Богоявленская церковь в селе Подсосное

Добавлена: 26.04.2014
Добавил: Yarr
Объект:
Богоявленская церковь в селе Подсосное

Богоявленская церковь в селе Подсосенском Красноярского края

 

 

Строительная история памятника такова. По сведениям "Краткого описания приходов енисейской епархии", изданного енисейским церковно-археологическим обществом в 1916 году, православный приход в селе Подсосенском был открыт в XVIII столетии (По материалам ГАКК)

Судя по записям в клировых ведомостях каменной Богоявленской церкви в состав прихода в первой половине XIX века входили жители села Подсосенского и население деревень Тойлуцкой (в 3 верстах), Селетковой (в 7 верстах), Аммалинской, Шадринской, Борсуцкой (в 6 верстах), Скоробогатовой (в 15 верстах). По данным 1832 года в подсосенском приходе числились 139 дворов с населением в 744 женщины и 738 мужчин (По материалам ГАКК). В течении второй половины XIX века состав населенных пунктов, входивших в приход Богоявленской церкви изменился: к 1916 году из состава прихода вышли деревни Шадрино и Аммала, взамен которых появилась деревня Сосновка (в 25 верстах) (По материалам ГАКК).

Судя по записям в сохранившихся архивных делах XVIII — первой четверти XIX века в селе Подсосенском издавна существовала деревянная церковь во имя Флора и Лавра. Наиболее ранние свидетельства о ее строительстве относятся к третьей четверти XVIII века.Благодаря им становится известно , что в селе Подсосенском в 1769 году была заложена деревянная Флоролавровская церковь, которая была освящена в январе 1773 года ( По материалам ГАКК). Вероятнее всего, эта церковь сгорела в начале 80-х годов XVIII столетия, и была заново отстроена. Это следует из сохранившейся записи о выдаче в 1783 году церковому старосте Михаилу Пачаеву двух ящиков для сбора денежных сумм, необходимых для строительства церкви. (По материалам ГАКК). О месте расположения деревянной Флоролавровской церкви нам ничего не известно. Не исключено, что она располагалась неподалеку от будущего места строительства каменного храма.

Судя по документам это была деревянная однопрестольная церковь с отдельно стоящей "колокольней", на которой находилось семь колоколов. В апреле 1806 года эта церковь по неизвестной причине сгорела. Пожар был настолько быстротечен, что жителям села и священникам удалось спасти лишь небольшую часть церковных вещей. Их перечень вместе с подробным описанием сгоревшего деревянного храма, взятым, очевидно, из описи церковного имущества XVIII века, был направлен в специальном "репорте" в красноярское Духовное Правление на следую- щий день после пожара. Одной из ценнейших вещей, спасенных от огня, было резное изображение Иоанна Богослова, особо почитаемое прихожанами. Вышеупомянутое нами "Краткое описание приходов Енисейской Епархии" сообщает об этой статуе, как о храмовой реликвии. После того как в красноярском Духовном Правлении стало известно о гибели

подсосенской церкви, отсюда последовало предписание на имя священника ачинской Троицкой церкви Петра Токарева о расследовании причин пожара. С гражданской стороны следствие проводил боготольский частный комиссар Калачев.Несмотря на тщательную работу следственной комиссии точную причину пожара установить не удалось.

В конце мая 1806 года прихожане во главе с избранным ими церковным строителем крестьянином Григорием Стариковым , в соответствии с существовавшим тогда порядком, обратились в Красноярское Духовное Правление с прошением о дозволении выстроить на их собственные средства каменную Богоявленскую церковь с приделом святых великомученников Флора и Лавра ( По материалам ГАКК). После рассмотрения дела Красноярское Духовное Правление сообщило в Тобольскую Духовную Консисторию о желании прихожан выстроить каменную церковь. Вслед за этим, в июне того же года, из Тобольской духовной консистории был получен Указ, подписанный архиепископом Антонием, о заложении в селе Подсосенском каменного храма с приложением "Благословенной Граммоты" .(По материалам ГАКК) Второго июля 1806 года Указ о заложении подсосенской церкви был получен в Красноярске. Однако, моментального исполнения этого Указа не последовало, так как для строительства здания еще не было заготовлено достаточное количество строительных материалов. Лишь в конце сентября следующего, 1807 года, судя по "репорту" подсосенского благочинного священника Михаила Попова, каменная Богоявленская церковь с приделом мучеников Флора и Лавра была торжественно заложена (По материалам ГАКК). На обороте сохранившейся в фондах Красноярского государственного архива копии благословенной грамоты есть надпись, рассказывающая о том, что подлинную грамоту получил "в хранение" подсосенский священник Михаил Попов, а копия ее оказалась в делах ачинского протоиерея Алексея Алексеева.

После закладки здания прихожане развернули значительную деятельность по сбору денежных средств. В апреле 1808 года строитель Г.Стариков обратился к протоиерею А.Алексееву в Красноярское духовное правление с просьбой выдать мещанину богоявленского прихода Ивану Федоровичу Дудину "шнурованную тетрадь" для сбора денежных сумм. Часть средств на строительство здания была собрана прихожанами еще до пожара деревянного храма. Это видно из ведомости "сгоревших" денег, приложенной к рапорту церковнослужителей Флоролавровской церкви в Красноярского духовное правление (По материалам ГАКК.) При отсутствии храма, для продолжения богослужения в селе Подсосенском была выстроена небольшая временная деревянная часовня. Это становится известным из рапорта благочинного священника М.Попова, отправленного в Красноярское Духовное Правление в июле 1807 года. Можно предположить, что часовня была выстроена неподалеку от сохранившейся после пожара деревянной колокольни, стоявшей отдельно от сгоревшей церкви. О дальнейшей судьбе часовни и колокольни ничего не известно. Вероятнее всего, после освящения каменной церкви часовня и колокольня были разобраны, а их деревянные конструкции были по церковной традиции употреблены в топление печей нового храма.

В наиболее ранней из сохранившихся клировых ведомостей Богоявленской церкви за 1828 год ни часовня, ни колокольня уже не упоминаются. Факт заложения каменной Богоявленской церкви в 1807 году, в определенном смысле является объяснением отсутствия в делах о строительстве упоминаний о проектных планах и фасадах возводимого здания. Несмотря на деятельность службы губернского архитектора, в Томской губернии, особенно в ее отдаленных районах, строительство отдельных зданий в рассматриваемый период нередко осуществлялось без разработанных профессиональным архитектором проектных чертежей. Если такое было возможным в крупном строительном центре Приенисейского края начала XIX века — Красноярске, где Благовещенская церковь в 1804-1813 гг. взводилась по "планам" тобольских мастеров иконостасных дел, то что можно было ожидать от небольшого, расположенного на периферии села Подсосенского. Это обстоятельство лишний раз доказывает, что несмотря на государственную политику постепенного ужесточения надзора за строительным делом, проявившуюся уже через два года выпуском "Собраний фасадов", на территории Приенисейского края процесс внедрения профессионального архитектурного проектирования в культовое зодчество проходил в начале XIX века весьма замедленными темпами.

 Одной из основных причин такого положения являлось длительное (до 1824 года) отсутствие на Приенисейской земле собственного института губернского архитектора и слабость влияния архитектурной службы новообразованной томской губернии на развитие архитектуры отдаленных территорий. Таким образом, особенности архитектурной композиции подсосенской Богоявленской церкви оказались связаными не с архитектурой русского классицизма, а с традициями сибирского барокко, получивше- го широкое распространение в каменном зодчестве Сибири XVIII века. Еще одной весьма существенной причиной строительства Богоявленской церкви в формах барокко является то, что руководителями строительной артели, возводившей церковь, являлись мастера каменных дел из Енисейска. Традиции архитектуры барокко были весьма устойчивыми в каменном зодчестве этой строительной метрополии Приенисейского края с начала XVIII века — момента становления и развития его каменного строительства.

Вследствии отсутствия проектных чертежей постройки, разработанных профессиональным архитектором, здание Богоявленской церкви возводилось архаичным , но по-прежнему широко распространенным способом строительства по образцам или по описаниям. Благодаря ряду сохранившихся архивных материалов нам точно известны имена авторов каменного Богоявленского храма. Ими были енисейские мещане Степан Осипович Дудин и Матвей Кононович Лютых (По материалам ГАКК). Факт привлечения енисейских зодчих к строительству подсосенского храма не случаен: к концу XVIII века, представители енисейского цеха мастеров каменных дел, заслужив славу опытных строителей, возводили практически все каменные храмы на территории Приенисейского края. Так, те же С.О.Дудин и М.К.Лютых с 1799 года находились на строительстве каменной двухэтажной церкви Троицы в селе Арейском красноярского округа ( ныне село Емельяново под Красноярском). К моменту начала строительства каменной Богоявленской церкви С.О.Дудин и М.К.Лютых являлись опытными мастерами каменных дел. Первый из них был сыном енисейского цехового Осипа Степановича Дудина и жил в приходе Богоявленского собора. По Ведомости мастеровых Енисейска, составленной в 1789 году, был показан учеником каменных дел из цеховых (По материалам ГАКК). Второй руководитель артели — Матвей Кононович Лютых происходил из семьи служителя енисейского Спасского монастыря, крестьянина Конона Дементьевича Лютых, жившего в приходе енисейской Троицкой церкви (По материалам ГАКК). В Ведомости мастеровых Енисейска 1789 года М.К.Лютых был указан вместе с братом Яковом учеником каменных дел (По материалам ГАКК). В состав артели, которой руководили С.О.Дудин и М.К.Лютых, входил еще ряд опытных мастеровых. Так, все деревянные работы на здании Богоявленской церкви должен был выполнить енисейский экономический крестьянин Дмитрий Кочков, также происходивший из семьи потомственных служителей енисейского Спасского монастыря. Кроме него в работах по возведению здания принимал участие енисеец Иван Кочнев, происходивший из семьи известных енисейских плотников. Посильное участие в работах по возведению Богоявленской церкви приняли жители деревень, входивших в приход. По традиции они совместно работали на рытье котлована под фундамент церкви, участвова- ли в возке камней для забутовки фундаментных рвов. Так, по апрельской разнарядке 1808 года предполагалось использовать "для воски под фундамент камня и протчих к строению припасов" жителей деревни Сохаптинской (По материалам ГАКК). Вероятнее всего, работы по подготовке строительной площадки под будущую церковь начались весной 1808 года, не ранее первого апреля — общепринятой в подрядных договорах того времени даты начала строительного сезона. Начало строительства самого здания можно определить из "объявления" Степана Дудина, подписанного в июле 1808 года. Из него видно, что этот мастер заключил контракт на возведение Богоявленской церкви в первой половине июля 1808 года (По материалам ГАКК).


Главные усилия строительной артели первоначально были направлены на сооружение придельного храма святых великомучеников Флора и Лавра. Вероятнее всего, к зиме 1809 года придел был отстроен вчерне, поскольку разрешение на его освящение испрашивалось Красноярским Духовным Правлением весной следующего года. В апреле 1810 года из Тобольской Духовной Консистории был получен указ, в котором разрешалось произвести освящение придельного храма, только после оформления в законном порядке отвода земельного участка под строительство здания. Таким образом, изначально строительство церкви носило полузаконный характер, так как осуществлялось без соблюдения действовавшего организационно-правового порядка в области строительства. Этот факт также подтверждает малоуспешность попыток государства поставить в начале XIX века под жесткий контроль процесс строительства православных храмов на территории Приенисейского края. В результате затянувшейся переписки по вопросу отвода земельного участка под церковь, придельный храм Флора и Лавра был освящен лишь седьмого июля 1812 года (По материалам ГАКК). Главный холодный храм Богоявления освящен в 1825 году.
 

Наиболее ранние сохранившиеся клировые ведомости церкви за 1829, 1831 и 1832 годы ничего не сообщают об этом. Не исключено, что кладка стен и сводов здания завер- шилась в 1812 году, а внутренние отделочные работы и изготовление иконостаса затянулись на несколько лет. Судя по записям в тех же клировых ведомостях к 1829 году церковь не имела усадебной земли, а количество пашенных и сенокосных угодий составляло тридцать три десятины. На церковную землю имелись план и межевая книга (По материалам ГАКК). Первым священником выстроенной каменной церкви был Михаил Трифонович Попов, посвященный в священники в с.Подсосенское еще в декабре 1796 года тобольским архиепископом Варлаамом (По материалам ГАКК). Из зданий, принадлежавших церкви в 1810-х — 1820-х годах, следует упомянуть деревянную богадельню на десять калек, построенную прихожанами в 1813 году (По материалам ГАКК). О месте ее расположения сведений не сохранилось. В 1831 году, как видно из клировых ведомостей этого времени здания богадельни уже не было. Документов, раскрывающих характер изменений архитектурно-художественного облика Богоявленской церкви за вторую половину XIX века нами не обнаружено. Судя по записи в "Кратком описании приходов Енисейской епархии", в 1903-1906 годах здание Богоявленской церкви было сильно пе- рестроено. В ходе работ южный придельный храм мучеников Флора и Лавра был разобран, а у северного и южного фасадов здания появились объемы новых приделов: с севера — в честь апостолов Петра и Павла, с юга — в честь иконы божьей матери "Утоли моя печали" (По материалам ГАКК). В сохранившейся клировой ведомости Богоявленской церкви 1908 года указаны даты освящения новых приделов. Южный придел был освящен 8 июля 1905 года, а северный придельный храм — 25 мая следующего года. (По материалам ГАКК).

 Анализ объемно-пространственной композиции и кирпичной кладки сохранившегося здания Богоявленской церкви позволяет в общих чертах представить характер работ по расширению здания, проведенных в 1903 — 1906 годах. Кроме упоминавшейся уже разборки южного придельного храма Флора и Лавра, сохранявшего древнее название подсосенской церкви, в середине 1900-х годов были также разобраны: алтарь главного храма и участки северной и южной стен храмового четверика( в уровне оконных и дверных проемов первого яруса), взамен которых появились значи- тельного пролета полуциркульные арки. Благодаря разборке указанных стен четверика , пространство холодного храма было значительно рас- ширено и слито с пространствами боковых приделов. Капитальному изменению подверглись сводчатые конструкции тра- пезной: взамен разобранного первоначального свода ( остатки пят свода обнаружены натурными исследованиями на западной стене храмового четверика) здесь появилось плоское перекрытие. Были разобраны также южная и северная стены трапезной, а вместо них были сделаны широкие арочные проемы, соединившие пространства трапезной и боковых приделов. Сегодня эти арочные проемы отсутствуют. Объемы пристроенных боковых приделов протянулись вдоль южного и северного фасадов церкви, причем, алтарные апсиды приделов оказались на одном уровне с апсидой главного храма. 

Западные фасады приделов образовали сплошной стеновой фронт с западным фасадом церковной колокольни. Анализ характера кирпичной кладки сохранившейся внутренней поперечной стены южного придела позволяет высказать предположение, что эта стена является остатком первоначальной конструкции придела Флора и Лавра. В пользу такого предположения свидетельствует верстовая система перевязки кирпичной кладки стены, характерная для строительных приемов енисейских мастеров XVIII-нач. XIX вв.(Аналогичная система кладки наблюдается на всем первоначальном объеме церкви). Это обстоятельство может оказаться существенным моментом для выполнения графической реконструкции первоначального архитектурного облика южного придела. Каждая из апсид , включая апсиду главного алтаря, получила по две оконные оси. "Храмовые" части приделов также получили по две оконные оси. Такое же количество осей, но иного функционального набора оказалось в "трапезных" приделов: ближе к востоку в стене был помещен дверной арочный проем, к которому с запада примыкало окно. Рассматривая историю переустройства Богоявленской церкви в начале ХХ века, следует отметить, что подобной реконструкции в это время подверглось немало православных храмов Приенисейского края. Так,например, в 1904-1905 годах, в результате капитальной реконструкции был значительно расширен Спасский собор в г.Минусинске. Причем, характер проведенных на Спасском соборе работ был почти полностью идентичен работам на Богоявленской церкви села Подсосенского. В 1912 году по проекту губернского архитектора В.А.Соколовского был реконструирован Спасский собор в г.Канске (По материалам ГАКК), с тем же характером строительных работ. Эти три события позволяют высказать предположение, что здание Богоявленской церкви в селе Подсосенском было реконструировано по проекту одного из сотрудников Енисейской строительной комиссии, возможно губернского архитектора А.А.Фольбаума.

Как уже говорилось храмовый четверик главного холодного придела перекрыт сомкнутым восьмигранным сводом. Конструктивный переход от четверика к восьмигранному основанию перекрытия осуществлен при помощи тромпов, выполненных в виде цилиндрических сводиков с наклонной щелыгой. Такой прием конструктивного решения восходит к строительным традициям енисейской "архитектурной школы" второй половины XVIII века. Аналогичное конструктивное решение было в 1750-х годах применено в перекрытии храмового четверика Спасского собора в Енисейске. Не исключено, что первоначально свод храмового четверика планировался с отверстием для установки светового подкрестного барабана. Это отверстие восьмигранной формы наблюдается в уровне щелыги сводчатой конструкции. Возможно, по какой-то причине при строительстве, от светового барабана в завершении храма отказались, а взамен него появился видимый сегодня декоративный барабан.Тогда же световое отверстие в своде было закрыто куском материи, на которой был написан лик Саваофа. Это обстоятельство требует уточнения в ходе более обстоятельного натурного обследования памятника. Пространственную жесткость храмового четверика обеспечивают хорошо сохранившиеся кованые воздушные и стеновые связи. Анкеровка связей — внутристенная.

Традиционное для храмов Приенисейского края рубежа XVIII-XIX веков конструктивное решение имеет колокольня Богоявленской церкви. В ее основе — конструктивный тип, образуемый сочетанием четверика и поставленного на него восьмерикового объема. При этом, конструктивный переход от четверика к восьмерику осуществлен при помощи простых кирпичных перемычек. Сравнение элементов храма и колокольни, обеспечивающих конструктивный переход от четверика к восьмерику, дает основание предположить разновременность появления храмового четверика и колокольни. В пользу разновременности появления храмового четверика и колокольни свидетельствует также упрощенная форма кровли, покрывающей колокольню.

В прошлом колокольня имела лишь одно сводчатое перекрытие — коробовый свод, остатки которого хорошо видны ниже яруса конструктивного перехода от четверика к восьмерику.Ниже уровня пят этого свода находится частично сохранившееся деревянное балочное перекрытие нижнего яруса колокольни. Восьмигранный ярус звона колокольни никогда не имел свода. Каких-либо остатков пят свода восьмерика нами не обнаружено. Оригинальными особенностями обладает конструктивное устройство барабанов подкрестных глав храмового объема и колокольни. Четыре крупных деревянных элемента, соединенных крестообразно, имеют плавно изогнутые очертания, имитирующие формы характерных для сибирской архитектуры, а в особенности ее "тобольской" и "енисейской" школ подкрестных барабанов, которые выполнялись из лекального кирпича. Торцы элементов, составляющих конструкцию подкрестного барабана, покрыты хорошо сохранившимся полосовым железом, прикрепленным к деревянной поверхности коваными гвоздями. Появление такого упрощенного варианта широко распространенной в архитектуре Тобольска и Енисейска формы подкрестного барабана, вероятно, было связано не только с желанием заказчика максимально ускорить и удешевить строительство здания, отказавшись от возведения трудоемких и дорогостоящих элементов, но и с возможно невысокой квалификацией мастеров каменных дел. Вместе с тем, форма подкрестных барабанов, несмотря на свою значительную упрощенность, прекрасно передавала силуэтные характеристики "барочного" венчания храма.

Вместе с тем, не исключено, что существующие ныне подкрестные барабаны представляют собой поздний элемент архитектурной композиции здания, а первоначально на их местах существовали обычные для рубежа XVIII-XIXвв. кирпичные восьмигранные барабаны.В пользу этого предположения говорят как-то не вяжущиеся с общими архитектурными массами здания пропорции существующих деревянных "барабанов". Архитектура поздних боковых приделов здания решена в упрощенных формах. Характер кирпичной кладки стен поздних приделов легко позволяет определить строительную периодизацию конструктивных элементов здания.

В кладке стен использована цепная перевязка швов, получившая широкое распространение в строительной практике приени- сейского края с 1880-х годов. Главным украшением кирпичных стен служат рамочные наличники вокруг крупных оконных проемов с полуциркульными перемычками. Наибольшей пластической разработкой отличается западный портал церкви, появившийся также в период капитальной реконструкции здания 1900-х годов. Дверной проем, ведущий из паперти в трапезную главного храма носит следы переделок, выполненных, очевидно, в процессе ремонта здания в 1900-х годах. Первоначально проем имел арочную перемычку, остатки конструкции которой сейчас находятся внутри стены (обнаружены натурными исследованиями). Первоначальный вход на колокольню находился внутри северной стены четверикового яруса и представлял собой узкий ступенчатый ход. Часть этого хода сохранилась. Внутри противоположной стены натурными исследованиями обнаружен еще один ступенчатый ход, ведущий на второй ярус колокольни. До реконструкции здания 1900-х годов этот ход освещался небольшим окошком прямоугольной формы на южном фасаде колокольни.

Элементов прежнего убранства интерьеров Богоявленской церкви не сохранилось. Отсутствие документальных материалов, раскрывающих особенности внутреннего убранства здания не позволяет наметить основные пути реставрации интерьеров. В таких условиях наиболее приемлемым вариантом становится вариант стилистической реставрации, т. е. выполнение элементов убранства с использованием аналогов.


Макет Богоявленской церкви в п. Подсосенском Красноярского края
Макет Богоявленской церкви в п. Подсосенском Красноярского края
Вид Богоявленской церкви в застройке поселка Подсосенского Красноярского края
Вид Богоявленской церкви в застройке поселка Подсосенского Красноярского края
Реконструкция западного фасада памятника архитектуры - Богоявленской церкви в п.Подсосенском Красноярского края, по состоянию на 1825 год.
Реконструкция западного фасада памятника архитектуры - Богоявленской церкви в п.Подсосенском Красноярского края, по состоянию на 1825 год.
Реконструкция восточного фасада памятника архитектуры — Богоявленской церкви в п.Подсосенском Красноярского края, по состоянию на 1825 год.
Реконструкция восточного фасада памятника архитектуры — Богоявленской церкви в п.Подсосенском Красноярского края, по состоянию на 1825 год.
Богоявленская церковь в селе Подсосенском Красноярского края. Продольный разрез.
Богоявленская церковь в селе Подсосенском Красноярского края. Продольный разрез.
Богоявленская церковь в селе Подсосенском Красноярского края. Поперечный разрез. Иконостасы в интерьере.
Богоявленская церковь в селе Подсосенском Красноярского края. Поперечный разрез. Иконостасы в интерьере.
миленин
  • C нами с: --:--:--
  • Комментариев:
  • Город:

С детства очарован красотой и некой завороженностью этого Храма! И сейчас приезжая в Подсосное ,обязательно иду туда и читаю.. Скажите пожалуйста ,будет ли построен вновь этот Храм в таком же виде? Шмидт М.В.Кемеровская обл.г.Юрга.

Имя (Псевдоним):   E-Mail:
Секретный код: сменить цифры   Повторите код:
Полужирный
Наклонный текст
Подчеркнутый текст
Вставка смайликов
Вставка картинки
Вставка цитаты
You Tube
Flash
Разрыв страницы
Закрыть все открытые теги





Кафедра ЮНЕСКО в Красноярске


Старые фотографии
Партнерские проекты
  • Памятники архитектуры и другие достопримечательности в Риме
    in-rome.ru