Енисейские изразцы XVIII века

Первые сведения об облицовочной керамике в Енисейске относятся к концу XVII века. В «росписном списке» города 1697 года, составленном при сдаче дел воеводой М.И.Римским-Корсаковым новому енисейскому воеводе Б.Д.Глебову, было упомянуто, что во дворе за острогом, «где преж сего живали дьяки…в передней горнице печь обрасцовая ветхая». В новом воеводском доме, построенном М.И.Римским-Корсаковым, указана «мыльня… в ней кирпичная печь, стороны обрасцовые». (1)
Наиболее ранним типом декоративной керамики была бесполивная терракота («красные изразцы»), получившая значительное распространение в декоративном убранстве фасадов енисейских храмов и интерьеров гражданских зданий. Технология их изготовления была аналогична производству кирпича. Терракотовые плитки оттискивались в резных деревянных формах и украшались разнообразными рельефами. В ранний период развития енисейского каменного зодчества были распространены изразцы с типичными для деревянной резьбы рельефными солярными розетками (рис.1-12). Ими енисейские зодчие очень тактично украшали оконные наличники первых каменных храмов города: Богоявленского собора (1708-1778гг.), Воскресенской церкви (1735-1778гг.) и Спасского собора (1735-1808гг.) мужского монастыря. Часть орнаментов «красных изразцов» Богоявленского и Спасского соборов повторяет мотивы резных шиферных плит на хорах Софийского собора в Киеве (2.).Терракотовые плитки квадратной
формы с редким рисунком лицевой поверхности широко использовались в убранстве фасадов Спасского собора в Енисейске и Спасской церкви в Кежемской торговой слободе на Ангаре, выстроенной енисейскими зодчими в последней четверти XVIII века.(рис.25,26). Среди «красных изразцов» Спасского собора отмечаются круглые и квадратные плитки с орнаментальными элементами, восходящими к мотивам древнерусской аграрно-заклинательной символики, подробно изученной Б.А.Рыбаковым (рис.23,24,27) (3). Присутствие на «красных изразцах» Спасского собора – христианского храма мотивов заклинательной языческой орнаментации свидетельствует о пережитках архаичных традиций двоеверия.
Одним из наиболее поздних вариантов терракотовых плиток были «красные изразцы» енисейской Троицкой церкви (1772-1776гг.), отличающиеся особым изяществом и качеством исполнения. Ими были украшены оконные наличники и стеновые филенки различной конфигурации. Среди «красных изразцов» енисейской Троицкой церкви распространены квадратные плитки с орнаментами квадрифолийной формы (рис.15,16,18) и мотивами процветшего креста (рис.20,22).
Наряду с бесполивной терракотой в енисейской декоративной керамике применялись глазурованные изразцы. Технология их производства была такой же, как при изготовлении терракоты. Главным отличием от последней была обработка лицевых поверхностей изделий стекловидной свинцовой лазурью с добавлением окиси меди. После обжига это создавало глазурованную поверхность зеленого цвета. Такие изразцы имели широкое распространение в облицовочной керамике XVII-XVIII вв. Устюга Великого, Соликамска, Верхотурья, Тюмени, Томска и Иркутска. (4)
Зелеными муравлеными изразцами с изображением двуглавых орлов был украшен фасад придела Иконы казанской богоматери (1773г.) Воскресенской церкви в Енисейске. Опись имущества этой церкви сообщает: «Церковь снаружи на южной стороне украшена изразцовым изображением двуглавого орла, таковым изображением 7-мь и 6-ть колонн изразцовых же…» (5). На керамическую облицовку южного фасада Воскресенской церкви в свое время обратил внимание И.В.Фигуровский. В своей работе, посвященной церквям Енисейска, он писал: «Заслуживают некоторого внимания …зеленые двуглавые орлы и облицовка сохранившиеся от пожара с правой стороны Воскресенского храма…» (6). Придельный храм Иконы казанской богоматери енисейской Воскресенской церкви был разобран в 1960-х годах, в связи с чем, в настоящее время не представляется возможным составить представление об особенностях его изразцового убранства.
В процессе развития в Енисейске «образцового дела» ранние виды облицовочной керамики сменились многоцветными изразцами. Их характерным отличием была обработка лицевых поверхностей изделий непрозрачными эмалями, изготовленными на основе окиси олова (zinn). От этого немецкого слова и произошло название многоцветных изразцов – «ценинные» или «эмалевые». В результате добавления окисей различных металлов мастера-изразечники добивались эмалей четырех цветов: зеленой, синей, желтой и белой. В Енисейске в 70-х годах XVIII века существовали собственные керамические мастерские, в которых изготавливалась цветная поливная керамика. Одним из опытных мастеров-изразечников на енисейском посаде был цеховой Иван Фадеевич Попов, происходивший из старожильческой служилой фамилии (7). В 1773 году «За дело одной израсцовой, а другой кирпишной и за починку других печей» в енисейском Спасском соборе ему было заплачено 10 руб.(8). В 1775 году «За дело в настоятельской келии обрасцовой печи» он получил 11руб. 30коп. (9)
В 1997 году в процессе реставрационных работ на здании гостиного двора в Енисейске были обнаружены фрагменты полихромных изразцов. Судя по сохранившимся следам сажи изразцы, были в употреблении и являются частью «печного набора». Аналогичные им изразцы были найдены в 2003 году под полами придельного храма Покрова богородицы Спасского собора. Вероятнее всего последние изразцы имеют непосредственное отношение к изделиям енисейского изразечника И.Ф.Попова.
В сохранившихся енисейских печных изразцах преобладает яркий изумрудно-зеленый цвет, служивший фоном для лицевой поверхности изделий. Орнаменты геометрического и растительного рисунка, украшающие изразцы, окрашены в желтый, белый, темно-синий и голубой цвета. Сохранился ряд фрагментов изразцов с изображением кувшина, имевшим широкое хождение в изразечной практике того времени. Весьма характерной деталью в орнаментальном наборе изразцов является мотив S-образного рисунка. Сюжетные изразцы отсутствуют.
Все найденные изразцы изготовлены из красной глины, имеют коробчатую румпу. В их состав, предназначавшийся для облицовки печей «ренессансного типа», входят фрагменты лицевых изразцов, а также фрагменты изразцов вспомогательной группы: витых колонок, поясков и карнизов. Часть лицевых изразцов представляют собой элементы композиции декоративных рапортов-вставок.
Краткий обзор основных типов изученных нами изразцов свидетельствует о высокой культуре кирпичного и керамического производства Енисейска в XVIII веке.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. ЦГАДА, ф. 214, кн.1148,лл.71-80об.
2. Орнаменти Cофii киiвськой, Киiв,1949,С.28-29; рис.4,7,9,11,13.
3. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси М, «Наука»,1988,С.575.
4. Косточкин В.В. Чердынь, Соликамск, Усолье. М.,Стройиздат,1988, С.57; Святов В.Н. ,Старков А.В , Чаиркин С.Е. Археологические исследования в г.Верхотурье в 1997г. Археологические и исторические исследования г.Верхотурья. Екатеринбург, 1998, С.151; Черная М.П. Томский кремль. Изд-во Томского университета, Томск, 2002,С.66.; Копылова С.В. Каменное строительство в Сибири, Н.,Наука, 1978, С.119; Н.М.Полунина У истоков каменного града. Иркутск, 1979, С.56-58.
5. ГАКК,ф.179,оп.1,д.7,л.3об.
6. Фигуровский И.В. г.Енисейск и его церковные достопримечательности Енисейские епархиальные ведомости № 6, СПб.,1908,С.26.
7. Цеховой Иван Фадеевич Попов – 55 лет в 1791 году проживал в приходе Преображенской церкви с сыновьями Иваном 18 лет и Стефаном 14 лет, а также родным братом Иваном 49 лет - ГАКК,ф.819,оп.1,д.31,л.2об.
8. ГАКК,ф.258,оп.1,д.11,л.4об.
9. ГАКК,ф.258,оп.1,д.12,л.3об
Статья написана в 2006 году. Впервые опубликована: Сквозь века несущие свет: материалы краевых музейных науч.- образоват. чтений,2006-2008 гг. Краснояр. культурно-ист. музейный комплекс.- Красноярск,2008;
- Памятники архитектуры и другие достопримечательности в Риме
in-rome.ru