Перспективы воссоздания Часовни Даниила Столпника в Енисейске

Добавлена: 12.03.2017
Добавил: Admin
Объект:
Перспективы воссоздания Часовни Даниила Столпника в Енисейске

В отечественной градостроительной практике весьма широко распространено критическое отношение к исторической и эстетической ценности воссоздаваемых сегодня полностью или частично утраченных произведений архитектуры прошлого. Однако за справедливыми, в общем, суждениями о недопустимости имитации подлинности архитектурных форм зачастую упускается один из основных аспектов целостного воссоздания безвозвратно потерянного объекта – восполнение утраченных смыслов и значений, важных для национальной культуры в целом. Ведь именно поэтому материальные формы создаваемого вновь произведения архитектуры должны восприниматься не как носители былой подлинности, а как признанный социумом символ утраченной вещи. (1)

В наше время ярким примером реализации общественной потребности в нравственной реабилитации стало восстановление одного из величайших символов национальной духовной культуры – храма Христа Спасителя в Москве. В русле развернувшегося в России процесса воссоздания православных святынь в Красноярске в 2013 году в районе Стрелки было освящено место для размещения собора Рождества Богородицы, варварски уничтоженного в 1930-е годы.

Возможность воссоздания утраченных произведений архитектуры, обладающих особой ценностью и отнесенных к категории объектов культурного наследия, с 2002 года закреплена в законодательстве РФ. Важнейшим условием принятия обоснованного решения о возможности воссоздания утраченного памятника является «наличие достаточных научных данных, необходимых для его воссоздания». (2) Между абстрактной идеей сооружения объекта заново и её реализацией лежит нелегкий и зачастую долгий процесс кропотливой работы над поиском бесспорных документальных источников, необходимых и достаточных для максимально возможного воспроизведения архитектурных форм оригинала.

В 2011 году в связи с приближением 200-летнего юбилея победы русского народа в Отечественной войне 1812 года Красноярским краевым обществом любителей военной истории была выдвинута идея восстановления в енисейском Иверском монастыре здания часовни, возведенной на месте упокоения старца Даниила – героя Бородинского сражения и участника Заграничных походов Русской армии 1813-1814 годов. Решительную поддержку этому начинанию оказали представители духовных властей, выразившие заинтересованность в восстановлении утраченной постройки, связанной с именем Даниила Ачинского – праведника, канонизированного в 1999 году в лике местночтимых святых Сибири. Особый смысл идея воссоздания часовни приобретала в связи с подготовкой правительственной программы, обусловленной предстоящим празднованием 400-летия основания Енисейска - одного из старейших городов Сибири.

С этой целью нами был предпринят расширенный поиск документальных источников, могущих лечь в основу будущего проекта научно-восстановительной реконструкции памятника. В ходе историко-архивных изысканий были выявлены и обобщены значительные по объему материалы описательного и что особенно примечательно изобразительного характера. Важнейшими из них стали полностью сохранившиеся в фондах Енисейского краеведческого музея проектные чертежи здания часовни, созданные рукой архитектора С.С.Худзинского в 1892 году.

Продольно-осевая композиция здания часовни Даниила Столпника, реализованная почти полностью в соответствие с проектом С.С.Худзинского, включала в себя собственно храм с пятигранной алтарной апсидой, небольшой объем притвора и колокольню. План часовни имел крестообразную форму. Главный кубический бесстолпный объем здания завершался «горкой» разновеликих, расположенных "вперебежку" килевидных кокошников, и увенчивался одной массивной луковичной главой на вертикально вытянутом круглом барабане. (илл.1) Двухъярусная колокольня часовни, вследствие своей незначительной высоты играла менее заметную роль в объемной композиции здания. Её четырехгранное основание имело с трех сторон сквозные арочные проемы. Над этим основанием колокольни поднимался также четырехгранный ярус звона, каждая из граней которого была прорезана аркой. Верх арочных пролетов колокольни врезался в основание стройного восьмигранного с небольшой главкой шатра, который служил завершением композиции всего сооружения. (илл.2)

Несмотря на сравнительно небольшие размеры часовня Даниила Столпника, благодаря своей развитой объемно-пространственной композиции, богатой пластике деталей и полихромной расцветке фасадов, имела самостоятельное значение в застройке и живописном силуэте Иверского монастыря. Особенно красиво здание часовни выглядело в зимний период времени, эффектно контрастируя с белоснежным покровом. В то же время весьма тактично внедренная в сложившийся архитектурный комплекс часовня сразу стала восприниматься его неотъемлемой частью. Её островерхая колокольня была гармонично увязана с выдающейся по художественным качествам шатровой колокольней церкви Рождества Христова и шатровыми покрытиями башен монастырской ограды. А декоративный убор часовни хорошо сочетался с красивым узорочьем фасадов Христорождественского храма. (илл.3)

Созданная Худзинским С.С. часовня Даниила Столпника представляла собой стилизацию композиционных приемов и форм московских храмов XVI-XVII веков с включением отдельных элементов «тоновского стиля». Среди целого ряда возможных архитектурных прообразов часовни особо следует назвать Малый (Старый) собор Донского монастыря, возведенный в 1591-1593 годах, а также Казанский собор (1635-1636гг.) на Красной площади в Москве с их поздними шатровыми колокольнями. Примечательно, что обе эти постройки, созданные по указам царей, носили выраженный военно-мемориальный характер.

Как известно, Малый собор Донского монастыря был построен на месте походной церкви, располагавшейся в главном стане русских воинов во время нашествия на Москву хана Казы-Гирея. А Казанский собор был назван в честь чудотворной иконы Божией Матери «Казанская» - главной войсковой святыни ополчения Минина и Пожарского. Представляется вероятным, что донаторами или автором часовни Даниила Столпника в Енисейске выбор в качестве образцов указанных выше московских храмов-мемориалов мог быть сделан не случайно. Ведь созданную в год 80-летия победы русского народа над нашествием «двунадесять языков» часовню предполагалось возвести над местом упокоения старца Даниила не только как праведника, но и как участника Отечественной войны 1812 года. Возможно, именно этими идейно-содержательными обстоятельствами следует объяснять образно-художественный строй енисейской часовни. (3)

Первым этапом осуществления идеи воссоздания часовни Даниила Столпника стал проект регенерации градостроительного комплекса Иверского монастыря в Енисейске, выполненный в 2013 году нами совместно с архитектором Я.В.Никольской. Анализ чертежей планов и графических изображений монастыря XIX-начала XX вв. позволил локализовать место расположения утраченного в 1920-х годах здания, выявить значение архитектурного объема часовни в формировании облика православной обители, а также в основных чертах наметить перспективы её восстановления.

Следующий этап работы, посвященный разработке предложений по воссозданию непосредственно архитектурных форм часовни, нашел отражение в проекте, разработанном нами вместе с архитектором Л.С.Чудиновой в 2014-2015 годах. (илл.4,5,6) Основной достигнутой целью этого проекта стал положительный ответ на вопрос о возможности воссоздания часовни на основе всей совокупности выявленных документальных источников. Обнаруженный же в 2015 году в ходе археологических раскопок на территории Иверского монастыря хорошо сохранившийся фундамент часовни, а также найденные фотоснимки её интерьера, не только подтвердили ранее сделанные нами выводы о первоначальном месте её нахождения, но и окончательно уверили нас в возможности целостного восстановления памятника. (4) (илл.7)

Таким образом, в условиях приближающегося 400-летнего юбилея Енисейска, требующего особого внимания к актуальным проблемам регенерации архитектурно-исторической среды этого города-памятника, наличие полноценной документальной базы (научных данных в трактовке Федерального Закона № 73) и материальных фрагментов здания, дающих необходимые правовые основания для его объявления объектом культурного наследия, позволяет реализовать идею воссоздания часовни Даниила Столпника как выдающегося символа православной духовности и мемориала, связанного с событиями всегосударственного значения исторического прошлого нашего Отечества.

Список литературы

1.Бобров Ю.Г. Теория реставрации памятников искусства: закономерности и противоречия. - М., 2004.

2.Федеральный Закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации № 73-ФЗ от 23.06.2002, Ст.47.

3.Шумов К.Ю. Церковные постройки во имя святого Даниила Ачинского в Енисейской губернии // «Этно-Мир на Енисее», № 9/2013 год.

4.Предварительные материалы научно-технического отчета о проведенных археологических раскопках на территории Иверского монастыря в Енисейске. ООО «Красноярская Геоархеология», 2015г.

1. Часовня Даниила Столпника. арх.Худзинский С.С. 1892г. ЕКМ
1. Часовня Даниила Столпника. арх.Худзинский С.С. 1892г. ЕКМ
2. Часовня Даниила Столпника. фото нач.ХХв. ЕКМ
2. Часовня Даниила Столпника. фото нач.ХХв. ЕКМ
3. Вид на Иверский монастырь в Енисейске. фото рубежа XIX-XX вв.
3. Вид на Иверский монастырь в Енисейске. фото рубежа XIX-XX вв.
4. Из проекта воссоздания Часовни Даниила Столпника, проект регенерации Иверского монастыря
4. Из проекта воссоздания Часовни Даниила Столпника, проект регенерации Иверского монастыря
5. Из проекта воссоздания Часовни Даниила Столпника, южный фасад
5. Из проекта воссоздания Часовни Даниила Столпника, южный фасад
6. Из проекта воссоздания Часовни Даниила Столпника, Вид часовни с юго-запада
6. Из проекта воссоздания Часовни Даниила Столпника, Вид часовни с юго-запада
7. Часовня Даниила Столпника. фото из журнала Кормчий  от 01.01.1907г.
7. Часовня Даниила Столпника. фото из журнала Кормчий от 01.01.1907г.
Имя (Псевдоним):   E-Mail:
Секретный код: сменить цифры   Повторите код:
Полужирный
Наклонный текст
Подчеркнутый текст
Вставка смайликов
Вставка картинки
Вставка цитаты
You Tube
Flash
Разрыв страницы
Закрыть все открытые теги





Кафедра ЮНЕСКО в Красноярске

Фонд Архитектурное наследие Центральной Сибири

Старые фотографии
Информационные партнеры