Богоявленский собор в Енисейске

Добавлена: 08.04.2014
Добавил: Yarr
Объект:
Богоявленский собор в Енисейске

К ВОПРОСУ О ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ АРХИТЕКТУРНОМ ОБЛИКЕ

БОГОЯВЛЕНСКОГО СОБОРА В ЕНИСЕЙСКЕ

 

Богоявленский собор в Енисейске хорошо известен исследователям сибирского каменного зодчества XVIII века (1). Однако, несмотря на значительное количество публикаций, в богатой строительной истории этого интереснейшего памятника культовой архитектуры еще много неясного. Так, в исследовательской литературе помимо разночтения в датировках основных строительных этапов здания, сложилось устойчивое мнение о том, что каменный Богоявленский собор в Енисейске строился дважды: впервые в 1709-1712 гг., второй раз - заново после пожара 1732 года (2).При этом все без исключения исследователи относят сохранившиеся руины здания к "второму" Богоявленскому собору. Вследствие этого в литературе никогда ранее не ставился вопрос о первоначальном архитектурном облике енисейского Богоявленского собора, возведенного в 1709-1712 гг..

Подобная ситуация сложилась потому, что авторы публикаций, высказывая свое мнение, главным образом опирались на документальные источники XIX века, в основном литературного характера, без соотнесения их с документами XVIII столетия, графическими изображениями собора и результатами натурного изучения его остатков. Между тем комплексный анализ литературных и иконографических источников в сопоставлении с данными натурного изучения здания дает возможность уточнить строительную периодизацию памятника и приблизится к его первоначальным архитектурным формам.

Собор Богоявления с северным придельным храмом Сергия Радонежского был заложен в 1709 году на берегу Енисея внутри укреплений енисейского "малого острога" - деревянного восьмибашенного кремля. Здание строилось на средства прихожан соборной церкви Введения и дворян "по московскому списку" Семена и Епифана Надеиных. Строительство здания осуществлялось артелью енисейских каменщиков под руководством московского подмастерья Федота Меркурьевича Чайки (3) и завершилось в 1712 году (4).

Это здание отметили документальные источники первой четверти XVIII века (5).Материалы же, собранные в 1734-1735 гг. экспедицией Миллера Г.Ф. не только опровергают легенду о гибели Богоявленского собора в пожаре 1732 года, но и дают нам некоторое представление о его архитектурном облике того времени (6). Это становится возможным благодаря наиболее раннему из известных нам графических изображений Богоявленского собора на гравюре Е.А. Федосеева "Вид города Енисейска", выполненной в 1770 году по рисунку талантливого русского гравера и рисовальщика М.И.Махаева (рис.1). Основным источником этой гравюры был рисунок художника отряда Второй Камчатской экспедиции И.Люрсениуса, побывавшего в Енисейске зимой 1734 года. Гравюра не лишена своеобразной художественной выразительности и наряду с несомненной познавательной ценностью обладает характерной для петровского времени значительной документальной точностью.

На гравюре, изображающей живописную панораму столицы Приенисейского края, Богоявленский собор занимает центральное место. Несмотря на определенную условность графического языка и неизбежные искажения, связанные с позднейшими "исправлениями" М.И.Махаевым и Е.А.Федосеевым первоначального рисунка И.Люрсениуса, гравюра с тщательной документальностью передает основные архитектурные качества Богоявленского собора.

Судя по изображению собор принадлежал к типу русской трапезной церкви, получившей широкое распространение в ранний период развития сибирского каменного зодчества в первой четверти XVIII века. Обнаруживая тесную общетипологическую взаимосвязь с современными постройками других центров каменного строительства Урала и Сибири - Троицим собором в Верхотурье (1703-1710гг.), Благовещенской церковью в Тюмени ( 1700-1704гг.), Спасской церковью (1706-1710гг.) и Богоявленским собором в Иркутске (1718-1746гг.), енисейский Богоявленский собор обладал рядом своеобразных черт. Его пропорциональный строй, весь архитектурный образ были глубоко индивидуальны.

В представительном архитектурном облике здания конструктивный тип "восьмерик на четверике" - основное композиционное достижение русского зодчества конца XVII века сочетался с широтно скомпанованной трапезной, изначально включавшей в себя северный придельный храм Сергия Радонежского. Такое построение трапезной при продольно осевом развитии плана здания, восходит к бесстолпным храмам, получившим широкое распространение в посадском строительстве Москвы во второй половине XVII столетия.

В отличие от пятиглавых композиций храмовых венчаний многих современных Богоявленскому собору уральских и сибирских культовых построек, архитектурная композиция его храмового объема завершалась одноглавием. Как и крещатая расстановка глав храмового пятиглавия Троицкого собора в Верхотурье и Богоявленского собора в Иркутске одноглавие енисейского собора являлось, хотя и относительно редким , но весьма характерным для сибирского каменного зодчества первой половины XVIII века архитектурным "украинизмом". Присутствие в архитектуре Богоявленского собора украинизирующих черт не случайно - сибирская культура XVIII века была насквозь проникнута влияниями Украины, благодаря деятельности тобольских митрополитов, чью кафедру с конца XVII века занимали украинские церковные иерархи. Важной стилеобразующей чертой архитектуры Богоявленского собора была барочная форма пластически очерченной кровли храмового восьмерика, образцом которой, возможно, была форма кровель Троицкого собора в Тюмени (1708 - 1715гг.).

Особое значение для раскрытия строительной истории Богоявленского собора и изучения процесса развития его архитектурной композиции имеет рисунок Богоявленского собора, недавно обнаруженный нами в фондах тобольского филиала государственного архива Тюменской области (рис.2). Рисунок собора, выполненный ратманом енисейской провинциальной канцелярии Я.Плотниковым, был составлен в 1759 году, в связи с решением енисейцев выстроить придельный храм Николая Чудотворца во втором ярусе колокольни Богоявленского собора (7).

Лист плотной бумаги, с изображенным на нем южным фасадом здания, относится к разряду так называемых чертежей-предложений, снабженных дополнительными письменными комментариями-"росписями". Такие чертежи в условиях жесткой централизации строительного дела в XVIII веке направлялись на утверждение в вышестоящие органы государственной власти. По характеру своего назначения чертеж Я.Плотникова не имеет ничего общего ни с проектными архитектурными чертежами, ни с набросками-схемами мастеров каменных дел.

При сравнении гравюры Федосеева Е.А. с рисунком Плотникова Я. обнаруживается значительное сходство обоих изображений Богоявленского собора, при некоторых несущественных различиях в прорисовке отдельных деталей. Главным отличием изображенных зданий является придельный храм, показанный на рисунке Плотникова Я. у южного фасада собора. Этот придел был возведен в 1738-1740 гг. и получил название в память о сгоревшей в сентябре 1731 года деревянной соборной церкви Введения (8). Факт значительного сходства изображений дает основание еще раз отвергнуть версию о гибели "первого каменного собора" в пожаре 1732 года. Таким образом,архитектурный облик Богоявленского собора,возведенного в 1709-1712гг., зафиксированный Люрсениусом И. в 1734 году, сохранялся ( с изменениями 1738-1740гг.) вплоть до 1759 года - времени выполнения рисунка Я. Плотниковым. Следовательно мнение о строительстве двух Богоявленских соборов следует признать ошибочным.

Значительные изменения, произошедшие в архитектуре Богоявленского собора во второй половине XVIII века, зафиксировала акварель В.Воронова 1837 года (рис.3). Несмотря на сравнительно невысокое художественное достоинство, акварель является ярким примером массового творчества рядовых художников-видописцев первой половины XIX века, главной задачей которых являлась портретность изображаемого архитектурного или городского пейзажа.

При сравнении акварели с рисунком Я.Плотникова видно, что одноглавую композицию храмового объема Богоявленского собора заменило освященное древнерусской традицией пятиглавие, колокольню завершил стройный шпиль, а над алтарной апсидой главного храма поднялся восьмигранный барабан, увенчаный маленькой граненой главкой. Новые архитектурные элементы , дополнившие объемно-пространственную композицию Богоявленского собора, вероятнее всего, появились в процессе ремонта здания после опустошительного городского пожара 1778 года (9).Благодаря ряду существенных дополнений, определяющую роль в появлении которых сыграли правительственные установки в области архитектуры, здание получило более представительный облик, соответствующий возросшему административно-экономическому и культурному значению Енисейска.

Характерным элементом объемной композиции Богоявленского собора, раскрывающим особенности енисейского каменного зодчества последней четверти XVIII века, стала форма барабанов глав храмового пятиглавия. В их пластически очерченных "оплавленных" силуэтах угадывается мотив вертикальных волют - одной из излюбленных форм европейского барокко. О постепенном проникновении в храмовое зодчество Енисейска архитектурных мотивов европеизированного барокко обеих российских столиц говорит прием завершения композиции соборной колокольни высоким шпилем. Благодаря нему здание Богоявленского собора значительно повысило свою главенствующую роль в иерархии храмов Енисейска и его силуэте.

В таком виде Богоявленский собор просуществовал до начала 1930 -х годов, после чего была разобрана его храмовая часть и венчание колокольни. К сегодняшнему дню сохранилась трапезная Богоявленского собора с придельными храмами и его колокольня с двумя фланкирующими ее палатками XIX века. Изучение кирпичной кладки стен здания полностью подтверждает последовательное изменение архитектурного облика памятника, зафиксированное иконографическими источниками.

Таким образом, комплексное изучение документальных источников в совокупности с натурным исследованием остатков здания позволяет сделать вывод о том, что Богоявленский собор под слоем позднейших наслоений сохранил часть своих первоначальных форм, имеющих отношение к первому строительному периоду 1709-1712 годов. Это обстоятельство дает возможность значительно расширить наши знания о раннем этапе развития каменного зодчества Сибири и особенностях становления его "енисейской школы".

Примечания:

1.Попадюк С.С. Материалы к проекту зон охраны памятников истории и культуры г.Енисейска,М.,"Спецпроектреставрация",1978г.- Архив Центра по охране и использованию памятников истории и культуры Красноярского края.; Гринберг Ю., Роднянская И. Енисейск – город исторический // Декоративное искусство СССР, N 5,1985,с.36.; Горбачев В.Т. О некоторых архитектурных памятниках города Енисейска // Памятники истории и архитектуры Сибири. Новосибирск, "Наука",1986,с.71-73 ; Гринберг Ю.И.,Шумов К.Ю. Енисейск (памятники архитектуры XVIII века) // Памятники истории и культуры Красноярского края. Вып.1, Красноярск, Красн.книжн.изд-во,1989, с.96-99.; Шумов К.Ю. Цех мастеров каменных дел Енисейска XVIII века // Памятники истории и культуры Красноярского края.Вып.2. Изд-во Красноярского педагогического института.1992.с.213-214.; Буланков В.В. Хронология каменных строений в Енисейске в XVIII веке // Памятники истории и культуры Красноярского края.Вып.2. Изд-во Красноярского педагогического института.1992.с.261-262.; Баландин С.Н. Культовое каменное зодчество Сибири в XVIII в.Учебное пособие. Новосибирск, изд-во НАрхИ, 1994.с.70.

2.По сообщению неизвестного автора середины XIX в. первый каменный Богоявленский собор сгорел в 1732 году ( Памятная книжка Енисейской губернии на 1863г.СПб.,1864,С.10. ). Со ссылкой на данный источник московский искусствовед Попадюк С.С.,изучавший в конце 1970- х годов архитектурное наследие Енисейска, считает, что Богоявленский собор сгорел в пожаре 1732 года и был вновь выстроен в 1737-1750 гг.(Попадюк С.С. Указ.соч. С.28). Вслед за Пападюком С.С. эту версию повторяют Гнедовский Б.В. и Добровольская Э. Д. - Гнедовский Б.В.,Добровольская Э.Д. Вверх по Енисею. М.,"Искусство", 1980.С.34. Этого же мнения придерживаются специалисты московского института «Спецпроектреставрация", изучавшие памятник в 1986 году.- Проект реставрации Богоявленского собора в Енисейске.Институт "Спецпроектреставрация" М.,1987, Т.3,кн.3,ч.1,2,С.7.; Красноярский историк Буланков В.В. также считает, что каменный собор Богоявления, выстроенный в 1712 году, после гибели в пожаре (но не ранее 1735 г.) был возведен заново. (Буланков В.В.Указ.соч. С. 261-262). Аналогично думает Баландин С.Н.( С.Н.Баландин Указ. соч.С.70.) Такого же мнения до последнего времени придерживались и мы -Шумов К.Ю. Монументальная культовая архитектура Енисейска XVIII века //Вопросы истории и теории русской и советской архитектуры. Межвуз. тематич.сборник.Л.,1988,С.67; Шумов К.Ю.,Гринберг Ю.И. Указ.соч.,С.96-99.;

3.ЦГАДА,ф.271,оп.1,кн.634,ЛЛ.1056-1057. Ф.Чайка входил в число каменщиков, присланных в 1680 году Сибирским приказом из Москвы в Тобольск на строительство архиерейского двора.- Кочедамов В.И. Тобольск.Тюмень.1963.,С.26.

4.Географический лексикон Российского государства, собранный Ф.Полуниным с предисловием Г.Ф.Миллера. - М.;1773,С.92. На это же указывает в своем словаре А.Щекатов.- Словарь Российского государства, собранный А.Щекатовым - М.,1804, Ч. 2, Спб.,С.418, а также клировая ведомость Богоявленского собора 1841 года - ЕФГАКК,ф.1,оп.1,д.15,Л.9.

5.Messerschmidt D.G.Forschungsreise durch Sibirien.T.1,1721-22, Berlin,S.201.,

6.В ответах енисейской провинциальной канцелярии ,направленных в 1735 году на вопрос анкеты Миллера о пожарных случаях, не содержится данных о гибели Богоявленского собора. - ЦГАДА,ф.199,оп.2, порт.481,ЛЛ.4об.- 5.; ф.199,оп.2.порт.526,ч.2,д.8, Л.5-5об.

7.В 1759-1761 г. над папертью в "праздно находящейся каменной палате" был устроен придельный храм Николая Чудотворца - ТФГАТО, ф.156, оп.1759,ед.хр.80,Л.1.

8.Указ митрополита тобольского Антония от 15 мая 1738 года о строительстве придельного храма Введения пресвятой богородицы был опубликован священником Николаем Малаховым в 1870 г.- Иркутские епархиальные ведомости за 1870г. N 22, С.254. Эти же сведения содержит опись церковного имущества Богоявленского собора 1868 года. -ГАКК,ф.261,оп.1,д.29,Л.52об. Из указа Антония следует, что Введенский придел предполагалось пристроить с юга к существовавшей каменной трапезной, вероятнее всего, имевшей отношение к строительному периоду 1709-1712 гг.

9.В описи архивных дел Богоявленского собора содержатся сведения о грамоте тобольского митрополита Варлаама на освящение престолов и жертвенников главного и придельных храмов после пожара. Грамота датирована 28 сентября 1778 года.- ГАКК,ф.261,оп.1,д.63,Л.20.

 

Список сокращений в статье:

 

ГАКК - Государственный архив Красноярского края

ЕФГАКК- Енисейский филиал государственного архива Красноярского края

ТФГАТО- Тобольский филиал государственного архива Тюменской области

ЦГАДА - Центральный государственный архив древних актов

 


Рис. 1 Е.А. Федосеев Виды городов Илимска и Енисейска, 1770 г.. Гравюра с рисунка И.В. Люрсениуса
Рис. 1 Е.А. Федосеев Виды городов Илимска и Енисейска, 1770 г.. Гравюра с рисунка И.В. Люрсениуса
Рис. 2 Собор Богоявления в Енисейске.Рис.Плотникова Я.1759г.
Рис. 2 Собор Богоявления в Енисейске.Рис.Плотникова Я.1759г.
Рис 3 Акварель В.Воронова, панорма Енисейска, 1837 год.
Рис 3 Акварель В.Воронова, панорма Енисейска, 1837 год.
Богоявленский собор в 1920-е годы.
Богоявленский собор в 1920-е годы.
Фрагмент панорамы Енисейска 1734 года.
Фрагмент панорамы Енисейска 1734 года.
Сброс колоколов с Богоявленского собора, фотография 1930 года.
Сброс колоколов с Богоявленского собора, фотография 1930 года.
Имя (Псевдоним):   E-Mail:
Секретный код: сменить цифры   Повторите код:
Полужирный
Наклонный текст
Подчеркнутый текст
Вставка смайликов
Вставка картинки
Вставка цитаты
You Tube
Flash
Разрыв страницы
Закрыть все открытые теги




Кафедра ЮНЕСКО в Красноярске

Фонд Архитектурное наследие Центральной Сибири

Старые фотографии
Информационные партнеры