Дом купца Белова в Красноярске

Добавлена: 09.04.2014
Добавил: архитектор
Объект:
Дом купца Белова в Красноярске

Дом купца Савелия Федоровича Белова в Красноярске

(строительная история памятника архитектуры по пр.Мира, 54 в Красноярске)

 

 

Строительная история памятника архитектуры по пр.Мира,54 в Красноярске такова. Согласно Обывательской книге Красноярска 1831-41гг. земельный участок, застроенный позднее изучаемым каменным домом, принадлежал красноярским мещанам Алексею Москвитинову и Прокопию Нашивошникову. На земле А.Москвитинова в это время находился деревянный дом на четырех саженях. В нем располагались одна горница с избой.

На дворе А.Москвитинова были амбар, погреб с надпогребницею. П.Нашивошникову принадлежал деревянный в три сажени по улице дом на подклетном этаже с двумя комнатами наверху и с избой и горенкой внизу. На дворе П.Нашивошникова располагались погреб с надпогребицею и два амбара. Как видно из Обывательской книги Красноярска за 1841-1844 годы и Книги записей жителей Красноярска за 1853-1855 годы, в 1843 и 1844 годах земельные участки, принадлежавшие мещанам А. Москвитинову и П.Нашивошникову, были приобретены красноярским купцом-первогильдейцем Савелием Федоровичем Беловым и оформлены на свою жену — Мавру Герасимовну Белову.

Вместе с участками С.Ф.Беловым были приобретены и находившиеся на них деревянные дома. Купчая крепость на земельный участок, принадлежавший красноярским мещанам Алексею, Захару и Надежде Москвитиновым была оформлена в Енисейском губернском правлении 10 декабря 1843 года. А купчая на земельный участок П.Нашивошникова — 28 июля 1844 года. Судя по записи в Обывательской книге Красноярска за 1844-1847 годы, изучаемый каменный дом был выстроен купцом С.Ф.Беловым в промежуток времени между 1843 и 1844 годами. К такому выводу мы пришли ,сопоставив дату приобретения С.Ф.Беловым земельного участка у Москвитиновых с датой записи, впервые зафиксировавшей наличие каменного дома у С.Ф.Белова.

К этому времени С.Ф.Белов — удачливый золотопромышленник, приехавший в Красноярск из Вязьмы в период золотой лихорадки, скопил достаточное количество капитала, вступил в первую купеческую гильдию и вложил часть своих средств в строительство каменного особняка на Воскресенской улице, недалеко от Покровской площади. Известно также, что в 1847-1850-х годах С.Ф.Белов занимал пост городского головы. Следует отметить, что О.Гулевич, изучавшая памятник в конце 1980-х годов, относит его строительство к 1836-1838 годам и называет его первым владельцем — купца С.Г.Щеголева.

Однако внимательное изучение документов 30-х — 60-х годов XIX века позволяет сделать заключение об ошибочности выводов О.Гулевич. Так, Обывательская книга Красноярска за 1839-1841 годы сообщает лишь о каменном с лавочкой флигеле на усадьбе Щеголевой, ни говоря, ни слова о каменном двухэтажном доме. Проведенный нами анализ развития архитектурного комплекса усадьбы С.Г.Щеголева дает основание отнести появление каменного дома Щеголевых лишь к 1869 году. Об этом прямо показывает запись в Обывательской книге Красноярска за 1859-1870 годы. Благодаря этой сохранившейся Обывательской книге, мы можем представить себе то, каким выглядел в середине XIX века каменный дом М.Г.Беловой.

Это был каменный двухэтажный дом, протяженностью одиннадцать саженей вдоль Воскресенской улицы (23,43м.) Внизу здания располагались три торговые лавки и четыре подсобные комнаты при них. Вверху дома находилось девять комнат. Все здание отапливалось одиннадцатью печами — "галанками". Под зданием находился подвал. На усадьбе, принадлежавшей М.Г.Беловой, находился деревянный двухэтажный флигель, в котором внизу и вверху было по четыре комнаты. Флигель отапливался четырьмя печами, из которых две были русскими. Кроме этого флигеля был еще второй флигель с тремя комнатами. Вместе с флигелями на усадьбе находились: две бани, завозня, каретник, кладовая, конюшни, амбар, два погреба, два подвала, кухня с одной комнатой и русской печью.

Исходя из известного нам времени строительства каменного дома С.Ф.Белова, можно предположить, что стилистически архитектура здания первоначально была близка эстетике позднего классицизма, с характерными для его красноярского варианта упрощенными формами декоративного убранства. Подобную картину нам, например, демонстрируют проекты красноярского архитектора Петра Алексеевича Шарова, выполненные им для красноярских жителей во второй половине 30-х годов ХIХ века.

Вместе с тем следует отметить, что дом С.Ф.Белова изначально строился по типу жилых домов с торговыми помещениями на первом этаже. В свое время возникновение такого типа жилого дома, совмещавшего жилую и торговую функции, было продиктовано развитием капиталистических отношений и формированием новых взглядов на функциональные аспекты архитектуры. С середины 1830-х годов лавки и магазины в первых этажах, например, стали характерной чертой застройки центральной части Петербурга. Так, статистический справочник Петербурга за 1836 год писал: " в последнее время получила чрезвычайное развитие торговля в магазинах, отчего в многолюдных улицах значительная часть жилищ обращается в лавки".

В последующее время это обстоятельство имело важнейшее значение для пересмотра прежних композиционных приемов построения фасадов, разработанных в архитектуре классицизма. Таким образом, каменный дом С.Ф.Белова был одним из первых каменных жилых домов Красноярска нового типа — с торговыми помещениями на первом этаже. Кроме каменного жилого дома, выстроенного на покупном месте у А.Москвитинова, купцу С.Ф.Белову, как указывалось выше, принадлежал еще один земельный участок, располагавшийся рядом. На этом участке находился деревянный дом, ранее принадлежавший красноярскому мещанину Прокопию Нашивошникову.

Как следует из записей в Обывательской книге Красноярска за 1850-53 годы, в это время каменный дом по-прежнему значился за купеческой женой М.Г.Беловой. Дела у С.Ф.Белова шли неплохо, что позволяло ему не только расширять масштабы своей деятельности, но и оказывать по возможности благотворительную помощь. Так во время Крымской войны С.Ф.Беловым в помощь раненым войнам русской армии и ополчению было пожертвовано около тысячи рублей. В 1862 году, как сообщает Обывательская книга Красноярска за 1862-1868 годы усадьба Беловых перешла по наследству дочери М.Г.Беловой — Безносиковой Елизавете Савельевне, жене отставного майора .

По наследству Безносиковой Е.С. перешли также золотопромышленные прииски, поскольку в графе "основное занятие" за ней значится запись — "Промысел золотопромышленный". К 1876 году хозяином усадьбы становится красноярский купец Николай Водовозов. Оценочная ведомость красноярской недвижимости 1876 года оценила домовладение Н.Водовозова, в которое помимо каменного двухэтажного дома входили : кухня, подвалы, бани, конюшни, сараи, завозня и амбары, в десять тысяч рублей. Об обстоятельствах перехода права собственности на усадьбу Безносиковой к купцу Н.Водовозову нам ничего не известно.

Протяженность домовладения Н.Водовозова вдоль Воскресенской улицы в 1876 году составляла 24 сажени в глубину двора — 36 саженей. Возможно, домовладение Безносиковых перешло к Н.Водовозову еще раньше: в 1873 году среди жителей Красноярска Безносиковых не было, а Н.Водовозов числился среди домовладельцев по Воскресенской улице на изучаемых земельных участках. Как сообщает Раскладочная ведомость г.Красноярска в 1873 году ему принадлежал каменный двухэтажный дом с тремя торговыми лавками стоимостью 12000 рублей. Раскладочная ведомость о налоге с красноярской недвижимости за 1881 год сообщает, что к этому времени бывшее домовладение Н.Водовозова перешло к красноярскому купцу Ивану Павловичу Полуянову. Судя по тому, что каменный дом в ведомости указан как не отстроенный, можно предположить, что здание пострадало в апрельском городском пожаре 1881 года и на момент составления ведомости ремонтировалось. В это время на усадьбе находились: кухня, подвал и конюшня. Домовладение И.П.Полуянова было оценено в 15000 рублей.

В 1882 году, судя по записи в Раскладочной ведомости, дом по-прежнему оставался незавершенным . Раскладочная ведомость за 1885 год отметила каменный двухэтажный дом И.П.Полуянова вместе с каменной кладовой, деревянным двухэтажным амбаром, флигелем, кухней и завозней. Все домовладение было оценено в 8500 рублей. Вероятнее всего каменный дом И.П.Полуянова после пожара 1881 года был перестроен по проекту одного из красноярских городских архитекторов: или А.А.Лоссовского, или заступившего на его место в конце 1881 года губернского архитектора С.В.Нюхалова. Не исключено, также, что дом И.П.Полуянова мог быть перестроен по проекту В.Н.Заметаева или унтер-офицера И.Волкова.

Именно этими последними лицами в послепожарный период было разработано большое количество проектов жилых домов для красноярских горожан. Это предположение косвенно подтверждается стилистикой сохранившегося декоративного убранства фасадов здания, совпадающей со стилистикой архитектурных форм, использованных В.Заметаевым и И.Волковым в своих проектах 1880-х годов. Результаты натурного исследования здания дают основание предположить, что в 1880-х годах к северному фасаду здания была выполнена двухэтажная пристройка. В кирпичной кладке стены западного фасада хорошо читается шов между частями здания, возведенными в 1840-х и 1880-х годах. Основной объем здания, выстроенный в 40-х годах ХIХ века был выложен из красного кирпича с верстовой перевязкой кладки.

После того, как была выполнена двухэтажная пристройка, поверхности стен всего здания были заново оштукатурены и отделаны лепным декором (декор новой и старой части здания не отличается). В 1896 году домовладение было приобретено красноярским потомственным почетным гражданином Павлом Степановичем Смирновым, позднее, в 1910-1914 годах, занимавшем пост городского головы. Исполняя должность городского головы, П.С.Смирнов сделал очень многое для устройства в Красноярске водопровода и электрического освещения.

Вследствие больших заслуг в 1913 году городским обществом П.С.Смирнов был избран городским головой на повторный срок. На первом этаже приобретенного дома П.С.Смирнов поместил аптекарский магазин, что вероятно потребовало некоторой перепланировки помещений. Двухэтажный каменный дом с подвальным этажом, принадлежавший провизору П.С.Смирнову, имел длину по Воскресенской улице десять саженей , а внутрь двора — восемь саженей. На первом этаже дома располагались два магазина. В дом вело парадное крыльцо, располагавшееся у восточного фасада здания. Верхний этаж дома состоял из девяти комнат, одной кухни. В нижнем этаже располагалось два магазина "на двух половинах". Одна половина из одного магазина и двух комнат и кухни, вторая половина — из одного магазина двух комнат и кухни в подвальном этаже.

Высота комнат верхнего этажа составляла пять с половиной аршин, комнат нижнего этажа четыре с половиной аршина. На территории усадьбы, помимо каменного двухэтажного дома находились: флигель деревянный новый, крытый железом на каменном фундаменте с подвальным этажом шесть на восемь саженей. В верхнем этаже находилось шесть комнат, кухня, в нижнем этаже четыре комнаты. Кроме того здесь были: флигель деревянный "не старый", двухэтажный крытый тесом, с размерами в плане 3 1/2х 10 сажен. Верх из шести комнат и двух квартир. Внизу высота комнат — 4 1/2 аршина, внизу — 3 1/2 аршин.

Первая квартира состояла из трех комнат, вторая их двух комнат. Здесь же находился еще один флигель деревянный "не старый", крытый тесом, с размерами в плане — 3х5 саженей из четырех комнат и одной кухни. Высота комнат первого этажа — три с половиной аршина. В подвальном этаже каменного дома располагался "мыльный завод из одной комнаты и одной кладовой". В 1913 году каменный дом по-прежнему числился за провизором П. С.Смирновым . После смерти П.С.Смирнова, последовавшей в 1914 году, дом вместе надворными постройками перешел к его наследникам.


Имя (Псевдоним):   E-Mail:
Секретный код: сменить цифры   Повторите код:
Полужирный
Наклонный текст
Подчеркнутый текст
Вставка смайликов
Вставка картинки
Вставка цитаты
You Tube
Flash
Разрыв страницы
Закрыть все открытые теги





Кафедра ЮНЕСКО в Красноярске


Старые фотографии
Партнерские проекты
  • Памятники архитектуры и другие достопримечательности в Риме
    in-rome.ru