Архитектурные образы в иконописи Красноярских храмов.

Добавлена: 16.07.2014
Добавил: Yarr
Объект:
Архитектурные образы в иконописи Красноярских храмов.

Русское церковное искусство строго хранит верность историческим данным и особая роль в этом принадлежит архитектуре, которая является неотъемлемой частью многих иконописных сюжетов. Чаще всего она служит фоном для изображаемых событий, даже если само действие замыкается стенами здания.

До XVII века, когда западное искусство еще не имело влияния на русских мастеров, архитектурные образы в иконе представляли собой нагромождение византийских форм, трактовка которых на первый взгляд не имеет логического объяснения. Однако и обратная перспектива и непропорциональность отдельных частей здания только усиливают ощущение нереальности веры и нерациональности Евангельского повествования. Православная иконопись XVIII и XIX вв. перенимая опыт светского искусства, становится реалистичной, утрачивается содержание и символический язык канонической иконы.

Изображения зданий подчиняются законам перспективного сокращения, появляется светотень и многоплановость форм. Церковное искусство принимает черты академической живописи. На иконах повествующих о русских святых, часто помещаются изображения реально существующих зданий, храмов, монастырей, городов с которыми неразрывно была связана земная жизнь данного святого. Это обстоятельство ставит перед мастерами иконного письма новую задачу: соответствие живописного образа с оригиналом. Трактовке архитектурных форм в иконе присуща некоторая степень идеализации, которая предполагает передачу лишь характерных черт сооружения способствующих его узнаваемости, пренебрегая при этом общими пропорциями и деталями памятника.

Примером таковых могут являться стенные росписи северной стены придела Иннокентия Иркутского Троицкого собора, где на фоне изображения монастырского комплекса помещается фигура святого. Эти росписи по своим композиционным приемам и по условности рисунка сохраняют традиции древнего письма, хотя датируются концом XIX века и выполнены в технике масляной живописи. Так в сюжете, посвященном Сергию Радонежскому, достаточно достоверно запечатлены колокольня и Успенский собор Троице – Сергиевой Лавры. В средней части другой композиции, за фигурой Преподобного Тихона Калужского раскрывается панорама неизвестного монастыря представляющего собой ансамбль из нескольких пятиглавых храмов.

Их рисунок достаточно примитивен и условен, так что достоверно установить название обители не представляется возможным. На северном столпе главного храма этой же церкви, на уровне человеческого роста помещена фигура Преподобного Симеона Верхотурского, известного и почитаемого в Сибири святого. Справа от него видна небольшая деревянная церковь на берегу реки. Наиболее распространена другая разновидность иконографии Симеона, когда на заднем плане изображается вид Николаевской Верхотурской обители. В последние годы появилась устойчивая тенденция к украшению стен как старых, так и вновь возведенных храмов стенными росписями, при этом не всегда учитываются традиции и опыт мастеров прошлых веков. Зачастую сюжетика носит случайный характер, таким же случайным оказывается и их цветовое решение.

Яркой тому иллюстрацией может послужить “обновленный интерьер” Покровского кафедрального собора. Новые росписи датируются 1998 годом и выполнены Иваном Обручевым (ему же принадлежит работа над иконостасами первого этажа Благовещенского храма). На парусах трапезной части он поместил погрудные изображения святых: на северном парусе — Сергий Радонежский с видом на Успенский собор Троице – Сергиевой Лавры и неизвестную деревянную церковь, на южном – Серафим Саровский и храмы Оптиной пустыни, на западном – Преподобный Иов игумен Почаевский с изображением Успенского собора Почаевской Успенской Лавры. Таким образом, по замыслу художника, входящий в храм оказывается посреди наиболее почитаемых обителей России и их основателей.

Говоря об узнаваемости зданий, хочется отметить, что, несмотря на неоправданно крупный масштаб, они лишены детальной прорисовки и весьма далеки от оригинала. Было бы логичней увидеть фигуры святых написанных в полный рост и весь комплекс монастырских построек, так как это сделано в росписях Троицкого храма. Говоря о современной иконе, нельзя не упомянуть образ Митрополита Иннокентия (в киоте под стеклом, находящийся на северном столпе собора) с частицей его мощей, написанный по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В композиционный строй иконы, по сторонам благословляющей фигуры святого, включены изображения храма Христа Спасителя, колокольни Иван Великий, колокольни и храма Святого Духа Троице – Сергиевой Лавры.

Московский иконописец с ювелирной точностью передал архитектурный облик зданий, не упуская ни малейшей детали. Подобную же композицию имеет икона Архимандрита Стефана (справа от входа) с видом на храм, условное изображение которого указывает нам на то, что святой чтится Церковью как первосвященник. Иную трактовку изображений архитектурных форм имеют большие иконы южной стены: “Троица” и “Третье обретение главы Иоанна Предтечи”. Здания служат здесь фоном для многофигурных композиций. На иконе Обретения художник показал византийский храм с явными чертами русской архитектуры: пятиглавие с луковичным завершением.

На иконе Троицы (аналогична ей, но меньшая по размеру, храмовая икона Троицкой церкви), следуя древним традициям, здания размещены в левой верхней части доски и имеют обратную перспективу. На северной стене собора есть древняя икона Святителя Митрофана, епископа Воронежского в медной барочной ризе, на которой у ног святого симметрично расположены два одинаковых храма. Возможно, что они не имеют прообраза, и предназначение их заключается в том, чтобы показать принадлежность святого к высшим церковным иерархам. Это не единственный пример чеканных изображений архитектурных форм. Красноярский краеведческий музей (ККМ) хранит оклад с иконы Спасителя, на полях которого показаны все храмы города Енисейска. В воссозданном интерьере придела Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких Благовещенского собора росписи стен появились в 1993 году.

Южная стена повествует о Евангельских событиях (“Введение во храм Богородицы” и “Христос и дети”), а северная посвящена житию Зосимы Соловецкого (“Зосима услышал от Германа, что здесь должен быть монастырь” и “Братия просит Зосиму быть игуменом монастыря”). Иконография этих росписей соответствует памятникам XVII века и здания на них изображены как нагромождение античных форм. Хочется посетовать на невысокий художественный уровень стенописи, хотя благодаря общему цветовому решению, интерьер придела смотрится цельным и законченным.

В фондах ККМ находится образ Абалацкой Божией Матери покровительствующей Знаменскому общежительному скиту (сейчас его остатки можно встретить по дороге на Дивногорск). В верхней части композиции – два ангела на облаках, держащие икону Божией Матери Знамение с фигурами Николая Чудотворца и Марии Египетской в молитвенном предстоянии в клеймах (этот тип иконографии Богородицы получил название Абалацкая), в нижней – в окружении гор и соснового леса деревянный монастырский храм. Благодаря сохранившимся фотографиям с видами построек скита и проекту его реконструкции (дипломный проект 1992г. А. Лукьяновой, руководитель А.Ф. Блохин), можно судить о том, насколько важно для художника было точно изобразить здание церкви.

Несмотря на некоторые перспективные искажения, сохранены пропорции всех частей храма и точно выявлен рисунок и цветовое решение каждой детали. Художник так же с достаточной степенью достоверности передал живописный пейзаж, окружавший территорию скита. Этот памятник прошлого века отличает от вышеперечисленных то, что изображенная на нем Знаменская церковь наверняка написана с натуры и легко узнаваема. Не зря, выполняя проект реставрации, исследователи рассматривали эту икону как документ наряду с фотографическими изображениями.

Изображения архитектуры в иконописи красноярских храмов, конечно, носят провинциальный характер, но и среди них есть памятники достойные внимания исследователя. Дома, храмы, монастыри, города, несмотря на различную степень достоверности, предстают перед нами с иконных досок как реальные свидетели Отечественной истории и истории Церкви.

Савченко А.А. — архитектор

Имя (Псевдоним):   E-Mail:
Секретный код: сменить цифры   Повторите код:
Полужирный
Наклонный текст
Подчеркнутый текст
Вставка смайликов
Вставка картинки
Вставка цитаты
You Tube
Flash
Разрыв страницы
Закрыть все открытые теги





Кафедра ЮНЕСКО в Красноярске

Фонд Архитектурное наследие Центральной Сибири

Старые фотографии
Информационные партнеры