Енисейские изразцы XVIII века

Добавлена: 01.12.2018
Добавил: Admin
Объект:
Енисейские изразцы XVIII века

Первые сведения об облицовочной керамике в Енисейске относятся к концу XVII века. В «росписном списке» города 1697 года, составленном при сдаче дел воеводой М.И.Римским-Корсаковым новому енисейскому воеводе Б.Д.Глебову, было упомянуто, что во дворе за острогом, «где преж сего живали дьяки…в передней горнице печь обрасцовая ветхая». В новом воеводском доме, построенном М.И.Римским-Корсаковым, указана «мыльня… в ней кирпичная печь, стороны обрасцовые». (1)

Наиболее ранним типом декоративной керамики была бесполивная терракота («красные изразцы»), получившая значительное распространение в декоративном убранстве фасадов енисейских храмов и интерьеров гражданских зданий. Технология их изготовления была аналогична производству кирпича. Терракотовые плитки оттискивались в резных деревянных формах и украшались разнообразными рельефами. В ранний период развития енисейского каменного зодчества были распространены изразцы с типичными для деревянной резьбы рельефными солярными розетками (рис.1-12). Ими енисейские зодчие очень тактично украшали оконные наличники первых каменных храмов города: Богоявленского собора (1708-1778гг.), Воскресенской церкви (1735-1778гг.) и Спасского собора (1735-1808гг.) мужского монастыря. Часть орнаментов «красных изразцов» Богоявленского и Спасского соборов повторяет мотивы резных шиферных плит на хорах Софийского собора в Киеве (2.).Терракотовые плитки квадратной

формы с редким рисунком лицевой поверхности широко использовались в убранстве фасадов Спасского собора в Енисейске и Спасской церкви в Кежемской торговой слободе на Ангаре, выстроенной енисейскими зодчими в последней четверти XVIII века.(рис.25,26). Среди «красных изразцов» Спасского собора отмечаются круглые и квадратные плитки с орнаментальными элементами, восходящими к мотивам древнерусской аграрно-заклинательной символики, подробно изученной Б.А.Рыбаковым (рис.23,24,27) (3). Присутствие на «красных изразцах» Спасского собора – христианского храма мотивов заклинательной языческой орнаментации свидетельствует о пережитках архаичных традиций двоеверия.

Одним из наиболее поздних вариантов терракотовых плиток были «красные изразцы» енисейской Троицкой церкви (1772-1776гг.), отличающиеся особым изяществом и качеством исполнения. Ими были украшены оконные наличники и стеновые филенки различной конфигурации. Среди «красных изразцов» енисейской Троицкой церкви распространены квадратные плитки с орнаментами квадрифолийной формы (рис.15,16,18) и мотивами процветшего креста (рис.20,22).

Наряду с бесполивной терракотой в енисейской декоративной керамике применялись глазурованные изразцы. Технология их производства была такой же, как при изготовлении терракоты. Главным отличием от последней была обработка лицевых поверхностей изделий стекловидной свинцовой лазурью с добавлением окиси меди. После обжига это создавало глазурованную поверхность зеленого цвета. Такие изразцы имели широкое распространение в облицовочной керамике XVII-XVIII вв. Устюга Великого, Соликамска, Верхотурья, Тюмени, Томска и Иркутска. (4)

Зелеными муравлеными изразцами с изображением двуглавых орлов был украшен фасад придела Иконы казанской богоматери (1773г.) Воскресенской церкви в Енисейске. Опись имущества этой церкви сообщает: «Церковь снаружи на южной стороне украшена изразцовым изображением двуглавого орла, таковым изображением 7-мь и 6-ть колонн изразцовых же…» (5). На керамическую облицовку южного фасада Воскресенской церкви в свое время обратил внимание И.В.Фигуровский. В своей работе, посвященной церквям Енисейска, он писал: «Заслуживают некоторого внимания …зеленые двуглавые орлы и облицовка сохранившиеся от пожара с правой стороны Воскресенского храма…» (6). Придельный храм Иконы казанской богоматери енисейской Воскресенской церкви был разобран в 1960-х годах, в связи с чем, в настоящее время не представляется возможным составить представление об особенностях его изразцового убранства.

В процессе развития в Енисейске «образцового дела» ранние виды облицовочной керамики сменились многоцветными изразцами. Их характерным отличием была обработка лицевых поверхностей изделий непрозрачными эмалями, изготовленными на основе окиси олова (zinn). От этого немецкого слова и произошло название многоцветных изразцов – «ценинные» или «эмалевые». В результате добавления окисей различных металлов мастера-изразечники добивались эмалей четырех цветов: зеленой, синей, желтой и белой. В Енисейске в 70-х годах XVIII века существовали собственные керамические мастерские, в которых изготавливалась цветная поливная керамика. Одним из опытных мастеров-изразечников на енисейском посаде был цеховой Иван Фадеевич Попов, происходивший из старожильческой служилой фамилии (7). В 1773 году «За дело одной израсцовой, а другой кирпишной и за починку других печей» в енисейском Спасском соборе ему было заплачено 10 руб.(8). В 1775 году «За дело в настоятельской келии обрасцовой печи» он получил 11руб. 30коп. (9)

В 1997 году в процессе реставрационных работ на здании гостиного двора в Енисейске были обнаружены фрагменты полихромных изразцов. Судя по сохранившимся следам сажи изразцы, были в употреблении и являются частью «печного набора». Аналогичные им изразцы были найдены в 2003 году под полами придельного храма Покрова богородицы Спасского собора. Вероятнее всего последние изразцы имеют непосредственное отношение к изделиям енисейского изразечника И.Ф.Попова.

В сохранившихся енисейских печных изразцах преобладает яркий изумрудно-зеленый цвет, служивший фоном для лицевой поверхности изделий. Орнаменты геометрического и растительного рисунка, украшающие изразцы, окрашены в желтый, белый, темно-синий и голубой цвета. Сохранился ряд фрагментов изразцов с изображением кувшина, имевшим широкое хождение в изразечной практике того времени. Весьма характерной деталью в орнаментальном наборе изразцов является мотив S-образного рисунка. Сюжетные изразцы отсутствуют.

Все найденные изразцы изготовлены из красной глины, имеют коробчатую румпу. В их состав, предназначавшийся для облицовки печей «ренессансного типа», входят фрагменты лицевых изразцов, а также фрагменты изразцов вспомогательной группы: витых колонок, поясков и карнизов. Часть лицевых изразцов представляют собой элементы композиции декоративных рапортов-вставок.

Краткий обзор основных типов изученных нами изразцов свидетельствует о высокой культуре кирпичного и керамического производства Енисейска в XVIII веке.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. ЦГАДА, ф. 214, кн.1148,лл.71-80об.

2. Орнаменти Cофii киiвськой, Киiв,1949,С.28-29; рис.4,7,9,11,13.

3. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси М, «Наука»,1988,С.575.

4. Косточкин В.В. Чердынь, Соликамск, Усолье. М.,Стройиздат,1988, С.57; Святов В.Н. ,Старков А.В , Чаиркин С.Е. Археологические исследования в г.Верхотурье в 1997г. Археологические и исторические исследования г.Верхотурья. Екатеринбург, 1998, С.151; Черная М.П. Томский кремль. Изд-во Томского университета, Томск, 2002,С.66.; Копылова С.В. Каменное строительство в Сибири, Н.,Наука, 1978, С.119; Н.М.Полунина У истоков каменного града. Иркутск, 1979, С.56-58.

5. ГАКК,ф.179,оп.1,д.7,л.3об.

6. Фигуровский И.В. г.Енисейск и его церковные достопримечательности Енисейские епархиальные ведомости № 6, СПб.,1908,С.26.

7. Цеховой Иван Фадеевич Попов – 55 лет в 1791 году проживал в приходе Преображенской церкви с сыновьями Иваном 18 лет и Стефаном 14 лет, а также родным братом Иваном 49 лет - ГАКК,ф.819,оп.1,д.31,л.2об.

8. ГАКК,ф.258,оп.1,д.11,л.4об.

9. ГАКК,ф.258,оп.1,д.12,л.3об

Статья написана в 2006 году. Впервые опубликована: Сквозь века несущие свет: материалы краевых музейных науч.- образоват. чтений,2006-2008 гг. Краснояр. культурно-ист. музейный комплекс.- Красноярск,2008;

01.Типы рельефных красных изразцов приенисейских храмов XVIIIв.
01.Типы рельефных красных изразцов приенисейских храмов XVIIIв.
02. Типы рельефных красных изразцов приенисейских храмов XVIIIв.
02. Типы рельефных красных изразцов приенисейских храмов XVIIIв.
03.Фрагменты полихромного рельефного изразца с изображением кувшина.Енисейск 1770-е гг.
03.Фрагменты полихромного рельефного изразца с изображением кувшина.Енисейск 1770-е гг.
04.Фрагмент полихромного рельефного изразца.Енисейск. 1770-е гг.
04.Фрагмент полихромного рельефного изразца.Енисейск. 1770-е гг.
05.Фрагмент полихромного рельефного изразца-колонки.Енисейск. 1770-е гг.
05.Фрагмент полихромного рельефного изразца-колонки.Енисейск. 1770-е гг.
06.Фрагменты полихромных рельефных изразцов.Енисейск 1770-е гг.
06.Фрагменты полихромных рельефных изразцов.Енисейск 1770-е гг.
Имя (Псевдоним):   E-Mail:
Секретный код: сменить цифры   Повторите код:
Полужирный
Наклонный текст
Подчеркнутый текст
Вставка смайликов
Вставка картинки
Вставка цитаты
You Tube
Flash
Разрыв страницы
Закрыть все открытые теги




Совесть [CPS] RU

Кафедра ЮНЕСКО в Красноярске

Фонд Архитектурное наследие Центральной Сибири

Старые фотографии
Партнерские проекты
  • Сибирские усадьбы - туристические маршруты по Красноярскому краю
    siberian-manors.ru
  • Памятники архитектуры и другие достопримечательности в Риме
    in-rome.ru