История строительства Спасской церкви в Минусинске

Добавлена: 12.06.2017
Добавил: Admin
Объект:
История строительства Спасской церкви в Минусинске

Конец XVIII века на территории Приенисейского края был отмечен значительным увеличением масштабов каменного строительства и расширением его географии. В этот период времени из кирпича, получавшего все большее распространение в технике возведения зданий, строились преимущественно православные церкви. В 1790-х годах этот процесс затронул сельские населенные места юга края, где началась постепенная замена ветхих деревянных церквей каменными постройками. В 1791 году в селе Шушенском была заложена Петропавловская церковь, через год - Спасская церковь в селе Курагино. С 1797 года началось строительство Вознесенской церкви в Абаканском остроге, с 1800 года строительство Казанской церкви в селе Тесь. К числу новых каменных церквей южных районов края относится и Спасская церковь в селе Минусинском, возникшем в 1739-1740 годах, как поселение при Луказском казенном медеплавильном заводе. (илл.1-фрагмент карты Енисейской губернии 1830-х гг)

Как сообщает «Краткое описание приходов Енисейской епархии» приход в «деревне Минусинской», заселенной преимущественно выходцами из Надпороженской слободы, был открыт в 1779 году (1). Богослужение осуществлялось в выстроенной в 1780 году деревянной однопрестольной Спасской церкви. Разрешение на ее закладку было выдано 21 декабря 1779 года архиепископом Тобольским и Сибирским Варлаамом. Закладка здания церкви была осуществлена 13 сентября 1780 года. Освящение престола этой церкви состоялось 16 января 1781 года по грамоте, выданной из Тобольска 29 сентября 1780 года. (2) Сохранившаяся опись церкви за 1803 год содержит некоторые сведения о размерах и внутреннем убранстве этой постройки. Вытянутое вдоль продольной оси здание имело длину десять с половиной саженей и ширину (в храмовой части) – три сажени и два аршина. Высота храмовой части здания с крестом составляла десять саженей (21.3 м.), а колокольни также с крестом, на которой находилось шесть колоколов, – одиннадцать саженей (23.4 м.) Два креста на колокольне и храме были вырезаны из дерева. (3) Об иконостасе деревянной Спасской церкви, украшавшем ее интерьер, указанная опись 1803 года сообщает: «иконостас столярной работы с малой резьбою, крашенный лазоревой краской, столбы и карниз позолочены, в нем царские врата резные в верхе евангелистов образ благовещения, резные вызолочены, на облаках завеса тафтяная двоелишнаго цвету, крест на ней…серебряный, пономарские двери южная и северная с изображением архидьяконов Лаврентия и Евпла». (4). Графические изображения минусинской деревянной церкви, позволяющие раскрыть особенности ее архитектурного облика, нам не известны.

К концу XVIII века Спасская церковь в селе Минусинском сильно обветшала и требовала замены. В 1796г. жителями села Минусинского был «учинен согласно приговор» о постройке вместо ветхой деревянной вновь Спасской каменной церкви с приделом. Для этих целей были собраны более тысяч рублей (5) Из «доношения» минусинского дъячка Михаила Токарева, датированного 31 марта 1801 года, следует, что в начале этого года прихожане обратились к тобольскому архиепископу Варлааму с ходатайством о строительстве каменного храма. В своем «доношении» М.Токарев сообщал: «Желают оне вместо приходящей в обветшание деревянной построить вновь каменную Спасскую церковь с приделом Покрова Пресвятые Богородицы». Стремление прихожан, несмотря на очевидную дороговизну, воздвигнуть новый храм из кирпича, было обусловлено не только соображениями долговечности и пожарной безопасности будущего здания, но и, видимо, правительственными установками о запрете строительства деревянных церквей. Еще в 1775 году тобольский губернатор Д.И.Чичерин отмечал, что «в силу высочайших повелений деревянных церквей строить не велено». (6) Указом же императора Павла I от 24 декабря 1800 года прямо предписывалось следующее: «Вместо погоревших или обветшавших деревянные церкви не строили бы, но строили бы везде каменные» (7) Разрешение архиепископа Варлаама на закладку каменной церкви последовало 6 мая 1801 года в адрес заказчика - красноярского протоиерея Алексея Алексеева. Закладка же самой церкви была осуществлена лишь 12 сентября 1803 года. (8) Возведение стен каменной Спасской церкви с теплым приделом Покрова богородицы началось, вероятно, весной 1804 года. Первыми строителями церкви, избранными прихожанами, стали дьяк Токарев М.И. и крестьянин Солдатов Е.И.

Для ведения работ выборными лицами прихожан была в 1803 году подряжена строительная артель, состав которой до настоящего времени оставался не известным. Обнаруженный нами в фондах красноярского краевого архива ряд документов о церковных подрядах того времени позволил установить имя руководителя этой артели. Им был опытный енисейский мастер Степан Осипович Дудин (9). Впервые его имя встречается нам в ведомости мастеровых г.Енисейска за 1792 г., в которой он был показан учеником каменщиком. (10) Известно, что в 1794 году он вместе с братом Семеном проживал в приходе енисейского Богоявленского собора в доме отца - цехового Иосифа Степановича Дудина (11) К моменту заключения подряда на сооружение минусинской Спасской церкви за плечами С.О.Дудина был богатый опыт подрядных работ, выполненных артелями мастеровых под его началом на строительстве храмов в селе Арейском (1798-1801г.) и в селе Есаульском (1796-1803гг.) под Красноярском. Вместе с Дудиным С.О. в строительстве минусинской Спасской церкви мог принимать участие его постоянный товарищ по артели - енисейский мещанин Матвей Кононович Лютых, происходивший из семьи штатных служителей енисейского Спасского монастыря. Имя этого опытного каменщика также содержится в указанной ведомости мастеровых Енисейска 1792 года. Согласно данным исповедных росписей в 1791 году он проживал в приходе енисейской Троицкой церкви с братом Яковом в доме своего отца – монастырского служителя Конона Дементьевича Лютых (12)

Из документов церковного архива следует, что восьмого июня 1813 года был освящен южный придельный храм Покрова богородицы. Освящение главного холодного храма церкви состоялось одиннадцатого октября 1814 года , после завершения отделки и оборудования его интерьера. (13) Из описания минусинской Спасской церкви за 1828 год становится известно, что в 1819 году в юго-западном углу церковной ограды на средства минусинского крестьянина Федора Сомова был возведен каменный одноэтажный объем богадельни. (14) Согласно статистическим сведениям о Спасской церкви за 1833 год эта богадельня была рассчитана на размещение пятнадцати человек. (15) Прежняя деревянная церковь села Минусинского после освящения новой каменной Спасской церкви была согласно установленному порядку разобрана. Эта постройка наряду с прочими ветхими деревянными церквями, которые «ветхостью своею угрожают опасностью» упоминалась в донесении, направленном в ноябре 1814 года в Тобольск красноярским духовным правлением. После разборки деревянной церкви ее конструкции, вероятнее всего, были использованы в соответствие с синодальным указом от 9 октября 1742 года, который предписывал церковным заказчикам: «лес, ежели угоден явится, употреблять в строении новой церкви, а прочее ветхое употреблять же в церковное топление или на печение просфор и другим никому ни на что того церковного леса не растощать». (16) Здание каменной Спасской церкви вместе с богадельней и кирпичной оградой показано на проектном плане уездного города Минусинска, составленном прапорщиком строительного отряда путей сообщения К.Мусиным-Пушкиным, и высочайше одобренном 22 декабря 1844 года. На этом генеральном плане Спасская церковь располагается в западной части села Минусинского в излучине речки Минусы на территории обширной Гостинодворской площади. Своим западным фасадом церковь была обращена на русло Енисейской протоки и улицу Большую - часть трактовой дороги, проходившей через село, служа торжественным архитектурным оформлением въезда в его центральную часть.

В таком виде здание Спасской церкви с южным придельным храмом Покрова богородицы просуществовало до середины XIX века. (илл.2 – план церкви 1814г. Графическая реконструкция, илл. 3. Южный фасад церкви Графическая реконструкция) К концу 1840-х годов возросшая численность населения Минусинска настоятельно требовала увеличения вместительности приходской церкви. На это обстоятельство прямо указывает одна из клировых ведомостей церкви за 1848 год, сообщающая, что здание «по тесноте требует распространения» (17) В этой связи в 1853-1854 годах по дозволению томского епископа Афанасия на средства минусинского купца третьей гильдии И.Т.Масленникова к северному фасаду здания был пристроен придельный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского. В январе 1854 года минусинский благочинный священник Г.Бенедиктов докладывал в духовное правление о том, что «каменный придел при градо-минусинской церкви во имя святителя и чудотворца Николая окончен постройкою с новым иконостасом». (18) Освящение нового теплого придела состоялось 7 мая 1854 года. В ходе возведения этого придельного храма в северной стене церковной трапезы была пробита арка, пространственно соединившая их помещения. В месте примыкания алтарной апсиды северного придела была заложена крайняя к западу оконная ось четверика холодного храма. Предположительно автором проекта реконструкции минусинской Спасской церкви мог быть енисейский губернский архитектор Я.И.Алфеев. Известно, что в августе 1852 года он был откомандирован в Минусинск и привлекался к освидетельствованию только что выстроенной в Шадатском (Каратузском) форпосте каменной Петропавловской церкви. (19) Возможно, именно в этот период времени им по просьбе минусинцев и было обследовано здание Спасской церкви для последующего составления «плана и фасада» придельного храма. По некоторым сведениям в это же время в северо-западной части здания был возведен небольшой одноэтажный объем для размещения кладовой и сторожевской, удлинивший фасад северного придела на две оконные оси. В сентябре 1858 года в связи с переименованием волостного села Минусинского в город Спасская церковь получила статус соборной.

Сохранившаяся в фондах минусинского архива опись имущества, датированная девятым мая 1860 года, дает довольно подробное представление о размерах и архитектурном облике Спасской церкви этого времени. Длина здания от «горнего места до западных врат» составляла тринадцать саженей (более двадцати семи метров). Ширина храмового четверика равнялась трем саженям и одному с одной третью аршину (более семи метров). Ширина трапезной вместе с двумя придельными храмами была равной восьми саженям и одному с четвертью аршину (около восемнадцати метров). Далее указанная опись сообщает: «Для входа в теплую церковь дверей с западной стороны две: 1 – вводящая в паперть, створчатая, простой работы с навесным замком. 2 – из паперти в церковь, простой работы с наружным замком. Для входа в холодную церковь с западной стороны одна дверь, в арке – столярной работы, со стеклами, с южной и северной стороны по одной двери, из которых каждая с двойными створчатыми половинками. Из них наружные простой работы, внутренние столярной». (20) Согласно описанию пространство холодного храма освещалось арочными оконными проемами, расположенными в два яруса на северном и южном фасадах четверика. Во втором ярусе окон находилось по три проема, а в первом, из-за примыкания алтарей боковых теплых приделов по одному (на крайних к востоку осях). Кроме указанных проемов эффектному освещению интерьера холодного храма способствовали небольшие овальные (стоячий овал) окна-люкарны в фигурных щипцах, поднимавшихся над каждой гранью храмового четверика. В полукруглой алтарной апсиде главного храма находилось три оконных проема. Южный придельный храм Покрова богородицы имел пять оконных проемов, два из которых располагались в алтаре. Придельный храм в честь Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского (включая примыкавший к его западному фасаду объем пристройки) освещался с севера пятью оконными проемами, два из которых находились в западной пристройке. Алтарь северного придела освещался двумя проемами. Окна холодного храма имели одинарные рамы, а окна теплых приделов – двойные. Все окна нижнего яруса здания были забраны металлическими решетками. Полы в холодном храме и южном приделе были каменными, а в северном приделе – деревянными. Фасады церкви были выбелены. Вся церковь была покрыта листовым железом, окрашенным масляной краской в зеленый цвет. Главы были выполнены из дерева и обиты «белой жестью». Железные кресты были вызолочены «двойным золотом». (21)

Здание минусинской Спасской церкви вместе с богадельней изображено на городском плане 1868 года, хранящемся ныне в фондах Минусинского государственного архива. (22) (Илл.4- план города 1868г.). В это время комплекс Спасской церкви занимал северо-западную часть обширного пространства Гостинодворской площади. С юга к участку Спасской церкви примыкали два протяженных ряда деревянных торговых лавок, предполагавшихся городским планом к сносу. С запада в линии застройки проходившей здесь улицы находилось здание словесного суда. Фотоснимок 1886 года, запечатлевший Спасскую церковь в окружающей городской застройке, донес до нас архитектурный облик здания до его изменения после реконструкции в начале 20 века. (илл.5-снимок 1886г.) Это же состояние Спасской церкви зафиксировал рисунок Д.Фроста в книге Д.Кеннана «Сибирь и ссылка», изданной в Нью-Йорке в 1891 году. (23) Судя по этому рисунку, в это время стены Спасской церкви имели контрастную расцветку: на фоне окрашенных поверхностей фасадов белым цветом выделялись детали декоративного убранства. Комплекс Спасской церкви был окружен деревянной решетчатой оградой на кирпичных столбах. Имеющийся в наших руках фотоснимок минусинской Спасской церкви конца XIX века представляет возможность более детального рассмотрения первоначального ( с изменениями 1850-х гг.) архитектурного облика здания. (илл.6-фото конца 19в.) Объемная композиция Спасской церкви, изначально включавшая в себя расположенные на одной оси одноглавый храм с полукруглой алтарной апсидой, трапезную с южным приделом и ярусную колокольню, принадлежала к сложившемуся в XVIII веке в храмостроительной практике Центральной Сибири типу русской трапезной церкви. Ядром архитектурных масс Спасской церкви был бесстолпный четверик собственно храма, покрытый высоким сложной формы восьмигранным куполом, над которым возвышался восьмигранный барабан храмовой главы. Первоначально все фасады вертикально вытянутого храмового четверика Спасской церкви завершались высокими щипцами по-барочному вычурно-изогнутой формы, игравшими исключительно важную роль в обогащении силуэта постройки. Ребра установленного на восьмигранной трибуне барабана храмовой главы были оформлены вертикальными волютами, а сам барабан имел купольное покрытие колоколообразной формы. На боковых фасадах храмового четверика оконные проемы, как указывалось выше, располагались в два яруса. Выше окон «второго света» в щипцах находились овальные проемы-люкарны. Обрамление окон четверика рамочными профилированными наличниками простой прямоугольной формы выделяет минусинскую церковь среди других памятников «енисейского круга» рубежа XVIII-XIX веков. Такая форма оконных наличников в совокупности с прямыми сандриками и сандриком треугольной формы над центральным окном «второго света» храмового четверика явственно указывает на растворение приенисейских декорационных традиций во все более усиливающихся влияниях архитектуры классицистического направления. Особенно наглядно это заметно при сравнении с формами оконных обрамлений храмов в селах Арейском (1798-1801г.) и Есаульском (1796-1803гг.) под Красноярском, выстроенных, как указывалось выше, зодчим Дудиным С.О., не задолго до возведения минусинской церкви. Такими же наличниками в виде прямоугольной профилированной рамы были обрамлены все оконные проемы алтарных апсид, боковых приделов и поздних западных пристроек минусинской церкви. Углы объема ее храмового четверика были оформлены широкими плоскими лопатками, лишенными в их верхней части каких-либо украшений. В отличие от них, судя по фотоснимку, лопатки стен западного фасада церкви получили фигурные филенки с размещенными над ними стилизованными изображениями императорской короны. Возможно такими же изображениями изначально были украшены все лопатки стен нижнего яруса здания.

Слегка смещенная к северу от продольной оси здания колокольня Спасской церкви имела традиционное для приенисейских храмов последней четверти XVIII века объемное построение. На низкое четырехгранное основание был водружен высокий двухъярусный восьмигранный столп, в верхней части которого находился «звон» с восемью пролетами. Объем колокольни имел ступенчатое купольное покрытие, повторявшее форму купола храмового четверика. В отличие от шпилеобразных завершений колоколен многих приенисейских церквей конца XVIII века колокольня минусинской Спасской церкви увенчивалась, судя по фотоснимкам, стройным восьмигранным барабаном с вертикальными волютами и колоколообразным куполком.

Первоначальная объемно-планировочная композиция минусинской Спасской церкви принадлежала к большому кругу построек Западной и Центральной Сибири, возведенных в последней четверти XVIII века в стилистике елизаветинского барокко, и восходивших к своему первообразу - церкви Воскресения (1759-1776гг.) на нижнем Базаре в Тобольске. Среди наиболее ранних аналогов тобольского образца, появившихся на территории Приенисейского края, следует назвать Вознесенский летний храм на втором этаже енисейской Преображенской церкви, выстроенный в 1779-1785гг. Этим храмом не исчерпывался ряд обращенных к тобольскому первоисточнику приенисейских построек последней четверти XVIII века. К их числу следует отнести Богоявленскую церковь (1794-1804гг.) в селе Тасееве на реке Усолке канской округи, Спасскую церковь (1796-1803гг.) в селе Есаульском и Троицкую церковь (1798-1817гг.) в селе Арейском под Красноярском, Вознесенскую церковь (1797-1817гг.) в Абаканском остроге, Успенскую церковь (1798-1832гг.) в селе Верхнеимбатском туруханской округи. В отличие от указанных построек, характерных вариативным воспроизведением сложной пятиглавой композиции храмового завершения тобольского образца, Спасскую церковь в селе Минусинском можно отнести к упрощенному варианту (с одним этажом и в одноглавом исполнении завершения храмовой части) этого архитектурного произведения. Однако отступления от первоисточника, обусловленные вероятнее всего соображениями экономического порядка, с лихвой компенсировались в минусинской церкви стремительным вертикализмом и особой гармонией соотношения архитектурных масс храмовой части и колокольни. Необычная стройность колокольни Спасской церкви обеспечивалась удачно найденными соотношениями высоты ее восьмигранного столпа и купольного венчания. Вертикальный размер колоколенного объема (от карниза нижнего яруса до подкупольного карниза) был равен высоте венчающих элементов колокольни (от подкупольного карниза до подкрестного «яблока» главы). Высота же храмового венчания (с учетом купола) почти в полтора раза превышала вертикальный размер храмового четверика. По выразительности своего первоначального силуэта, стремительному взлету архитектурных масс, минусинская Спасская церковь сближалась не только с лучшими сибирскими барочными образцами второй половины XVIII века, но и с известными архитектурными произведениями в духе «растреллиевской школы» европейской части России. Вместе с тем, при всей близости к общесибирской барочной архитектурной традиции (так называемого «тобольского барокко»), сложившейся во второй половине XVIII века, благодаря совместной деятельности столичных архитекторов, представителей сибирского геодезического корпуса и мастеров-тобольчан, Спасская церковь в Минусинске обладала также рядом черт, характерных для построек «енисейского круга». В образном строе минусинской церкви хорошо заметно следование устоявшимся в среде енисейских зодчих приемам организации композиции фасадов храмовых четвериков, никогда не имевших промежуточных вертикальных членений с правдиво выявленной этажностью объема. В ее экстерьере отсутствуют ордерные элементы, игравшие важную роль в оформлении фасадов барочных храмов других сибирских центров каменного дела. Как и в большинстве церковных построек Центральной Сибири XVIII века, возведенных енисейскими уставщиками, алтарная апсида минусинской церкви получила архаичную полукруглую форму, уже давно почти исчезнувшую из храмостроительной практики тобольской и иркутской архитектурных школ. К числу излюбленных архитектурных предпочтений, распространенных в произведениях енисейских зодчих последней четверти XVIII века, относится эффектная форма подглавных барабанов в венчаниях храма и колокольни минусинской Спасской церкви. Среди представителей сибирского цеха мастеров каменных дел, пожалуй, лишь енисейцы были наиболее последовательными приверженцами использования этой формы и изобретательными в ее трактовке.

Конструктивный переход от четверикового объема храма к восьмигранному кирпичному своду минусинской Спасской церкви обеспечивается одноярусными полукруглыми арками, перекинутыми между стенами четверика. Аналогию этому приему мы находим в конструкциях сохранившейся Богоявленской церкви (1808-1825гг.) в селе Подсосенском Назаровского района Красноярского края – еще одном сохранившемся произведении артели енисейского мастера Дудина С.О. Традиционно высокий для построек «енисейского круга» кирпичный свод храмового четверика минусинской церкви не имел светового отверстия в месте стыка граней.

В начале мая 1901 года в Енисейской духовной консистории было рассмотрено предложение причта Спасского собора о необходимости очередного расширения здания ввиду его «маловмещаемости». В своем указе благочинному протоиерею Феодосию Токареву консистория постановила «Разрешить перестройку обоих приделов Собора по проекту, утвержденному строительным отделением, с употреблением на перестройку церковных сумм, означенных в смете». При этом причту и церковному старосте предписывалось образовать из трех достойных прихожан специальный комитет по надзору за предстоящей реконструкцией Спасского собора.(24) В состав этого комитета были избраны минусинские жители: мещане Аристарх Филиппович Персиков и Алексей Андреевич Егонский, а также купец Иван Федорович Занин. В конце мая 1901 года гласные минусинской Городской думы единогласно одобрили проект перестройки собора, согласившись с увеличением здания не только в длину, но и в ширину.(25)

В архивных документах 1900-х годов содержатся сведения о двух проектах переустройства минусинского Спасского собора. Об обстоятельствах разработки и авторе первого из них нам ничего не известно. Второй проект был выполнен енисейским губернским архитектором Александром Александровичем Фольбаумом, имевшим значительную частную проектную практику. На это прямо указывают документы архива. (26) В конце июля 1901 года Фольбаум А.А. направил причту Спасского собора проектные чертежи реконструкции здания для последующего представления их в губернский строительный комитет. Вместе с чертежами собора Фольбаум А.А. представил причту особую записку, в которой рекомендовал привлечь к работам по переустройству Спасского собора опытных подрядчиков – каменщиков Серых и Фомина, отличившихся ранее при строительстве каменной Пророко-Ильинской церкви в селе Каптыревском минусинского уезда, а также пристроек к дому купца Гадалова и зданию женской гимназии в Красноярске. Этот проект расширения Спасского собора был утвержден в губернском строительном комитете 19 сентября 1901 года со сметой в 13 448 рублей и 71 копейку.

В конце октября 1901 года причтом минусинского Спасского собора в Абаканское, Курагинское, Идринское и Шушенское волостные правления, а также в Минусинское городское правление были разосланы уведомления о предстоящих торгах на перестройку здания. Лицам, желающим взяться за работу, предлагалось прибыть на торги «с предоставлением в обеспечение подряда наличных денег, или узаконенного ручательства в размерах третьей части подряда». (27) В результате состоявшихся в ноябре 1901 года торгов подряд был отдан артели мастеровых под началом минусинского мещанина С.Чернова. В ее состав входили штукатур Ф.Фролов, кузнец Кузнецов и столяр Зиеринг. Поставками леса занимался Кузьмин, а железа мещанин Персиков А.Ф. (28)

Основные работы по реконструкции здания Спасского собора, осуществлявшиеся быстрыми темпами, были завершены к середине октября 1902 года. В ходе работ были, видимо, полностью разобраны объемы боковых приделов, а также алтарная апсида холодного храма. В восточной, северной и южной стенах храмового четверика Спасского собора были пробиты широкие арки, а у северного и южного фасадов здания были возведены новые придельные храмы. Их алтарные апсиды были выдвинуты к востоку и примкнули к новой апсиде главного храма. (илл.7-план церкви 1902г.) Стены средних частей новых приделов были подняты до уровня карниза храмового четверика Спасского собора, образовав с ним крупный поперечно ориентированный объем. В завершении северного и южного фасадов этого объема были установлены фигурные щипцы, повторившие форму первоначальных щипцов четверика холодного храма. У западного фасада соборной колокольни была возведена одноэтажная пристройка с главным входом, акцентированным треугольным фронтоном с главой на восьмигранном барабане. Характер произошедших изменений объемной композиции Спасского собора хорошо виден на одной из фотографий здания, выполненных до оштукатуривания его новых архитектурных элементов. (илл.8-фото 1902г.) В акте, составленном архитектором Фольбаумом А.А. 18 октября 1902 г., отмечалось, что все эти работы были исполнены согласно проекта хорошо и прочно за исключением трапезной, которая оказалась «поднята на одну сажень выше, чем назначено по проекту» (29)

Новые элементы объемной композиции Спасской церкви по замыслу их создателя - Фольбаума А.А. получили декоративное оформление в духе архитектурной эклектики. Соблюдая правило стилистической совместимости, в оформлении ребер подглавных барабанов западной пристройки, боковых приделов и алтарных апсид почти с археологической точностью был повторен барочный мотив вертикальных волют сохраненных элементов венчания храма и колокольни. Разительным контрастом на фоне простых полностью убранных с фасадов рамочных наличников первоначальной части здания выглядят богатые оконные обрамления боковых теплых приделов и западной пристройки. Их псевдорусские завершения выполнены в виде массивного профилированного архивольта с килевидным навершием. В отличие от гладких лопаток раннего объема здания углы его новых пристроек обрели широкие пилястры, активно «перфорированные» чередующимися квадратными и прямоугольными филенками. К числу новых элементов, существенно обогативших пластику фасадов Спасской церкви после ее реконструкции, следует отнести высокие парапетные металлические решетки с кирпичными тумбами, установленные на объемах появившихся пристроек. (илл.9-фото церкви 1902г)

Прежние иконостасы придельных храмов Спасской соборной церкви в ходе работ по расширению здания были разобраны, а один из них в последствие, видимо, был передан в молитвенный дом села Мало-Инского. В 1902 году представители его сельского общества обращались к соборному причту с просьбой о пожертвовании одного из этих иконостасов, хранившихся в церковной кладовой. (30) Взамен разобранных алтарных преград в интерьере Спасского собора были установлены новые иконостасы. Согласно ведомости о приходе и расходе денежных сумм по ремонту собора за 1901 и 1902 годы за изготовление иконостаса в южный придел мастеру А.И.Козлову было выплачено тысяча девятьсот рублей, предоставленных минусинской купеческой семьей – Н.М. и М.П. Зайцевыми (31) Иконостас в северный придельный храм был изготовлен в 1904 году также мастером А.И.Козловым на средства, пожертвованные минусинским купцом И.Ф.Заниным. (32) Иконостас главного холодного храма был, видимо, изготовлен позднее. Поскольку, как следует из указа Енисейской духовной консистории благочинному первого участка Минусинского уезда протоиерею Михаилу Лотоцкому, главный Спасский придел соборной церкви было дозволено освятить «малым освящением» в ноябре 1902 года. (33) Освящение южного придела состоялось 26 октября 1904 года, а северного придела 4 декабря 1905 года. (илл.10-фото площади с церковью нач.ХХв.)

Случай с расширением минусинского Спасского собора не единичен в храмостроительной практике Енисейской губернии 1900-1910-х годов. В это время серьезной реконструкции, вызванной необходимостью увеличения площади помещений для богомольцев, подвергся целый ряд каменных городских и сельских церквей. Так, в 1903-1906 годах аналогичным образом, также, видимо, по проекту архитектора А.А.Фольбаума была перестроена Богоявленская церковь в селе Подсосенском Ачинской округи. (34) В 1912 году по проекту енисейского губернского архитектора В.А.Соколовского был значительно расширен Спасский собор в городе Канске (35) Этим же архитектором в сентябре 1902 года составлялся проект расширения Николаевской церкви в селе Рождественском Енисейского округа. (36)

При всей очевидности необходимости капитальной перестройки минусинского Спасского собора, осуществленной в 1900-х годах, приходится с определенным сожалением отметить, что в результате масштабной реконструкции здание соборной церкви в значительной степени лишилось первоначально присущей ему удивительной гармонии архитектурных масс и приобрело весьма эклектичный облик. Тем не менее, здание Спасского собора, как одно из немногих на территории Красноярского края почти полностью сохранившее в своих первоначальных формах особенности художественных и строительных приемов талантливых мастеров-енисейцев - выходцев из самых широких слоев русского населения региона, является ярким материальным свидетельством периода расцвета европеизированного барочного направления в каменном зодчестве Центральной Сибири на рубеже XVIII-XIX вв.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Краткое описание приходов Енисейской епархии, Красноярск,1917 С.127.

  2. МФ ГАКК, ф.17,оп.1,д.29,л.16;

  3. МФ ГАКК, ф.17,оп.1,д.29,л.19-19об.;

  4. МФ ГАКК, ф.17,оп.1,д.29,л.16об.;

  5. Ватин В.А. Село Минусинское / Исторический очерк. Минусинск,1914, С.131.;

  6. Зольникова Н.Д. Сибирская приходская община в XVIII веке. Новосибирск, «Наука» Сиб.отд.,1990, С.122.;

  7. ПСПиР. Т.4. №1539.;

  8. Шумов К.Ю. Собор Спасский, 1803-1813гг.; 1904г. (арх)/ Памятники истории и культуры Красноярского края. Вып.1, Красноярское книжн.изд-во, 1989, С.115-116;

  9. ГАКК,ф.592,оп.1,д.259,л.47;

  10. ТФ ГАТО, ф.341,оп.1,д.40,лл.357об.-358; Шумов К.Ю. Цех мастеров каменных дел Енисейска XVIIIв./Памятники истории и культуры Красноярского края. Вып.2, Изд-во Красноярского педагогического университета, 1992, С.220;

  11. ГАКК,ф.261,оп.1,д.2,л.15;

  12. ГАКК,ф.819,оп.1,д.30,л.26;

  13. МФ ГАКК, ф.17,оп.1,д.29,л.28;

  14. МФ ГАКК, ф.17,оп.1,д.29,л.37;

  15. МФ ГАКК, ф.17,оп.1,д.11,л.161;

  16. ПСЗ. Т.XI. №8625;

  17. ГАКК,ф.674,оп.1,д.216,л.1;

  18. МФ ГАКК, ф.17,оп.1,д.63,л.321;

  19. МФ ГАКК, ф.17,оп.1,д.63,л.221об.;

  20. МФ ГАКК,ф.17,оп.1,д.3,лл.2об.-3;

  21. МФ ГАКК,ф.17,оп.1,д.3,л.3об.;

  22. МФ ГАКК,ф.17,оп.1,д.145,л.1;

  23. Красноярский библиофил. Красн.книжн.изд-во 1987, раздел 3;

  24. МФ ГАКК, ф.17, оп.1, д.414, л.238;

  25. МФ ГАКК, ф.17, оп.1, д.414, л.220;

  26. МФ ГАКК, ф.17, оп 1, д. 418, л. 11; В это же время А.А.Фольбаум состоял архитектором при комитете по строительству в Минусинске каменной Вознесенской церкви – ГАКК,ф.674,оп.1,д.7889,л.8. Им же в мае 1906 года был осуществлен выбор места для постройки каменной церкви в деревне Мало-Минусинской. – ГАКК,ф.595,оп.59,д.448,л.5.;

  27. МФ ГАКК, ф.17, оп.1, д.414, л.293;

  28. МФ ГАКК, ф.17, оп.1, д.418, л.11; В 1906-1911 гг. минусинские мещане С.Чернов и Ф.Фролов работали на строительстве каменной Вознесенской церкви в Минусинске. – Церковь Вознесенская в Минусинске. http://www.naov.ru/;

  29. ГАКК,ф.595,оп.59,д.297, л.15;

  30. МФ ГАКК, ф.17,оп.1,д.448,л.136;

  31. МФ ГАКК,ф.17, оп.1, д.418, л.12; ф.17,оп.1,д.447,л.13; А.И.Козлов принадлежал к фамилии известных мастеров иконостасных дел – выходцев из Кунгура. В конце XIX-начале XXвв. Козловы имели в Красноярске иконописно-иконостасную мастерскую. – Шумов К.Ю. Козловы. Енисейский энциклопедический словарь. Красноярск. КОО Ассоциация «Русская энциклопедия». 1998, С.277;

  32. МФ ГАКК, ф.17,оп.1,д.448,л.132;

  33. МФ ГАКК,ф.17, оп 1, д. 414, л. 124;

  34. Шумов К.Ю. Богоявленская церковь в селе Подсосенском Красноярского края. http://www.naov.ru/).

  35. ГАКК,ф.595,оп.59,д.654,л.8; ф.674,оп.1,д.7958,л.33;

  36. ГАКК, ф.595,оп.59,д.298,л.6;

Статья написана в 2012 году по документальным источникам Красноярского государственного архива и его Минусинского филиала. Автор выражает благодарность сотрудникам Минусинского краеведческого музея за предоставленные материалы.

1. фрагмент карты Енисейской губернии 1830-х годов.
1. фрагмент карты Енисейской губернии 1830-х годов.
2. план церкви 1814г. Графическая реконструкция Шумова К.Ю..
2. план церкви 1814г. Графическая реконструкция Шумова К.Ю..
3. Южный фасад .Графическая реконструкция Шумова К.Ю.
3. Южный фасад .Графическая реконструкция Шумова К.Ю.
4. план города 1868 года.
4. план города 1868 года.
5. снимок 1886 года.
5. снимок 1886 года.
6. фото конца 19 века.
6. фото конца 19 века.
7. план церкви 1902 года. Обмер Шумова К.Ю. 1986г.
7. план церкви 1902 года. Обмер Шумова К.Ю. 1986г.
8. фото 1902 года.
8. фото 1902 года.
9. фото церкви 1902 года.
9. фото церкви 1902 года.
10. фото площади с церковью начала ХХ века.
10. фото площади с церковью начала ХХ века.
11. Фрагмент инвентарного плана 1932 года.
11. Фрагмент инвентарного плана 1932 года.



Кафедра ЮНЕСКО в Красноярске

Фонд Архитектурное наследие Центральной Сибири

Старые фотографии
Информационные партнеры