применяемых форм; вместе с тем демонстрирует ряд редких и своеобразных конструктивных и композиционно-планировочных приемов.

 Источники: Афанасий, Сведение… стр.334-335; ЛОИА, архив, р.Ш, де.1370; ГАКК, ф.258, оп.1, дд.10,17,41,51,181,195,202,204/.

 Статья написана в 1978 г.


Имя (Псевдоним):   E-Mail:
Секретный код: сменить цифры   Повторите код:
Полужирный
Наклонный текст
Подчеркнутый текст
Вставка смайликов
Вставка картинки
Вставка цитаты
You Tube
Flash
Разрыв страницы
Закрыть все открытые теги





Кафедра ЮНЕСКО в Красноярске


Старые фотографии
Партнерские проекты
  • Памятники архитектуры и другие достопримечательности в Риме
    in-rome.ru